СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теневой театр программа дополнительного образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теневой театр один из видов волшебного искусства. Он может перенести нас в прошлое или в будущее, отправить в путешествие из страны в страну, из реальности в сказку; он может заставить смеяться или горько плакать, любить действующих лиц пьесы или ненавидеть их, восхищаться ими или презирать.

Программа позволяет реализовать

актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

Просмотр содержимого документа
«Теневой театр программа дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Куртамышского района

«Дом детства и юношества»





ПРИНЯТА

На заседании методического совета

От «__» ___________2020 г.

Протокол №_______

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МКУДО ДДЮ

_______Т.И. Колобова

«___»__________2020 г.









ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Художественной направленности

«Театр теней»

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель: Белозерова Юлия Владимировна,

педагог дополнительного

образования












Куртамыш

2020


Кукольный театр «Театр теней». Дополнительная общеобразовательная программа / сост. Ю.В. Белозерова; МБУДО ДДЮ. Куртамыш, 2020.

Автор-составитель

программы

Белозерова Ю.В., педагог дополнительного образования МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Рецензенты:

Голубева Л.С., преподаватель технологии и изобразительного искусства с методикой преподавания, высшей категории ГБОУСПО «Курганский педагогический колледж»

Максимова И.В., заместитель директора по УВР МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества »



Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Протокол № _____ от _______2020 г.

Председатель МС _____________



Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Протокол № _____ от ________ г.

Председатель МС _____________



Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества »

Протокол № _____ от ________ г.

Председатель МС _____________



Программа рассмотрена на методическом совете МБУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества »

Протокол № _____ от ________ г.

Председатель МС _____________





© БелозероваЮ.В.

© МБУДО ДДЮ





СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ программы………………………………………………

4

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1

Пояснительная записка………………………………………………

5

1.2

Цель и задачи программы……………………………………………

6

1.3

Планируемые результаты ……………………………………………

7

1.4

Учебный план ……………………………………………………….

9

1.5

Учебно-тематический план……………………..……………………

9

1.6

Содержание программы …………………….………………………

11

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1

Условия реализации программы …………………………………….

16

2.2

Формы аттестации/контроля …………………………………………

16

2.3

Оценочные материалы ………………………………………………..

18

2.4

Методическое обеспечение …………………………………………….

19

2.5.

Список литературы и источников (для педагога и обучающихся)...

20


Приложения



Календарный учебный график



Тезаурус
















Паспорт программы



Ф.И.О. автора, автора-составителя программы

Белозерова Юлия Владимировна

Учреждение, где планируется реализация программы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Куртамышского района «Дом детства и юношества»

Наименование программы

Театр теней

Творческое объединение

Кукольный театр

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Направленность

Художественная

Образовательная область

Культура, искусство, развитие речи

Вид программы

Модифицированная

Возраст обучающихся

10-13 лет индивидуальный

Срок обучения

1 год

Объем часов по годам обучения

1 год обучения-72 часа

Уровень освоения

Ознакомительный

Цель программы

Развивать творческие способности детей средствами кукольного театрального искусства

С какого года реализуется

2020 год














  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Индивидуальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Театр теней» относится к художественной направленности. В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания. Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста.

Теневой театр один из видов волшебного искусства. Он может перенести нас в прошлое или в будущее, отправить в путешествие из страны в страну, из реальности в сказку; он может заставить смеяться или горько плакать, любить действующих лиц пьесы или ненавидеть их, восхищаться ими или презирать.

Дети не имеют возможности приобщиться к театру, часто посещать театр, поэтому теневой театр сделает жизнь детей ярче, красочнее и интереснее, доставит большое удовольствие от взаимного общения. У детей появится возможность попробовать себя в разном качестве: быть актерами и режиссерами, художниками и музыкантами, костюмерами и декораторами. Кукольный театр поможет объединить многих ребят, всем найдется работа, и каждый сможет применить свои знания и силы.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 


Актуальность.

Актуальность программы обусловлена тем, что театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»


Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями программы является позволение учащимися формировать толерантное отношение к людям другой национальности, веры и менталитета. Толерантное же поведение каждого жителя нашего города благоприятно влияет на его социальное развитие. Зачастую театр теней используется как дополнение к постановке для создания визуального эффекта. Одной из таких является теневой театр. Этот вид кукольного театра – один из самых живописных, зрелищных. Способ получения теней на экране даёт большие возможности для создания поэтических образов. Искусство китайского теневого театра – синтетическое искусство. В нём сочетаются музыка, живопись, танец, литература.


Адресат программы:

Программа адресована учащимся 10-13 лет. Программа предполагает наличие возможности организации образовательного процесса в рамках инклюзивного образования (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Объём программы: 72 часа.

Формы обучения и виды занятий по программе очная и дистанционная.

Формы обучения очная: беседа, игра, сюжетно-ролевая игра, игра-тренинг, комбинированное занятие, групповое, практическое занятие, просмотр видеоматериалов, круглый стол, проектная деятельность, творческая мастерская, репетиция, спектакль.

Формы обучения дистанционная: Skype, WhatsApp, Viber, VKontakte, платформа «Zoom».


Срок освоения программы

Программа «Театр теней» рассчитана на 1 год обучения.


Режим занятий

Программа обучения рассчитана на 72 часа: одно занятие в неделю по 2 часа.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы – развивать творческие способности детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

- расширение представлений младших школьников о теневом театре, приобретение ими театральных навыков;

- расширение кругозора обучающихся, развитие их воображения и обогащение эмоционально-образной сферы.

Воспитывающие:

-воспитывать личностно-значимые, коммуникативные качества обучающихся  через общение в коллективе;

- воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, а также способствовать приобретению инструкторского опыта;

- формировать у обучающихся положительное отношение к труду и творчеству.

Развивающие:
 - развивать  совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- развитие речевой культуры и коммуникативных навыков общения;

- развитие фантазии, пространственного мышления, речи и памяти детей.


1.3 Планируемые результаты

Требования к результатам освоения:

В результате освоения программы обучающиеся должны


знать:

-правила подготовки рабочего места;

-правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

-технологию изготовления куклы;

-область применения и назначение материалов и инструментов;

уметь:

-осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

-изготавливать куклу для теневого театра из доступных материалов, выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

-осуществлять декоративное оформление и отделку куклы.


Первый год обучения: фактическим итогом реализации образовательной программы являются мероприятия, позволяющие учащимся реализовать на практике полученные знания и навыки, раскрыть свой творческий потенциал - спектакль, концертный номер, выступление в конкурсе и т.д. Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


1.4. Учебный план

Название темы

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение

2

1,5

0,5

2

Теневой кукольный театр

8

3

5

3

Теневые театральные куклы

8

1

7

4

Сценическое движение в теневом театре

8

1

7

5

Теневой театр кукол

18

2,25

16,75

6

Работа над кукольным теневым спектаклем

26

3,25

19,75


Итого

72

12

60



1.5 Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение (1 час)

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планы на год

2

1,5

0,5

Беседа

Просмотр видеоматериалов

Вводный контроль

Раздел 2. Теневой кукольный театр (8 часов)

2.1

Театр теней как жанр театра кукол. История театра теней

2

1.25

0,75

Игра

Педагогическое наблюдение

2.2

Артикуляционная гимнастика

2

1.25

0,75

Практическое

занятие

Просмотр работ

2.3

Скороговорки

2

0.25

1,75

Голосо-речевой тренинг

Педагогическое наблюдение

2.4

Игры-говорилки

2

0.25

1,75

Игра

Устный опрос

Раздел 3. Теневые театральные куклы (8 часов)

3.1

Технология изготовления кукол

2

0.25

1,75

Сюжетно-ролевая игра

Устный опрос

3.2

Изготовление простейших бумажных кукол

2

0.25

1,75

Практика

Опрос

3.3

Правда и вымысел

2

0.25

1,75

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

3.4

Продолжение работы

2

0.25

0,75

Практическое

занятие

Просмотр и анализ работ

Раздел 4. Сценическое движение в теневом театре (8 часов)

4.1

Упражнение на вождение простейших теневых кукол

2

0.25

1,75

Игра


Педагогическое наблюдение

4.2

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Игра-тренинг

Педагогическое наблюдение

4.3

Работа с теневой куклой. Этюды с несколькими куклами

2

0.25

1,75

Комбинированное

Устный опрос

4.4

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Групповое

Просмотр и анализ творческих работ

Раздел 5. Теневой театр кукол (18 часов)

5.1

Традиционные китайские куклы теневого театра

2

0.25

1,75

Круглый стол

Устный опрос

5.2

Мифы древнего Китая

2

0.25

1,75

Практическое

занятие

Просмотр и анализ творческих работ

5.3

Народные сказки

2

0.25

1,75

Творческая мастерская

Просмотр работ

5.4

Драматургия как жанр. Структура пьесы

2

0.25

1,75

Мастерская


Устный опрос

5.5

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Круглый стол

Просмотр и анализ творческих работ

5.6

Подбор драматургического материала

2

0.25

1,75

Комбинированное

Просмотр работ

5.7

Создание сценария по сказке

2

0.25

1,75

Мастерская


Просмотр и анализ работы

5.8

Различная технология изготовления теневой куклы

2

0.25

1,75

Практическое

занятие

Просмотр работ

5.9

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Мастерская


Просмотр работ

Раздел 6. Работа над кукольным теневым спектаклем (26 часов)

6.1

Выбор репертуара

2

0.25

1,75

Практическое

занятие

Просмотр и анализ работы

6.2

Музыкальное оформление спектакля

2

0.25

1,75

Комбинированное

Просмотр работ

6.3

Изготовление декораций к спектаклю

2

0.25

1,75

Творческая мастерская

Просмотр работ

6.4

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Мастерская

Просмотр и анализ работы

6.5

Изучение роли, образ и характер героев

2

0.25

1,75

Комбинированное

Устный опрос

6.6

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Практическое

занятие

Опрос

6.7

Изготовление кукол к сказке

2

0.25

1,75

Практическое

занятие

Просмотр и анализ творческих работ

6.8

Продолжение работы

2

0.25

1,75

Мастерская

Анализ педагога

6.9

Репетиция сказки

2

0.25

1,75

Практическое

занятие

Анализ педагога

6.10

Репетиция сказки

2

0.25

1,75

Мастерская

Просмотр и анализ работы

6.11

Премьера спектакля

2

0.25

1,75

Выступление

Просмотр работ

6.12

Показ спектакля

2

0.25

1,75

Выступление

Анализ педагога

6.13

Итоговое занятие.

2

0.25

1,75

Викторина

Награждение

Итого

72

9

27





Содержание программы

Раздел, темы

Содержание (теория ,практика)

Образовательный результат

Раздел 1.Введение (2 часа)

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планы на год

Теория: знакомство с программой и правилами поведения в театре. Режим работы. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. История пальчиковой куклы. Понятие: актёр-кукловод, кукла, сцена, зритель, декорации.


Будут знать: историю развития кукольного дела программу и правила поведения в кружке, ТБ.

Будут уметь: самостоятельно готовить ткань и инструменты для занятия.

Раздел 2. Теневой кукольный театр (8 часов)

2.1

Театр теней как жанр театра кукол. История театра теней

Теория: дыхательная гимнастика, игры и упражнения на речевое дыхание. Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании.

Практика: упражнения на развитие речевого аппарата.

Будут знать: игры и упражнения на речевое дыхание.

Будут уметь: концентрировать внимания и координацию движений

2.2




Артикуляционная гимнастика

Теория: дыхательная гимнастика, игры и упражнения на речевое дыхание. Дать представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании.

Практика: упражнения на развитие речевого аппарата.

Будут знать: игры и упражнения на речевое дыхание.

Будут уметь: концентрировать внимания и координацию движений

2.3


Скороговорки

Теория: формировать навыки правильного звукообразования.

Практика: интонационная выразительность речи.

Будут знать: правильность звукообразования

Будут уметь: выразительно говорить

2.4

Игры-говорилки

Теория: формировать навыки правильного звукообразования.

Практика: интонационная выразительность речи.

Будут знать: правильность звукообразования

Будут уметь: выразительно говорить

Раздел 3. Теневые театральные куклы (8 часов)

3.1

Технология изготовления кукол

Теория: дать представление о разных видах пальчиковых кукол.

Практика: просмотр пальчиковых сказок на видео.

Будут знать: виды пальчиковых кукол

Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку

3.2

Изготовление простейших бумажных кукол

Теория: сюжетно-ролевые игры Практика: приобретать навыки и развивать умение действовать в коллективе.

Будут знать: сюжетно-ролевые игры

Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку

3.3

Правда и вымысел

Теория: сюжетно-ролевые игры Практика: приобретать навыки и развивать умение действовать в коллективе.

Будут знать: сюжетно-ролевые игры

Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку

3.4

Продолжение работы

Теория: сюжетно-ролевые игры Практика: приобретать навыки и развивать умение действовать в коллективе.

Будут знать: сюжетно-ролевые игры

Будут уметь: развивать память, фантазию и выдержку

Раздел 4. Сценическое движение в теневом театре (8 часов)

4.1

Упражнение на вождение простейших теневых кукол

Теория: игры на развитие пластической выразительности Практика: укреплять мышцы кистей рук, развивать координацию движений пальцев, кистей рук, межполушарное взаимодействие, пластику рук.


Будут знать: игры на развитие пластической выразительности.

Будут уметь: развивать мелкую моторику рук.

4.2

Продолжение работы

Теория: технология и особенности построения лица

Практика: развитие ловкости, подвижности, гибкости и выносливости.

Будут знать: игры на развитие пластической выразительности.

Будут уметь: развивать мелкую моторику рук.

4.3

Работа с теневой куклой. Этюды с несколькими куклами

Теория: технология и особенности построения лица

Практика: развитие ловкости, подвижности, гибкости и выносливости.

Будут знать: игры на развитие пластической выразительности.

Будут уметь: развивать мелкую моторику рук.

4.4

Продолжение работы

Теория: технология и особенности построения лица

Практика: развитие ловкости, подвижности, гибкости и выносливости.

Будут знать: игры на развитие пластической выразительности.

Будут уметь: развивать мелкую моторику рук.

Раздел 5. Теневой театр кукол (18 часов)

5.1

Традиционные китайские куклы теневого театра

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.2

Мифы древнего Китая

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.3

Народные сказки

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.4

Драматургия как жанр. Структура пьесы

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.5

Продолжение работы

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.6

Подбор драматургического материала

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.7

Создание сценария по сказке

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.8

Различная технология изготовления теневой куклы

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

5.9

Продолжение работы

Теория: навыки вождения пальчиковых кукол.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Раздел 6. Работа над кукольным теневым спектаклем (26 часов)

6.1

Выбор репертуара

Теория: дать представление о готовящейся постановке.

Практика: выбор вида кукол для спектакля, изготовление эскизов персонажей сказки

Будут знать: какую сказку играть

Будут уметь: выполнять эскизы кукол.

6.2

Музыкальное оформление спектакля

Теория: предварительно распределить роли.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: выполнять упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

6.3

Изготовление декораций к спектаклю

Теория: формировать представление о художественном образе героев спектакля.

Практика: изготовление декораций к спектаклю.

Будут знать: какую сказку играть

Будут уметь: выполнять декорации к сказке.

6.4

Продолжение работы

Теория: формировать представление о художественном образе героев спектакля.

Практика: изготовление декораций к спектаклю.

Будут знать: какую сказку играть

Будут уметь: выполнять декорации к сказке.

6.5

Изучение роли, образ и характер героев

Теория: провести чтение сказок по ролям. Пробы на роль.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.6

Продолжение работы

Теория: чтение по ролям. Анализ произведения.

Практика: упражнения с куклами для разогрева мышц пальцев и кистей рук.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.7

Изготовление кукол к сказке

Практика: изготовление кукол для спектакля по своим эскизам.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.8

Продолжение работы

Практика: изготовление кукол для спектакля по своим эскизам.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.9

Репетиция сказки

Практика: репетиция сказки.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.10

Репетиция сказки

Практика: репетиция сказки.

Будут знать: навыки вождения пальчиковых кукол.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.11

Премьера спектакля

Практика: показ.

Будут знать: правила поведения в общественных местах.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.12

Показ спектакля

Практика: показ.

Будут знать: правила поведения в общественных местах.

Будут уметь: исполнять свою роль.

6.13

Итоговое занятие.

Награждение сертификатами







КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы.

Программа предполагает следующие условия реализации:

- обучение приемам изготовления пальчиковых кукол, требует специально оборудованного кабинета; занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Помещение для проведения занятий соответствует санитарным нормам и нормам противопожарной безопасности, хорошо освещённое, светлое, теплое, сухое. Кабинет оснащается инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, дидактическим материалом, технической и технологической документацией.

Планировка учебного кабинета, размещение в нем рабочих мест и мебели обеспечивают благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого обучающегося.

Украшением служат удачно изготовленные декорации и куклы детей, готовых к спектаклям.

Кабинет обеспечивается необходимыми для оказания первой помощи: медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), с телефонами ближайшего лечебного учреждения, милиции и пожарной части.


Оборудование для занятий:

  • Наличие просторного помещения

  • Шкаф для хранения кукол, реквизита, дидактического материала

  • Ноутбук (1 шт.), колонки (2 шт.)

  • Мультимедийный проектор (1 шт.)

  • Экран  (1 шт.)

  • Ширма для кукольного театра (1 шт.)

  • Пальчиковые куклы (комплекты)

Материалы для занятий:

  • Цветная бумага

  • Цветной картон

  • Простые карандаши

  • Клей ПВА

  • Белый картон

  • Ножницы

  • Линейка

  • Альбом для рисования

  • Ластик

  • Скотч

  • Нитки

  • Ткани

  • Поролон

Технические средства: фотоаппарат, магнитофон, компьютер, фонотека, видеоматериалы.

Информационные средства: художественная, научная, и периодическая литература, методические материалы.

Дидактические средства: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий, мастер-классов; материалы для проведения занятий: наглядные пособия, схемы, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы; материалы для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, карты диагностики обученности и воспитанности.


2.2 Формы аттестации/контроля


Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в мероприятиях Дома детства и юношества: праздниках, смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках.

Также значимой оценкой являются отзывы обучающихся и их родителей, анализ которых помогают педагогу корректировать содержание программы в течение учебного года.

Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты.

Входной контроль

Позволяет выявить уровень творческих способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения.

Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 1 год обучения, проводится в начале каждого учебного года для определения усвоения воспитанниками важнейших моментов курса предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Используются формы: анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).

Текущий контроль

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также обучающимся дается возможность взаимной оценки и самооценки.

Используются формы: наблюдение, беседа, рефлексия, организуются мини-выставки, сопровождаемые анализом и самоанализом.

Рубежный контроль

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.

Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, изобретательности, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса, освоение законов композиции и конструирования.

Итоговый контроль проводится в следующих формах: зачет, защита работы, защита проекта, участие в выставках.

В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.



2.3 Оценочные материалы


Раздел, тема

Оценочные материалы

1

Введение

Собеседование

2

Теневой кукольный театр

Опрос

3

Теневые театральные куклы

Показ, демонстрация

4

Сценическое движение в теневом театре

Просмотр и анализ работ

5

Теневой театр кукол

Показ

6

Работа над кукольным теневым спектаклем

Выступление



2.4 Методические материалы

Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.

Виды и формы индивидуальной деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.


Основными формами организации занятий в образовательном процессе являются:

  • беседы о русском искусстве и красоте;

  • занятия – исследования;

  • комбинированные занятия;

  • практические занятия;

  • экскурсии;

  • выставки;

  • практикум.


В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный.

Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:

организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагог;

комфортный характер психологической атмосферы;

возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям и т.д.).

Предлагаемая программа разработана с учетом всего комплекса учебно-воспитательной работы в мастерской, освоения различных технологий в области декоративно-прикладного искусства, выявления и развития склонностей и способностей детей, формирования их творческой активности.

К программе разработан полный учебно-методический комплекс, включающий в себя технологические карты, опорные схемы, презентации, мастер-классы, образцы изделий.

Используемые методы:

- репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы решения);

- частично-поисковый (работа над эскизами).

Для изложения теоретических вопросов используются такие методы обучения, как рассказ, беседа, мини-лекция, объяснение.

Содержание практических занятий направленно на создание и украшение интерьера дома, на изготовление вещей, украшающих быт.

На практических занятиях используются следующие методы обучения: упражнения, инструктаж вводный, текущий и заключительный, демонстрация приемов работы, демонстрация технологических операций. Особое внимание уделяется индивидуальной работе.

Приёмы педагогических технологий: традиционная технология (объяснительно-иллюстративная), игровая технология, технология мастерских, технология развития критического мышления.

Иллюстративный и раздаточный материал: технологические карты, слайд-презентации, журналы по рукоделию, карточки с заданиями, кроссворды, анкеты, тесты, шаблоны, дидактические игры, вспомогательные материалы.

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. АлексеевскаяН.А. Домашний театр. - М.: Лист, 2000. – 192с.

  2. АлянскийЮ.Л. Азбука театра. – М.:, 1998.

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.- М.:, Музыка, 1985.

  4. ГавришеваЛ.Б, Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 32с.

  5. ГернетН.В. Сказка о маленьком Каплике и ещё десять сказок для театра кукол. – Л.: Искусство,1975.

  6. ГорбинаЕ.В, Михайлова М.А./В театре нашем для вас поём и пляшем. Музыкальные сказки – спектакли для дошкольников. Ярославль: Академия развития; Академия К; Академия Холдинг, 2000.- 112с.

  7. ИванцоваЛ.С., КоржоваО.Н. Мир кукольного театра. - Ростов-на Дону: Феникс, 2003. – 320с.

  8. КараманенкоТ.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. – М.: Просвещение, 1982.- 191с.

  9. КимЕ.В.Куклы – перчатки и другие идеи из вашего гардероба. – М.: Росмэн, 2008.

  10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979.

  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1998.- 136с.

  12. Лебединский А.М. Театр в чемодане. – М.: Искусство,197. – 112с.

  13. ЛелявскийА. Ю.. Кукольный театр в школе. – Минск.: Народная

Асвета, 1967.

14. СиницынаЕ.И. Умные пальчики. – М.: Лист, 1998. – 144с.

15. Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики. Методические рекомендации к 2010 – 2011учебному году. / авт.– сост. И.В. Банкрашкова, И.Н.Рязанова.- Хабаровск, ХК ИРО, 2010.- 27с.

16. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов/ под ред. А.Б.Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

17. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001. – 192с.

18.Флинг Хелен Куклы – марионетки./Пер с англ. – СПб.:Регата, Издательский дом «Литера», 2000.- 160с.

19. ЦвынтарныйВ.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,1998.

20. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -160с.

21. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. – М.: ДОМ: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.

22. Янушевич В.Н. Развитие речи у детей. Формирование личности ребёнка через слово и театр. – Хабаровск, 1993.


Интернет ресурсы:















Нормативно-правовая база дополнительного образования

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020 г.);

  • Новый порядок организации дополнительного образования детей – (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);

  • Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области, 17.07.2015 г.;

  • Устав МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи № 09-3242 от 18.11.2015 г.

  • «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных дополнительных общеобразовательных программ»), Письмо Минобрнауки РФ № 09-3564 от 14.12.2015 г.;

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей, приказ № ВК-641/09 от 29.03.2016 г.;

  • Другие методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Буйлова Л.Н., Попова И.Н.) и др.



АННОТАЦИЯ


Индивидуальная дополнительная общеобразовательная программа «Театр теней»  разработана для обучающихся в возрасте от 10 до 13 лет по художественной направленности.

  Цель данной программы – развивать творческие способности детей средствами кукольного театрального искусства.

Особенности программы:

Обучаясь по данной программе, дети получают возможность развития мимики, мелкой моторики рук и развития речи.






Календарный учебный график

п/п

Дата проведения занятий

Количество

часов


Тема занятий

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

(контроля)

Раздел 1.Введение (2 часа)

1.1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Планы на год

2

Вводное занятие

Беседа

Вводный контроль

Раздел 2. Теневой кукольный театр (8 часов)

2.1

Театр теней как жанр театра кукол. История театра теней

2

Диафрагментальное дыхание

Игра

Педагогическое наблюдение

2.2

Артикуляционная гимнастика

2

Артикуляционная гимнастика

Практическое

занятие

Просмотр работ

2.3

Скороговорки

2

Скороговорки

Голосо-речевой тренинг

Педагогическое наблюдение

2.4

Игры-говорилки

2

Игры-говорилки

Игра

Устный опрос

Раздел 3. Теневые театральные куклы (8 часов)

3.1

Технология изготовления кукол

2

Общеразвивающие игры

Сюжетно-ролевая игра

Устный опрос

3.2

Изготовление простейших бумажных кукол

2

Продолжение работы

Практика

Опрос

3.3

Правда и вымысел

2

Правда и вымысел

Комбинированное

Педагогическое наблюдение

3.4

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Практическое

занятие

Просмотр и анализ работ

Раздел 4. Сценическое движение в теневом театре (8 часов)

4.1

Упражнение на вождение простейших теневых кукол

2

Игры на развитие пластической выразительности

Игра


Педагогическое наблюдение

4.2

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Игра-тренинг

Педагогическое наблюдение

4.3

Работа с теневой куклой. Этюды с несколькими куклами

2

Играем пальчиками, развиваем речь

Комбинированное

Устный опрос

4.4

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Групповое

Просмотр и анализ творческих работ

Раздел 5. Теневой театр кукол (18 часов)

5.1

Традиционные китайские куклы теневого театра

2

Сказка на пальцах

Круглый стол

Устный опрос

5.2

Мифы древнего Китая

2

Пластические этюды «Руки актёра»

Практическое

занятие

Просмотр и анализ творческих работ

5.3

Народные сказки

2

Изготовление пальчиковой куклы для спектакля «Теремок»

Творческая мастерская

Просмотр работ

5.4

Драматургия как жанр. Структура пьесы

2

Изготовление пальчиковой куклы для спектакля «Три поросёнка»

Мастерская


Устный опрос

5.5

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Круглый стол

Просмотр и анализ творческих работ

5.6

Подбор драматургического материала

2

Изготовление пальчиковой куклы из бумаги

Комбинированное

Просмотр работ

5.7

Создание сценария по сказке

2

Изготовление пальчиковой куклы из фетра

Мастерская


Просмотр и анализ работы

5.8

Различная технология изготовления теневой куклы

2

Изготовление куклы для ложкового театра

Практическое

занятие

Просмотр работ

5.9

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Мастерская


Просмотр работ

Раздел 6. Работа над кукольным теневым спектаклем (26 часов)

6.1

Выбор репертуара

2

Выбор репертуара

Практическое

занятие

Просмотр и анализ работы

6.2

Музыкальное оформление спектакля

2

Кукольных дел мастера

Комбинированное

Просмотр работ

6.3

Изготовление декораций к спектаклю

2

Изготовление декораций к спектаклю

Творческая мастерская

Просмотр работ

6.4

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Мастерская

Просмотр и анализ работы

6.5

Изучение роли, образ и характер героев

2

Изучение роли, образ и характер героев

Комбинированное

Устный опрос

6.6

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Практическое

занятие

Опрос

6.7

Изготовление кукол к сказке

2

Изготовление кукол к сказке

Практическое

занятие

Просмотр и анализ творческих работ

6.8

Продолжение работы

2

Продолжение работы

Мастерская

Анализ педагога

6.9

Репетиция сказки

2

Репетиция сказки

Практическое

занятие

Анализ педагога

6.10

Репетиция сказки

2

Репетиция сказки

Мастерская

Просмотр и анализ работы

6.11

Премьера спектакля

2

Премьера спектакля

Выступление

Просмотр работ

6.12

Показ спектакля

2

Показ спектакля

Выступление

Анализ педагога

6.13

Итоговое занятие.

2

Итоговое занятие.

Викторина

Награждение