Организация познавательной деятельности школьников
Теоретические основы использования интерактивных методов в школе. Интерактивное обучение —
это специальная форма организации познавательной деятельности, подразумевающая конкретные и прогнозируемые цели, а именно создание комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение —
это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися. Роль учителя здесь сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Задачи интерактивных методов:
- пробуждение у учащихся интереса;
•эффективное усвоение учебного материала;
•самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
•установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде;
•формирование у учащихся мнения и отношения;
•формирование жизненных и профессиональных навыков учащихся;
•выход на уровень осознанной компетентности студента.
Основные интерактивные методы:
•творческие задания;
•работа в малых группах;
•дискуссия;
•обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
•интерактивная лекция;
•эвристическая беседа;
•разработка проекта (метод проектов);
•системы дистанционного бучения;
•обсуждение и разрешение проблем ( мозговой штурм, ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
•тренинги;
•метод кейсов.
Принципы работы на интерактивном занятии:
•занятие есть совместная работа;
•все участники занятия равны;
•каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
•нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея);
•всё сказанное на занятии –не руководство к действию, а информация к размышлению.
Алгоритм проведения интерактивного занятия
Характеристика
Этап 1. Подготовка занятия
Учитель подбирает темы, ситуации и конкретные формы интерактивного занятия, которые могут быть эффективными для работы с данной темой в данной группе.
Необходимо обратить внимание:
1.Участники занятия, выбор темы.
2.Перечень необходимых условий (цель занятия, раздаточные материалы, техническое оборудование, участники, основные вопросы, их последовательность, примеры из жизни).
3.Что должно быть при подготовке каждого занятия (уточнение проблем, которые предстоит решить, перспективы реализации полученных знаний, определение практического задания).
4.Раздаточные материалы (программа занятия, раздаточные материалы соответствуют уровню учащихся, материал структурирован, использование графиков, иллюстраций, схем, символов).
Этап 2. Вступление
•сообщение темы и цели занятия;
•участники знакомятся с предлагаемой ситуацией;
•учитель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы;
•учитель по необходимости представляет участников;
•учитель с помощью учащихся уточняет понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы.
Правила работы учащихся на занятии:
•быть активным;
•уважать мнение участников;
•быть доброжелательным;
•быть пунктуальным, ответственным;
•не перебивать;
•быть открытым для взаимодействия;
•быть заинтересованным и креативным;
•стремиться найти истину;
•придерживаться регламента и уважать правила работы в группе.
Этап 3. Основная часть
1.Выяснение позиций участников.
2.Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами.
3.Интерактивное позиционирование:
•выяснение набора позиций аудитории;
•осмысление общего для этих позиций содержания;
•переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом;
•формирование нового набора позиций на основании
Этап 4. Рефлексия
•концентрация участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали в процессе занятия;
•выявление отношения участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы;
•формулирование общих выводов, которые делает учитель.
Примерные вопросы для рефлексии:
1.Что произвело на вас наибольшее впечатление?
2.Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
3.Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
4.Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
5.Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
6.Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
Методы и приёмы интерактивного обучения
Круглый стол —
это метод интерактивного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Круглый стол
Цель -
выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения; закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Задачи:
•обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
•иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики);
•тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать своё мнение, доказательства, аргументы).
Алгоритм проведения круглого стола:
1.Учитель формулирует вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему.
2.Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки.
3.Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (социолог, психолог).
4.В ходе занятия вопросы раскрываются в определённой последовательности.
5.Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются.
6.Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.
Дискуссия—
это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре; коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений.
Цели проведения дискуссии: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.
Этап 1. Подготовка
Рекомендации:
•заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;
•не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
•обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества учащихся;
•не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ;
•не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала круглого стола: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
•следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его;
•сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение.
Организационные методики дискуссии:
1.Методика «вопрос – ответ».
2.Процедура «Обсуждение вполголоса».
3.Методика клиники.
4.Методика «лабиринта».
5.Методика эстафеты.
6.Свободно плавающая дискуссия.
Этап 2. Вступление
Характеристика:
•сообщение темы и цели занятия;
•создание необходимой мотивации;
•создание доброжелательной атмосферы и благоприятного эмоционального фона;
•участники знакомятся с предлагаемой ситуацией;
•учитель информирует участников о регламенте, правилах работы;
•учитель по необходимости представляет участников;
•учитель с помощью учащихся уточняет понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы.
Правила работы учащихся на занятии:
•быть активным;
•уважать мнение участников;
•быть доброжелательным, не перебивать;
•быть открытым для взаимодействия;
•быть заинтересованным и креативным;
•стремиться найти истину;
•придерживаться регламента и уважать правила работы.
Этап 3. Основная часть
Характеристика:
1.Обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.
2.Сбор мнений, идей, предложений. Выступая со своим мнением, каждый может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.
3.Высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счёт других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих.
4.Оперативный анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии.
Этап 4. Рефлексия
Характеристика:
1.Анализ проведённой дискуссии, подвести итоги, результаты; сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.
2.Обмен мнениями, поиск общих тенденций для принятия решений.
3.Принятие группового решения совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
4.Взаключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
5.Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, поблагодарить всех учащихся за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
Дебаты —
свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Эта форма круглого стола посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Одна группа является сторонниками положительного ответа, а другая группа –сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться две подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая –разрабатывает контраргументы.
Дебаты способствуют формированию и развитию:
•умений формировать и отстаивать свою позицию;
•ораторского мастерства и умения вести диалог;
•командного духа и лидерских качеств;
•критического мышления;
•коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
•исследовательских навыков;
•организационных навыков;
•навыков слушания и ведения записей.
Этап 1. Подготовка
Характеристика:
1.1.Вместе с инициативными учащимися определяются :
•учебный предмет;
•тема дебатов (несколько вариантов);
•цель дебатов;
•принципы формирования команд;
•виды работы с информацией по теме дебатов;
•подготовка команд к дебатам;
•критерии оценки дебатов;
•форма анализа и оценки дебатов.
1.2. Работа с информацией по теме.
1.3. Формирование общих и специальных умений и навыков.
Этап 2. Вступление
Спикер1(утверждение)
•представление команды;
•формулировка темы, актуальность;
•определение ключевых понятий, входящих в тему;
•выдвижение критерия (ценность или цель команды);
•представление кейса утверждающей стороны;
•заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...).
Спикер 2 (отрицание):
•представление команды;
•формулировка тезиса отрицания;
•принятие определений ключевых понятий;
•атака или принятие критерия оппонентов;
•опровержение позиции утверждения;
•представление кейса отрицающей стороны.
Этап 3. Основная часть
Алгоритм:
Выступление У1–6 минут.
Вопросы О3 к У1 –3 минуты.
Выступление О1 –6 минут.
Вопросы У3 к О1 –3 минуты.
Выступление У2 –5 минут.
Вопросы О1 к У2 –3 минуты.
Выступление О2 –5 минут.
Вопросы У1 к О2 –3 минуты.
Выступление У3 –5 минут.
Выступление О3 –5 минут.
Этап 4. Рефлексия
Характеристика:
•проанализировать подготовку команд к дебатам, способы выдвижения аргументов и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности;
•в заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение;
•добиться чувства удовлетворения у большинства участников, поблагодарить всех учащихся за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
Метод «Мозговая атака» – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных
Этапы метода:
1. Спонтанное изложение идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения.
2. Запись «выданных» идей.
3. Поочерёдное обсуждение и оценка каждой идеи.
4. Отбор 1–2 идей, которые становятся основой
проекта.
Метод «Мозговая осада» – метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени.
Этапы метода:
1. Предложение идеи и описание её структуры и механизма реализации.
2. Фиксация идей.
3. Анализ и оценка каждой идеи.
4. Отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «Сократический диалог» –
позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы через вопросы.
Советы по применению:
1.Заранее продумайте основополагающие вопросы.
2.Следите за ответами.
3.Задавайте зондирующие вопросы.
4.Фиксируйте ключевые моменты.
5.Подключите как можно больше участников.
6.Позвольте участникам самостоятельно раскрывать новые знания.