СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование уроков музыки: содержание и электронные образовательные ресурсы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрываются особенности конструирования учебно-тематического планирования уроков музыки по модульному принципу, продиктованного требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов 2021 г. Она непосредственно связана с последующими статьями сборника, в которых приводятся образцы развернутого планирования для 1 и 5 классов, методические разработки, рекомендации по оптимизации музыкального репертуара и использованию электронных образовательных ресурсов.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков музыки: содержание и электронные образовательные ресурсы»

УДК 372.87


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ:

СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ


Рудзик М.Ф.,

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»


Аннотация. В данной статье раскрываются особенности конструирования учебно-тематического планирования уроков музыки по модульному принципу, продиктованного требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов 2021 г. Она непосредственно связана с последующими статьями сборника, в которых приводятся образцы развернутого планирования для 1 и 5 классов, методические разработки, рекомендации по оптимизации музыкального репертуара и использованию электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: ФГОС ОО, предмет «Музыка», примерные рабочие программы, учебно-тематическое планирование.

Abstract. This article reveals the features of designing educational and thematic planning of music lessons on a modular basis, dictated by the requirements of the new federal state educational standards in 2021. It is directly related to subsequent articles in the collection, which provide examples of detailed planning for grades 1 and 5, methodological developments, recommendations on optimization of the musical repertoire and the use of electronic educational resources.

Keywords: GEF OO, subject "Music", exemplary work programs, educational and thematic planning.


С 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования [ФГОС НОО; ФГОС ООО]. Переход них стал обязательным для первых и пятых классов общеобразовательных организаций, поэтому коснулся всех без исключения учителей, особенно в части усовершенствования рабочих образовательных программ [Примерная РП НОО-Музыка; Примерная РП ООО-Музыка].

В условиях введения новых ФГОС общего образования, предъявляющих требования к структурированию содержания рабочих программ по учебным предметам на основе модульного принципа, а также упорядочению базы электронных образовательных ресурсов, активно использующихся в современной образовательной практике, учителя музыки столкнулись с отсутствием более или менее определенных рекомендаций и информационной поддержки со стороны ведомственных органов управления образованием. Педагогам-музыкантам был предложен лишь конструктор рабочих программ с очень невнятной разработкой содержания, на наш взгляд, слабо обеспечивающего реализацию основных содержательных линий (модулей) предмета и логику их раскрытия в учебном процессе.

Кроме того, утвержденный в 2022 году Федеральный перечень учебников [Приказ], призванный обеспечивать единство образовательного пространства в РФ, четко указал наименование УМК по предмету «Музыка» (авт. колл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), переработанных по новым стандартам и допущенных к использованию в общеобразовательных организациях. Но учителя не смогли ознакомиться даже с макетами новых учебников, которые издательство «Просвещение» планирует запустить в тираж только в 2023-24 гг. Да и обещанные Минпросвещения России единые перечни электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию в учебном процессе, «обошли стороной» предмет «Музыка». Таким образом учителя музыки оказались в роли «утопающих», спасение которых стало делом их собственных рук.

Однако, уныние не присуще педагогам, тем более – преподающим творческие предметы. Поэтому, активно взявшись за переработку своих рабочих программ, в части конструирования тематического планирования уроков музыки учителя породили бессчетное количество вариантов. И здесь вновь встал вопрос об обеспечении единого образовательного пространства, целесообразном отборе информационного и музыкального содержания к урокам (в контексте модульного подхода), оптимальной организации учебно-творческой деятельности обучающихся и систематизации электронных образовательных ресурсов, масштабы которых (применительно к предмету «Музыка») безграничны.

В профессиональном сообществе учителей музыки Курской области к решению выше названных актуальных профессиональных задач подошли рационально. На базе кафедры музыкального образования и исполнительства факультета искусств и арт-педагогики Курского государственного университета канд. пед. наук, доцентом М.Ф. Рудзик было инициировано создание рабочей группы из числа учителей музыки – носителей лучшего музыкально-педагогического опыта, которая в течение учебного года (параллельно с запуском новых ФГОС) осуществила разработку развернутого учебно-тематического планирования уроков музыки для 1-х и 5-х классов.

При конструировании учебно-тематического планирования был обобщен и систематизирован наиболее эффективный (с точки зрения достижения планируемых результатов общего музыкального образования) опыт школьных педагогов-музыкантов. В планах представлены вариативные формы приобщения обучающихся к музыкальному искусству, разнообразный музыкальный репертуар и многочисленные электронные ресурсы к каждому занятию.

Содержательный арсенал, предлагаемый для вариативного конструирования уроков, включает материалы, предназначенные для слушания музыки, вокально-хорового пения, инструментального музицирования, движения под музыку, проведения различных музыкальных игр, драматизаций, физкультминуток и занятий боди-ритмикой, освоения основ музыкальной грамоты, проведения разных форм контроля результатов освоения учебной программы. В разработке мы находим отсылки к различным образовательным порталам и платформам, проектам, презентациям, методическим разработкам, аудио- и видео-записям, кинолентам и съемкам музыкальных спектаклей, уникальным материалам педагогического опыта и многое другое.

Их количество избыточно, т.к. уроки музыки как уроки искусства не терпят шаблонности, и каждый учитель по-своему, оригинально конструирует их формы и создает неповторимый образно-интонационный строй, используя различные источники. Мы сочли необходимым предоставить педагогам право выбора учебных компонентов, исходя из особенностей контингента обучающихся и условий профессиональной музыкально-образовательной деятельности (кроме того, в качестве образца мы привели в приложениях к темпланированию разные варианты систематизации ЭОР к урокам музыки). При этом строгая последовательность тем уроков (с учетом модульного подхода к проектированию процесса обучения) позволит любому учителю обеспечить базовый уровень общего музыкального образования школьников, а также реализовать его на повышенном уровне.

В развернутом учебно-тематическом планировании нашли отражение рекомендации одного из авторов учебников по музыке (Г.П. Сергеевой), данные специалистам в ходе проведенных ею многочисленных вебинаров и касающиеся раскрытия новых тем, представленных на разворотах обновленных учебных изданий, отбора содержания и музыкального репертуара. Эти рекомендации выделены в таблицах красным цветом.

Музыкальный репертуар и ЭОР, предложенные учителями-практиками, снабжены активными ссылками доступа. Кроме того, нами дается ссылка на наиболее интересные материалы педагогического опыта, размещенные в электронном приложении.

Мы убеждены в том, что, располагая таким широким спектром возможностей для полноценной реализации предметного содержания, одновременно соблюдая требования ФГОС и установки Федеральных рабочих программ по музыке, школьные учителя, имеющие различный уровень профессиональной подготовки и рабочий стаж, осуществляющие свою педагогическую деятельность в разных условиях, успешно справятся со стоящими перед ними задачами в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799). URL: http://www.educaltai.ru/upload/iblock/205/prikaz-minprosveshch-rossii-ot-21.09.2022-n-858-fpu.pdf.

  2. Примерная рабочая программа начального общего образования. Музыка. М.: ИСРО РАО, 2021. 67 с. URL: https://fgosreestr.ru/oop/220.

  3. Примерная рабочая программа основного общего образования. Музыка. М.: ИСРО РАО, 2021. 53 с. URL: https://fgosreestr.ru/oop/242.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2021. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2021. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!