№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Домашнее задание | Дата проведения |
План | факт |
1 | Введение | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении. Объяснить пословицы об учении (задание 2, стр. 6). Индивидуальное задание: придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц (поговорок) | | |
2 | Устное народное творчество | Русский фольклор. Малые жанры | 1 | Комбинированный урок | Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок: подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам | | |
3 | | Детский фольклор | 1 | Урок изучения нового материала | Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного ее закона (абсурдная комическая игра в невозможное) | | |
4 | | Сказка как особый жанр фольклора | 1 | Урок изучения нового материала | Конспект | | |
5 | | «Царевна-лягушка» – встреча с волшебной сказкой | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей (зачин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.) | | |
6 | | «Царевна- лягушка» - сказка о мудрости и красоте | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Приготовить: выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»; рассказ о Василисе Премудрой или Иване- царевиче (на выбор), использовать в ходе пересказа высказывание М. Горького о главных героях (учебник) | | |
7 | | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли | 1 | Урок изучения нового материала | Стр. 28-38 | | |
8 | | Образ главного героя сказки. Его моральные качества | 1 | Урок изучения нового материала | Конспект | | |
9 | | Сказка о животных «Журавль и цапля». | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить вопросы для конкурса на знания народных сказок. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л. Толстой, В. Аникин) | | |
10 | | Бытовая сказка «Солдатская шинель» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Стр. 42 | | |
11 | | Русские народные сказки. Создание волшебной сказки | 1 | Урок развития речи | Оформить сказку письменно | | |
12 | | Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Стр. 47 | | |
13 | Из древнерусской литературы | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить пересказ по цитатному плану | | |
14 | Из литературы XVIII века | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин | 1 | Урок изучения нового материала | Стр. 54-55 | | |
15 | | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру...» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение стихотворения, ответить на вопрос: «Почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом». Инд. задание: Подготовить сообщение о баснописцах (Эзопе, Лафонтене и др.) | | |
16 | Из литературы XIX века | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | 1 | Урок изучения нового материала | Прочитать прозаический пересказ Л.Н.Толстым басен Эзопа («Отец и сыновья», «Царь и рубашка», «Рыбак и рыбка», «Лев и мышь») | | |
17 | | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | 1 | Комбинированный урок | Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове (ответить на вопрос: «Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова?»). Нарисовать иллюстрации к басне «Волк и Ягненок» | | |
18 | | И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне». Аллегория | 1 | Комбинированный урок | Выучить басню наизусть, подготовиться к конкурсу. Инд. задание: прочитать басни И.А. Крылова о войне 1812 года («Обоз», «Ворона и Курица») и сопоставить с басней «Волк на псарне» | | |
19 | | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» (нач. 19 века). Сравнить сказку и басню, ответить на вопрос: «Как время написания басни и записи сказки обусловило своеобразие их финалов?» | | |
20 | | В.А. Жуковский «Кубок» | 1 | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение баллады. Подготовить сообщение о поэте | | |
21 | Литературная сказка русских и зарубежных писателей XIX века | В.А. Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Прочитать сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | |
22 | | А.С. Пушкин «Няне». Рассказ о детских лицейских годах жизни | 1 | Комбинированный урок | Наизусть | | |
23 | | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок | 1 | Урок изучения нового материала | Стр. 94-95 | | |
24 | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1 | Комбинированный урок | Подготовить художественный пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду | | |
25 | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сравнительная характеристика героев | 1 | Комбинированный урок | Стр. 95-112 | | |
26 | | Пушкинская сказка - «прямая наследница народной» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Выучить наизусть отрывок из сказки. Подготовить связный рассказ «Что помогло Елисею в поиске невесты?» или «В чем превосходство царевны над царицей-мачехой?» Инд. задание - сочинение по одной из тем: «Добро и зло в сказке Жуковского и Пушкина», «Две красавицы» (по сказкам Жуковского и Пушкина) | | |
27 | | Подготовка к сочинению по сказкам А.С. Пушкина | 1 | Урок развития речи | Написать работу | | |
28 | | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Подготовить сообщения: Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений | | |
29-30 | | В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | 2 | Урок изучения нового материала | Подготовить пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки». Прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | | |
31 | | Писатели- сказочники и их герои | 1 | Урок обобщения и систематизации | Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке | | |
32 | | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить сообщение о поэте, выразительно читать стихотворение. Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказам старого солдата. Инд. задание: подобрать иллюстрации к стихотворению, посвященные Бородинскому сражению | | |
33 | | Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Подготовить устное сообщение «Историческое событие, увиденное глазами рядового воина» | | |
34 | | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить: небольшой рассказ о Н.В.Гоголе; краткий пересказ содержания повести. Инд. задание: подготовить пересказ быличек, преданий, легенд, родственных сюжету повести; инсценирование эпизодов | | |
35 | | Реальное и фантастическое в сюжете повести | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Подготовить пересказ эпизода от лица деда. Инд. задания: придумать фантастический рассказ, связанный с народными традициями; 2 ) прочитать другие повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | | |
36-37 | | Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 2 | Урок обобщения и систематизации | Прочитать статью в учебнике о Н.А.Некрасове, составить к ней вопросы, прочитать стихотворение «На Волге» | | |
38 | | Тест за первое полугодие | 1 | Урок контроля | | | |
39 | | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Есть женщины в русских селениях» | 1 | Урок изучения нового материала | Выучить понравившийся отрывок наизусть. Ответить на вопрос: что печалит и что возмущает поэта, какова основная мысль стихотворения «На Волге»? Прочитать стихотворение «Крестьянские дети» | | |
40 | | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить выразительное чтение стихотворения, подчеркнуть грустные и веселые описания в нем. Подготовить сообщение (устно) на тему «Крестьянские дети глазами Н.А. Некрасова» | | |
41 | | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о Тургеневе, рассказ о жизни Герасима в городе. Групповое задание: подготовить выразительное чтение диалогов по лицам (Капитон - Гаврила; Гаврила - барыня; Гаврила - Татьяна) | | |
42 | | Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение | 1 | Комбинированный | Подготовить рассказ - характеристику Татьяны, Капитона, барыни (на выбор, групповые задания). Составить характеристику Герасима | | |
43 | | Герасим и Муму. Счастливый год | 1 | Комбинированный | Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой» | | |
44 | | Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению | 1 | Урок обобщения и систематизации | Написать сочинение по одной из тем: «Друзья и враги Герасима», «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?» | | |
45 | | Тургенев И.С. - мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму» | 1 | Урок обобщения и систематизации | Стр.225-226 | | |
46 | | Сочинение по рассказу Турненева И.С. «Муму» | 1 | Урок развития речи | Дописать работу | | |
47 | | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы» | 1 | Урок изучения нового материала | Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь». Самостоятельно прочитать другие стихи поэта: «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая...» | | |
48 | | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ- быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Костылине. Инд. задания: устный рассказ «Дружба Жилина с Диной», «В горском ауле» | | |
49 | | Странная дружба Жилина и Дины | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Перечитать главы 3-6, подготовить художественный пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену». Написать рассказ от лица Жилина о его знакомстве и дружбе с Диной | | |
50 | | Два пленника: Жилин и Костылин | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Составить сравнительную характеристику героев | | |
51 | | Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения | 1 | Урок обобщения и систематизации | Написать сочинение по одной из тем: «Как меняются картины, эпизоды и язык в рассказе Л.Н.Толстого “Кавказский пленник”», «Незабываемые страницы “Кавказского пленника” Л.Н. Толстого» | | |
52 | | Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | Развитие речи | Дописать работу | | |
53 | | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о писателе, иллюстрации к рассказу, инсценирорванное чтение. Опережающие задания: прочитать другие рассказы А.П.Чехова (фрагмент из «Жалобной книги», «Не в духе», «Радость» и др.) | | |
54 | | Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова | 1 | Урок обобщения и систематизации | Устное сочинение «Мой любимый рассказ Чехова». Прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы» | | |
55-56 | | Русские поэты XIX века о родине, о родной природе и о себе (Тютчев Ф., Плещеев А.Н. , Майков А.Н. и дро.) | 2 | Развитие речи | Стр. 271-277, одно наизусть | | |
57 | | Тест за первое полугодие | 1 | Урок контроля | | | |
58 | Из литературы XX века | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе | 1 | Урок изучения нового материала | Сочинение- миниатюра «Какое впечатление произвел на меня рассказ И.А.Бунина?» Прочитать «В дурном обществе» В.К. Короленко. Индивидуальное задание: подготовить заочную экскурсию по Княж-городку | | |
59 | | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено. Вася и его отец | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о писателе. Групповое задание: сравнительная характеристика Маруси и Сони; Васи и Валека; Судьи и Тыбурция. Индивидуальные задания: чтение в лицах «Встречи Васи с детьми подземелья», диалога (гл.З) «После знакомства» | | |
60 | | Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Написать сочинение «Васина дорога к правде и добру». Перечитать повесть, выделить ключевые эпизоды | | |
61 | | Анализ эпизода из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | Комбинированный урок | Вопросы и задания | | |
62 | | Жизнь семьи Тыбурция | 1 | Комбинированный урок | Письменный ответ на вопросы | | |
63 | | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Прочитать стихотворения С.А.Есенина «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями» | | |
64 | | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о поэте. Выучить одно стихотворение наизусть. | | |
65-66 | | П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы | 2 | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение, вопросы. | | |
67 | | Сказ . «Медной горы Хозяйка» как жанр литературы | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Стр.68-69. Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» | | |
68 | | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. «Теплый хлеб» герои сказки и их поступки | 1 | Комбинированный урок | Вопросы, конспект | | |
69 | | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | Урок изучения нового материала | Составить рассказ о случае из жизни животного. Опережающее задание: прочитать пьесу- сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | | |
70 | | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса- сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить сцены из пьесы для исполнения: (2 картина 1 действия). «Королевский урок». Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» | | |
71 | | Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» | 1 | Комбинированный урок | Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака», «Добро и зло в пьесе-сказке С.Я. Маршака» (на выбор). Опережающее задание: прочитать рассказ А.П. Платонова «Никита» | | |
72 | | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о жизни писателя, рассказ о главном герое. Опережающее задание: прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» | | |
73 | | «Никита»: быль и фантастика. Особенности мировосприятия главного героя | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Стр. 112-113 | | |
74 | | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о детстве писателя и начале его литературной деятельности. Пересказать эпизод «Как Васютка заблудился» | | |
75-76 | | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 2 | Комбинированный урок | Сочинение «Как должен человек относиться к природе?» Опережающее задание: читать «Робинзона Крузо» Д. Дефо | | |
77-78 | | Русские поэты XX века о Родине и родной природе | 2 | Обобщение и систематизация | Стихотворение Н. Рубцова «Родная деревня», выучить наизусть | | |
79 | | А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | Урок изучения нового материал | Стр. 156-158 | | |
80 | | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 | Урок изучения нового материал | Стр. 160-161 | | |
81 | Писатели улыбаются | Саша Черный «Кавказский пленник» | 1 | Комбинированный урок | Вопросы | | |
82 | | Саша Черный «Игорь-Робинзон» | 1 | Комбинированный урок | Стр. 172-173 | | |
83 | | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» | 1 | | | | |
84 | Из зарубежной литературы | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1 | Урок изучения нового материала | Подготовить выразительное чтение, рассказ о писателе | | |
85-87 | | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 3 | Урок изучения нового материала | Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо». Прочитать «Сказание о Кише» Дж. Лондона | | |
88 | | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | Урок изучения нового материала | Составить рассказ о писателе (дополнить его сведениями из других источников). Подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы». Индивид, задание: подготовить сообщение о Герде, Кае и Снежной королеве (на выбор), использовать цитаты из текста | | |
89 | | Два мира сказки «Снежная королева» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...», Х.К.Андерсена «Огниво», Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов») | | |
90 | | Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Стр. 248-249 | | |
91 | | «Снежная королева» - сказка о великой силе любви | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Стр. 249 | | |
92 | | «Снежная королева». «Что есть красота?» | 1 | Урок совершенствования знаний умений навыков | Ответы на вопросы | | |
93 | | Писатели- сказочники и их герои | 1 | Урок обобщения и систематизации | Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке | | |
94-95 | | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 2 | Урок изучения нового материала | Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов. Опережающее задание: прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена, подготовить краткий пересказ | | |
96 | | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 1 | Урок изучения нового материала | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе | | |
97 | | Том Сойер и его друзья | 1 | Комбинированный | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? | | |
98-99 | | Ж. Санд «О чем говорят цветы» | 2 | Комбинированный | Пересказ | | |
100101 | | Итоговая контрольная работа | 2 | Урок контроля | | | |
102 | | Литература на лето | | | | | |