Наименование зачёта | Время сдачи зачёта |
Уровень физической подготовленности | Сентябрь, май |
контрольные диагностические нормативы | Сентябрь, январь, май |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Диагностические контрольные нормативы
Основана на региональной комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательных школ /С.И.Захаров, М.И.Варламов, Н.Е.Максимова, Е.Алаас, Г.А.Кузьменко; М-во образования РС(Я)/-1999г, комплексная программа ФВ. /В.И.Лях, А.А.Зданевич/,М;Просвещение,2006г
Нормативы сдают во время учебного года 3 раза: осенью в сентябре месяце, зимой в январе, весной в мае месяце. Потом идёт сверка личных данных обучающегося. Но учитывается, что с января они соревнуются сами с собой. Каждый раз должны стараться улучшить свои показатели. После каждой сдачи нормативов даётся подробная информация кому над чем работать;, кому-то надо работать над брюшным прессом, кому-то над какой-либо группой мышц, например для улучшения мышечного корсета. Тем самым даётся ненавязчивая информация по анатомии и физиологии человека. Если они будут превосходить свои предыдущие результаты связывать полученные знания с собой, со своими физическими данными, это даст наибольший результат и стимул для дальнейшего спортивного роста ученика.
Контрольные нормативы:
Бег на 30м/с развивает скоростные способности, «взрывную» силу мышц,
Челночный бег 3х10м/с развивает координационные способности,
Прыжок в длину с места развивает скоростно-силовые способности ,
Поднимание туловища из положения лёжа развивает силовые способности и выносливость
Диагностические контрольные нормативы направлены на достижение следующих целей и задач:
побудить ученика к самовоспитанию; самопреодолению
ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
формировать мотивы самовоспитания; первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
раскрыть возможности ребёнка в его стремлении стать лучше;
помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворённость собой, стремление развить свои
индивидуальные данные, здоровое честолюбие
Организация (методы) самовоспитания.
а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.
б) Самоубеждение. Самоприказ.
в) Самоактивизация: самопоощрение, самостимуляция, самоободрение.
г) Самообладание: самоуспокоение, самоприучение, самовнушение. Выработка хороших привычек.
№ | Физическиеспособности | Контроль- ное упражнение | Воз- раст | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скорост-ные | Бег 30м/с | 11 12 13 14 15 16 17 | 6,2 (+) 5,9(+) 5,7(+) 5,6(+) 5,4(+) 5,2(+) 5,1(+) | 6,1 - 5,5 5,8 - 5,4 5,6 - 5,2 5,5 - 5,1 5,3 - 4,9 5,1 – 4,8 5,0 – 4,7 | 5,4 (-) 5,3(-) 5,1(-) 5,0(-) 4,8(-) 4,7(-) 4,6(-) | 6,4 (+) 6,3(+) 6,1(+) 6,0(+) 5,9(+) 6,0(+) 6,0(+) | 6,3 – 5,7 6,2 – 5,5 6,0 – 5,4 5,9 – 5,4 5,8 – 5,3 5,9 – 5,3 5,9 – 5,3 | 5,6(-) 5,4(-) 5,3(-) 5,3(-) 5,2(-) 5,2(-) 5,2(-) |
2 | Координа-ционные | Челночный бег 3х10м/с | 11 12 13 14 15 16 17 | 9,4 (+) 9,1(+) 9,1(+) 8,8(+) 8,5(+) 8,3(+) 8,1(+) | 9,3 - 8,8 9,0 - 8,6 9,0 - 8,6 8,7 - 8,3 8,4 - 8,0 8,2 – 8,0 8,0 – 7,7 | 8,7(-) 8,5(-) 8,5(-) 8,2(-) 7,9(-) 7,9(-) 7,6(-) | 10,1 (+) 10,0(+) 10,0(+) 9,9(+) 9,7(+) 9,6(+) 9,4(+) | 9,7 – 9,3 9,6 - 9,1 9,5 - 9,0 9,4 - 9,0 9,3 – 8,8 9,5 – 9,1 9,3 – 8,9 | 8,9 (-) 8,8 (-) 8,7 (-) 8,6 (-) 8,5 (-) 9,0(-) 8,8(-) |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места(см) | 11 12 13 14 15 16 17 | 140(-) 150(-) 160(-) 170(-) 180(-) 190(-) 200(-) | 141-179 151-184 161-194 171-204 181-213 191-223 201-238 | 180(+) 185(+) 195(+) 205(+) 214(+) 224(+) 239(+) | 120(-) 130(-) 140(-) 150(-) 160(-) 165(-) 168(-) | 121-154 131-159 141-169 151-179 161-189 166-194 169-198 | 155(+) 160(+) 170(+) 180(+) 190(+) 195(+) 199(+) |
4 | Силовые | Поднимание туловища из положения лёжа, раз | 11 12 13 14 15 16 17 | 15(-) 17(-) 19(-) 20(-) 25(-) 25(-) 27(-) | 16-39 18-39 20-44 21-49 26-59 26-59 28-59 | 40(+) 40(+) 45(+) 50(+) 60(+) 60(+) 60(+) | 15(-) 15(-) 18(-) 20(-) 22(-) 23(-) 25(-) | 16-39 16-39 19-42 21-44 23-49 24-51 26-52 | 40(+) 40(+) 43(+) 45(+) 50(+) 52(+) 53(+) |
Формирование знаний по предмету «Физическая культура»
Формирование знаний является одной из важнейших задач современного урока физической культуры. Именно сформированные знания позволяют добиваться осмысленного выполнения учащимися программного материала. Если до настоящего времени бытовала практика, когда учитель давал задания ученикам, попросту командовал деятельностью ребёнка, то непременным условием современного урока является формирование активного и осмысленного поведение учащихся при выполнении двигательных действий. Представим себе два случая. В первом ученики бездумно выполняют бег на длинные дистанции, единственной целью которого является выполнение норматива. В этом случае вряд ли можно ожидать, что ученики будут творчески подходить к данному заданию, которое может быть для них не всегда понятно. Абстрактные объяснения учителя, что бег на длинные дистанции развивает выносливость, укрепляет здоровье и т.п., как правило, пропускается учащимися «мимо ушей». Наоборот, если учитель расскажет, что выносливость влияет на многие показатели человека: память, способность быстро ориентироваться в разных ситуациях за счёт улучшения органов чувств, что она способствует воспитанию таких черт характера, как настойчивость, целеустремлённость, другие волевые качества, то из нужного и подчас тяжёлого упражнения бег превращается в средство, помогающее ребёнку решать свои насущные проблемы. Если рассказать, что существуют определённые правила развития выносливости, сообщить сведения о тренировочных режимах, о подготовке организма к работе данного характера, то ученики будут выполнять не утомительную, бессмысленную для них работу во время бега, а творчески формировать телесные и психические качества своей личности. Ещё более важно осмысленное выполнение упражнений при овладении сложными двигательными навыками, когда специальные знания просто необходимы учащимся.
Целевые установки при формировании знаний
Прежде чем приступить к формированию знаний у школьников, учитель физической культуры должен чётко представлять себе основные целевые установки, обеспечивающие успешность реализации данного раздела подготовки. Вначале целесообразно отметить, что учитель и ученики являются полноправными участниками педагогического процесса и если исключить из активной деятельности одну из этих составляющих, то, конечно, успех обучения сомнителен. Часто наблюдается картина, когда учитель физической культуры сообщает знания своим ученикам в той или иной форме. Обычно это сводится к набору сведений, касающихся того упражнения или двигательного навыка, которому будут обучаться школьники. При таком подходе не может сложиться целостная картина того достаточно сложного явления, каким является двигательное действие. Ученики могут запомнить изложенные учителем сведения, но могут и не придать им значения, выслушать без активного подключения сознательного внимания. Такие знания останутся безжизненными, абстрактными для ребёнка и, скорее всего, быстро забудутся. Наоборот, если ребёнок активно участвует в процессе «присвоения» знаний, которые сообщает учитель, то эффект бывает очень большим. При этом мало завладеть активным вниманием школьников, мало ещё поразить их воображение каким-то необычным фактом, необычным сочетанием упражнений или театрализованным действием на уроке. Ученик должен понять ценность сведений для себя лично, активно их переработать и «присвоить», т.е. после сознательного анализа знаний уметь их использовать в различной деятельности, будь то физическая тренировка или выполнение умственной работы. Без такого активного вовлечения учащегося в учебный процесс говорить о каком-либо эффективном обучении не приходится. Кстати, такой подход должен осуществляться не только при формировании знаний теоретического порядка, но и при обучении школьников различным двигательным навыкам и умениям.
Несмотря на единую цель – овладение учениками необходимыми знаниями по теории и методике физической культуры, задачи учителя и ученика различаются. Об этом важно помнить, прежде чем приступить к формированию знаний у школьников. Каковы задачи учителя физической культуры? Какими бы способностями он ни обладал, если учащиеся не захотят усвоить знания, то самый хороший урок будет проведён зря без какой-либо пользы для детей. В первостепенные задачи учителя входит создание у детей таких представлений, которые могли бы глубоко внедриться в сознание учащихся. Для этого используется различные средства и методы. Знания должны сообщаться учителем в интересной и доступной форме, подкрепляться красочными примерами из жизни, отвечать насущным потребностям школьников. Например, одни и те же знания о способах подготовки организма к работе скоростно-силового характера можно сообщать по-разному. В одном случае учитель даёт сухую справку по режиму разминки (время, виды разминочных упражнений, отдых между подходами и т.п.), не сопровождая дополнительными сведениями о возможной личной пользе для учеников такой работы. Возможно, и такие знания запомнятся части учащихся, но регулярно использовать их в своей практической деятельности они вряд ли будут, не говоря уже о творческом их применении в нестандартной ситуации (преодоление естественных препятствий, подготовка к умственной работе, требующей быстроты мышления, и др.). Если же показывать школьникам, что разминка такого характера может использоваться в разных жизненных ситуациях, а не только в спортивной тренировке, то внимание учеников будет направлено на те знания, которые в данный момент сообщает учитель. Если показать, что разминка данного вида может использоваться при необходимости переключить деятельность с одного вида на другой и для многих других целей, то можно полностью овладеть сознанием учеников.
Задачи ученика несколько иные. Он должен стараться активно воспринимать знания, которые сообщает ему учитель физической культуры. Конечно, учитель может сделать всё, чтобы привлечь внимание школьников, красочно рассказать об определённых фактах, но совершенно необходимо активное участие в этом процессе ученика. Это не пассивный созерцатель, а активный «потребитель» знаний, по крайней мере, таким он видится в идеале. Чтобы стать активными участниками учебного процесса, школьники должны, во – первых, знать, что наука, которую преподают им на уроках физической культуры, представляют для них большую ценность как сейчас, так и в особенности в последующей взрослой жизни. Во-вторых, школьники должны специально ставиться в такие условия, в которых специальные знания им будут необходимы для успешного выполнения заданий учителя. В этом случае сознание ребёнка будет направлено на активное усвоение знаний как теоретического, так и практического характера.
Наконец, успех усвоения знаний будет полным, если эти знания используются в практической деятельности школьников. Мало тог, чтобы знания были восприняты, поняты и отложены в памяти. Они должны воплощаться в действии, подкрепляя и корректируя их. Например, если ученик знает, как можно оценить свою функциональную подготовленность, то в процессе выполнения упражнений (например, длительного бега на лыжах) он сможет корректировать скорость бега: если интенсивность работы мал, то увеличит её, а если превышает возможности занимающегося, то снизить нагрузку. По возможности нужно показать, в какой области деятельности можно использовать те или иные знания: ведь они не ограничиваются только физической тренировкой. Знания по физической культуре можно использовать в любой практической работе человека, начиная от самой «грубой», физической, до чрезвычайно «тонкой», мыслительной, связанной с искусством или науками.
Воспитание потребностей и мотивов к регулярным занятиям физической культурой и спортом
Перед учителями физической культуры стоит важнейшая задача, можно сказать проблема: воспитание потребностей и мотивов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, самооздоровлением.
Потребность обычно определяют как необходимость учащегося выполнить какую-либо деятельность. Когда потребность сознаётся учащимся, возникает побудительная сила к действию – мотив. Воспитание потребностей и мотивов – это единый педагогический процесс. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируют потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывают положительную мотивацию к занятиям физической культурой и самооздоровлением.
К основным видам потребностей, которые лежат в основе воспитания положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, относятся: потребность в двигательной деятельности, потребность в общении и совместной деятельности, самоутверждении в коллективе, в познании интересных новых сведений о двигательной деятельности, в эстетических переживаниях на занятиях физическими упражнениями.
Важной стороной деятельности учителя по воспитанию у школьников положительной мотивации к занятиям физической культурой является пропаганда ЗОЖ.
Воспитание нравственных и волевых качеств.
Воспитание нравственных качеств у школьников им большое значение для становления характера и приобретения моральных устоев. На занятиях физической культурой можно успешно воспитывать эти качества, поскольку сама физкультурная деятельность создаёт для этого всевозможные ситуации. В число наиболее существенных нравственных качеств входят честность, вежливость, доброта, уважение к людям, взаимопомощь. Для воспитания нравственных качеств в процессе занятий физическими упражнениями важную роль играют беседы на этические темы, личный пример учителя физической культуры и всего педагогического коллектива школы, наглядная агитация. Эти мероприятия позволят создать у школьников представление о нравственном поведении. Однако одни представления о нравственности не ограничивают вопросов воспитания. Важным этапом является формирование навыков поведения через упражнения. С этой целью учителю физической культуры нужно использовать складывающиеся ситуации во время занятий физическими упражнениями и специально создавать учебные ситуации, которые способствуют воспитанию вышеуказанных нравственных качеств. Третьим этапом воспитания нравственных качеств является этап приобретения учащимися навыков нравственного поведения – внедрение в повседневную деятельность привычки.
Для воспитания навыков нравственного поведения через упражнения учитель физической культуры должен, как отмечалось, специально создавать учебные ситуации, в котором учащиеся проявляли бы взаимопомощь, честность во время соревнований, уважение к соперникам.
Нравственное воспитание включает в себя такие качества личности как: целеустремлённость, настойчивость, смелость, воля, самостоятельность, самообладание.
Воспитание различных волевых проявлений личности школьников – трудоёмкий процесс, который должен постоянно осуществляться на уроках физической культуры, на переменах, во время внеклассной и самостоятельной деятельности учащихся. Волевые качества постепенно снижают свой уровень, и их воспитание перестаёт давать нужный эффект, если это делать нерегулярно. Для успешного воспитания воли учителю физической культуры нужно постоянно изучать своих учеников, подбирая для них индивидуальные задания. Постепенно нужно сформировать способность к мобилизации своих возможностей, основанной на знании своей личности, своих слабых и сильных сторон.
Содействие умственному и эстетическому воспитанию личности
«Умственное и физическое образование так тесно связано между собой, что должно составлять единую нераздельную задачу школы; всякое одностороннее развитие непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека» - писал П.Ф.Лесгафт. Ещё в начале века он протестовал против механического усвоения знаний и навыков, обосновал необходимость глубокого осмысленного обучения двигательным действиям. Механическое усвоение какого-либо приёма, считал он, непонимание смысла движения приводят к тому, что и действовать человек будет необдуманно, не сумеет применить полученный навык в том или ином конкретном случае.
Механическое заучивание и слепое подражание наносят значительный ущерб умственному развитию занимающихся физической культурой, так как ведёт к «притуплению» личности ученика.
Если задача решается по готовому образцу, что довольно часто бывает на уроках физической культуры и спортивных тренировках, от школьников не требуется творческая мыслительная деятельность. Только когда они сами должны найти путь решения какой-либо задачи, необходима самостоятельная работа мысли. Сочетание изложенных новых знаний учителем с самостоятельным решением задач школьниками – важнейший способ развития у них не только репродуктивного (воспроизводящего), но и продуктивного (самостоятельного) мышления.
Правильно организованное обучение требует от школьников не просто восприятия увиденного, а серьёзной умственной переработки материала, включение представления о показанном в уже существующую у них систему образов, идей, мыслей.
Чтобы объёдинить на занятии двигательную деятельность с умственной, соединить движение с мыслью, необходимо разъяснять школьникам цели задачи физического воспитания, регулярно организовывать лекции, беседы на темы физической культуры и спорта, тщательно прорабатывать теоретические разделы программы. Школьники должны читать рекомендованную литературу, смотреть методические и документальные фильмы, знакомиться с правилами контроля за состоянием своего здоровья и пр. Важно, чтобы они поняли, что такое активный отдых, разминка, какие изменения происходят в организме при систематических занятиях физическими упражнениями, умели в дальнейшем применять полученные знания.
Профилактика заболеваний на уроках физической культуры
Социологические исследования утверждают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет только 25% от времени бодрствования. Три школьных урока физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что в свою очередь ведёт к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель вынужден ориентировать школьников и на физическое, и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить использовать их во время досуга для восстановления активности.
Особую тревогу вызывают учащиеся 5 классов. У большинства детей после выхода из начальной школы проявляются симптомы стресса: ребёнок не может контролировать свои эмоции, сдерживать себя, растёт возбудимость, одновременно отмечается спад успеваемости, возрастает риск психосоматических заболеваний. Основные причины этих явлений, видимо, в том, что, во-первых, это период активной физической перестройки организма (при общем росте растёт масса тела, созревают центральные и периферические звенья двигательного аппарата) и, во-вторых, меняется социальный статус ученика – «из-под крыла» одной учительницы он сразу попадает по «прицел» разных учителей, ведущих новые для школьников учебные предметы. Наблюдая за учениками в течение последних лет, отмечу, что именно 5 классы дают до 25-30% заболевших во время сезонных вспышек респираторных заболеваний. Такое положение дел заставило разработать диагностические контрольные нормативы, направленную на снятие гиподинамии, в том числе и стрессов, осознанное сохранение гибкости, подвижности суставов и хорошей осанки. Ребёнок соревнуется сам с собой, со своими предыдущими успехами, тем самым улучшает свой результат.
Даже при самой неблагоприятной экологической и социальной ситуации у каждого человека есть немало рычагов воздействия на своё здоровье. Поэтому здоровью надо учиться, с малых лет вырабатывать привычку быть всегда здоровым, рассматривать здоровье как самый конкурентоспособный и востребованный товар в условиях современного рынка. Необходимо также формировать и укреплять своё здоровье природными способами самооздоровления. Будьте здоровы! Спасибо за внимание!