№ п/п | Тема урока № п/п | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | | |
1 | Техника безопасности на уроке. Патриотическое звучание произведения Ф.П. Савинова «Родина» и другие по выбору | 1 | | | | |
2 | Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь» | 1 | | | | |
3 | Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т.Романовского «Русь» | 1 | | | | |
4 | Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона» | 1 | | | | |
5 | Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и соотнесение его с главной мыслью произведения. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве | 1 | | | | |
6 | Характеристика особенностей народных песен | 1 | | | | |
7 | Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок | 1 | | | | |
8 | Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи. Ритм и счёт – основа построения считалок | 1 | | | | |
9 | Шуточные фольклорные произведения: игра со словом. Небылица как «перевёртыш событий» | 1 | | | | |
10 | Пословицы как жанр фольклора. Произведения малых жанров фольклора: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки | 1 | | | | |
11 | Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы. Русская народная сказка «Снегурочка» | 1 | | | | |
12 | Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты | 1 | | | | |
13 | Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | | | | |
14 | Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора» | 1 | | | | |
15 | Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). | 1 | | | | |
16 | Фольклорные произведения народов России. Отражение в сказках быта и культуры народов России. Произведения по выбору | 1 | | | | |
17 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор» | 1 | 1 | | | |
18 | Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника» и других на выбор | 1 | | | | |
19 | Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Утро» и других на выбор | 1 | | | | |
20 | Наблюдение за художественными особенностями текста. Произведения по выбору | 1 | | | | |
21 | Описание картин осеннего леса в произведениях писателей. Произведения по выбору. Составление устных рассказов «Природа осенью» по изученным текстам | 1 | | | | |
22 | Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений А.А. Плещеева «Осень» и А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения художников и композиторов по выбору | 1 | | | | |
23 | Восприятие пейзажной лирики. Произведения по выбору, например, К.Д. Бальмонт «Осень». Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о родной природе» | 1 | | | | |
24 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски осенней природы» | 1 | 1 | | | |
25 | Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто «Катя», Ю.И. Ермолаева «Два пирожных» и других на выбор | 1 | | | | |
26 | Главный герой: общее представление. Рассказ на выбор, например, С.А. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» | 1 | | | | |
27 | Оценка поступков и поведения главного героя. Произведения на выбор, например, А.Е.Пермяк «Смородинка» | 1 | | | | |
28 | Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка» | 1 | | | | |
29 | Представление темы труда в произведениях писателей.на выбор, например, В.Г. Сутеев «Кто лучше?» | 1 | | | | |
30 | Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на выбор, например, М.М.Зощенко «Самое главное» | 1 | | | | |
31 | Работа со стихотворением В.В. Лунина «Я и Вовка». Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы» и других на выбор | 1 | | | | |
32 | Характеристика главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок» | 1 | | | | |
33 | Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным». Отражение темы дружбы в рассказах о детях | 1 | | | | |
34 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях и дружбе» | 1 | 1 | | | |
35 | Средства художественной выразительности: сравнение. Произведения по выбору, например, З.Н.Александрова «Снежок» | 1 | | | | |
36 | Наблюдение за описанием в художественном тексте. Произведения по выбору, например, С.А. Иванов «Каким бывает снег» | 1 | | | | |
37 | Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова «Зима в лесу». Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою» | 1 | | | | |
38 | Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает» | 1 | | | | |
39 | Средства художественной выразительности: эпитет. Произведения по выбору, например, Н.А.Некрасов «Мороз-воевода» | 1 | | | | |
40 | Составление устного рассказа «Краски и звуки зимнего леса» по изученным текстам | 1 | | | | |
41 | Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору, например, И.З.Суриков «Детство» | 1 | | | | |
42 | Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы. Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого | 1 | | | | |
43 | Восприятие зимнего пейзажа в лирических произведениях по выбору | 1 | | | | |
44 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски зимней природы» | 1 | 1 | | | |
45 | Тема "Природа зимой" в картинах художников и произведениях композиторов | 1 | | | | |
46 | Характеристика героев русской народной сказки «Дети Деда Мороза» | 1 | | | | |
47 | Фольклорная основа авторской сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка» | 1 | | | | |
48 | Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки «Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка Снегурочка» | 1 | | | | |
49 | Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Составление плана сказки: части текста, их главные темы | 1 | | | | |
50 | Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания произведения | 1 | | | | |
51 | Организация творческих проектов «Царство Мороза Ивановича» и «Приметы Нового года». | 1 | | | | |
52 | Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С. Пушкин | 1 | | | | |
53 | Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Характеристика героев | 1 | | | | |
54 | Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с фольклорными (народными) сказками | 1 | | | | |
55 | Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказкой: составление плана произведения, выделение особенностей языка | 1 | | | | |
56 | Отражение образов животных в устном народном творчестве (фольклоре). На примере русской народной песни «Коровушка» | 1 | | | | |
57 | Характеристика героев-животных в фольклорных (народных) сказках. Корякская народная сказка «Хитрая лиса» и другие на выбор | 1 | | | | |
58 | Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор | 1 | | | | |
59 | Фольклорные произведения народов России. Произведения по выбору, например, осетинская народная сказка «Человек и ёж» | 1 | | | | |
60 | Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор | 1 | | | | |
61 | Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И. Чарушина «Страшный рассказ» | 1 | | | | |
62 | Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей». Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как нравственный урок (поучение) | 1 | | | | |
63 | Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь» | 1 | | | | |
64 | Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С. Житкова «Храбрый утёнок» | 1 | | | | |
65 | Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д. Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор | 1 | | | | |
66 | Сравнение описания животных в художественном и научно-познавательном тексте. Образы героев стихотворных и прозаических произведений о животных | 1 | | | | |
67 | Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» и других на выбор. Представление темы «Отношение человека к животным» в произведениях писателей | 1 | | | | |
68 | Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки. Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших меньших»: составление аннотации | 1 | | | | |
69 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О братьях наших меньших» | 1 | 1 | | | |
70 | Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах устного народного творчества (фольклоре) | 1 | | | | |
71 | Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной» (отрывок). Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре художника» | 1 | | | | |
72 | Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка» | 1 | | | | |
73 | Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»: выделение средств художественной выразительности. Восприятие произведений о весне. Выделение средств художественной выразительности (сравнение, эпитет) | 1 | | | | |
74 | Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей. Произведения по выбору, например, сказки и рассказы Н.И. Сладкова | 1 | | | | |
75 | Красота весенней природы, отражённая в лирических произведениях. Произведения по выбору, например, А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» | 1 | | | | |
76 | Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в произведения писателей. Произведения по выбору, например, Г.А.Скребицкий «Весенняя песня» | 1 | | | | |
77 | Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского «Жаворонок» и «Приход весны». Восприятие весеннего пейзажа в лирических произведениях | 1 | | | | |
78 | Признаки весны, отражённые в произведениях писателей. Создание весеннего пейзажа в произведениях писателей | 1 | | | | |
79 | Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И. Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг» | 1 | | | | |
80 | Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса» по изученным текстам. Тема «Природа весной» в картинах художников и произведениях композиторов | 1 | | | | |
81 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и краски весенней природы» | 1 | 1 | | | |
82 | Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и других га выбор | 1 | | | | |
83 | Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А. Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери. Характеристика особенностей колыбельных народных песен: интонационный рисунок | 1 | | | | |
84 | Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа Е.А. Пермяка «Случай с кошельком» | 1 | | | | |
85 | Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью произведения: В.А. Осеева «Сыновья». Международный женский день – тема художественных произведений | 1 | | | | |
86 | Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, татарская народная сказка «Три дочери» | 1 | | | | |
87 | Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости общения. Произведения по выбору, например, Л.Н. Толстой «Лучше всех» | 1 | | | | |
88 | Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к старшему поколению. Произведения по выбору, например, Р.С. Сеф «Если ты ужасно гордый» | 1 | | | | |
89 | Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой. Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и другие на выбор Отечественной войны | 1 | | | | |
90 | Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о семье»: выбор книг на основе тематической картотеки | 1 | | | | |
91 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших близких, о семье» | 1 | 1 | | | |
92 | Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать». Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»: составление плана произведения | 1 | | | | |
93 | Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки». Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» | 1 | | | | |
94 | Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с его произведениями. Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор | 1 | | | | |
95 | Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения по выбору, например, Э.Распе «Необыкновенный олень» | 1 | | | | |
96 | Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Зарубежные писатели-сказочники» | 1 | 1 | | | |
97 | Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»: соотнесение иллюстраций с содержанием сказок | 1 | | | | |
98 | Книга как источник необходимых знаний. На примере произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг». Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация, иллюстрация | 1 | | | | |
99 | Работа с детскими книгами: виды книг (учебная, художественная, справочная). Восприятие лета в произведении И.З. Сурикова «Лето». | 1 | | | | |
100 | Шутливое искажение действительности. На примере произведения Ю.Мориц «Хохотальная путаница» | | | | | |
101 | Проверочная работа по итогам изученного во 2 классе | 1 | 1 | | | |
102 | Средства создания комического в произведении. На примере произведения Д.Хармса «Весёлый старичок». Выбор книг на основе рекомендательного списка: летнее чтение | 1 | | | | |
| | 102 | 9 | | | |