№ п/п | Тема урока
| Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | УУД | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Контроль | Д/З | Дата |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (13 часов) |
1/1 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей» | 1 | Комбинированный | Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Научатся определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья. | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, ориентироваться в учебнике, сравнивать — находить общее и различия объектов (сказок), самостоятельное маркирование, подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов, формирование понятия «главный герой».определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); Коммуникативные УУД: вступать в диалог, допускать возможность существования разных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, осуществлять работу в паре. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. | Учебник, сборник русских народных сказок | Вырази тельное чтение | С. 6-16 | |
2/2 | Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Научатся изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев. Получат возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках; | Учебник | Пересказ текста по плану | С. 16-21 |
|
3/3 | Древнегреческое Сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Научатся анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка». | Учебник | Пересказ текста по плану | С. 22-31 | |
4/4 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Научатся объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре, вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять поиск и выделение нужной информации. Личностные УУД: проявление познавательного интереса. | Учебник | Пересказ текста по плану | С. 31-40 | |
5/5 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Научатся находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, композицию на египетском папирусе | Учебник, телевизор, компьютер, презентация | Ответы на вопросы | С. 41-45 | |
6/6 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | Комбинированный
| Произведения устного народного творчества | Научатся находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | Учебник | Ответы на вопросы | С. 45-51 | |
7/7 | Русская народная сказка «Морозко» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Научатся определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; | телевизор, мультфильм | Вырази- тельное чтение | Нарисовать картину зимнего леса | |
8/8 | Русская народная сказка «Финист - ясный сокол» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Научатся сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, соблюдать нормы этикета в общении. Личностные УУД: проявление самоорганизации в учебной деятельности. | | Ответы на вопросы | | |
9/9 | Русская народная сказка «Финист - ясный сокол». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. | Научатся называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях. Получат возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках; | диск с записью музыкального произведения | Ответы на вопросы | Пословицы о мужестве | |
10/ 10 | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. | Научатся находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой . Коммуникативные УУД: осуществлять работу в паре, участвовать в диалоге на уроке, читать и пересказывать текст, чтение по цепочке. | картина | Чтение по ролям | Нарисовать рисунок к сказке | |
11/ 11 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка» | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира | Научатся работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | | Вырази тельное чтение | Нарисовать волшебную вещь | |
12/ 12 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка» | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира | Научатся называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | | Вырази-тельное чтение | | |
13/ 13
| Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1
| Обобщение
| Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | Научатся создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению. Получат возможность научиться: отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках. | Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать результат своей работы на уроке, осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: : называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; | Учебник | Ответы на вопросы |
|
|
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке — интерес к миру чувств (12 часов) |
14/ 1 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Научатся работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица | Познавательные УУД: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению. Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: оценка своих поступков, действий, слов. | Учебник, сборник былин | Вырази-тельное чтение | С.52-58 | |
15/ 2 | Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Учебник, сборник былин | Ответы на вопросы | С. 58-64 | |
16/ 3 | Илья Муромец и Святогор. Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатыри» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения | Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать результат своей работы на уроке, осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев. | репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь» | Вырази тельное чтение | Нарисовать богатыря | |
17/ 4 | Былина «Садко». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Научатся анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой. Получат возможность научиться: отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины. | Учебник | Выразительное чтение | С. 65-71 | |
18/ 5 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Научатся сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; | Учебник, презентация «Сказки Андерсена» | Пересказ текста по плану | С.71-80 | |
19/ 6 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Учебник, презентация «Сказки Андерсена» | Пересказ текста по плану | С.81-89 | |
20/ 7 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Научатся понимать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя, работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Познавательные УУД: знать творчество Г.-Х. Андерсена., научиться сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена . Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, выражать свои мысли с полнотой и точностью, уважать мнение других. | | Ответы на вопросы | Пословицы о храбрости | |
21/ 8 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Научатся называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | | Пересказ текста по плану | | |
22/ 9 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка» | 1 | Комбинированный | Различение жанров произведений | Научатся отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей. Получат возможность научиться: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки. Личностные УУД: осмысление смысловых аспектов деятельности и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество для реализации проектной деятельности.
| презентация | Пересказ текста по плану | Рисунок к сказке | |
23/ 10 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка» | 1 | Комбинированный | Сходство и различие авторской и народной сказки | Научатся анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор. | презентация | Вырази-тельное чтение | Нарисовать портрет маленькой разбойницы | |
24/ 11 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения. Получат возможность научиться: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; | музыка Э. Грига (музыкальный центр), компьютер, телевизор | Вырази-тельное чтение | | |
25/ 12
| Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. | 1 | Обобщение | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Научатся выразительно и осознанно читать текст. Получат возможность научиться: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; | Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий, ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. Познавательные УУД: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; | Учебник
| Ответы на вопросы | |
|
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (12 часов) |
26/ 1 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся выражать любовь к природе по-разному, работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины. | Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Познавательные УУД: знать изученные произведения по разделу, научиться выразительно и осознанно читать текст. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определение познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению. Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: понимать, что выражать любовь к природе можно по-разному, работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; | Учебник, презентация картин Левитана И. | Выразите льное чтение | С. 90-100 | |
27/ 2
| Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина» | 1
| Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; | Учебник, презентация картин М. Врубеля | Чтение наизусть | С.101— 105 |
|
28/ 3 | Николай Заболоцкий «Оттепель» | 1 | Комбинированный | Произведения о природе | Научатся выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков. | Учебник | Чтение наизусть | С.106- 109 |
|
29/ 4 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Научатся определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения. | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства. Коммуникативные УУД: выразительное чтение, осуществлять работу в паре, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные УУД: выразительное чтение, осуществлять работу в паре, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование | Учебник | Чтение наизусть | С. 110— 113 |
|
30/ 5 | Владимир Набоков «Обида» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Научатся работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники. | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 113- 120 |
|
31/ 6 | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине. Получат возможность научиться: обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения; | Учебник | Отвечать на вопросы | С. 120- 127 |
|
32/ 7 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | 1 | Комбинированный | Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев | Научатся сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора. | Учебник | Вырази-тельное чтение | С.127- 130 |
|
33/ 8 | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лу-чишкина «Шар улетел» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Научатся работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения. Получат возможность научиться: обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения; | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники. Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в диалоге на уроке. | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 130- 133 |
|
34/ 9 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Научатся давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского. | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине. Коммуникативные УУД: чтение по цепочке, уметь слушать и вступать в диалог | презентация произведений В. Драгунского | Вырази- тельное чтение | Вспомнить рассказы Драунского из 2 класса | |
35/ 10 | Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова. | Учебник репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе» | Отвечать на вопросы | С. 133-136 | |
36/ 11 | Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Иметь представление об изготовлении офорта. Научатся анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения. | Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: иметь представление об изготовлении офорта, уметь анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения. | | Пересказ текста по плану | Прочитать любой рассказ М. Пришвина | |
37/ 12
| Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» | 1 | Обобщение | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. | Научатся выразительно и осознанно читать текст. | Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. | Учебник | Ответы на вопросы
| Рисунок о красоте природы. |
|
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (14 часов) |
38/ 1 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Научатся работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения. | Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: знать изученные произведения по разделу, уметь выразительно и осознанно читать текст. Знать содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия, названия 1-2 детских журналов и их основное содержание, основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивание своей работы на уроке. Познавательные УУД: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы». | Учебник | Ответы на вопросы | С.137- 141 |
|
39/ 2 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Научатся работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев. | Учебник | Вырази- тельное чтение | С.142- 146 |
|
40/ 3 | Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Научатся цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы». | Учебник презентация картин Н. Богданова-Бельского. | Пересказ текста по плану | С. 147- 152 |
|
41/ 4 | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Научатся работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения. | Учебник, презентация «А. Чехов» | Вырази-тельное чтение | С.152- 161 |
|
42/ 5 | Антон Чехов «Мальчики» | 1
| Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Научатся работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения. | Регулятивные УУД: оценивание своей работы на уроке. Познавательные УУД: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения. | Учебник | Вырази тельное чтение | С. 162- 167 |
|
43/ 6 | Антон Чехов «Мальчики» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге | Научатся делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
| Учебник | Проверка навыков чтения | С.167- 172 |
|
44/ 7 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения | Научатся работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». | Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения. Составлять небольшое письменное высказывание по литературному произведению. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе. | Презентация «Антоний Погорельский» | Пересказ текста по плану | Нарисовать фантастическое подземное царство | |
45/ 8 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. | Научатся выделять важные события в жизни героя. | мультфильм, телевизор | Пересказ текста по плану | Придумать свою сказку о любом волшебном жи вотном | |
46/ 9 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений | Научатся доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию. | | Вырази- тельное чтение | Нарисовать своё сказочное животное | |
47/ 10 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Комбинированный | События, составляющие основу произведения | Научатся анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части | | Пересказ текста по плану | |
|
48/ 11 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Научатся выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | | Ответы на вопросы | Нарисовать словесный портрет Алёши | |
49/ 12 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний героев | Научатся анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста. | | Вырази-тельное чтение | Пословицы о доброте | |
50/ 13 | Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | Обобщение | Связь названия с темой текста, мысль текста | Научатся выразительно и осознанно читать текст. | Регулятивные УУД: оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста | | Ответы на вопросы | | |
51/ 14 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде | 1 | Обобщение | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях
| Научатся выразительно и осознанно читать текст. | Учебник | Ответы на вопросы
Тест | С. 173— 176 |
|
Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА (11 часов) |
52/ 1 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | 1 | Комбинированный
| Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Научатся работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда на уроке. Познавательные УУД: иметь представление о понятиях «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». научиться находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы). Коммуникативные УУД: чтение по цепочке, работа в группе. | Учебник, презентация картины Ван Гога | Вырази-тельное чтение | С. 6-13
|
|
53-54/ 2-3 | Людмила Улицкая «Бумажная победа» Поход в «Музейный дом» | 2 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Научатся работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения. | Учебник | Пересказ текста по плану | С. 14-29 | |
55/ 4
| Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Научатся цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; | Учебник | Ответы на вопросы | С. 29-32 | |
56/ 5
| Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле» | 1 | Комбинированный
| Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся различать произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой, выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачит Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;ывать строки из текста. | Коммуникативные УУД: самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром. Познавательные УУД: свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации
Предметные УУД: влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека | Учебник | Выразительное чтение | С. 33-36
| |
57/ 6 | Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Научатся читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | Учебник | Ответы на вопросы | С. 37-39, Наи зусть |
|
58/ 7 | Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок) | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений | Научатся понятиям «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа»; находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | Учебник | Чтение наизусть | С.39-40 | |
59/ 8 | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши» | 1 | Комбинированный | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Научатся цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения | Коммуникативные УУД: самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром
Познавательные УУД: свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации Предметные УУД: влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 41-43 | |
60/ 9 | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Научатся работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини | | Вырази-тельное чтение | Составь 2 правила поведения в театре |
|
61/ 10 | Сергей Козлов «Лисичка» | 1 | Комбинированный | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Научатся объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | | Вырази-тельное чтение | Придумать своё название к произведению | |
62/ 11 | Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА» | 1 | Обобщение | Различение жанров литературных произведений. | Научатся выразительно и осознанно читать текст | Репродукции картин о природе | Ответы на вопросы
| Описать устно любимый цветок | |
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (9 часов) |
63/ 1 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста | Научатся анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
| Учебник | Ответы на вопросы | С. 44-54 | |
64/ 2 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Научатся описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 54-62 | |
65/ 3 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Научатся давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | Учебник | Ответы на вопросы | С.63-70 | |
66/ 4 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения | Научатся объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | Регулятивные УУД: отличать новое знание от уже известного, оценивать свою работу на уроке. Познавательные УУД: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану. Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения. | Учебник, | Вырази-тельное чтение | С. 70-75 | |
презентация «А. Экзюпери» |
67/ 5 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | Научатся объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 75-81 | |
68/ 6 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Научатся пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль | презентация «К. Паустовский» | Ответы на вопросы | Прочитать любое произведение К. Паустовского |
|
69/ 7 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 1 | Комбинированный | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | Научатся дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 163- 170 |
|
70/ 8 | К. Паустовский «Теплый хлеб». Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». | 1 | Комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями | Научатся : доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Регулятивные УУД: умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач Коммуникативные УУД: грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками | репродукции картин, запись музыки «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха | Вырази-тельное чтение | Пословицы о добре |
|
71/ 9 | Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком» Проверочная работа по теме | 1 | Обобщение | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | Научатся выразительно и осознанно читать текст
|
| Ответы на вопросы
| Пословицы о хлебе | |
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (13 часов) |
72/ 1 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель | 1 | Комбинированный | Построение небольшого монологического высказывания | Научатся работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Личностные УУД: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности Коммуникативные УУД: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество Познавательные УУД: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Леонардо да Винчи, презентация «Леонардо да Винчи» | Выразите льное чтение | С.82-90 | |
73/ 2 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность. | Научатся пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | Предметные УУД: определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами Личностные УУД: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры Регулятивные УУД: организация учащимся собственной учебной деятельности Коммуникативные УУД: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество Познавательные УУД: умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Предметные УУД: определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами | Учебник, репродукции картин | Выразительное чтение | С. 90-100 | |
74/ 3
| Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»
| 1 | Комбинированный | Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениям | Научатся анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Учебник, репродукции картины
| Ответы на вопросы | С.101— 104 |
|
75/ 4 | А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Научатся сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения | Учебник, репродукции картин, презентация «Анна Ахматова» | Чтение наизусть | С.104-107 | |
76/ 5 | А.Кушнер «Сирень». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины «Сирень» | 1 | Комбинированный | Эмоциональ но- нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Научатся сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения
| Учебник, репродукции картин | Чтение наизусть | С. 108 -111 | |
77/ 6 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Проверка навыков чтения | 1 | Комбинированный | Построение небольшого монологического высказывания | Научатся выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения. Личностные УУД: осознание смысловых аспектов деятельности, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные УУД: чтение по цепочке
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать. Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определение познавательных потребностей и учебных мотивов, стремление к повышению культуры речевого общения. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению.
Познавательные УУД: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать. | Учебник, презентация о творчестве В. Маяковского | Выразительное чтение Проверка навыков чтения | С.112-114 | |
78/ 7 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний | Научатся выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | Учебник, презентация о творчестве Фета | Чтение наизусть | С.115-118 | |
79/ 8 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события | Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Научатся выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Учебник | Чтение наизусть | С. 118-120 | |
80/ 9 | М. Лермонтов «Парус» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Научатся находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения | Учебник, презентация «Лермонтов» | Чтение наизусть | С.120-122, наизусть | |
81/ 10 | Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Научатся работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Учебник | Вырази-тельное чтение | С. 122- 124 |
|
82/ 11 | Самуил Маршак «Как поработала зима!» | 1 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей | Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Научатся выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения. Получат возможность научиться: обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; | Учебник, презентация «С. Маршак» | Чтение наизусть | С.125- 127 |
|
83/ 12
| А. Пушкин «Евгений Онегин». «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Учебник презентация «А.С. Пушкин» | Чтение наизусть | С.128- 130 |
|
84/ 13
| Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда» Проверочная работа по теме | 1
| Обобщение
| Различать жанров произведений. Герои произведения | Научатся выразительно и осознанно читать текст | Учебник, презентации детей по теме | Пересказ текста по плану Тест |
| |
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (19 часов) |
85/ 1 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Научатся анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом) Познавательные УУД: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного | Учебник, презентация «Л. Пантелеев» | Выразительное чтение | С.130-139 | |
86/ 2 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы» | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Научатся работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | Учебник | Вырази- тельное чтение | С.140- 146 |
|
87/ 3 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность. | Научатся анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Учебник, репродукции картин | Пересказ текста по плану | С.147- 150 |
|
88/ 4
| Анна Ахматова «Памяти друга» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события | Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Научатся работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности – контраст. Получат возможность научиться: устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. | Учебник | Чтение наизусть | С 151— 152 |
|
89/ 5 | Н. Рыленков «К Родине» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Научатся работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения | Предметные УУД: исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура) Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать | Учебник | Чтение наизусть | С.152-153 | |
90/ 6 | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями | Научатся делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение. Получат возможность научиться: устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. | Учебник, запись на диске музыки С. Рахманинова | Чтение наизусть | С.154— 155 |
|
91/ 7 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. | Научатся определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)
Познавательные УУД: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного Предметные УУД: исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом) | Учебник, репродукция картины | Чтение наизусть | С.156- 159 |
|
92/ 8 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Древнегреческий гимн природе. Государствен ный гимн Российской Федерации | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами.. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями | Научатся сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; | Учебник, репродукция картины | Выразительное чтение | С.159-162 | |
93/ 9 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту» | 1 | Комбинированный | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведении ями | Научатся сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины К. Брюлова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение. Получат возможность научиться: устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. | Учебник, репродукция картины | Ответы на вопросы | С.163- 167 |
|
94/ 10 | А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Научатся объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина
| Учебник | Чтение наизусть | С.167- 169 |
|
95/ 11 | Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество» Проверочная работа | 1 | Обобщение | Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы | Научатся выразительно и осознанно читать текст | Учебник | Отвечать на вопросы
Тест | | |
|
96/ 12 | Путешествие в Казань. В мастерской художника | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Научатся рассказывать о творчестве художника. Получат возможность научиться: понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
| Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом) Познавательные УУД: смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного Личностные УУД: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества Предметные УУД: исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура) | | Выразительное чтение | | |
97/ 13 | В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль» | 1 | Комбинированный | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств | Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Научатся пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности | репродукции картин | Пересказ текста по плану | Нарисовать «любимое» здание своего посёлка |
|
98/ 14
| Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»
| 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя | Научатся различать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Учебник
| Ответы на вопросы
| Рисунок на «вольную» тему | |
99/ 15 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последователь ность | Научатся различать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Учебник | Выразительное чтение | Подготовить «любимый» стих | |
100/ 16 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Научатся различать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Учебник |
| Свою лучшую поделку | |
101/ 17 | Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Обобщение | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Научатся выразительно и осознанно читать текст | Учебник | Проверка навыков чтения | С.170-171 | |
102/ 18 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 1 | Обобщение | Понимание основного содержания услышанного произведения | Научатся писать письмо в клуб «Ключ и заря» | Учебник | Фронталь ный опрос | | |
методического совета _______________ Рябоволова И.А.
_______________ Рябоволова И.А.