Актуализация знаний Постановка проблемы | Задает вопросы по ранее изученному материалу: Как называются стороны прямо-угольного треугольника? (слайд 1) Дайте определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника. Сформулировать теорему Пифагора Как найти неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике, если известны две другие стороны? | Отвечают на поставленные вопросы учителя. Работают в парах Выявляют место затруднения. Проговаривают причину. Ответы учащихся: научиться находить стороны прямоугольного треугольника Записывают проблему в тетрадь | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других, работать в парах (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; (познавательные УУД) | |
Изучение новых знаний и способов деятельности: Сообщение о жизни Пифагора Самосского. Историческая справка о теореме Пифагора. Изложение нового материала. Доказательство теоремы Пифагора. | Я предлагаю вам следующую практическую работу: у вас на листах изображены треугольники и дана таблица, измерив стороны прямоугольного треугольника, занесите данные в таблицу, помня, что a и b– катеты, а с – гипотенуза, а также, заполните остальные столбцы таблицы . Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы? Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Сообщает обучающимся тему и цели урока, а также формы организации последующей деятельности. Особое место в геометрии, особую роль играет прямоугольный треугольник, теорема, которая устанавливает зависимость между катетами и гипотенузой (читает стих.) - (слайд 5) Учитель спрашивает учеников, слышали ли они что-нибудь о Пифагоре и теореме Пифагора - (слайд 6) Теорема является основой решения множества геометрических задач и используется для изучения теоретического материала в дальнейшем. Докажем эту теорему и решим несколько задач с её применением, но сначала послушаем рассказ о математике, именем которого она названа. Ребята, может быть, вы что-нибудь слышали о теореме Пифагора, о её доказательстве? (слайд 16-27) А сейчас докажем теорему Пифагора в современной формулировке. Включает модуль G08_031_i02.oms - диск 56 из СБППО «Первая помощь» Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС); (слайд 28) | Выполняют задание (сверяют с ответами на слайде) Ответы учащихся Обучающиеся в тетрадях записывают число и тему урока. Отвечают, что слышали, что это учёный, а про теорему - Пифагоровы штаны во все стороны равны. Ученик делает сообщение о жизни Пифагора - (слайд 7-15), остальные учащиеся слушают. Учащиеся слушают. Учащиеся слушают и смотрят доказательство теоремы (на интерактивной доске). | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ( коммуникативные УУД) | Записывают в тетради тему урока. Заинтересовались материалом. Заинтересовались материалом Запоминают формулировку теоремы и её доказательство. |
Первичное закрепление | Давайте закрепим полученную информацию на практике, дорешаем задачу, предложенную в начале урока Решение задач по готовым чертежам – (слайд 29-34) №1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам: a= 6 см, b=8 см №2. В прямоугольном треугольнике известен катет a=9 см и гипотенуза c=41 см, найдите второй катет. №3-№6 Давайте попробуем сформулировать алгоритм использования теоремы Пифагора. Рассмотреть прямоугольный треугольник; Выяснить, что нужно найти, и что нам для этого дано; Применить нужную формулу.
Разбор прикладных задач - (слайд 35-38) Проверочная работа на первичное закрепление. Определить степень усвоения изученного материала: выдаёт карточки - задания учащимся. Индивидуальная работа учащихся | Работают в парах, записывают решение в тетрадь
Восприятие и усвоение новых знаний умений.
Ответы на поставленные вопросы по ходу объяснения учителем. Работа в тетрадях. Самостоятельное выполнение заданий в рабочих тетрадях, требующих применения знаний в знакомой ситуации. | Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ((познавательные УУД) |
Активные действия учащихся в овладении нового учебного материала.
|
Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку | Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |