ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
Солодовник Л.Н., воспитатель
ГКОУ-школы №22, г. Армавир
Педагогическая стратегия любого образовательного учреждения в современных условиях должна быть направлена на подготовку творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на собственные высокие достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций, сообществ. Для того, чтобы подобный тип личности мог появиться и постоянно воспроизводиться, окружающая его образовательная среда должна нести в себе такие ресурсные условия и возможности, которые активно способствовали бы осуществлению важнейшей педагогической стратегии учебного заведения.
Важным показателем эффективности образовательной среды является комфортность: психологическая, интеллектуальная, физическая. Психологическая комфортность – это состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками в учебном заведении. Интеллектуальная комфортность – удовлетворённость учащимися от мыслительной деятельности и её результатами на занятиях. Физическая комфортность – соответствие между его соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутри школьной среды.
Поскольку социальным условием сегодня является информатизация общества, то образовательная среда также подвергается влиянию этого условия. И сейчас говорят скорее не об образовательной среде, а об информационно-образовательной среде. Современная образовательная среда теснейшим образом связана с процессом информатизации образования в целом и образовательным процессом в частности. В связи с этим появляется новое понятие – информационно-образовательная среда школы.
Информационно-образовательная среда (ИОС), основанная на использовании компьютерной техники, программно-телекоммуникационная среда, реализуемая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом учёных в нашей стране и за рубежом. Такие учёные, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, М.М. Князева и другие акцентировали внимание на философских аспектах понятия «образовательная среда», приёмах и технологиях её проектирования. Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О.С. Гозмана, М.В. Кларина и других, в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов).
Многими психологами и педагогами под образовательной средой понимается система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеурочная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. Гуманистическая тенденция в современном образовании предполагает разносторонность его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование.
Образовательная среда понимается, как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которая создаёт особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребёнка является участие в современной деятельности, разделённой со взрослыми и другими участниками образовательного процесса. Это так называемая коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды, разработанная В.В. Рубцовым. Он выделил следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д.
Образовательная среда по В.И. Слободчикову представляет собой динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося. Коллектив авторов, во главе с В.П. Лебедевой предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время, как при традиционном обучении школьник становиться личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях.
Образовательная среда рассматривается как подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребёнка. В этом смысле образовательная среда интересна своим функциональным назначением, с точки зрения качества предоставляемых ею образовательных возможностей для эффективного саморазвития её субъектов.
В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования понятие среды приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что включение ребёнка с особыми образовательными потребностями в учебный процесс предъявляет новые требования к её организации.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В детских садах, школах должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактического материала, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользователя, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечивающих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребёнка полноценных условий для получения образования не зависимо от степени состояния его здоровья. И, безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это механизм, позволяющий реализовать право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование.
Литература:
1.Балабанова Н.В., Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар. 2002 г.
2.Слободчиков В.И., О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы докладов М., 2000 г.
3.Ясвин В.А., Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001 г.