СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические аспекты использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование  детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ»

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»,

Докладчик: учитель начальных классов

У.В. Серебрякова

Статья

«Теоретические аспекты использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ»

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:

  • при объяснении нового материала,

  • при контроле знаний,

  • при закреплении,

  • при обобщении и систематизации материала,

  • при дистанционном обучении.

Выделяют следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

  • визуализировать учебную информацию;

  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);

  • осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

  • развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);

  • усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

  • формировать культуру познавательной деятельности и др.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать урок привлекательным, современным, осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Наличие у детей особых образовательных потребностей предполагает решение развивающих, профилактических и коррекционных задач. У учителя возникает вопрос: «Как изменить урок? Как сделать его интересным и познавательным? Как побудить к творчеству детей? Как включить всех в учебный процесс, учитывая индивидуальные способности?»

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития ребенка с особыми познавательными потребностями. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Электронные образовательные ресурсы могут быть использованы на всех этапах урока: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Однако, при подготовке к уроку с использованием ЭОР и ИКТ нужно помнить, что они не заменяют его, а только дополняют и делают более эффективным.

Таким образом, ЭОР и ИКТ выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.

Использование ЭОР на уроках помогает мне, как учителю, лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует мой профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.

Использование современной информационно-образовательной среды в процессе образования детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ.