Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Куртамышского района
«Дом детства и юношества»
ПРИНЯТА На заседании методического совета От «__» ___________2020 г. Протокол №_______ | УТВЕРЖДАЮ. Директор МКУДО ДДЮ _______Т.И. Колобова «___»__________2020 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Театр теней»
Уровень освоения программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Белозерова Юлия Владимировна,
педагог дополнительного
образования
Куртамыш
2020
Кукольный театр «Театр теней». Дополнительная общеобразовательная программа / сост. Ю.В. Белозерова; МБУДО ДДЮ. Куртамыш, 2020.
Автор-составитель программы | Белозерова Ю.В., педагог дополнительного образования МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества» |
Рецензенты: | Голубева Л.С., преподаватель технологии и изобразительного искусства с методикой преподавания, высшей категории ГБОУСПО «Курганский педагогический колледж» Максимова И.В., заместитель директора по УВР МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества » |
Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»
Протокол № _____ от _______2020 г.
Председатель МС _____________
Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»
Протокол № _____ от ________ г.
Председатель МС _____________
Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества »
Протокол № _____ от ________ г.
Председатель МС _____________
Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества »
Протокол № _____ от ________ г.
Председатель МС _____________
© БелозероваЮ.В.
© МБУДО ДДЮ
СОДЕРЖАНИЕ
| ПАСПОРТ программы……………………………………………… | 4 |
1. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | |
1.1 | Пояснительная записка……………………………………………… | 5 |
1.2 | Цель и задачи программы…………………………………………… | 6 |
1.3 | Планируемые результаты …………………………………………… | 7 |
1.4 | Учебный план ………………………………………………………. | 9 |
1.5 | Учебно-тематический план……………………..…………………… | 9 |
1.6 | Содержание программы …………………….……………………… | 11 |
2. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | |
2.1 | Условия реализации программы ……………………………………. | 16 |
2.2 | Формы аттестации/контроля ………………………………………… | 16 |
2.3 | Оценочные материалы ……………………………………………….. | 18 |
2.4 | Методическое обеспечение ……………………………………………. | 19 |
2.5. | Список литературы и источников (для педагога и обучающихся)... | 20 |
| Приложения | |
| Календарный учебный график | |
| Тезаурус | |
Паспорт программы
Ф.И.О. автора, автора-составителя программы | Белозерова Юлия Владимировна |
Учреждение, где планируется реализация программы | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Куртамышского района «Дом детства и юношества» |
Наименование программы | Театр теней |
Творческое объединение | Кукольный театр |
Тип программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа |
Направленность | Художественная |
Образовательная область | Культура, искусство, развитие речи |
Вид программы | Модифицированная |
Возраст обучающихся | 10-13 лет индивидуальный |
Срок обучения | 1 год |
Объем часов по годам обучения | 1 год обучения-72 часа |
Уровень освоения | Ознакомительный |
Цель программы | Развивать творческие способности детей средствами кукольного театрального искусства |
С какого года реализуется | 2020 год |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Индивидуальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Театр теней» относится к художественной направленности. В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания. Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста.
Теневой театр один из видов волшебного искусства. Он может перенести нас в прошлое или в будущее, отправить в путешествие из страны в страну, из реальности в сказку; он может заставить смеяться или горько плакать, любить действующих лиц пьесы или ненавидеть их, восхищаться ими или презирать.
Дети не имеют возможности приобщиться к театру, часто посещать театр, поэтому теневой театр сделает жизнь детей ярче, красочнее и интереснее, доставит большое удовольствие от взаимного общения. У детей появится возможность попробовать себя в разном качестве: быть актерами и режиссерами, художниками и музыкантами, костюмерами и декораторами. Кукольный театр поможет объединить многих ребят, всем найдется работа, и каждый сможет применить свои знания и силы.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями программы является позволение учащимися формировать толерантное отношение к людям другой национальности, веры и менталитета. Толерантное же поведение каждого жителя нашего города благоприятно влияет на его социальное развитие. Зачастую театр теней используется как дополнение к постановке для создания визуального эффекта. Одной из таких является теневой театр. Этот вид кукольного театра – один из самых живописных, зрелищных. Способ получения теней на экране даёт большие возможности для создания поэтических образов. Искусство китайского теневого театра – синтетическое искусство. В нём сочетаются музыка, живопись, танец, литература.
Адресат программы:
Программа адресована учащимся 10-13 лет. Программа предполагает наличие возможности организации образовательного процесса в рамках инклюзивного образования (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Объём программы: 72 часа.
Формы обучения и виды занятий по программе очная и дистанционная.
Формы обучения очная: беседа, игра, сюжетно-ролевая игра, игра-тренинг, комбинированное занятие, групповое, практическое занятие, просмотр видеоматериалов, круглый стол, проектная деятельность, творческая мастерская, репетиция, спектакль.
Формы обучения дистанционная: Skype, WhatsApp, Viber, VKontakte, платформа «Zoom».
Срок освоения программы
Программа «Театр теней» рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий
Программа обучения рассчитана на 72 часа: одно занятие в неделю по 2 часа.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – развивать творческие способности детей средствами кукольного театрального искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширение представлений младших школьников о теневом театре, приобретение ими театральных навыков;
- расширение кругозора обучающихся, развитие их воображения и обогащение эмоционально-образной сферы.
Воспитывающие:
-воспитывать личностно-значимые, коммуникативные качества обучающихся через общение в коллективе;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, а также способствовать приобретению инструкторского опыта;
- формировать у обучающихся положительное отношение к труду и творчеству.
Развивающие:
- развивать совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- развитие речевой культуры и коммуникативных навыков общения;
- развитие фантазии, пространственного мышления, речи и памяти детей.
1.3 Планируемые результаты
Требования к результатам освоения:
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
-правила подготовки рабочего места;
-правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
-технологию изготовления куклы;
-область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
-изготавливать куклу для теневого театра из доступных материалов, выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
-осуществлять декоративное оформление и отделку куклы.
Первый год обучения: фактическим итогом реализации образовательной программы являются мероприятия, позволяющие учащимся реализовать на практике полученные знания и навыки, раскрыть свой творческий потенциал - спектакль, концертный номер, выступление в конкурсе и т.д. Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
1.4. Учебный план
№ | Название темы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
1. | Введение | 2 | 1,5 | 0,5 |
2 | Теневой кукольный театр | 8 | 3 | 5 |
3 | Теневые театральные куклы | 8 | 1 | 7 |
4 | Сценическое движение в теневом театре | 8 | 1 | 7 |
5 | Теневой театр кукол | 18 | 2,25 | 16,75 |
6 | Работа над кукольным теневым спектаклем | 26 | 3,25 | 19,75 |
| Итого | 72 | 12 | 60 |
1.5 Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Введение (1 час) |
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планы на год | 2 | 1,5 | 0,5 | Беседа Просмотр видеоматериалов | Вводный контроль |
Раздел 2. Теневой кукольный театр (8 часов) |
2.1 | Театр теней как жанр театра кукол. История театра теней | 2 | 1.25 | 0,75 | Игра | Педагогическое наблюдение |
2.2 | Артикуляционная гимнастика | 2 | 1.25 | 0,75 | Практическое занятие | Просмотр работ |
2.3 | Скороговорки | 2 | 0.25 | 1,75 | Голосо-речевой тренинг | Педагогическое наблюдение |
2.4 | Игры-говорилки | 2 | 0.25 | 1,75 | Игра | Устный опрос |
Раздел 3. Теневые театральные куклы (8 часов) |
3.1 | Технология изготовления кукол | 2 | 0.25 | 1,75 | Сюжетно-ролевая игра | Устный опрос |
3.2 | Изготовление простейших бумажных кукол | 2 | 0.25 | 1,75 | Практика | Опрос |
3.3 | Правда и вымысел | 2 | 0.25 | 1,75 | Комбинированное | Педагогическое наблюдение |
3.4 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 0,75 | Практическое занятие | Просмотр и анализ работ |
Раздел 4. Сценическое движение в теневом театре (8 часов) |
4.1 | Упражнение на вождение простейших теневых кукол | 2 | 0.25 | 1,75 | Игра | Педагогическое наблюдение |
4.2 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Игра-тренинг | Педагогическое наблюдение |
4.3 | Работа с теневой куклой. Этюды с несколькими куклами | 2 | 0.25 | 1,75 | Комбинированное | Устный опрос |
4.4 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Групповое | Просмотр и анализ творческих работ |
Раздел 5. Теневой театр кукол (18 часов) |
5.1 | Традиционные китайские куклы теневого театра | 2 | 0.25 | 1,75 | Круглый стол | Устный опрос |
5.2 | Мифы древнего Китая | 2 | 0.25 | 1,75 | Практическое занятие | Просмотр и анализ творческих работ |
5.3 | Народные сказки | 2 | 0.25 | 1,75 | Творческая мастерская | Просмотр работ |
5.4 | Драматургия как жанр. Структура пьесы | 2 | 0.25 | 1,75 | Мастерская | Устный опрос |
5.5 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Круглый стол | Просмотр и анализ творческих работ |
5.6 | Подбор драматургического материала | 2 | 0.25 | 1,75 | Комбинированное | Просмотр работ |
5.7 | Создание сценария по сказке | 2 | 0.25 | 1,75 | Мастерская | Просмотр и анализ работы |
5.8 | Различная технология изготовления теневой куклы | 2 | 0.25 | 1,75 | Практическое занятие | Просмотр работ |
5.9 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Мастерская | Просмотр работ |
Раздел 6. Работа над кукольным теневым спектаклем (26 часов) |
6.1 | Выбор репертуара | 2 | 0.25 | 1,75 | Практическое занятие | Просмотр и анализ работы |
6.2 | Музыкальное оформление спектакля | 2 | 0.25 | 1,75 | Комбинированное | Просмотр работ |
6.3 | Изготовление декораций к спектаклю | 2 | 0.25 | 1,75 | Творческая мастерская | Просмотр работ |
6.4 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Мастерская | Просмотр и анализ работы |
6.5 | Изучение роли, образ и характер героев | 2 | 0.25 | 1,75 | Комбинированное | Устный опрос |
6.6 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Практическое занятие | Опрос |
6.7 | Изготовление кукол к сказке | 2 | 0.25 | 1,75 | Практическое занятие | Просмотр и анализ творческих работ |
6.8 | Продолжение работы | 2 | 0.25 | 1,75 | Мастерская | Анализ педагога |
6.9 | Репетиция сказки | 2 | 0.25 | 1,75 | Практическое занятие | Анализ педагога |
6.10 | Репетиция сказки | 2 | 0.25 | 1,75 | Мастерская | Просмотр и анализ работы |
6.11 | Премьера спектакля | 2 | 0.25 | 1,75 | Выступление | Просмотр работ |
6.12 | Показ спектакля | 2 | 0.25 | 1,75 | Выступление | Анализ педагога |
6.13 | Итоговое занятие. | 2 | 0.25 | 1,75 | Викторина | Награждение |
Итого | 72 | 9 | 27 | | |
Содержание программы
№ | Раздел, темы | Содержание (теория ,практика) | Образовательный результат |
Раздел 1.Введение (2 часа) |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планы на год | Теория: знакомство с программой и правилами поведения в театре. Режим работы. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. История пальчиковой куклы. Понятие: актёр-кукловод, кукла, сцена, зритель, декорации. | Будут знать: историю развития кукольного дела программу и правила поведения в кружке, ТБ. Будут уметь: самостоятельно готовить ткань и инструменты для занятия. |
Раздел 2. Теневой кукольный театр (8 часов) |
2.1 | Театр теней как жанр театра кукол. История театра теней | Теория: дыхательная гимнастика, игры и упражнения на речевое дыхание. Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании. Практика: упражнения на развитие речевого аппарата. | Будут знать: игры и упражнения на речевое дыхание. Будут уметь: концентрировать внимания и координацию движений |
2.2 | Артикуляционная гимнастика | Теория: дыхательная гимнастика, игры и упражнения на речевое дыхание. Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании. Практика: упражнения на развитие речевого аппарата. | Будут знать: игры и упражнения на речевое дыхание. Будут уметь: концентрировать внимания и координацию движений |
2.3 | Скороговорки | Теория: формировать навыки правильного звукообразования. Практика: интонационная выразительность речи. | Будут знать: правильность звукообразования Будут уметь: выразительно говорить |
2.4 | Игры-говорилки | Теория: формировать навыки правильного звукообразования. Практика: интонационная выразительность речи. | Будут знать: правильность звукообразования Будут уметь: выразительно говорить |
Раздел 3. Теневые театральные куклы (8 часов) |
3.1 | Технология изготовления кукол | Теория: дать представление о разных видах пальчиковых кукол. Практика: просмотр пальчиковых сказок на видео. | Будут знать: виды пальчиковых кукол Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку |
3.2 | Изготовление простейших бумажных кукол | Теория: сюжетно-ролевые игры Практика: приобретать навыки и развивать умение действовать в коллективе. | Будут знать: сюжетно-ролевые игры Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку |
3.3 | Правда и вымысел | Теория: сюжетно-ролевые игры Практика: приобретать навыки и развивать умение действовать в коллективе. | Будут знать: сюжетно-ролевые игры Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку |
3.4 | Продолжение работы | Теория: сюжетно-ролевые игры Практика: приобретать навыки и развивать умение действовать в коллективе. | Будут знать: сюжетно-ролевые игры Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку |
Раздел 4. Сценическое движение в теневом театре (8 часов) |
4.1 | Упражнение на вождение простейших теневых кукол | Теория: игры на развитие пластической выразительности Практика: укреплять мышцы кистей рук, развивать координацию движений пальцев, кистей рук, межполушарное взаимодействие, пластику рук. | Будут знать: игры на развитие пластической выразительности. Будут уметь: развивать мелкую моторику рук. |
4.2 | Продолжение работы | Теория: технология и особенности построения лица Практика: развитие ловкости, подвижности, гибкости и выносливости. | Будут знать: игры на развитие пластической выразительности. Будут уметь: развивать мелкую моторику рук. |
4.3 | Работа с теневой куклой. Этюды с несколькими куклами | Теория: технология и особенности построения лица Практика: развитие ловкости, подвижности, гибкости и выносливости. | Будут знать: игры на развитие пластической выразительности. Будут уметь: развивать мелкую моторику рук. |
4.4 | Продолжение работы | Теория: технология и особенности построения лица Практика: развитие ловкости, подвижности, гибкости и выносливости. | Будут знать: игры на развитие пластической выразительности. Будут уметь: развивать мелкую моторику рук. |
Раздел 5. Теневой театр кукол (18 часов) |
5.1 | Традиционные китайские куклы теневого театра | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.2 | Мифы древнего Китая | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.3 | Народные сказки | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.4 | Драматургия как жанр. Структура пьесы | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.5 | Продолжение работы | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.6 | Подбор драматургического материала | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.7 | Создание сценария по сказке | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.8 | Различная технология изготовления теневой куклы | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
5.9 | Продолжение работы | Теория: навыки вождения пальчиковых кукол. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
Раздел 6. Работа над кукольным теневым спектаклем (26 часов) |
6.1 | Выбор репертуара | Теория: дать представление о готовящейся постановке. Практика: выбор вида кукол для спектакля, изготовление эскизов персонажей сказки | Будут знать: какую сказку играть Будут уметь: выполнять эскизы кукол. |
6.2 | Музыкальное оформление спектакля | Теория: предварительно распределить роли. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. |
6.3 | Изготовление декораций к спектаклю | Теория: формировать представление о художественном образе героев спектакля. Практика: изготовление декораций к спектаклю. | Будут знать: какую сказку играть Будут уметь: выполнять декорации к сказке. |
6.4 | Продолжение работы | Теория: формировать представление о художественном образе героев спектакля. Практика: изготовление декораций к спектаклю. | Будут знать: какую сказку играть Будут уметь: выполнять декорации к сказке. |
6.5 | Изучение роли, образ и характер героев | Теория: провести чтение сказок по ролям. Пробы на роль. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.6 | Продолжение работы | Теория: чтение по ролям. Анализ произведения. Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.7 | Изготовление кукол к сказке | Практика: изготовление кукол для спектакля по своим эскизам. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.8 | Продолжение работы | Практика: изготовление кукол для спектакля по своим эскизам. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.9 | Репетиция сказки | Практика: репетиция сказки. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.10 | Репетиция сказки | Практика: репетиция сказки. | Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.11 | Премьера спектакля | Практика: показ. | Будут знать: правила поведения в общественных местах. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.12 | Показ спектакля | Практика: показ. | Будут знать: правила поведения в общественных местах. Будут уметь: исполнять свою роль. |
6.13 | Итоговое занятие. | Награждение сертификатами | |
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы.
Программа предполагает следующие условия реализации:
- обучение приемам изготовления пальчиковых кукол, требует специально оборудованного кабинета; занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Помещение для проведения занятий соответствует санитарным нормам и нормам противопожарной безопасности, хорошо освещённое, светлое, теплое, сухое. Кабинет оснащается инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, дидактическим материалом, технической и технологической документацией.
Планировка учебного кабинета, размещение в нем рабочих мест и мебели обеспечивают благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого обучающегося.
Украшением служат удачно изготовленные декорации и куклы детей, готовых к спектаклям.
Кабинет обеспечивается необходимыми для оказания первой помощи: медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), с телефонами ближайшего лечебного учреждения, милиции и пожарной части.
Оборудование для занятий:
Наличие просторного помещения
Шкаф для хранения кукол, реквизита, дидактического материала
Ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.)
Мультимедийный проектор (1 шт.)
Экран (1 шт.)
Ширма для кукольного театра (1 шт.)
Пальчиковые куклы (комплекты)
Материалы для занятий:
Цветная бумага
Цветной картон
Простые карандаши
Клей ПВА
Белый картон
Ножницы
Линейка
Альбом для рисования
Ластик
Скотч
Нитки
Ткани
Поролон
Технические средства: фотоаппарат, магнитофон, компьютер, фонотека, видеоматериалы.
Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы.
Дидактические средства: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий, мастер-классов; материалы для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; материалы для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, карты диагностики обученности и воспитанности.
2.2 Формы аттестации/контроля
Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в мероприятиях Дома детства и юношества: праздниках, смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках.
Также значимой оценкой являются отзывы обучающихся и их родителей, анализ которых помогают педагогу корректировать содержание программы в течение учебного года.
Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты.
Входной контроль
Позволяет выявить уровень творческих способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения.
Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 1 год обучения, проводится в начале каждого учебного года для определения усвоения воспитанниками важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Используются формы: анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).
Текущий контроль
Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также обучающимся дается возможность взаимной оценки и самооценки.
Используются формы: наблюдение, беседа, рефлексия, организуются мини-выставки, сопровождаемые анализом и самоанализом.
Рубежный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.
Итоговый контроль проводится в следующих формах: зачет, защита работы, защита проекта, участие в выставках.
В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.
2.3 Оценочные материалы
№ | Раздел, тема | Оценочные материалы |
1 | Введение | Собеседование |
2 | Теневой кукольный театр | Опрос |
3 | Теневые театральные куклы | Показ, демонстрация |
4 | Сценическое движение в теневом театре | Просмотр и анализ работ |
5 | Теневой театр кукол | Показ |
6 | Работа над кукольным теневым спектаклем | Выступление |
2.4 Методические материалы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.
Виды и формы индивидуальной деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Основными формами организации занятий в образовательном процессе являются:
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.
Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:
организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагог;
комфортный характер психологической атмосферы;
возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям и т.д.).
Предлагаемая программа разработана с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы в мастерской, освоения различных технологий в области декоративно-прикладного искусства, выявления и развития склонностей и способностей детей, формирования их творческой активности.
К программе разработан полный учебно-методический комплекс, включающий в себя технологические карты, опорные схемы, презентации, мастер-классы, образцы изделий.
Используемые методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы решения);
- частично-поисковый (работа над эскизами).
Для изложения теоретических вопросов используются такие методы обучения, как рассказ, беседа, мини-лекция, объяснение.
Содержание практических занятий направленно на создание и украшение интерьера дома, на изготовление вещей, украшающих быт.
На практических занятиях используются следующие методы обучения: упражнения, инструктаж вводный, текущий и заключительный, демонстрация приемов работы, демонстрация технологических операций. Особое внимание уделяется индивидуальной работе.
Приёмы педагогических технологий: традиционная технология (объяснительно-иллюстративная), игровая технология, технология мастерских, технология развития критического мышления.
Иллюстративный и раздаточный материал: технологические карты, слайд-презентации, журналы по рукоделию, карточки с заданиями, кроссворды, анкеты, тесты, шаблоны, дидактические игры, вспомогательные материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ
АлексеевскаяН.А. Домашний театр. - М.: Лист, 2000. – 192с.
АлянскийЮ.Л. Азбука театра. – М.:, 1998.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М.:, Музыка, 1985.
ГавришеваЛ.Б, Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 32с.
ГернетН.В. Сказка о маленьком Каплике и ещё десять сказок для театра кукол. – Л.: Искусство,1975.
ГорбинаЕ.В, Михайлова М.А./В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки – спектакли для дошкольников. Ярославль: Академия развития; Академия К; Академия Холдинг, 2000.- 112с.
ИванцоваЛ.С., КоржоваО.Н. Мир кукольного театра. - Ростов-на Дону: Феникс, 2003. – 320с.
КараманенкоТ.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. – М.: Просвещение, 1982.- 191с.
КимЕ.В.Куклы – перчатки и другие идеи из вашего гардероба. – М.: Росмэн, 2008.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.- 136с.
Лебединский А.М. Театр в чемодане. – М.: Искусство,197. – 112с.
ЛелявскийА. Ю.. Кукольный театр в школе. – Минск.: Народная
Асвета, 1967.
14. СиницынаЕ.И. Умные пальчики. – М.: Лист, 1998. – 144с.
15. Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики. Методические рекомендации к 2010 – 2011учебному году. / авт.– сост. И.В. Банкрашкова, И.Н.Рязанова.- Хабаровск, ХК ИРО, 2010.- 27с.
16. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов/ под ред. А.Б.Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
17. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с.
18.Флинг Хелен Куклы – марионетки./Пер с англ. – СПб.:Регата, Издательский дом «Литера», 2000.- 160с.
19. ЦвынтарныйВ.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,1998.
20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -160с.
21. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – М.: ДОМ: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
22. Янушевич В.Н. Развитие речи у детей. Формирование личности ребёнка через слово и театр. – Хабаровск, 1993.
Интернет ресурсы:
Нормативно-правовая база дополнительного образования
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020 г.);
Новый порядок организации дополнительного образования детей – (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области, 17.07.2015 г.;
Устав МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи № 09-3242 от 18.11.2015 г.
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных дополнительных общеобразовательных программ»), Письмо Минобрнауки РФ № 09-3564 от 14.12.2015 г.;
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей, приказ № ВК-641/09 от 29.03.2016 г.;
Другие методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Буйлова Л.Н., Попова И.Н.) и др.
АННОТАЦИЯ
Индивидуальная дополнительная общеобразовательная программа «Театр теней» разработана для обучающихся в возрасте от 10 до 13 лет по художественной направленности.
Цель данной программы – развивать творческие способности детей средствами кукольного театрального искусства.
Особенности программы:
Обучаясь по данной программе, дети получают возможность развития мимики, мелкой моторики рук и развития речи.
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения занятий | Количество часов | Тема занятий | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Раздел 1.Введение (2 часа) |
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планы на год | 2 | Вводное занятие | Беседа | Вводный контроль |
Раздел 2. Теневой кукольный театр (8 часов) |
2.1 | Театр теней как жанр театра кукол. История театра теней | 2 | Диафрагментальное дыхание | Игра | Педагогическое наблюдение |
2.2 | Артикуляционная гимнастика | 2 | Артикуляционная гимнастика | Практическое занятие | Просмотр работ |
2.3 | Скороговорки | 2 | Скороговорки | Голосо-речевой тренинг | Педагогическое наблюдение |
2.4 | Игры-говорилки | 2 | Игры-говорилки | Игра | Устный опрос |
Раздел 3. Теневые театральные куклы (8 часов) |
3.1 | Технология изготовления кукол | 2 | Общеразвивающие игры | Сюжетно-ролевая игра | Устный опрос |
3.2 | Изготовление простейших бумажных кукол | 2 | Продолжение работы | Практика | Опрос |
3.3 | Правда и вымысел | 2 | Правда и вымысел | Комбинированное | Педагогическое наблюдение |
3.4 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Практическое занятие | Просмотр и анализ работ |
Раздел 4. Сценическое движение в теневом театре (8 часов) |
4.1 | Упражнение на вождение простейших теневых кукол | 2 | Игры на развитие пластической выразительности | Игра | Педагогическое наблюдение |
4.2 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Игра-тренинг | Педагогическое наблюдение |
4.3 | Работа с теневой куклой. Этюды с несколькими куклами | 2 | Играем пальчиками, развиваем речь | Комбинированное | Устный опрос |
4.4 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Групповое | Просмотр и анализ творческих работ |
Раздел 5. Теневой театр кукол (18 часов) |
5.1 | Традиционные китайские куклы теневого театра | 2 | Сказка на пальцах | Круглый стол | Устный опрос |
5.2 | Мифы древнего Китая | 2 | Пластические этюды «Руки актёра» | Практическое занятие | Просмотр и анализ творческих работ |
5.3 | Народные сказки | 2 | Изготовление пальчиковой куклы для спектакля «Теремок» | Творческая мастерская | Просмотр работ |
5.4 | Драматургия как жанр. Структура пьесы | 2 | Изготовление пальчиковой куклы для спектакля «Три поросёнка» | Мастерская | Устный опрос |
5.5 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Круглый стол | Просмотр и анализ творческих работ |
5.6 | Подбор драматургического материала | 2 | Изготовление пальчиковой куклы из бумаги | Комбинированное | Просмотр работ |
5.7 | Создание сценария по сказке | 2 | Изготовление пальчиковой куклы из фетра | Мастерская | Просмотр и анализ работы |
5.8 | Различная технология изготовления теневой куклы | 2 | Изготовление куклы для ложкового театра | Практическое занятие | Просмотр работ |
5.9 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Мастерская | Просмотр работ |
Раздел 6. Работа над кукольным теневым спектаклем (26 часов) |
6.1 | Выбор репертуара | 2 | Выбор репертуара | Практическое занятие | Просмотр и анализ работы |
6.2 | Музыкальное оформление спектакля | 2 | Кукольных дел мастера | Комбинированное | Просмотр работ |
6.3 | Изготовление декораций к спектаклю | 2 | Изготовление декораций к спектаклю | Творческая мастерская | Просмотр работ |
6.4 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Мастерская | Просмотр и анализ работы |
6.5 | Изучение роли, образ и характер героев | 2 | Изучение роли, образ и характер героев | Комбинированное | Устный опрос |
6.6 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Практическое занятие | Опрос |
6.7 | Изготовление кукол к сказке | 2 | Изготовление кукол к сказке | Практическое занятие | Просмотр и анализ творческих работ |
6.8 | Продолжение работы | 2 | Продолжение работы | Мастерская | Анализ педагога |
6.9 | Репетиция сказки | 2 | Репетиция сказки | Практическое занятие | Анализ педагога |
6.10 | Репетиция сказки | 2 | Репетиция сказки | Мастерская | Просмотр и анализ работы |
6.11 | Премьера спектакля | 2 | Премьера спектакля | Выступление | Просмотр работ |
6.12 | Показ спектакля | 2 | Показ спектакля | Выступление | Анализ педагога |
6.13 | Итоговое занятие. | 2 | Итоговое занятие. | Викторина | Награждение |