Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лопандинская средняя общеобразовательная школа
Комаричского района
Обсуждена и согласована на заседании МО начальных классов протокол №_______ от_____________2018 г Руководитель МО________ Клокова Е. А. | Проверила зам.директора по УВР________________ Терентьева О.Е. «_____»__________2018 г | Утверждена директором МБОУ Лопандинской СОШ _________М.И. Крестенков Приказ №_____ от «_____»_________2018 г |
Рабочая программа учебного курса
по музыке
4 класс
Предметная линия учебников
Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Составитель: учитель
начальных классов
________________
Н. М. Кутурова
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» (5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» (8 час)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Тематическое планирование
по музыке
Класс 4
Учитель: Кутурова Н.М.
Количество часов по учебному плану:
Всего: 34 часа; в неделю 1час.
Планирование составлено на основе:
-ФГОС
-Основной образовательной программы МБОУ Лопандинской СОШ
- Учебного плана МБОУ Лопандинской СОШ
- Авторской программы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Музыка. Рабочие программы
Предметная линия учебников системы «Школа России» Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной 1-4 классов, М.: Просвещение.
Учебник: Музыка. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2014
№ |
Тема | Кол-во час. | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа) |
1 | Мелодия «Ты запой мне ту песню» | 1 | | |
2 | «Чего не выразишь словами?» Как сложили песню | 1 | | |
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 1 | | |
4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | | |
Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (3 часа) |
5 | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец | 1 | | |
6 | Кирилл и Мефодий | 1 | | |
7 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник | 1 | | |
Раздел 3. День, полный событий (5 часов) |
8 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения | 1 | | |
9 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | | |
10 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | 1 | | |
11 | Ярмарочное гулянье | 1 | | |
12 | Святогорский монастырь. Приют, сиянием муз одетый | 1 | | |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) |
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 | | |
14 | Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» | 1 | | |
15 | Народные праздники. Троица | 1 | | |
Раздел 5. В концертном зале (8 часов) |
16 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | 1 | | |
17 | Вариации на тему рококо | 1 | | |
18 | «Король инструментов – рояль». «Старый замок», М. П. Мусоргский | 1 | | |
19 | «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов | 1 | | |
20 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы | 1 | | |
21 | «Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен | 1 | | |
22 | Годы странствий. М. И. Глинка | 1 | | |
23 | Царит гармония оркестра | 1 | | |
Раздел 6. В музыкальном театре (7 часов) |
24 | Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) | 1 | | |
25 | «За Русь мы все стеной стоим…» (3-е действие) | 1 | | |
26 | Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин», М. Глинка | 1 | | |
27 | Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина», М. П. Мусоргский | 1 | | |
28 | Русский Восток. «Сезам, откройся!» «Восточные мотивы» | 1 | | |
29 | И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» | 1 | | |
30 | Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл | 1 | | |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) |
31 | Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» | 1 | | |
32 | Мастерство исполнителя | 1 | | |
33 | Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков | 1 | | |
34 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский | 1 | | |