Содержание рабочей программы
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……2-4
2. Содержание курса внеурочной деятельности……………………………..4-5
3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся …………………………………………………………………...5-6
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе;
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- способность к познанию родного края;
- умение применять полученные знания в собственной деятельности;
- навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни;
- стремление использовать свои умения для обустройства родного города, своего микрорайона, двора, школы.
Метапредметные результаты
-адекватно воспринимать окружающую действительность;
-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине.
Предметные результаты
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее, интернете, собирать литературу по краеведению;
- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.
Планируемые промежуточные результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы 7-11 лет обозначены в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования:
- Ученик знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец – дошкольник – школьник; внучка – дочка – мама – бабушка), знает профессии своих родителей; может кратко рассказать о ней, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знает особенности некоторых профессий, называет домашний адрес, может самостоятельно определить маршрут от дома до школы.
- Знаком с произведениями местных поэтов, художников.
- Имеет представления о климатических особенностях родного края, особенностях мира природы Оренбургской области. Называет лекарственные растения, знает простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.
- Имеет общие представления об истории улиц родного города, области, символике, традициях родного города. Знает достопримечательности города и уважительно к ним относится. Имеет представления об особенностях народных промыслов Оренбургской области (пуховый платок, Уральская роспись, яшма и др.). Имеет общие представления об уральских мастерах, знает и называет национальности, проживающие в данном регионе, знаком с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовлением украшений и т.д.
В результате изучения программы по курсу внеурочной деятельности «Мое Оренбуржье»
Обучающиеся должны знать:
государственную символику Оренбургского края, города Оренбурга;
военное прошлое родного города;
основные улицы родного города, историю их названия;
музеи родного края;
промышленные предприятия города, района, области;
стихи и песни о родном крае, городе.
особенности природы своего края (положение на карте), погоды и её изменений по временам года, наиболее распространённые виды почв,
водоёмы, растения, животные;
формы поверхности нашей области;
важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном хозяйстве своего края;
историческое прошлое родного края (герои-оренбуржцы ВОВ);
историко-архитектурные памятники;
богатства родного края.
Обучающиеся должны уметь:
различать историко-архитектурные объекты;
определять изученные свойства полезных ископаемых, воды, местных почв;
различать наиболее распространённые в Оренбургском крае растения и животные;
охранять растения и животных;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
выделять объект исследования;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение в краеведение | 1 |
2 | Мой край на карте Родины | 2 |
3 | Я и моя семья | 3 |
4 | О чём говорят здания | 2 |
5 | Моя улица | 2 |
6 | Наша школа | 2 |
7 | Моя малая Родина | 2 |
8 | Природа нашего края | 4 |
9 | Что даёт наш край стране | 2 |
10 | Наши таланты | 3 |
11 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 3 |
12 | История и судьбы | 1 |
13 | Символика нашего края | 1 |
14 | География основных религий Оренбуржья | 2 |
15 | Многонациональное Оренбуржье | 3 |
16 | Специальные темы | 1 |
| Итого | 34 |
Экскурсии: в музей, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.
Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.
Исследовательские, проектные и практические работы: конкурс плакатов, сообщения о профессиях родителей.
3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Раздел | Дата |
1 | Вводный урок. Беседа «С чего начинается Родина?» | | 5.09 |
2 | Первые поселения в Оренбургской области. | | 12.09 |
3 | Оренбургский край- край, в котором я живу. Города Оренбургской области. | | 19.09 |
4 | Родословная Неплюева И.И. (основателя города Оренбурга). | | 26.09 |
5 | История семьи в истории края. | | 3.10 |
6 | Исторические здания города и края. | | 10.10 |
7 | Фотовыставка «Любимый уголок Оренбуржья». | | 17.10 |
8 | О чём расскажут улицы города? | | 24.10 |
9 | Проект «Улица, на которой я живу». | | 7.11 |
10 | Беседа «Ими гордится наша школа». | | 14.11 |
11 | Проект, «Какой я вижу школу будущего». | | 21.11 |
12 | Конкурс стихотворений «О тебе Оренбург». | | 28.11 |
13 | Конкурс – выставка рисунков «Мой край родной тобой любуюсь». | | 5.12 |
14 | Беседа «Водоёмы Оренбургского края». | | 12.12 |
15 | Промышленность Оренбургской области. | | 19.12 |
16 | Охрана полезных ископаемых Оренбургской области. | | 26.12 |
17 | Проект «Чем знаменит наш край». | | 16.01 |
18 | Знакомство с творчеством поэтов, которые писали о родном крае (Державин Г., Карамзин Н, М.Джалиль). | | 23.01 |
19 | Знакомство с художниками, которые писали картины о родном крае. | | 30.01 |
20 | Знакомство с известными музыкантами области. Прослушивание аудиозаписей (М.Ростропович, В.Высоцкий). | | 6.02 |
21 | Оренбургский край в годы войны. Встреча с интересными людьми (ветераны ВОВ, дети войны, труженики тыла. | | 13.02 |
22 | Проект «Письмо ветерану». | | 20.02 |
23 | «Горячие точки» в судьбах оренбуржцев. | | 27.02 |
24 | Творческий проект «Символика Оренбургской области». | | 6.03 |
25 | Творческий проект «Символика Оренбургской области». | | 13.03 |
26 | Православные храмы и соборы Оренбуржья. | | 20.03 |
27 | Православные храмы и соборы Оренбуржья. | | 3.04 |
28 | Традиции и обычаи народов нашего края. | | 10.04 |
29 | Традиции и обычаи народов нашего края. | | 17.04 |
30 | Оренбургский край- край казачий. | | 24.04 |
31 | Конкурс рисунков «Многонациональное Оренбуржье». | | 8.05 |
32 | Конкурс рисунков «Многонациональное Оренбуржье». | | 15 |
33 | Проект «Оренбуржье - частица России». | | 22 |
34 | Проект «Оренбуржье - частица России». | | 29 |
6