Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
4 «А» класс
Учитель: Дорофеева Татьяна Вячеславовна
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК начальных классов __________________ О.Ю. Пермиловская | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _________ М.Н. Некрасова | УТВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _________________ Н.Ф. Байкова |
Новодвинск
2022–2023 учебный год
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:
выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;
формировать элементарные математические представления о форме, величине, цвете;
продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
учить различать части суток;
учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;
развивать познавательную деятельность учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формировать положительные качества личности, в частности аккуратности, настойчивости,
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умения планировать свою
деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Математические представления» в четвёртом классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
17 часов | 15 часов | 20 часов | 17 часов | 68 часов |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Математические представления» коммуникация включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; компьютер, интерактивная доска; аудио и видеоматериалы.
Календарно-тематическое планирование
Математические представления
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 17 часов |
| Повторение Различение предметов по форме, цвету, величине. | 01.09.22. | |
| Положение предметов в пространстве (впереди, сзади, сверху, снизу, между). | 6.09.22. | |
| Положение предметов в пространстве (на, над, под). | 8.09.22. | |
| Положение предметов в пространстве (за, в, перед). | 13.09.22. | |
| Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. | 15.09.22. | |
| Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. | 20.09.22. | |
| Геометрические фигуры: круг, треугольник. | 22.09.22. | |
| Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. | 27.09.22. | |
| Временные представления: утро, день, вечер, ночь. | 29.09.22. | |
| Различение множеств: один, много, мало, пусто. | 4.10.22. | |
| Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. | 6.10.22. | |
| Повторение. Числа 1, 2, 3. Письмо цифр по точкам. | 11.10.22. | |
| Соотнесение количества предметов с цифрой в пределах 3. | 13.10.22. | |
| Числа 1, 2, 3, 4,5. Письмо цифр по точкам. | 18.10.22. | |
| Соотнесение количества предметов с цифрой в пределах 5. | 20.10.22. | |
| Число и цифра 5. Прямой и обратный счёт в пределах 5. | 25.10.22. | |
| Сравнение чисел: больше, меньше, равные в пределах 5. | 27.10.22. | |
II четверть – 15 часов |
| Повторение. Сравнение чисел в пределах 5. | 8.11.22. | |
| Точка, линии. | 10.11.22. | |
| Число и цифра 0. Образование, чтение, запись числа по точкам. | 15.11.22. | |
| Геометрические фигуры: овал. | 17.11.22. | |
| Соотношение количества предметов, числа и цифры 0. | 22.11.22. | |
| Сравнение чисел в пределах 5. | 24.11.22. | |
| Сложение, вычитание в пределах 5. | 29.11.22. | |
| Повторение. Числа 0,1, 2, 3, 4, 5. | 1.12.22. | |
| Число и цифра 6. Письмо цифры по точкам. | 6.12.22 | |
| Узнавание и нахождение цифры 6 среди других. | 8.12.22. | |
| Числовой ряд 1- 6. | 13.12.22. | |
| Соотношение количества предметов с числом и цифрой 6. | 15.12.22. | |
| Закрепление. Соотношение количества предметов с числом и цифрой 6. Контрольная работа. | 20.12.22. | |
| Сравнение чисел: больше, меньше, равные в пределах 6. | 22.12.22. | |
| Итоговый урок четверти. | 27.12.22. | |
III четверть – 20 часов |
| Решение примеров на сложение в пределах 6. | | |
| Решение примеров на вычитание в пределах 6. | | |
| Закрепление. Число и цифра 1, 2, 3, 4, 5, 6. | | |
| Повторение. Числовой ряд 1 – 6. | | |
| Повторение. Сложение, вычитание в пределах 6. | | |
| Прямая линия. Построение прямой линии через одну точку. | | |
| Построение прямой линии через две точки. | | |
| Число и цифра 7. Письмо цифры по точкам. | | |
| Узнавание и нахождение цифры 7 среди других. Числовой ряд 1- 7. | | |
| Соотношение количества предметов с числом и цифрой 7. | | |
| Закрепление. Соотношение количества предметов с числом и цифрой 7. | | |
| Сравнение чисел: больше, меньше, равные в пределах 7. | | |
| Решение примеров на сложение в пределах 7. | | |
| Решение примеров на вычитание в пределах 7. | | |
| Повторение. Сложение, вычитание в пределах 7. | | |
| Решение задач на сложение и вычитание по рисунку. | | |
| Отрезок. | | |
| Число и цифра 8. Письмо цифры по точкам. | | |
| Соотношение количества предметов, числа и цифры 8. | | |
| Итоговый урок четверти. | | |
IV четверть – 17 часов |
| Узнавание и нахождение цифры 8 среди других. Числовой ряд 1- 8. | | |
| Решение примеров на сложение в пределах 8. | | |
| Решение примеров на вычитание в пределах 8. | | |
| Повторение. Сложение, вычитание в пределах 8. | | |
| Решение задач на сложение и вычитание по рисунку. | | |
| Сравнение чисел: больше, меньше, равные в пределах 8. Числовой ряд 1 – 8. | | |
| Число и цифра 9. Письмо цифры по точкам. | | |
| Узнавание и нахождение цифры 9 среди других. Числовой ряд 1- 9. | | |
| Итоговая контрольная работа. | | |
| Закрепление. Соотношение количества предметов с числом и цифрой 9. | | |
| Решение примеров на сложение в пределах 9. | | |
| Решение примеров на вычитание в пределах 9. | | |
| Решение задач на сложение и вычитание по рисунку. | | |
| Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам. | | |
| Число и цифра 10. Письмо цифры по точкам. | | |
| Итоговый урок. | | |
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
принимают и понимают смысл элементарных математических задач в разных житейских ситуациях;
поддерживают положительное взаимодействие со сверстником при выполнении простых математических задач.
Предметные:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП:
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016