СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературному чтению»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока




Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

УУД

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Контроль

Д/З

Дата

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов)

1/1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

1

Комбинированный

Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Научатся определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, ориентироваться в учебнике, сравнивать — находить общее и различия объектов (сказок), самостоятельное маркирование, подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов, формирование понятия «главный герой».определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство);

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, допускать возможность существования разных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, осуществлять работу в паре.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Учебник, сборник русских народных сказок

Вырази тельное чтение

С. 6-16


2/2

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Му­зейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

1

Комбинированный

Связь произведе­ний литературы с произведениями других видов ис­кусств: с живопис­ными и музыкаль­ными произведе­ниями

Иметь представление о тотемах раз­ных народов мира в разные времена.

Научатся изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить го­ризонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способ­ностями и становятся волшебными помощниками героев.

Получат возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

Учебник

Пересказ текста по плану

С. 16-21












3/3

Древнегреческое Сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Научатся анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка».

Учебник

Пересказ текста по плану

С. 22-31


4/4

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Научатся объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшеб­ных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравни­вать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре, вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять поиск и выделение нужной информации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса.

Учебник

Пересказ текста по плану

С. 31-40


5/5

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Научатся находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, компози­цию на египетском папирусе

Учебник, телевизор, компьютер, презентация

Ответы на вопросы

С. 41-45


6/6

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Комбинированный










Произведения уст­ного народного творчества

Научатся находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; да­вать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

Учебник

Ответы на во­просы

С. 45-51


7/7

Русская народная сказка «Морозко»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Научатся определять в сказке

волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки;

телевизор, мультфильм

Вырази-

тельное чтение

Нарисовать картину зимнего леса


8/8

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Научатся сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; да­вать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, соблюдать нормы этикета в общении. Личностные УУД: проявление самоорганизации в учебной деятельности.


Ответы на вопросы



9/9

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Ана­толия Лядова «Баба-яга»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества.

Научатся называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях. Получат возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

диск с записью музыкального произведения

Ответы на вопросы

Пословицы о мужестве


10/

10

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Комбинированный

Произведения уст­ного народного творчества.

Научатся находить признаки волшебных предметов; давать характеристику ге­рою сказки; называть тотемных живот­ных произведения; пользоваться библиотекой

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику ге­рою сказки; называть тотемных живот­ных произведения; пользоваться биб­лиотекой . Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре, участвовать в диалоге на уроке, читать и пересказывать текст, чтение по цепочке.

картина

Чтение по ролям

Нарисовать рисунок к сказке


11/

11


Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка»

1

Комбинированный

Сказки разных народов мира

Научатся работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам


Вырази тельное чтение

Нарисовать волшебную вещь


12/

12

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка»

1

Комбинированный

Сказки разных народов мира

Научатся называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам


Вырази-тельное чтение



13/ 13






Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древ­них представле­ний о мире»

1








Обобщение






Сказки разных народов мира. Произведения устного народного твор­чества

Научатся создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению.

Получат возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.


Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать результат своей работы на уроке, осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: : называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками;

Учебник

Ответы на вопросы





















Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке — интерес к миру чувств (12 часов)

14/

1

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Научатся работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица

Познавательные УУД: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению. Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: оценка своих поступков, действий, слов.


Учебник, сборник былин

Вырази-тельное чтение

С.52-58


15/

2

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Научатся читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять сред­ства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Учебник, сборник былин

Ответы на вопросы

С. 58-64


16/

3

Илья Муромец и Святогор. Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатыри»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Научатся работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать результат своей работы на уроке, осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять сред­ства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев.

репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

Вырази тельное

чтение

Нарисовать

богатыря


17/

4

Былина «Садко». Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости»

1

Комбиниро­ванный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

Научатся анализировать произведение изобразительного искусства; читать бы­лины нараспев; пользоваться библиоте­кой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой. Получат возможность научиться: отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины.

Учебник

Вырази­тельное чтение

С. 65-71


18/

5

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбиниро­ванный

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Научатся сравнивать описание подводно­го царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря;

Учебник, презентация «Сказки Андерсена»

Пересказ текста по плану

С.71-80


19/

6

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Учебник, презентация «Сказки Андерсена»

Пересказ текста по плану

С.81-89


20/

7

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Научатся понимать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя, работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цита­тами из текста;

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: знать творчество Г.-Х. Андерсена., научиться сравнивать описание подводно­го царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена . Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, выражать свои мысли с полнотой и точностью, уважать мнение других.


Ответы на вопросы

Пословицы о храбрости


21/

8

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оло­вянный солдатик»

1

Комбиниро­ванный

Зарубежные автор­ские сказки. Уча­стие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Научатся называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев на­родных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки


Пересказ текста по плану



22/

9


Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений

Научатся отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей. Получат возможность научиться: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев на­родных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки.

Личностные УУД: осмысление смысловых аспектов деятельности и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество для реализации проектной деятельности.




презентация

Пересказ текста по плану

Рисунок к сказке


23/

10

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

1

Комбинированный

Сходство и различие авторской и народной сказки

Научатся анализировать содержание сказ­ки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор.

презентация

Вырази-тельное чтение

Нарисовать портрет маленькой разбойницы


24/

11

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Научатся анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения. Получат возможность научиться: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

музыка Э. Грига (музыкальный центр), компьютер, телевизор

Вырази-тельное чтение



25/

12




Обобщение по теме «Знакомим­ся с повествованиями, основан­ными на фольк­лоре.


1

Обобщение

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Научатся выразительно и осознанно чи­тать текст. Получат возможность научиться: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;


Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий, ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Познавательные УУД: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления;

Учебник




Ответы на воп­росы







Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (12 часов)

26/

1

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Му­зейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Научатся выражать любовь к природе по-разному, работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить зву­ковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины.

Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Познавательные УУД: знать изученные произведения по раз­делу, научиться выразительно и осознанно чи­тать текст. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определение познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: понимать, что выражать любовь к природе можно по-разному, работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить зву­ковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях;

Учебник, презентация картин Левитана И.

Выразите льное чтение

С. 90-100


27/

2




Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

1




Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Научатся определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды;

Учебник, презентация картин М. Врубеля

Чтение наизусть

С.101—

105






28/

3

Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

Комбинированный

Произведения о природе

Научатся выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для вырази­тельного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков.

Учебник

Чтение наизусть

С.106-

109




29/

4

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Научатся определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изо­бразительного искусства. Коммуникативные УУД: выразительное чтение, осуществлять работу в паре, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные УУД: выразительное чтение, осуществлять работу в паре, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование

Учебник

Чтение наизусть

С. 110—

113




30/

5

Владимир Набоков «Обида»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушан­ного произведения

Научатся работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразитель­ности при описании ягод черники.

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 113-

120




31/

6

Владимир Набо­ков «Обида». Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки»

1

Комбинированный

Связь произведе­ний литературы с произведениями других видов ис­кусств: с живопис­ными и музыкальными произведениями

Научатся выделять средства художест­венной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры ге­роев, изображенных на картине. Получат возможность научиться: обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

Учебник

Отвечать на во­просы

С. 120-

127




32/

7

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

1

Комбинированный

Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев

Научатся сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора.

Учебник

Вырази-тельное

чтение

С.127-

130




33/

8

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лу-чишкина «Шар улетел»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

произведения.

Научатся работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения. Получат возможность научиться: обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразитель­ности при описании ягод черники. Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в диалоге на уроке.

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 130-

133




34/

9

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

Научатся давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского.

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: выделять средства художест­венной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры ге­роев, изображенных на картине. Коммуникативные УУД: чтение по цепочке, уметь слушать и вступать в диалог


презентация произведений В. Драгунского

Вырази- тельное чтение


Вспомнить рассказы Драунского из 2 класса


35/

10

Борис Сергуненков «Конь Моты­лек». Репродукция картины В. Ба­тенина «Голуби в небе»

1

Комбиниро­ванный

Связь произведе­ний литературы с произведениями других видов ис­кусств: с живопис­ными и музыкальными произведениями

Научатся сравнивать произведения живо­писи и литературные произведения; анализировать содержание произведе­ния; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова.

Учебник репродукция картины В. Ба­тенина «Голуби в небе»

Отвечать на во­просы

С. 133-136


36/

11

Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

Иметь представление об изготовлении офорта. Научатся анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление об изготовлении офорта, уметь анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения.


Пересказ текста по плану

Прочитать любой рассказ М. Пришвина


37/

12




Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

1

Обобщение

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений.

Научатся выразительно и осознанно читать текст.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке.

Учебник


Ответы на вопросы






Рисунок о красоте природы.










Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (14 часов)

38/

1

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Комбиниро­ванный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Научатся работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных ге­роях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать изученные произведения по разделу,

уметь выразительно и осознанно читать текст.

Знать содержание основных литературных

произведений, изученных в классе, их авторов и названия,

названия 1-2 детских журналов и их основное содержание,

основной вектор движения художественной культуры: от

народного творчества к авторским формам


Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивание своей работы на уроке. Познавательные УУД: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-

Бельского «Ученицы», «У дверей школы».

Учебник

Ответы на во­просы

С.137-

141




39/

2

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Комбинированный

Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Научатся работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев.

Учебник

Вырази-

тельное чтение

С.142-

146




40/

3

Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

Научатся цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы».

Учебник презентация картин Н. Богданова-Бельского.

Пересказ текста по плану

С. 147-

152




41/

4

Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

Научатся работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения.


Учебник, презентация «А. Чехов»

Вырази-тельное чтение

С.152-

161




42/

5

Антон Чехов «Мальчики»

1




Комбиниро­ванный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Научатся работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения.

Регулятивные УУД: оценивание своей работы на уроке. Познавательные УУД: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения.

Учебник

Вырази тельное чтение

С. 162-

167




43/

6

Антон Чехов «Мальчики»


1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге

Научатся делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;






Учебник

Проверка навыков чтения

С.167-

172




44/

7

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Научатся работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения. Составлять небольшое письмен­ное высказывание по литературному произведению. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст.

Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе.

Презентация «Антоний Погорельский»

Пересказ текста по плану

Нарисовать фантастическое подземное царство


45/

8

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Произведения классиков детской литературы.

Научатся выделять важные события в жизни героя.

мультфильм, телевизор

Пересказ текста по плану

Придумать свою сказку о любом волшебном жи вотном


46/

9

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений

Научатся доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию.


Вырази-

тельное

чтение

Нарисовать своё сказочное животное


47/

10

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

События, составляющие основу произведения

Научатся анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части


Пересказ текста по плану





48/

11

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Научатся выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;


Ответы на вопросы

Нарисовать словесный портрет Алёши


49/

12

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание переживаний героев

Научатся анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста.


Вырази-тельное чтение

Пословицы о доброте


50/

13

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Обобщение

Связь названия с темой текста, мысль текста

Научатся выразительно и осознанно читать текст.

Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста


Ответы на вопросы



51/

14

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

Обобщение

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях




Научатся выразительно и осознанно чи­тать текст.


Учебник

Ответы на вопросы



Тест

С. 173—

176




Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА (11 часов)

52/

1


Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1


Комбинированный




Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Научатся работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о понятиях «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

научиться находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы). Коммуникативные УУД: чтение по цепочке, работа в группе.

Учебник, презентация картины Ван Гога

Вырази-тельное чтение

С. 6-13









53-54/

2-3

Людмила Улицкая «Бумажная победа» Поход в «Музейный дом»

2

Комбинированный


Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Научатся работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения.

Учебник

Пересказ текста по плану

С. 14-29


55/

4




Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»


1

Комбинированный


Связь названия с темой текста, мысль текста

Научатся цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения;

Учебник


Ответы на вопросы

С. 29-32


56/

5












Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огоро­женное поле»


1

Комбинированный












Восприятие и понимание пережи­ваний персонажей. Связь произведе­ний литературы с произведениями других видов ис­кусств: с живопис­ными и музыкаль­ными произведе­ниями

Научатся различать произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой, выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства ху­дожественной выразительности; срав­нивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу кра­соты; зачит Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;ывать строки из текста.

Коммуникативные УУД: самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром.

Познавательные УУД: свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации



Предметные УУД: влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека

Учебник

Вырази­тельное чтение

С. 33-36













57/

6

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Комбинированный

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения

Научатся читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые вы­ражения

Учебник

Ответы на вопросы

С. 37-39,

Наи зусть




58/

7

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

1

Комбинированный

Различение жанров литературных произведений

Научатся понятиям «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа»; находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

Учебник

Чтение наизусть

С.39-40


59/

8

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бума­га, все карандаши»

1

Комбинированный

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержа­ния литературного произведения: те­ма, главная мысль, события, их последовательность

Научатся цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявле­ний жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и ос­новное содержание литературного произведения

Коммуникативные УУД:

самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром



Познавательные УУД: свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации

Предметные УУД:

влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека

Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 41-43


60/

9

Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении

Научатся работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини


Вырази-тельное чтение

Составь 2 правила поведения в театре




61/

10

Сергей Козлов «Лисичка»

1

Комбинированный

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уров­не главной мысли произведения

Научатся объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений


Вырази-тельное чтение

Придумать своё название к произведению


62/

11


Обобщение по теме «Пыта­емся понять, как на нас воздейст­вует КРАСОТА»

1

Обобщение

Различение жанров литературных произведений.

Научатся выразительно и осознанно чи­тать текст

Репродукции картин о природе

Ответы на вопросы




Описать устно любимый цветок


Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (9 часов)

63/

1

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Научатся анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения.


Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.




Учебник

Ответы на вопросы

С. 44-54


64/

2


Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Научатся описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части.

Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 54-62


65/

3

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Различение жанров литературных произведений. По­строение неболь­шого монологиче­ского высказы­вания

Научатся давать характеристику героям произведения; пользоваться библиоте­кой; выразительно читать текст; пере­сказывать по плану

Учебник

Ответы на во­просы

С.63-70


66/

4

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Произведения о детях. Герои произведения

Научатся объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать свою работу на уроке.


Познавательные УУД: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиоте­кой; выразительно читать текст; пере­сказывать по плану.


Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.


Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения.


Учебник,

Вырази-тельное чтение

С. 70-75


презентация «А. Экзюпери»

67/

5

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

Научатся объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 75-81


68/

6

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Научатся пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

презентация «К. Паустовский»

Ответы на вопросы

Прочитать любое произведение К. Паустовского




69/

7

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Комбинированный

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения

Научатся дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким прие­мом пользуется автор при описании зимнего пейзажа

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 163-

170




70/

8

К. Паустовский «Теплый хлеб». Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской».

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями

Научатся : доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения.

Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Регулятивные УУД: умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач

Коммуникативные УУД: грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками


репродукции картин, запись музыки «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха

Вырази-тельное чтение

Пословицы о добре




71/

9

Обобщение по теме «Приближаемся к раз­гадке тайны осо­бого зрения. Выясняем, что по­могает человеку стать человеком»

Проверочная работа по теме

1

Обобщение

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведе­ний

Научатся выразительно и осознанно чи­тать текст











Ответы на вопросы








Пословицы о хлебе


Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (13 часов)

72/

1

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

1

Комбинированный

Построение небольшого монологического высказывания

Научатся работать с иллюстрациями; вы­делять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей.

Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Личностные УУД: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности

Коммуникативные УУД: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

Познавательные УУД: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Леонардо да Винчи, презентация «Леонардо да Винчи»

Выразите льное чтение

С.82-90


73/

2

Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пи­кассо «Плачу­щая женщина», Э. Мунка «Крик»

1

Комбиниро­ванный

Понимание содер­жания литературно­го произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность.

Научатся пользоваться библиотекой; ана­лизировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные рабо­ты П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Предметные УУД: определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитан­ного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно де­лать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нор­мами

Личностные УУД: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности

Коммуникативные УУД: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

Познавательные УУД: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Предметные УУД: определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитан­ного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно де­лать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нор­мами

Учебник, репродукции картин

Вырази­тельное чтение

С. 90-100


74/

3








Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»






1

Комбинированный

Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениям

Научатся анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Учебник, репродукции картины






Ответы на вопросы


С.101—

104




75/

4

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов ис­кусств

Научатся сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

Учебник, репродукции картин, презентация «Анна Ахматова»

Чтение наизусть

С.104-107


76/

5

А.Кушнер «Сирень». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины «Сирень»

1


Комбинированный

Эмоциональ но- нравственные переживания героев и автора произведе­ния. Связь произведений литерату­ры с произведениями других видов искусств

Научатся сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мне­ние; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения




Учебник, репродукции картин


Чтение наизусть

С. 108 -111


77/

6

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Проверка навыков чтения

1

Комбинированный

Построение небольшого монологического высказывания

Научатся выделять средства художест­венной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать

Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: доказывать свое мне­ние; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения. Личностные УУД: осознание смысловых аспектов деятельности, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные УУД: чтение по цепочке





Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.



Познавательные УУД: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать.


Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определение познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения.


Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению.








Познавательные УУД: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать.


Учебник, презентация о творчестве В. Маяковского

Вырази­тельное чтение

Проверка навыков чтения

С.112-114


78/

7

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

Научатся выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

Учебник, презентация о творчестве Фета

Чтение наизусть

С.115-118


79/

8

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Научатся выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Учебник

Чтение наизусть

С. 118-120


80/

9

М. Лермонтов «Парус»

1

Комбиниро­ванный

Произведения выдающихся предста­вителей русской литературы.

Научатся находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

Учебник, презентация «Лермонтов»

Чтение наизусть

С.120-122, наизусть


81/

10

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств

Научатся работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности.

Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Учебник

Вырази-тельное чтение

С. 122-

124




82/

11

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

1

Комбинированный

Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Научатся выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

Учебник, презентация «С. Маршак»

Чтение наизусть

С.125-

127




83/

12




А. Пушкин «Евгений Онегин». «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Учебник презентация «А.С. Пушкин»

Чтение наизусть

С.128-

130




84/

13






Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда» Проверочная работа по теме

1




Обобщение






Различать жанров произведений. Герои произведения

Научатся выразительно и осознанно читать текст

Учебник, презентации детей по теме

Пересказ текста по плану

Тест







Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (19 часов)

85/

1

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

1

Комбиниро­ванный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Научатся анализировать содержание ли­тературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом) Познавательные УУД: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного

Учебник, презентация «Л. Пантелеев»

Вырази­тельное чтение

С.130-139


86/

2

Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Научатся работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

Учебник

Вырази-

тельное

чтение

С.140-

146




87/

3

Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность.

Научатся анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

Учебник, репродукции картин

Пересказ текста по плану

С.147-

150




88/

4






Анна Ахматова «Памяти друга»

1

Комбиниро­ванный

Герои произведения. Понимание содержания лите­ратурного произве­дения: тема, глав­ная мысль (идея), события

Иметь представление о том, что кон­траст бывает цветовой и звуковой.

Научатся работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описы­вать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство худо­жественной выразительности – контраст.

Получат возможность научиться: устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.


Учебник

Чтение

наизусть

С 151—

152




89/

5

Н. Рыленков «К Родине»

1

Комбиниро­ванный

Произведения вы­дающихся предста­вителей русской литературы

Научатся работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; опи­сывать пейзаж; определять главного ге­роя стихотворения

Предметные УУД: исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать


Учебник

Чтение наизусть

С.152-153


90/

6

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями

Научатся делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение.

Получат возможность научиться: устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Учебник, запись на диске музыки С. Рахманинова

Чтение наизусть

С.154—

155




91/

7

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль.

Научатся определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать



Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)



Познавательные УУД: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного

Предметные УУД:

исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)









Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)

Учебник, репродукция картины

Чтение

наизусть

С.156-

159




92/

8

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских во­рот». Древнегреческий гимн природе. Государствен ный гимн Российской Федерации

1

Комбиниро­ванный

Чтение вслух доступного текста целыми словами.. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями

Научатся сравнивать современную фото­графию с видом Спасской башни и ре­продукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах;

Учебник, репродукция картины

Вырази­тельное чтение

С.159-162


93/

9

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

1

Комбинированный

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями

Научатся сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение. Получат возможность научиться: устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Учебник, репродукция картины

Ответы на вопросы

С.163-

167




94/

10

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Научатся объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творче­стве А.Пушкина




Учебник

Чтение наизусть

С.167-

169




95/

11

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у лю­дей нет будуще­го. Задумываемся над тем, что та­кое отечество» Проверочная работа

1

Обобщение

Развитие сюжета произведения. Выразительное чте­ние. Произведения классиков детской литературы

Научатся выразительно и осознанно чи­тать текст

Учебник

Отвечать на во­просы







Тест



96/

12

Путешествие в Казань. В мас­терской худож­ника

1

Комбиниро­ванный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. По­строение неболь­шого монологиче­ского высказывания о произведении (героях, событиях)

Научатся рассказывать о творчестве ху­дожника.

Получат возможность научиться: понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).










Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать



Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)

Познавательные УУД: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного

Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества

Предметные УУД:

исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)


Вырази­тельное чтение



97/

13

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции кар­тин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль»

1

Комбиниро­ванный

Умение задавать вопросы по содер­жанию прочитанного. Связь произведений литера­туры с произведе­ниями других видов искусств

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Научатся пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

репродукции картин

Пересказ текста по плану

Нарисовать «любимое» здание своего посёлка




98/

14




Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»




1

Комбинированный


Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутрен­него мира героя

Научатся различать выдающихся представителей русской литературы, класси­кой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубеж­ной литературы


Учебник




Ответы на во­просы




Рисунок на «вольную» тему


99/

15

Олимпиада «Че­ловек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»

1

Комбинированный

Понимание содер­жания литературно­го произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность

Научатся различать творчество выдающихся пред­ставителей русской литературы, класси­ков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубеж­ной литературы

Учебник


Вырази­тельное чтение

Подготовить «любимый» стих


100/

16

Олимпиада «Че­ловек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»

1

Комбинированный

Чтение вслух до­ступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Научатся различать творчество выдающихся пред­ставителей русской литературы, класси­ков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубеж­ной литературы

Учебник









Свою лучшую поделку


101/

17

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, на­стоящее и будущее»

1

Обобщение

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Научатся выразительно и осознанно чи­тать текст

Учебник


Проверка навыков чтения

С.170-171


102/

18

Итоговое заседа­ние клуба «Ключ и заря»

1

Обобщение

Понимание основ­ного содержания услышанного про­изведения

Научатся писать письмо в клуб «Ключ и заря»

Учебник

Фронталь ный опрос



СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета _______________ Рябоволова И.А.

МБОУ Краснооктябрьская СОШ ____ _______________ 20____ года

от ____________20__ года № _____

_______________ Рябоволова И.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!