ТОГАОУ «Котовская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»,
Докладчик: учитель начальных классов
У.В. Серебрякова
Статья
«Теоретические аспекты использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ»
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала,
при контроле знаний,
при закреплении,
при обобщении и систематизации материала,
при дистанционном обучении.
Выделяют следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
визуализировать учебную информацию;
моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);
усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
формировать культуру познавательной деятельности и др.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать урок привлекательным, современным, осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Наличие у детей особых образовательных потребностей предполагает решение развивающих, профилактических и коррекционных задач. У учителя возникает вопрос: «Как изменить урок? Как сделать его интересным и познавательным? Как побудить к творчеству детей? Как включить всех в учебный процесс, учитывая индивидуальные способности?»
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития ребенка с особыми познавательными потребностями. Проблема состоит в сочетании решения этих задач, в определение приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Электронные образовательные ресурсы могут быть использованы на всех этапах урока: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Однако, при подготовке к уроку с использованием ЭОР и ИКТ нужно помнить, что они не заменяют его, а только дополняют и делают более эффективным.
Таким образом, ЭОР и ИКТ выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся.
Использование ЭОР на уроках помогает мне, как учителю, лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует мой профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера.
Использование современной информационно-образовательной среды в процессе образования детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ.