Роман
«Война и мир»
Л.Н. Толстой
История создания романа
- Роман создавался шесть лет (1863-1869) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся.
- Ранние названия – «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год»
Антитеза - основной художественный прием.
Война
Мир
- Военные действия враждующих армий.
- Воинственная враждебность людей в мирной жизни.
- Разъединение людей, непонимание, эгоизм.
- Конфликт человека с самим собой.
- Все, что разрушает гармонию.
- Это смерть.
- Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
- Весь свет, Вселенная.
- Ближайшее окружение человека.
- Мировоззрение, круг идей героев романа.
- Это жизнь.
« Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Л.Н. Толстой
Отсутствие границ между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий.
Введено более 200 действующих лиц
Отражены крупные исторические события
(1805-1821)
Роман-эпопея
Все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, армия, купечество, крестьянство.
Испытание героев обстоятельствами. Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.
Проблематика романа
«Мысль семейная» в романе.
Семья Ростовых
- Граф Илья Андреевич Ростов .
- Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) — жена Ильи Ростова.
- Граф Николай Ильич Ростов ( Nicolas ) — старший сын Ильи и Натальи Ростовых.
- Вера Ильинична Ростова — старшая дочь Ильи и Натальи Ростовых.
- Граф Пётр Ильич Ростов ( Петя ) — младший сын Ильи и Натальи Ростовых.
- Наташа Ростова (Natalie) — младшая дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.
- Соня (Sophie) — племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа.
- Андрюша Ростов — сын Николая Ростова.
Жизненные принципы семьи Ростовых
Любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого.
Черты характера:
- жажда жизни.
- потребность в любви.
- способность отдавать любовь окружающим.
- самопожертвование.
- мужество.
- милосердие.
- творческая одаренность.
- нежность.
- преданность.
Первый бал
Наташи ростовой
Болконские
- Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь, по сюжету — видный деятель екатерининской эпохи. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Болконских
- Князь Андрей Николаевич Болконский (фр. André) — сын старого князя.
- Княжна Мария Николаевна (фр. Marie) — дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого
- Лиза (фр. Lise) — первая жена князя Андрея Болконского, умерла родами сына Николая.
- Молодой князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) — сын князя Андрея.
Жизненные принципы
семьи Болконских
“ Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно”, - сказал старый князь. “Служба прежде всего” . В этой семье превыше всего – чувство долга.
Требовательность к себе и другим,
порядочность,
чувство долга,
патриотизм,
понятие чести,
благородство.
Путь самосовершенствования Андрея Болконского.
- Первая встреча с героем в салоне А.П. Шерер.
- Ранение князя Андрея под Аустерлицем.
- Смерть жены, болезнь сына.
- Пробуждение князя Андрея, эпизод с дубом.
- Встреча с Наташей Ростовой, любовь к ней.
- Реакция на измену Наташи.
- Князь Андрей перед Бородинским сражением.
- Ранение во время Бородинского сражения, новая встреча с Наташей, прощение, открытие нового счастья.
- Смерть – «пробуждение от жизни».
Свидание Наташи
с раненым князем Андреем
Безуховы
- Граф Кирилл Владимирович Безухов — отец Пьера Безухова.
- Граф Пьер (Пётр Кириллович) Безухов.
Жизненный путь Пьера Безухова.
- Первая встреча с героем в салоне Анны Павловны Шерер.
- Женитьба Пьера, его разочарование в семейной жизни.
- Пьер и масоны. Встреча с князем Андреем на пароме.
- Посредничество Пьера при разрыве князя Андрея с Наташей.
- Любовь к Наташе.
- Реакция Пьера на казнь. Знакомство с Пьером Каратаевым.
- Пьер в плену.
- Прозрение Пьера.
- Объяснение с Наташей.
Курагины
Корысть, распутство,
- Князь Василий Сергеевич Курагин — приятель Анны Павловны Шерер, говорил о детях: «Мои дети — обуза моего существования»
- Елена Васильевна Курагина ( Элен) — первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия, умерла от воспаления легких
- Анатоль Курагин — младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её, «беспокойный дурак» по выражению кн. Василия
- Ипполит Курагин — сын князя Василия, «покойный дурак» по выражению кн. Василия
расчет,
нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними.
Князь Василий
с дочерью Элен
Другие персонажи
- Анна Павловна Шерер — фрейлина и приближенная императрицы Марии Фёдоровны.
- Анна Михайловна Друбецкая — княгиня, и её сын Борис Друбецкой .
- Платон Каратаев — солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену.
- Капитан Тушин — капитан артиллерийского корпуса, отличившегося во время Шенграбенского сражения. Прототипом его послужил штабс-капитан артиллерии Я. И. Судаков.
- Фёдор Долохов — в начале романа — пехотный офицер Семёновского гвардейского полка — заводила кутежей, позднее один из лидеров партизанского движения. Прототипами его послужили Фёдор Толстой по прозвищу Американец и Фигнер[6].
- Василий Дмитриевич Денисов — друг Николая Ростова. Прототипом Денисова послужил Денис Давыдов.
Наполеон
Кутузов
«Диалектика души»
- Одна из черт художественного мировоззрения писателя.
- "...Большинство поэтов,- писал Чернышевский,- заботятся преимущественно о результатах проявления внутренней жизни, ...а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается мысль или чувство... Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его и интересует самый процесс... его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином".
Некоторые темы сочинений по роману «Война и мир».
1. Особенности психологического анализа в романе "Война и мир". 2. Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир". 3. "Война и мир" как роман-эпопея. 4. Истинный и ложный патриотизм в романе "Война и мир". 5. Кутузов и Наполеон. 6. "Мысль семейная" в романе "Война и мир". 7. Эволюция личности Пьера Безухова. 8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского. 9. Москва и Петербург в изображении Толстого.