ЦК профессиональных дисциплин Зам. директора по УМР
Протокол № _________ _________ Е.С. Вшивкова
« ___» __________ 2015г. «___» _________ 2015г.
Базовый учебник: П.М.Скворцов. Экология: Учебник. - М.: Академия, 2009
№ урока | Содержание учебного материала, практические занятия, курсовая работа | Тип урока | Планируемый результат освоения материала | Домашнее задание | Формы контроля |
| Тема 1. Введение (2 часа). |
1-2. | Экология как наука. | Комбиниро ванный | Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. | | Фронтальный опрос |
| Тема 2. Экология как научная дисциплина. (6 часов). |
3. | Среда обитания. Факторы среды. Основные среды жизни. | Комбиниро ванный | Определение среды обитания. Основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факторов. Пути приспособления организмов к условиям окружающей среды. Д:Экологические факторы и их влияние на организм. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. | | Фронтальный опрос |
4. | Популяция, их структура и экологические характеристики. | Комбиниро ванный | Экологическое определение популяций; пространственная, половая, и возрастная структура популяций; демографические характеристики популяций; колебания численности популяций и динамика популяций. | | Фронтальный опрос |
5. | Биосфера. Экосистема. | Комбинирован-ный | Понятие о биосфере. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место человека в биосфере и ноосфере. Экосистема-совокупность взаимодействующих организмов. Виды естественных экосистем: естественные и искусственные экосистемы. Размеры и границы экосистем. Равновесия различных частей сообщества. Компоненты и состав экосистем. Трофические цепи и группы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы. | | Фронтальный опрос |
6. | Социальная экология. | Комбинирован-ный | Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие загрязнение среды. | | Фронтальный опрос |
7. | Прикладная экология. | Комбинирован-ный | Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем. | | Фронтальный опрос |
8. | Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. | Практическое занятие | Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах. | | Фронтальный опрос |
| Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность(12 часов) |
9. | Среда обитания человека. Общие проблемы адаптации человека. | Комбиниро ванный | Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека .Адаптация и адаптивные типы человека. Социальная среда. | | Фронтальный опрос |
10. | Образ жизни и окружающая среда. | Комбинированный | Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Состояние атмосферы в городах и меры борьбы с загрязнениями. Роль зеленых насаждений в городах. | | Текущий опрос |
11. | Городская среда. | Комбиниро ванный | Городские и промышленные экосистемы. Особенности обитания человека в условиях городской среды. Народонаселение. Тенденции изменения в соотношении городского и сельского населения. Состав и поток энергии городских экосистем. Урбанизация. Экологическая ситуация в городах. Состояние атмосферы в городах и меры борьбы с загрязнениями. Роль зеленых насаждений в городах. | | Текущий опрос |
12. | Городская квартира. | Комбиниро ванный | Особенности обитания человека в условиях городской среды. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. | | Текущий опрос. |
13-14. | Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. | Комбиниро ванный | Последствия шумового электромагнитного излучения и радиации загрязнения среды на организм человека. Меры борьбы с шумом. Проблема шума в городах. Радиация и иммунитет. Воздействие радиоактивных частиц на живые клетки и ткани. Воздействие электромагнитных полей на человека. Магнитные бури. | Защита проектов. | Текущий опрос. |
15. | Дороги и дорожное строительство. | Комбиниро ванный | Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе, их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. | Презентация. | Фронтальный опрос |
16. | Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов. | Комбиниро ванный | Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. | Презентация. | Фронтальный опрос |
17. | Сельская среда. | Комбиниро ванный | Характеристики сельской среды. Особенности обитания человека в условиях сельской местности. | | Фронтальный опрос. |
18. | Агроэкосистемы. | Комбиниро ванный | Виды естественных экосистем: естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность. Экологические правила и анализ хозяйственной деятельности человека. | Презентация | Защита |
19. | Сельское хозяйство и его экологические проблемы. | Комбиниро ванный | Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Виды загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах: почвенная эрозия. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства | | Индивидуальный опрос |
20. | Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | Практическая работа | Жилище человека. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Состояние атмосферы в городах и меры борьбы с загрязнениями. Роль зеленых насаждений в городах. | Презентация. | Фронтальный опрос. |
| Тема 3. Концепция устойчивого развития (8 часов) |
21-22. | Концепция устойчивого развития. | Комбиниро ванный | Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий устойчивость и устойчивое развитие. Основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Понятие устойчивое развитие. Формирование собственной позиции по отношению к сведениям, касаюшимся понятия устойчивое развитие. | | Фронтальный опрос. |
23-24. | Устойчивость и развитие. | Комбиниро ванный | Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Способы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивое развитие: устойчивость и развитие. Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития. Д: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. | | Фронтальный опрос. |
2-26. | Модель устойчивость и развитие. | Комбинированный | Знания основных способов решения экологических проблем в рамках концепции устойчивость и развитие. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Д: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс живой планеты. Экологический след.. | | Фронтальный опрос. Текущий опрос. |
27-28. | Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | Практическая работа | Практическая работа. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | | Текущий опрос. Индивидуальный опрос. |
| Тема: 4. Охрана природы (8 часов) |
29. | Ноосфера. | Комбиниро ванный | Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. Место человека в биосфере и ноосфере. Экологический кризис и экологические ситуации. .Д: пищевые цепи в биоценозе, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. | | Текущий опрос. |
30. | Природоохранная деятельность. | Комбиниро ванный | История охраны природы в России. Организация охраны природы. Необходимость охраны видов животных, растений, территорий. Особо охраняемые территории и их законодательный статус. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы..Д: ярусность растительного сообщества, особо охраняемые природные территории России. | | Текущий опрос. |
31-32. | Рациональное природопользование. | Комбиниро ванный | Понятие природопользование. Природно-ресурсный потенциал, классификация ресурсов. Правила рационального природопользования. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли. Использование возможностей малоотходных и безотходных технологий. Экологический кризис.Предотвращение истощения ресурсов. Безотходные технологии. Экономия энергии. Новые источники энергии. | Защита проектов. | Текущий опрос. |
33. | Природные ресурсы и их охрана. | | Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Охрана природы .Красная книга и внесенные в нее виды. Особо охраняемые территории. Охрана водных ресурсов. Охрана и использование ресурсов Мирового океана. Охрана лесов. Охрана почв. Заповедники и заказники охраняемые в России. Культурные принципы поведения человека в лесах, парках, заповедниках. | Защита проектов. | |
34. | Правовые и социальные аспекты экологии. | Комбиниро ванный | Социально-экономические аспекты экологических проблем.История российского природного законодательства. Экологическое право. Организация государственной системы мониторинга. Международное экологическое сотрудничество. | | Текущий опрос. Индивидуальный опрос. |
35. | Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. | Практическая работа | Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. Управление экологическими системами на примере лесных биогеоценозов и водных биогеоценозов. | | Фронтальный опрос. |
36. | Дифференцированный зачет. | | | | Индивидуальный опрос |
Преподаватель М.В.Белобородова.................................................................................