УДК 378 Нефёдова Ю.Н.
г.Воронеж
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация: В данной статье были рассмотрены тенденции развития профессиональной подготовки на современном этапе. Были проанализированы причины, по которым профессиональной подготовке уделяется столь пристальное внимание.
Ключевые слова: Профессиональная подготовка, особенности развития, профессиональное образование, система образования, мотивация, стимул, модернизация образования.
Особенности современного этапа развития российского общества повышают значимость и необходимость изменения различных сфер жизни, в том числе сферы образования. Для того чтобы система образования была готова к вызовам современности, необходимы определенные системные преобразования, основанные на использовании современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и поддержание информационных и образовательных сред для открытого и дистанционного обучения, на разработку новых объектных технологий для создания баз данных учебных материалов, а также на развитие традиционных технологий разработки электронных учебников. Соответственно, информационные технологии и образование - это две тенденции, которые становятся главными областями интересов в деятельности людей..
Профессиональное образование и обучение являются наиболее важной сферой в системе образования страны, поскольку оно направлено на подготовку специалистов с начальной, средней и высшей квалификацией для различных отраслей промышленности.
Можно выделить несколько причин, по которым профессиональной подготовке уделяется столь пристальное внимание:
- во-первых, новая информация, знания , мотивация и поддержание этих пунктов в актуальном состоянии, являются решающим фактором развития общества.
- во-вторых, потребность в конкурентоспособности и эффективной занятости - мощный стимул для просвещения граждан. Необходимость постоянного пополнения и обновления знаний обусловлена темпами научного прогресса и переходом к информационной фазе развития общества.
Профессиональная подготовка- это процесс усвоения знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу в определенной сфере деятельности. Данный процесс направлен на приобретение студентами навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.
Высокие требования к профессиональным качествам на текущем этапе обусловлены следующими факторами: высокой технологичностью процессов и использованием новейших методических подходов, основанных на результатах научных исследований в различных отраслях экономики.
В настоящее время потребность в неквалифицированной рабочей силе значительно снижается, и большая часть трудовой деятельности становится более сложной. Развитие профессионального образования является важным стимулом для всей системы образования. В этот процесс должны быть включены различные методы, которые служат продвижению развития образовательной личности, мотивации педагогов, роста творческих и аналитических навыков обучающихся.
Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Таких работников необходимо еще воспитать и обучить. У них должен быть свой собственный взгляд и готовность творить и быть способным перейти к активному восприятию нового.
Оценка качества профессиональной подготовки специалиста должна производиться с использованием таких показателей, которые соответствуют основным характеристикам модели современного специалиста по следующими группам :
1) профессиональные — это способность к профессиональной адаптации, высокие профессиональные качества, относящиеся к определенной сфере;
2) личностные — понимание сущности и социальной значимости своей специальности; соблюдение этических и правовых норм общества; знание законов межличностного общения и применение их на практике; умение принимать решения и нести за них ответственность;
3)творческий или по другому, креативный — это творческое отношение к работе; владение навыками решения творческих задач; умение обобщать и делать выводы; способность планировать и прогнозировать; уметь найти эффективные способы решения проблем и контролировать ход их решения.
Современные студенты должны уметь: анализировать, преобразовывать и применять полученную информацию на практике; эффективно общаться с другими людьми; организовать себя, и самое главное - понять необходимость самообразования, обеспечивающего непрерывное развитие и успех. Высокое качество образования должно гарантировать наличие первоклассных кадров в нашей стране, их конкурентоспособность на рынке труда и, как следствие, качественное выполнение поставленных перед ними задач.
Цель преобразований в системе профессионального образования очевидна – качество подготовленных выпускников. Модернизация профессионального образования в современных условиях должна проводиться с конкретной целью. Это подготовка высококвалифицированных кадров.
Литература:
1. Атласова А. А., Товарищева Ф. Д. Инновационная педагогическая деятельность как феномен современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 119–124.
2.. Кирягина М. Е. Педагогические инновации в образовании // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №18. С. 282-284.
© Нефёдова Ю.Н. 2020