ОГЭ
- Биологическое и социальное в человеке
- Индивид, индивидуальность , личность
- Потребности человека
- Виды деятельности
Отличия человека от животного
Человека от животного отличает
1) инстинкт самосохранения
2) использование природных объектов
3) стремление понять окружающий мир
4) способность приспосабливаться к условиям среды
И человек, и животное
1) передают культурный опыт последующим поколениям
2) отражают окружающий мир в сознании
3) заботятся о своем потомстве
4) оценивают себя и свои действия
В приведенном списке указаны черты сходства человека с животным, а также черты различия человека от животных.
1) необходимость поддержания теплового баланса тела
2) осознание собственных потребностей
3) создание нового, не имеющего аналогов в природе
4) потребность в пище и питье
А
Б
1
В
4
Г
2
3
На уроке обществознания учитель охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и животных, и черты, которые человека от животных отличают. Сравните человека и животного.
1) способность к творчеству
2) потребность в сне и отдыхе
3) наличие органов чувств
4) сознательное выдвижение целей
А
Б
2
В
3
Г
1
4
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.
Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Понятие
Характеристика
Индивид
Единичный представитель человечества
…
Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни
Веронике 25 лет. Она высокая стройная девушка с каштановыми волосами. Эти качества характеризуют её прежде всего как
1) индивида
2) работника
3) личность
4) потребителя
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется в общении с окружающими.
Б. Личность характеризуется различными социальными качествами.
- верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Сергей учится в 9 классе. Он очень ответственный и самостоятельный человек. Он занимается в кружке авиамоделирования и в хоккейной секции. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Сергей развивается как
1) индивид
2) личность
3) потребитель
4) товарищ
Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?
1) личность
2) темперамент
3) индивид
4) талант
Тимур – отец двоих детей, руководитель предприятия. В свободное время он тренирует дворовую футбольную команду. У Тимура много друзей, он общительный, энергичный человек. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Тимур развивается как
1) руководитель
2) личность
3) индивид
4) член семьи
А. Особенности личности проявляются в делах и поступках.
Б. Личность формируется в общении с окружающими.
Пётр – замкнутый человек, увлекающийся программированием. Своё свободное время он проводит за компьютером, работая и общаясь в сети Интернет. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Пётр развивается как
личность
Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самореализации
2) самосохранении
3) дыхании
4) питании
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.
Б. При рождении каждый человек обладает определёнными задатками, из которых при благоприятных условиях могут развиться способности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими людьми.
Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?
1) в самоконтроле
2) в самореализации
3) в самопознании
4) во власти
Установите соответствие между примерами и видами потребностей:
ПРИМЕРЫ
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) защита от холода
1) биологические
Б) общение с друзьями
2) социальные
В) реализация своих способностей
Г) самосохранение
Д) достижение карьерного роста
А
1
Б
В
2
Г
2
Д
1
2
О какой потребности человека рассуждает современный философ:
«… главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться»?
1) в самореализации
2) во власти
3) в самопознании
4) в самоконтроле
Для иллюстрации какой идеальной (духовной) потребности человека может быть использована данная фотография?
Объясните, почему эту потребность относят к идеальным (духовным).
Как Вы думаете, какие качества необходимы человеку для того, чтобы деятельность при удовлетворении данной потребности была успешной?
Какие ещё потребности относят к данному виду? (Назовите любые две потребности.)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
ответ на первый вопрос: потребность в познании;
объяснение: удовлетворение этой потребности позволяет человеку формировать свой внутренний, духовный мир, и способствует его духовному развитию;
ответ на второй вопрос: внимательность, усидчивость;
ответ на третий вопрос: в достижении гармонии и красоты, ,в религиозной вере, в художественном творчестве.
Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность направлена на получение информации об окружающем мире.
Б. В процессе познавательной деятельности участвуют органы чувств и интеллект человека.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Вид деятельности
Характеристика
Учение
Целенаправленный процесс получения знаний и развития умений
…
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия не только от результата, но и от самого процесса, имеющая условный характер
игра
Марина готовится к экзамену по истории: читает школьный учебник, справочную литературу, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является
1) сборник тестов по истории
2) школьный учебник
3) справочная литература
4) отличная отметка
Бабушка варит борщ для своих внуков. Это пример деятельности
1) хозяйственной
2) познавательной
3) игровой
4) коммуникативной
Какой вид (форма) деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила успешности в этом виде деятельности.
Какие ещё виды (формы) деятельности Вы знаете? (Назовите любые два вида (формы).)
ответ на первый вопрос: учение;
два правила успешности в этом виде деятельности: грамотно распоряжаться своим временем, самостоятельно задавать себе цели и стремиться к их достижению;
ответ на второй вопрос: труд, общение.
Какой вид (форма) деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Какие качества, по Вашему мнению, необходимы для успешного осуществления этой деятельности? (Укажите любые два качества.) Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, дайте два любых объяснения необходимости осуществления данного вида деятельности на протяжении всей жизни человека.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Ответ на первый вопрос: учение
Ответ на второй вопрос: качества, необходимые для успешного осуществления данного вида деятельности: усидчивость, внимательность.
Ответ на третий вопрос:
1. Адаптация к изменяющимся условиям: Обучение в течение всей жизни помогает людям оставаться актуальными на рынке труда, осваивать новые технологии и адаптироваться к изменениям в своей профессиональной сфере.
2. Личностный рост и расширение кругозора: Непрерывное обучение и саморазвитие улучшает качество жизни, помогает устанавливать новые связи и находить увлечения, что в итоге приводит к более насыщенной и счастливой жизни.
Для иллюстрации какой социальной потребности человека (кроме потребности в получении образования) может быть использована данная фотография? Объясните, почему эту потребность относят к социальным.
Как Вы думаете, какими правилами следует руководствоваться человеку при удовлетворении данной потребности? (Укажите любые два правила.) Какие ещё потребности относят к этому виду? (Назовите любые две потребности.)
ответ на первый вопрос: потребность в общении;
объяснение:
удовлетворение этой потребности позволяет человеку формировать свой внутренний, духовный мир, и способствует его духовному развитию, связана с развитием эстетического вкуса;
ответ на второй вопрос: внимательно слушать собеседника, не перебивая его, быть вежливым, смотреть на того, с кем говоришь;
ответ на третий вопрос:
в труде, в занятии определенной позиции в обществе, в жизненном успехе.
Инна пригласила друзей на свой день рождения. Она ходила вместе с мамой в магазин за продуктами, вместе с бабушкой испекла торт. Чтобы гости не скучали, она придумала конкурсы и игры. Какова цель деятельности Инны?
1) пригласить друзей
2) приобрести необходимые продукты
3) испечь торт
4) сделать праздник интересным
Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос и определили основные проблемы, которые волнуют жителей микрорайона. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?
1) исследовательскую
2) хозяйственную
3) политическую
4) производственную
В школе проводилась игра «Страна Ньюландия». Учащиеся воспроизводили процесс выборов в органы власти: разработали и представили программы кандидатов, организовали их презентацию, провели голосование, а затем разработали текст конституции страны. Субъектом данной игровой деятельности является (-ются)
1) разработанная школьниками конституция
2) процесс проведения выборов в муниципалитет
3) программы кандидатов на выборные должности
4) школьники – участники выборной кампании
В школе проводилась экономическая игра. Учащиеся воспроизводили процесс создания фирмы: разработали и представили бизнес-планы, организовали их презентацию, провели голосование. Назовите субъект данной деятельности.
Накануне соревнования атлет занимается в тренажерном зале. Объектом этой деятельности является(-ются)
1) физические качества атлета
2) тренажёры
3) персональный тренер
4) соревнование
Хозяйка готовит борщ на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является
1) хозяйка
2) обед
3) борщ
4) семья
Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности
1) практической
2) художественной
3) трудовой
4) познавательной
Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, ученые обозначают понятием
1) творчество
2) социальная роль
3) общение
4) развитие
Школьник Матвей готовится к контрольной работе по химии, а его отец – архитектор работает над новым проектом. Сравните две формы (вида) деятельности: учёбу и труд.
1) создание материальных благ
2) использование необходимой информации
3) получение практически полезного результата
4) возможность общения в процессе деятельности
А
Б
2
В
4
Г
1
3
Верны ли следующие суждения о деятельности людей?
А. Деятельность людей всегда носит творческий характер.
Б. Деятельность людей может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
Во время летних каникул школьники устроились работать на семейную ферму и вырастили урожай картофеля. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность
1) учебную
2) трудовую
3) политическую
4) познавательную
Ученица 4-го класса Ульяна готовится к диктанту по русскому языку, а её трехлетний брат играет с машинкой. Сравните два вида деятельности: учебу и игру.
1) контроль учителей и родителей за результатами деятельности
2) использование различных предметов
3) целенаправленное получение информации
4) возможность общения в процессе деятельности
А
Б
2
В
4
Г
1
3
Одиннадцатиклассник Дима любит физику. Он много занимается, успешно участвует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какие качества Димы проявились в данной ситуации?
1) способности
2) гениальность
3) потребности
4) задатки
Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?
1) мастерство
2) задатки
3) гениальность
4) талант