СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативные коммуникации"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс 2 вариант

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативные коммуникации"".»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ


4 «А» класс





Учитель: Дорофеева Татьяна Вячеславовна




РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

__________________

О.Ю. Пермиловская


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_________ М.Н. Некрасова

УТВЕРЖДЕНО:

директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

_________________ Н.Ф. Байкова








Новодвинск


2022–2023 учебный год



РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании опыта социального взаимодействия на основе средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:

  • формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

  • формирование умения понимать обращенную речь;

  • формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания;

  • формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;

  • формирование умения узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

  • формирование навыка письма в доступных ребенку пределах;

  • формирование умения узнавать графический образ буквы.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего в год

18

15

19

16

68 часов


Материально-техническое оснащение


Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» коммуникация включает:

  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы, карточки с изображением объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • обучающие программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

  • технические средства: компьютер, интерактивная доска;

  • аудио и видеоматериалы.


Календарно-тематическое планирование

Речь и альтернативная коммуникация

68 часов, 2 часа в неделю

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Дата

План

Факт

I четверть – 18 часов

1.

Моё имя и фамилия. Работа с карточками.

Работа с фотографиями учащихся класса и учителя. Идентификация себя как МАЛЬЧИКА или ДЕВОЧКИ. Умение узнавать себя на фотографии среди других фотографий. Узнавание графического образа своего имени и фамилии. Соотнесение карточек с Ф.И. с фотографией.

5.09.22.


2.

Беседа «Как я провел лето?».

Обмен впечатлениями о лете. Составление предложений/ несложных выражений вербально и с помощью пиктограмм. Рассматривание картинок и фотографий по теме. Создание коллективного коллажа «Как я провёл лето».

7.09.22


3.

Составление описательного рассказа по теме «Осень» с помощью пиктограмм.

Систематизировать представления о характерных признаках осени.

Отгадывание загадки о времени года ОСЕНЬ, знакомство/ закрепление пиктограммы ОСЕНЬ. Называние осенних месяцев.

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Знакомство/закрепление пиктограмм «ДУЕТ ВЕТЕР», «ОПАДАЮТ ЛИСТЬЯ», «ИДЁТ ДОЖДЬ». Составление выражений с помощью пиктограмм.

12.09.22


4.

Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звук дождя и др.)

Рассматривание картинок по теме ОСЕНЬ. Самостоятельное / с помощью педагога обобщение представленных картинок с использованием пиктограммы. Называние/ показывание с помощью пиктограмм основных признаков осени. Слушание звуков (неречевых) окружающей действительности по теме «Осень» и соотнесение их с пиктограммами.

Дыхательное упражнение «Ветерок». Упражнение «Четвёртый лишний».

14.09.22.


5.

Горизонтальные линии.

Понятие «горизонтальная линия».

Рисование горизонтальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (слева направо, справа налево).

Упражнения «Дорожки».

19.09.22.


6.

Предлоги. В, НА. Выполнение действий с предлогами. Работа с карточками.

Формирование понимания и употребления предлогов посредством дидактических игр

Д/и «Делай как я» (манипуляции с предметами по предложенной инструкции учителя и по показу, с использованием стаканчиков и мячиков или иных предметов): за стаканчик, на стаканчик, под и т.д.

Знакомство со схематическим изображением предлогов.

Д/и «Выбери правильный предлог»: Соотнесение схематического изображения предлога с соответствующей картинкой.

Физминутка с использованием изучаемых маленьких слов – предлогов.

21.09.22.


7.

Предлоги. У, ЗА. Выполнение действий с предлогами. Работа с карточками.

26.09.22.


8.

Предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ. Выполнение действий с предлогами. Работа с карточками.

28.09.22.


9.

Закрепление. Предлоги. Выполнение действий с предлогами. Работа с карточками.

3.10.22.


10.

Вертикальные линии.

Понятие «вертикальная линия».

Рисование вертикальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (сверху вниз, снизу-вверх).

Упражнение «Дождик».

5.10.22.


11.

«Кто что делает?» Понимание простых двигательных глаголов (СТОИТ, СИДИТ, ЛЕЖИТ, ИДЁТ, БЕЖИТ) в различных ситуациях с опорой на картинки.

Различение/ узнавание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на соответствующие движения взрослого, на картинки. Знакомство с пиктограммами СИДИТ, СТОИТ, ЛЕЖИТ, ИДЁТ, БЕЖИТ. Составление фраз с помощью картинок и пиктограмм: МАМА ИДЁТ. ПАПА БЕЖИТ. СОБАКА СПИТ и т.д.

10.10.22.


12.

Обобщение. «Кто что делает?» Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на картинки.

12.10.22.


13.

Повторение изученных звуков с помощью карточек символов - звуков.

Работа с карточками – символами звуков по Фомичёвой. Повторение ранее изученных, их произнесение или показ соответствующей карточки- символа: А, О, У, С, Х, М

Д/ и «Заплатки» (вставить заплатку с указанной буквой на место. Заданная картинка начинается с буквы, указанной на заплатках).

Упражнение «Раздели картинки по столбикам» (набор картинок, названия которых начинаются с заданной буквы (пропечатаны внизу картинки; глобальное чтение) делим на столбики с указанными буквами).

Игра на усложнение «Исправь ошибку» (под заданными буквами расположены картинки с изображением предметов, которые на них начинаются. Одну из картинок располагаем ошибочно не под той буквой, которой необходимо. Задача детей – исправить ошибку).

Составление простых слов с изученными буквами: АУ, УА, МАМА, СОМ и т.д. в соответствии с картинками. Соотнесение напечатанного слова с картинкой.

17.10.22.


14.

Соотнесение карточек символов – звуков с буквой.

19.10.22.


15.

«Найди букву». Работа с разрезной азбукой. Умение находить заданную букву из ранее изученных.

24.10.22.


16.

Составление слогов по образцу с изученными буквами.

26.10.22.


17.

Составление слов по образцу с изученными буквами.

7.11.22.


18.

Письмо изученных букв и слов по опорным точкам.

Артикуляционная гимнастика.

Чтение/ произнесение звуковых дорожек.

Чтение слогов с изученными буквами. Д/ и «Найди заданный слог».

Д/ и «Найди букву»

Письмо изученных букв по опорным точкам, пунктирным линиям (самостоятельно для тех, кто может).

9.11.22.


II четверть – 15 часов

19-20

Звук и буква Э, в. Знакомство с карточкой - символом звука. Называние слов, которые начинаются со звука [э].

Знакомство с карточкой-символом звука Э. Соотнесение карточки с графическим образом буквы Э. Выкладывание буквы фасолью, пуговицами, камешками и т.д.

Рассматривание иллюстраций учебника. Называние слов, которые начинаются на Э (ЭХО, ЭСКИМО, ЭТАЖ, ЭКСКУРСИЯ). В помощь для нахождения нужной картинки загадывание соответствующих загадок.

14.11.22.

16.11.22.


21-22

Графический образ буквы Э. Письмо печатной буквы Э по вспомогательным линиям.

Закрепление в узнавании карточки-символа звука Э. Произнесение звука. Соотнесение карточки с графическим образом буквы Э.

Нахождение правильного образа буквы.

Работа с картинками «На что похожа буква».

Раскрашивание силуэта печатной буквы Э.

Называние слов, которые начинаются на Э. Работа с картинками (изображенные предметы начинаются на Э, слова пропечатаны). Подчёркивание первой буквы в слове.

Письмо буквы по пунктирным точкам.

21.11.22.

23.11.22.


23.

Нахождение буквы Э среди изученных.

Карточки задания, исправления ошибок.

28.11.22.


24.

Кривые линии.

Рисование кривых линий.

Работа у доски. Рисование волн, дорожек.

30.11.22.


25-26

Чтение/ произнесение слогов ЭА, ЭО, ЭУ. Письмо слогов по опорным точкам.

Произнесение звука вместе с педагогом.

Произнесение сочетания слогов. Какой звук слышится первым? Какой звук второй?

Письмо слогов по опорным точкам.

5.12.22.

7.12.22.


27-28

Чтение / произнесение слогов ЭХ, ЭМ, ЭС. Письмо слогов по опорным точкам.

Произнесение звука вместе с педагогом.

Произнесение сочетания слогов. Какой звук слышится первым? Какой звук второй?

Письмо слогов по опорным точкам.

12.12.22.

14.12.22.


29.

Чтение / произнесение предложений с помощью картинок.

Пиктограммы на заданную тему.

Чтение предложений по картинкам.

19.12.22.


30–31.

Звук и буква Т. Знакомство с карточкой - символом звука. Называние слов, которые начинаются со звука [т].

Знакомство с карточкой-символом звука Т. Соотнесение карточки с графическим образом буквы Т. Выкладывание буквы фасолью, пуговицами, камешками и т.д.

Рассматривание иллюстраций учебника. Называние слов, которые начинаются на Т (ТОПОЛЬ, ТОМ, ТУМБА). В помощь для нахождения нужной картинки загадывание соответствующих загадок.

21.12.22.

16.12.22.


32–33.

Графический образ буквы Т. Письмо печатной буквы Т по вспомогательным линиям.

Закрепление в узнавании карточки-символа звука Т. Произнесение звука. Соотнесение карточки с графическим образом буквы Т.

Нахождение правильного образа буквы.

Работа с картинками «На что похожа буква».

Раскрашивание силуэта печатной буквы Т.

Называние слов, которые начинаются на Т. Работа с картинками (изображенные предметы начинаются на Т, слова пропечатаны). Подчёркивание первой буквы в слове.

Письмо буквы по пунктирным точкам.

28.12.22.


III четверть – 20 часов

34.

Нахождение буквы Т среди изученных.

Карточки задания, исправления ошибок.

9.01.23.


35–36.

Чтение / произнесение слогов. Письмо печатной буквы Т по вспомогательным линиям.

Произнесение звука вместе с педагогом.

Произнесение сочетания слогов. Какой звук слышится первым? Какой звук второй?

Письмо слогов по опорным точкам.

11.01.23.

16.01.23.


37.

Рисование круга и овала самостоятельно.

Рисование круга и овала.

Рисование круга и овала. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями.


18.01.23.


38–39.

Повторение изученных букв.

Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв.

Работа с разрезной азбукой. Работа с альбомом по чтению. Составление по образцу слогов и слов. Соотнесение слова и его изображения на картинке.

23.01.23.

25.01.23.


40–41.

Слоги на буквы Э, Т.

Слоги на букву Э, Т.

Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов.

30.01.23.

1.02.23.


42–43.

Звук и буква Ы. Знакомство с карточкой - символом звука. Называние слов, которые начинаются со звука [ы].

Знакомство с карточкой-символом звука Ы. Соотнесение карточки с графическим образом буквы Ы. Выкладывание буквы фасолью, пуговицами, камешками и т.д.

Рассматривание иллюстраций учебника. Называние слов, в которых встречается буква Ы. В помощь для нахождения нужной картинки загадывание соответствующих загадок.

6.02.23.

8.02.23.


44–45.

Графический образ буквы Ы. Письмо печатной буквы Ы по вспомогательным линиям.

Закрепление в узнавании карточки-символа звука Ы. Произнесение звука. Соотнесение карточки с графическим образом буквы Ы.

Нахождение правильного образа буквы.

Работа с картинками «На что похожа буква».

Раскрашивание силуэта печатной буквы Ы.

Работа с картинками. Подчёркивание буквы Ы в слове.

Письмо буквы по пунктирным точкам.

13.02.23.

15.02.23.


46.

Нахождение буквы Ы среди изученных.

Карточки задания, исправления ошибок.

20.02.23.


47.

Повторение изученных звуков с помощью карточек символов - звуков.

Работа с карточками – символами звуков по Фомичёвой. Повторение ранее изученных, их произнесение или показ соответствующей карточки- символа: А, О, У, С, Х, М, Т, Ы, Э.

Д/ и «Заплатки» (вставить заплатку с указанной буквой на место. Заданная картинка начинается с буквы, указанной на заплатках).

Упражнение «Раздели картинки по столбикам» (набор картинок, названия которых начинаются с заданной буквы (пропечатаны внизу картинки; глобальное чтение) делим на столбики с указанными буквами).

Игра на усложнение «Исправь ошибку» (под заданными буквами расположены картинки с изображением предметов, которые на них начинаются. Одну из картинок располагаем ошибочно не под той буквой, которой необходимо. Задача детей – исправить ошибку).

Составление простых слов с изученными буквами: АУ, УА, МАМА, СОМ и т.д. в соответствии с картинками. Соотнесение напечатанного слова с картинкой.

22.02.23.


48.

Соотнесение карточек символов – звуков с буквой.

27.02.23.


49.

«Найди букву». Работа с разрезной азбукой. Умение находить заданную букву из ранее изученных.

1.03.23.


50.

Составление слогов по образцу с изученными буквами.

6.03.23.


51.

Составление слов по образцу с изученными буквами.

13.03.23.


IV четверть – 16 часов

52–53.

Работа с разрезной азбукой. Выкладывание слогов и слов с изученными буквами.

буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной

работы, плакат с изученными буквами, зеркальца для индивидуальной работы уч-ся

буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной

работы, плакат с изученными буквами, зеркальца для индивидуальной работы уч-ся

буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной

работы, плакат с изученными буквами, зеркальца для индивидуальной работы уч-ся

буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной

работы, плакат с изученными буквами, зеркальца для индивидуальной работы уч-ся

буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной

работы, плакат с изученными буквами, зеркальца для индивидуальной работы уч-ся

Иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы, плакат с изученными буквами.

Задания на листочках.

15.03.23.

27.03.23


54–55.

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление предложений с помощью картинок.

Работа с разрезной азбукой, составление слогов по образцу, составление слогов на слух, работа с пиктограммами и картинками.

29.03.23

3.04.23


56–57.

Составление простых предложений с использованием графического изображения (я, он, она).

Предметные картинки, условно-графическое изображение слова, предложения; предметные картинки для выделения первого звука. Предложения из 2–3 слов.

5.04.23

10.04.23


58–59.

Составление простых предложений с использованием графического изображения (ты, мы, вы).

Предметные картинки, условно-графическое изображение слова, предложения; предметные картинки для выделения первого звука.

Предложения из 2–3 слов.

12.04.23

17.04.23


60–61.

Чтение / повторение (с опорой на наглядность) слогов и предложений с изученными буквами.

Картинки по темам, игра «Третий лишний», карточки с неправильными буквами, карточки со словами, карточки со слогами.

19.04.23

24.04.23


62–63.


Работа с разрезной азбукой. Выкладывание слогов и слов с изученными буквами.

Иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы, плакат с изученными буквами.

Задания на листочках.

26.04.23

3.05.23


64–65.

Письмо изученных букв по точкам.

Работа в тетрадях.

10.05.23

15.05.23


66–67.


Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление предложений с помощью картинок.

Работа с разрезной азбукой, составление слогов по образцу, составление слогов на слух, работа с пиктограммами и картинками.

17.05.23

22.05.23


68.

Итоговый урок.

Повторение пройденного материала.

24.05.23

29.05.23





Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса:


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные:

  • социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка;

  • понимание социальной роли «партнера» в деловых ситуациях общения.

Предметные:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.

3) Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными карточками.

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, фамилии.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.


Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-




1Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016