СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по Психологическому практикуму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по Психологическому практикуму»

МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2019 г. «____» _____________ 2019 г.




Календарно – тематическое планирование

«Психологического практикума»

для обучающихся 7-х классов






Педагог – психолог - Тишимова Мария Владимировна







РАССМОТРЕНО

на заседании ПМПК

Протокол №

от «31» августа 2019 г.

Руководитель ПМПК

_________ М.В.Измайлова

Пояснительная записка

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети  с ограниченными возможностями здоровья.

Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребёнка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.

В основе нарушения интеллектуального развития лежит органическое поражение головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребёнка возможности своевременно и полноценно развиваться, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определёнными побуждениями ребёнка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией.  Дети с  интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.

Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного  развития. От того, насколько полно ребёнок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения»  в окружающий мир – процесс адаптации.  Восприятие формируется  на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических,  кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определённую  аффективно-эмоциональную окраску. Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий  включены  игры и упражнения на развитие  сенсомоторики, психомоторики,  психических процессов,  творческая деятельность.

Познание окружающей действительности  начинается с анализа той информации, которую ребёнок  получает с помощью органов чувств. Осознание ребёнком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития,  формирования жизненного опыта и социализации в целом.

Целью программы - укрепление эмоционального здоровья школьников, профилактика неврозов

  Основные задачи "Психологического практикума" следующие: 
- Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке.
- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    
- Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".

Данный курс осуществляется с обучающимися 7-9 классов и рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени на подгруппу.

Список литературы

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
    2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
    3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
    4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
    5. Валкер Д.   Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
    6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как?  Москва, 1997.
    7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
    8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
    9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000. 
    10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
    11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
    12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
    13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции.  Ростов-на-Дону, 2000.
    14. Пиз  А. Язык телодвижений. Москва, 1995.
    15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.  
    16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
    17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.              
    18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
    19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
    20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.





















Учебно – тематический план по психологическому практикуму (7 класс)

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

I четверть – 16 часов


1

Введение и ознакомление с дисциплиной

3


2

Психологические процессы

3


3

Общение

10


II четверть – 14 часов


4

Ощущение и восприятие

4


5

Внимание и внимательность

4


6

Запоминай и помни

6


III четверть – 21 час


7

Как и что мы чувствуем

13


8

Воля

4


9

Характер

4


IV четверть – 17 часов


10

Формирование характера

4


11

Слабый сильный человек

4


12

Поступок

4


13

Самооценка

5



Итог:

68


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!