СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по учебной дисциплине экология

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова-

тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО

на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается

в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего

образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в

составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обяза-

тельных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО

и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Эко-

логия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с

получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная

нагрузка обучающихся составляет:

• по профессиям СПО и специальностям СПО технического профиля профессио-

нального образования — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная

нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 36 часов.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по учебной дисциплине экология»

РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДАЮ

ЦК профессиональных дисциплин Зам. директора по УМР

Протокол № _________ _________ Е.С. Вшивкова

« ___» __________ 2015г. «___» _________ 2015г.


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по дисциплине Экология

по программам подготовки специалистов среднего звена (технический профиль)


Базовый учебник: П.М.Скворцов. Экология: Учебник. - М.: Академия, 2009

СПО 1 курс

урока

Содержание учебного материала, практические занятия, курсовая работа

Тип

урока

Планируемый результат

освоения материала

Домашнее задание

Формы контроля


Тема 1. Введение (2 часа).

1-2.

Экология как наука.

Комбиниро

ванный

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.


Фронтальный опрос


Тема 2. Экология как научная дисциплина. (6 часов).

3.

Среда обитания. Факторы среды.

Основные среды жизни.


Комбиниро

ванный

Определение среды обитания. Основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; законы действия факторов. Пути приспособления организмов к условиям окружающей среды. Д:Экологические факторы и их влияние на организм. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.


Фронтальный опрос

4.

Популяция, их структура и экологические характеристики.


Комбиниро

ванный

Экологическое определение популяций; пространственная, половая, и возрастная структура популяций; демографические характеристики популяций; колебания численности популяций и динамика популяций.


Фронтальный опрос

5.

Биосфера. Экосистема.

Комбинирован-ный

Понятие о биосфере. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Место человека в биосфере и ноосфере. Экосистема-совокупность взаимодействующих организмов. Виды естественных экосистем: естественные и искусственные экосистемы. Размеры и границы экосистем. Равновесия различных частей сообщества. Компоненты и состав экосистем. Трофические цепи и группы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы.


Фронтальный опрос

6.

Социальная экология.

Комбинирован-ный

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие загрязнение среды.


Фронтальный опрос

7.

Прикладная экология.

Комбинирован-ный

Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.


Фронтальный опрос

8.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

Практическое занятие

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.


Фронтальный опрос


Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность(12 часов)

9.

Среда обитания человека. Общие проблемы адаптации человека.

Комбиниро

ванный

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека .Адаптация и адаптивные типы человека. Социальная среда.


Фронтальный опрос

10.

Образ жизни и окружающая среда.

Комбинированный

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Состояние атмосферы в городах и меры борьбы с загрязнениями. Роль зеленых насаждений в городах.


Текущий опрос

11.

Городская среда.

Комбиниро

ванный


Городские и промышленные экосистемы. Особенности обитания человека в условиях городской среды. Народонаселение. Тенденции изменения в соотношении городского и сельского населения. Состав и поток энергии городских экосистем. Урбанизация. Экологическая ситуация в городах. Состояние атмосферы в городах и меры борьбы с загрязнениями. Роль зеленых насаждений в городах.


Текущий опрос

12.

Городская квартира.

Комбиниро

ванный

Особенности обитания человека в условиях городской среды. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.


Текущий опрос.

13-14.

Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.

Комбиниро

ванный

Последствия шумового электромагнитного излучения и радиации загрязнения среды на организм человека. Меры борьбы с шумом. Проблема шума в городах. Радиация и иммунитет. Воздействие радиоактивных частиц на живые клетки и ткани. Воздействие электромагнитных полей на человека. Магнитные бури.

Защита проектов.

Текущий опрос.

15.

Дороги и дорожное строительство.

Комбиниро

ванный

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе, их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Презентация.

Фронтальный опрос

16.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов.

Комбиниро

ванный

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Презентация.

Фронтальный опрос

17.

Сельская среда.

Комбиниро

ванный

Характеристики сельской среды. Особенности обитания человека в условиях сельской местности.


Фронтальный опрос.

18.

Агроэкосистемы.

Комбиниро

ванный

Виды естественных экосистем: естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность. Экологические правила и анализ хозяйственной деятельности человека.

Презентация

Защита

19.

Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

Комбиниро

ванный



Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Виды загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах: почвенная эрозия. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства


Индивидуальный опрос

20.

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

Практическая работа

Жилище человека. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Состояние атмосферы в городах и меры борьбы с загрязнениями. Роль зеленых насаждений в городах.

Презентация.

Фронтальный опрос.


Тема 3. Концепция устойчивого развития (8 часов)

21-22.

Концепция устойчивого развития.


Комбиниро

ванный

Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий устойчивость и устойчивое развитие. Основные положения концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Понятие устойчивое развитие. Формирование собственной позиции по отношению к сведениям, касаюшимся понятия устойчивое развитие.


Фронтальный опрос.

23-24.

Устойчивость и развитие.

Комбиниро

ванный

Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Способы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивое развитие: устойчивость и развитие. Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития. Д: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.


Фронтальный опрос.

2-26.

Модель устойчивость и развитие.

Комбинированный

Знания основных способов решения экологических проблем в рамках концепции устойчивость и развитие. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Д: Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала. Индекс живой планеты. Экологический след..

Фронтальный опрос. Текущий опрос.

27-28.

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Практическая работа

Практическая работа. Решение экологических задач на устойчивость и развитие.


Текущий опрос. Индивидуальный опрос.


Тема: 4. Охрана природы (8 часов)

29.

Ноосфера.

Комбиниро

ванный

Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. Место человека в биосфере и ноосфере. Экологический кризис и экологические ситуации. .Д: пищевые цепи в биоценозе, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.


Текущий опрос.

30.

Природоохранная деятельность.

Комбиниро

ванный

История охраны природы в России. Организация охраны природы. Необходимость охраны видов животных, растений, территорий. Особо охраняемые территории и их законодательный статус. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы..Д: ярусность растительного сообщества, особо охраняемые природные территории России.


Текущий опрос.

31-32.

Рациональное природопользование.



Комбиниро

ванный

Понятие природопользование. Природно-ресурсный потенциал, классификация ресурсов. Правила рационального природопользования. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли. Использование возможностей малоотходных и безотходных технологий. Экологический кризис.Предотвращение истощения ресурсов. Безотходные технологии. Экономия энергии. Новые источники энергии.

Защита проектов.

Текущий опрос.

33.

Природные ресурсы и их охрана.


Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Охрана природы .Красная книга и внесенные в нее виды. Особо охраняемые территории. Охрана водных ресурсов. Охрана и использование ресурсов Мирового океана. Охрана лесов. Охрана почв. Заповедники и заказники охраняемые в России. Культурные принципы поведения человека в лесах, парках, заповедниках.

Защита проектов.


34.

Правовые и социальные аспекты экологии.

Комбиниро

ванный

Социально-экономические аспекты экологических проблем.История российского природного законодательства. Экологическое право. Организация государственной системы мониторинга. Международное экологическое сотрудничество.


Текущий опрос. Индивидуальный опрос.

35.

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Практическая работа

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. Управление экологическими системами на примере лесных биогеоценозов и водных биогеоценозов.


Фронтальный опрос.

36.

Дифференцированный зачет.




Индивидуальный опрос





Преподаватель М.В.Белобородова.................................................................................


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!