ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ 3.6
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ВИДАМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Выписка из типовой учебной программы
по учебному предмету
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
профессионального компонента типового учебного плана по специальности 5- 04-0112-01 «Дошкольное образование»» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием
Тема 3.6. Методика обучения спортивным видам физических упражнений
Цель изучения темы | Раздел, тема | Результат |
Сформировать знания о спортивных видах физических упражнений, об условиях и методике обучения спортивным упражнениям детей. Научить анализировать содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей спортивным видам физических упражнений. | Спортивные виды физических упражнений для детей: санки, лыжи, плавание, скольжение по ледяным дорожкам. Условия для обучения в учреждении дошкольного образования и семье, этапы и методика обучения спортивным видам физическим упражнениям. Практические занятия Анализ содержания учебной программы дошкольного образования по обучению детей спортивным видам физических упражнений. | Описывает спортивные виды физических упражнений для детей. Характеризует условия обучения, излагает методику обучения спортивным упражнениям. Анализирует содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей спортивным видам физических упражнений. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
ТЕМА 3.6. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ВИДАМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Результат изучения темы: учащийся описывает спортивные виды физических упражнений для детей. Характеризует условия обучения, излагает методику обучения спортивным упражнениям. Анализирует содержание учебной программы дошкольного образования по обучению детей спортивным видам физических упражнений.
Ключевые вопросы: виды физических упражнений; элементы техники и методика обучения спортивным видам физическим упражнениям.
Основные понятия: спортивные упражнения, элементы техники ходьбы на лыжах:«стойка лыжника»; торможение «плугом», «полуплугом»; способы подъема на гору «елочка», «полуелочка», «лесенка».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика спортивных видов физических упражнений
2. Методика обучения детей зимним спортивным видам физических упражнений
2.1. Катание на санках
2.2. Ходьба на лыжах
2.3. Скольжение по ледяным дорожкам
3. Методика обучения детей летним спортивным видам физических упражнений
3.2. Катание на велосипеде
3.2. Катание на самокате
3.3. Плавание
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
К спортивным видам физических упражнений относятся ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, катание на велосипеде и самокате, плавание.
Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия. Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем. Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности. Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗИМНИМ ВИДАМ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1 КАТАНИЕ НА САНКАХ
Санки сопровождают ребенка всю жизнь и оказывают большое влияние на физическое развитие, на закалку организма ребенка. Катание на санках связано с активным восприятием природы, ориентаций в окружающей среде. Упражнение развивает волевые качества, так как приходится преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.
Элементы техники катания на санках:
Ведение санок. Ведут санки обычно одной рукой. Важно научить детей делать это поочередно одной и другой рукой. Ребенок, который везет санки, держит веревку двумя или одной рукой, меняя их время от времени;
сидение на санках (голову и туловище держать прямо, ноги вытянуть вдоль санок (сомкнуть или расставить); руки положить на ноги или взяться за борта санок);
спуски с горы (сесть на середину санок, туловище слегка отклонить назад, руками держаться за веревку, стараясь натянуть ее);
торможение (ноги поставить на снег, пятки прижать к земле);
повороты (перед поворотом применяется торможение обеими ногами, во время поворота торможение продолжается той ногой, в сторону которой выполняется поворот) [6].
Правила при катании на санках с горки:
скатившись, не останавливаться с санками внизу ската или на дорожке, а отойти в сторону;
скатываться после того, как отойдет в сторону впереди едущий ребенок;
не носить санки на верхнюю площадку в руках, а везти за веревку по лотку;
подниматься на гору по краю, чтобы не мешать тем, кто съезжает;
не входить с санками по скату горки;
педагог стоит на горе, следит за поведением детей
Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2-3-летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке. Постепенно задания усложняются: дети возят друг друга по кругу, «змейкой», выполняют различные задания [6].
Обучая ребенка катанию с горки, воспитатель знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах педагог помогает ребенку скатываться с горки. Ребенок старшего дошкольного возраста скатывается с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе, по одному и вдвоем. При спуске с горок ребенок может выполнить различные задания: позвонить в колокольчик, дотронувшись до него, снять повешенную игрушку, проехать в воротца, бросить снежок в цель и др. Катание на санках можно организовать в игровой форме. Педагог следит за дозировкой нагрузки, соблюдением правил катания ребенком, эстетическим оформлением горок и дорожек для катания. Длительность катания ребенка с горки увеличивается постепенно с 20 до 30 минут.
2.2. ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ
В
учреждении дошкольного образования детей начинают обучать передвижению на лыжах с первой младшей группы. Педагог рассказывает на родительских собраниях о подборе лыж, палок, о креплении лыж, о требованиях к одежде и обуви, о хранении лыж и уходе за ними. Родителям даются краткие сведения о технике и способах передвижения на лыжах, раскрывается методика обучения передвижению на них, с тем, чтобы взрослые могли быть примером для ребенка.
Подбор лыжного инвентаря
Важно, правильно подобрать лыжный инвентарь. Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные "на вырост". Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды. Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.
Одежда детей
Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. "Мокрые" лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом [8].
Построение и методика проведения занятий
Обучение ходьбе на лыжах осуществляется на специальных физкультурных занятиях (так называемых тематических) на воздухе, а также индивидуально на прогулке: в утреннее время - после занятий, и вечером - после полдника. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, со всей группой. Занятия по обучению катанию на лыжах проводятся с постепенным увеличением времени его проведения от 15 до 40 минут. Каждое такое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей.
Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое разогревание организма. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или проводятся игры «Снежок», «Веревочка», «След в след». Пробежка для детей 3-4 лет не должна превышать 8-10 сек, для пятилетних - 15 сек, для детей 6 лет - 20-22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой [8].
Задачами основной части является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствования ее, развитие ловкости, решительности, смелости. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с перешагиванием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и пробежкой). Сюда же входят преодоление спусков, подъемов на склоны.
Занятия строятся с учетом постепенного нарастания и снижения нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм дают спуски со склонов и игры.
Основной задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к другим видам деятельности.
Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.
Ребенка учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи. После того как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка учреждения дошкольного образования - в парке, в лесу, на стадионе. Длительность прогулок - от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.
Обучение передвижению на лыжах проводится в следующей последовательности:
Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагом без палок. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов. Кроме того, при ходьбе без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, на координации движений, на сохранении равновесия. Раннее же использование палок приучает детей «висеть» на них. Прежде всего, воспитатель учит детей исходному положению «стойка лыжника»: ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены, взгляд обращен вперед. Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах - поочередное поднимание ног, переступание в стороны и т. д.), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах. В дальнейшем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом, осваивают попеременный двухшажный ход, повороты на месте и в движении, торможение, а также спускам с горки в низкой, средней, высокой стойке, подъемам на горку обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Палки дают детям, когда они могут уверенно ходить на лыжах [4].
Детей надо приучать передвигаться по пересеченной местности, преодолевая встречающиеся препятствия (бугорки, канавки и др.). Скорость передвижения и устойчивость ребенка обеспечивается при этом выбором наиболее рациональной для данных условий стойкой.
Для закрепления навыков передвижения на лыжах проводятся подвижные игры и игровые упражнения.
С
ПОСОБЫ ПОДЪЕМА НА ГОРУ
Рис. 1 Рис. 2 Рис.3
«Лесенка» (рис. 1) - наиболее доступный способ преодоления коротких невысоких подъемов для детей и начинающих, физически слабо подготовленных лыжников. При подъеме «лесенкой» встают к склону боком. Чтобы исключить соскальзывание, нужно упираться в склон верхними кантами лыж. Из такого исходного положения передвигаются вверх по склону приставными шагами.
Подъем "елочкой" (рис. 2) применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда сложно преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж.
Подъем "полуелочкой" (рис.3) применяется при преодолении склонов наискось и выполняется следующим образом. Верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро.
Важным элементом техники при обучении ходьбе на лыжах является торможение. Торможение при спусках - это вынужденная мера для снижения скорости. Представим ниже способы торможения «плугом», «полуплугом».
СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЯ
Рис. 1 Рис.2
Торможение «плугом» (рис.1) выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра, а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.
Торможение «полуплугом» (рис.2) чаще применяется при спуске наискось. Ребенок переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро.
Для преодоления спусков применяются различные стойки: высокая, низкая, средняя стойка при спуске. Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны склонов. Во время спусков применимы разные техники, зависящие от высоты склона, протяжности и состояния его поверхности. Педагог непременно учитывает и уровень физической подготовки детей [4].
СПОСОБЫ СПУСКА С ГОРЫ
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Высокая стойка (рис.1): ноги в коленях согнуты (до160º), туловище незначительно наклонено вперед; руки опущены, слегка согнуты в локтях, палки зажаты в кистях, руки отведены назад, не касаются снега. Высокая стойка применяется для временного уменьшения скорости спуска.
Средняя стойка (рис.2): ноги согнуты в коленях (до 140º), туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах, опущены и немного выдвинуты вперед, палки обращены кольцами назад. Средняя стойка применяется на сложных склонах с поворотами и неровностями. Обеспечивает наибольшую устойчивость.
Низкая стойка (рис.3): ноги лыжника согнуты в коленных суставах под углом 120-130º, туловище наклонено до горизонтального положения, руки выдвинуты вперед, кисти сведены, палки взяты под руки и прижаты к туловищу. Низкая стойка применяется на прямых, ровных и пологих склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска.
Далее детей обучают попеременному двухшажному ходу с палками. Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способствует выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам.
Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия. Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассмотрение рисунков, диафильмов, которые дают представление о правильной ходьбе на лыжах. Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Догонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.
2.3. СКОЛЬЖЕНИЕ ПО ЛЕДЯНЫМ ДОРОЖКАМ
Скольжение по ледяным дорожкам – зимнее спортивное упражнение. Спортивное упражнение способствует развитию чувства равновесия, предупреждает заболевания, укрепляет защитные силы организма, повышает работоспособность, создает благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах). Методика обучения детей скольжению по ледяным дорожкам [9].
Условия создания ледяных дорожек
Д
ля дорожки утрамбовывается снег шириной 60 см для детей младшего дошкольного возраста и 40 см для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Длина дорожки 4 метра для детей младшего и среднего дошкольного возраста, для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) до 8 метров. В старшей группе можно заливать каскад дорожек, одна за другой, длина 2-5 метров, расстояние между ними 3-5 шагов. Можно залить дорожку на невысокой горке, высота – 50см, длина 15-20м. Дорожки украшаются различными картинками, колечками, цветами.
Рис. 1, 2 Варианты оформления ледяных дорожек
В младшем дошкольном возрасте дети пробуют пройти по утрамбованному снегу, а потом – по короткой ледяной дорожке, передвигая ноги по льду. Важно, чтобы дети чувствовали качество льда, учились сохранять равновесие. Начинать учить ребёнка кататься, нужно сначала взявшись за руку взрослого, чтобы он смог сохранять равновесие. Когда малыш начнет уверенно держаться на ногах, можно попробовать прокатиться вместе с ним. Обязательным условием в этом возрасте является страховка и поддержка взрослого (педагога).
Используют подводящие упражнения: катать ребенка по дорожке, держа его за руки; скользить по недлинной слегка наклонной дорожке; скользить по горизонтальной дорожке, оттолкнувшись с места; скатываться с невысокой горки, сидя на деревянном круге или дощечке; скользить с невысокой горы на ногах в глубоком приседе; скользить по горизонтальной дорожке после разбега (3-5шагов). Широко используют игровые упражнения: «Лягушата» (скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых); «Слоники» (пройти по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду и стараясь не упасть); «Ёжики» (скользить с поддержкой взрослого сохраняя равновесие); Медвежата» (скольжение двумя ногами с поддержкой взрослого) и др.
Организация занятий: дети скользят по недлинной дорожке, ширина которой 50 - 70 см, длина 0,5-1 м. Воспитатель наблюдает за ребятами, подбадривает их, подсказывает, как правильно делать движения, побуждает к проявлению смелости, ловкости, самостоятельности и помогает сохранять равновесие (поддерживая за руку или плечи)
В среднем дошкольном возрасте учат правильному исходному положению: при разбеге движения рук согласуются с движениями ног, туловище обращено несколько вперед. Руки слегка согнуты в локтях, кисти расслаблены, пальцы легко согнуты. Стопа ставится перекатом с пятки на носок. Скорость при разбеге нарастает постепенно и достигает предельной величины к моменту отталкивания. В начале обучения отталкивание осуществляется той ногой, которой удобнее. На этапе углубленного разучивания целесообразно отталкиваться поочередно-то правой, то левой ногой. Место отталкивания обозначается предметом (кубик, кегля). После разбега и толчка одной ногой другая ног выносится вперед, и масса с тела переносится на нее. Скольжение осуществляется на обеих ногах без отрыва ото льда. Руки свободно опущены вдоль туловища или выносятся вперед. Скорость скольжения постепенно снижается, и в конце дорожки ребенок начинает бежать короткими шагами.
Используют подводящие упражнения: скользить по дорожке, сделав фигуру «самоварчик» (руки на поясе); «самолет» или «ласточка» (руки в стороны); «матрешка» (одна рука на поясе, другая согнута в локте и поднята вверх); скользить по дорожке, взяв кеглю, булаву, которые расставляются сбоку; скользить по дорожке, взяв за руку товарища, который скользит по параллельной дорожке [9].
Организация занятий: используются 2-3 дорожки длиной 1-1,5 м с интервалами для разбега. При необходимости воспитатель поддерживает ребят за руку.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся энергично разбегаться по снегу и скользить как можно дальше по длинной дорожке. Дети овладевают навыком эластичного сгибания ног при отталкивании; учатся свободно скользить после разбега. Ребятам объясняют, что длительность скольжения зависит от скорости разбега и энергичного отталкивания.
Используют подводящие упражнения: скользить по горизонтальной дорожке после разбега; скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания; скользить по ледяной дорожке, присев; скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться; скользить и выполнять движения руками: руки в стороны, за спиной, за головой; скользить и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед; скользить на одной ноге, на параллельных ногах; скатываться с горки, сидя на деревянном круге или дощечке; скатываться с невысокой горки на ногах; скатываться с горки вдвоем, втроем, «поездом».
Правила скольжения по ледяным дорожкам:
Отталкиваться необходимо от нескользящей поверхности.
Одну ногу следует ставить вперёд, а другую назад.
Вес тела нужно переносить на впереди стоящую ногу.
Удерживать равновесие.
Организация занятий: заливается дорожка длиной от 3-4 м до 8-10 м. Дети выполняют сложные задания, воспитывающие ловкость, смелость и решительность. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети не толкались, играли дружно, без ссор. Он должен уметь оказать помощь: несмелого поддержать, более ловкому ребенку предложить новый способ движения, наблюдать за состоянием детей и соответственно регулировать нагрузку.
П ерейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=kAj-nW7rcAw и просмотрите видео «Как научить ребенка скользить по ледяным дорожкам?» (Из опыта работы Н. Власенко ГУО «Ясли-сад № 273 г. Минска») |
3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЛЕТНИМ ВИДАМ СПОРТИВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
3.1. КАТАНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Езда на велосипеде играет значительную роль в воспитании у ребенка умения сохранять равновесие, координировать движения, развивает быстроту реакции на изменение окружающей местности, дороги (неровность дороги, препятствия, которые нужно объезжать, и др.). У ребенка развиваются мышцы ног, ритмичность, ориентировка в пространстве. Ребенку до 4 лет рекомендуются трехколесные велосипеды, а детям постарше - двухколесные. Велосипед должен соответствовать росту ребенка. В учреждениях дошкольного образования чаще приобретаются универсальные велосипеды, т.е. трехколесные, которые без труда можно переоборудовать в двухколесные. Изменение высоты седла при переоборудовании велосипеда из трехколесного в двухколесный производят с учетом роста ребенка.
Условия организации упражнений: на участке учреждения дошкольного образования отводится место, где дети могли бы ездить, не мешая другим, не сталкиваясь с ними. Желательно, чтобы это была ровная и довольно широкая дорожка примерно 50 м длиной и 3 м шириной. Если имеется небольшая, покрытая асфальтом площадка, то можно составить упражнения по езде на велосипеде с закреплением знаний о правилах передвижения пешеходов и велосипедиста на улице. Для этого можно использовать импровизированный переход, оборудовать светофор, поставить необходимые дорожные знаки, сделать соответствующую дорожную разметку.
Элементы техники катания на велосипеде: педагог, обучая ребенка, должен показать ему велосипед, объяснить, как его вести: 1) поставить велосипед с правой стороны; 2) взяться руками за руль, немного сдвинуться в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе; 3) совершая поворот, руль понемногу выворачивать в ту сторону, в которую необходимо направить велосипед. После этого показа дети поочередно ведут велосипед по дорожке, делая повороты вправо и влево [10].
Ознакомив ребят с тем, как нужно вести велосипед рядом с собой, воспитатель учит их сидеть и ездить на нем, естественно соблюдая необходимые правила безопасности. Ребенку объясняют: необходимо встать слева от велосипеда, взяться руками за руль, правой ногой перемахнуть через седло и опустить ее на педаль. При этом массу тела также перенести на педаль, затем отделить левую ногу от земли и сесть на седло.
Ребенка обучают ехать прямо вперед, при этом педагог придерживает велосипед за седло, давая возможность ребенку проехать 15-20 м в заданном направлении. Необходимо обучать ребенка ездить в указанном направлении, выполняя различные задания: объезжать препятствия, проехать «тоннель», проехать между двумя начерченными линиями. Очень полезно обучать ездить, соревнуясь. С этой целью проводятся игры-эстафеты, игры-соревнования «Кто первый?», «Кто быстрее?» и т.д. [10].
Первоначально вождению велосипеда отводится 8-10 минут, а затем, когда дети усвоят технику вождения, это время можно продлить до 20-30 минут. Дети учатся ездить по кругу, соблюдая очередность. Когда каждый ребенок освоит езду на велосипеде, можно устраивать выезды на туристские прогулки.
3.2 КАТАНИЕ НА САМОКАТЕ
Катание на самокатах практикуется в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования в среднем дошкольном возрасте. Оно способствует развитию динамического равновесия, ориентировки и пространстве, глазомера, ловкости, выносливости, укрепляет мышцы ног. Катание на самокатах способствует воспитанию смелости, настойчивости, взаимопомощи и т. п.
Подбирать самокаты следует по росту детей: ребенок, держась за руль, должен стоять возле него прямо, не сгибая корпуса и не сутулясь. Важно подобрать правильную обувь, которая защитит от ссадин и порезов пальцев (обувь с толстой подошвой, чем выше голенище у ботинок, тем лучше поддержка лодыжки и тем стабильнее положение ноги).
К основным действиям относятся следующие умения:
управление самокатом
отталкивание ногой
катание.
Управление самокатом
На первом этапе детям показывают и объясняют, как надо держать самокат и водить его по прямой. Став с левой стороны от самоката, ребенок кладет руки на ручки руля и ведет его. В дальнейшем ребятам предлагаются разнообразные упражнения с ведением самоката, которые формируют у них навыки, необходимые для самостоятельной езды, умения управлять самокатом: например, водить самокат по кругу, «змейкой», делать поворот кругом. Вести самокат надо взявшись за руль обеими руками, без напряжения, смотреть вперед, выбирая себе путь[11].
Отталкивание ногой
При обучении езде на самокатах воспитатель сначала поможет ребенку, поддерживая руль. Малыш тем временем управляет рулем и легко отталкивается ногой. Толчок совершается одной ногой (передней частью стопы). Движение выполняется быстро и энергично, нога активно ставится на грунт отталкивания. Тело ребенка слегка наклонено вперед, голова держится прямо, ребенок смотрит вперед [11].
Необходимо следить, чтобы дети катались, отталкиваясь попеременно, то правой, то левой ногой. Например, в одну сторону по дорожке ребенок едет, отталкиваясь одной ногой, обратно — другой. Это обеспечивает пропорциональное развитие мускулатуры. Воспитатель, обеспечивая страховку и помощь, постепенно учит ребенка самостоятельной езде по прямой. Постепенно взрослый перестает поддерживать самокат и к страховке привлекает детей.
Когда дети освоят управление самокатом по прямой, воспитатель может учить их поворотам налево и направо. Повороты выполняются направо и налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолкнуться ногой несколько раз подряд и повернуть руль в левую сторону. Когда скорость уменьшится, снова оттолкнуться ногой. При повороте направо действие выполняется таким же способом, только выехать надо к левому краю дорожки. Толчок совершается одной ногой (передней частью стопы). Движение выполняется быстро и энергично.
Катание
При катании на самокате ребенок одну ногу ставит на платформу, а другой отталкивается от земли. Как только самокат начнет наращивать скорость, надо поставить на платформу вторую ногу и катиться вперед до замедления хода. Туловище при этом прямое, смотреть следует вперед по направлению движения, а не под ноги. Руль держать непринужденно обеими руками, не напрягая плечи и руки
П
озже задания усложняются: дети могут делать повороты кругом, кататься по узкой дорожке, по кругу, «змейкой», ускорять и замедлять ход, тормозить и останавливаться. В старшей группе даются упражнения на реакцию на зрительные сигналы (красный свет, поднятая вверх рука и т. д.). Вначале детей учат останавливаться медленно в заранее установленном месте, а затем — внезапно по требованию воспитателя [11].
После того как ребята достаточно хорошо овладеют передвижением на самокатах, научатся быстро останавливаться, можно организовывать игры, эстафеты. Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, тщательно дозирует нагрузку. Можно распределить детей по два: один катается на самокате, а второй его страхует. Потом пары меняются ролями.
Чтобы избежать столкновения, необходимо детей научить правилам катания на самокатах (они аналогичны правилам катания на велосипедах) и требовать строго придерживаться этих правил во время занятий.
Упражнения на самокате
1. Вести самокат за руль по прямой, делать поворот.
2. Кататься по прямой с поддержкой взрослого.
3. Кататься по прямой, отталкиваясь правой или левой ногой.
4. Тормозить и останавливаться.
5. Ездить по кругу с поворотами налево и направо.
6. Ездить «змейкой».
7. Ездить по узкой дорожке.
8. Кататься произвольно меняя темп езды.
9. Тормозить и останавливаться по сигналу.
10. Тормозить и останавливаться в указанном месте.
П ерейдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=3OJCfuIMX4k и просмотрите видео «Игры и упражнения с самокатами. Физкультура летом с детьми 4-6 лет (из опыта работы ГУО «Ясли-сад № 273 г. Минска») |
3.3. ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ
Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7-9 месяцев, ребенок может суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8-10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде.
Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В детских садах - в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:
1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.
2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно мыть каменистым, течение - быстрым.
3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.
4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.
5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.
6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.
Сначала детям разрешается быть в воде 5-10 мин при условии, что ее температура 20-24°С, а температура воздуха 24-28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (побледневшее лицо), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.
Этапы обучения детей дошкольного возраста плаванию
Обучение плаванию детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) в соответствии с положениями теории и методики физического воспитания можно условно разделить на три этапа:
Этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания. Проводится на мелководье (по колено или до середины бедра ребёнка) в первой половине учебного года второй младшей группы. Начинается с ознакомления воспитанников с водой, её свойствами и продолжается до того момента, пока ребёнок освоится в воде, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Этот этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно.
Этап начального разучивания элементов техники плавания. Проводится на среднем уровне воды (по пояс ребёнка) во второй половине учебного года второй младшей группы и первой половине учебного года средней группы. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют вдох - выдох в воду несколько раз подряд, пытаются нырять, открывать глаза под водой.
Этап углубленного разучивания элементов техники плавания. Проводится на глубокой воде (по грудь ребёнка) во второй половине учебного года средней группы, в первой и второй половине учебного года старшей группы. Воспитанники обучаются отдельным и согласованным движениям рук, ног лёжа на груди и на спине при скольжении с помощью поддерживающих средств и без них; учатся задерживать дыхание, выполнять правильный вдох и выдох во время скольжения; ориентироваться под водой; продолжают освоение и совершенствование элементов техники разных способов плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду [12].
Следует отметить, что продолжительность каждого из этапов начального обучения детей дошкольного возраста плаванию, их возрастная периодизация, рекомендуемая глубина воды имеют условный характер. Индивидуальные возможности и способности детей, условия проведения занятий в бассейне, уровень профессионального мастерства специалиста могут внести коррективы, увеличив или наоборот, сократив продолжительность каждого этапа. Но в целом рассмотренные этапы обучения плаванию дают возможность педагогам чётко представить основные направления работы с воспитанниками разных возрастных групп.
Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений:
1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. Педагог должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка») и т.д.
2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками, разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом - лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять, таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.
3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки и круги, надувные подушки и т.д.
4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.
5. Учить выдоху в воду. Это упражнение сначала можно выполнить на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»). После этих упражнения можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.
Игры в воде:
1) «Фонтан» - дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям прицыкнуть к брызгам.
2) «Море штормит» - дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются и стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь подмять как можно больше волну. По следующему знаку педагога «ветер утихает», дети возвращаются в первоначальный строй.
3) «Воробьи в воде» - на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.
4) «Поезд и тоннель» - стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».
Занятия в бассейне проводятся с подгруппой детей (10-12 человек). Длительность занятий в младшей группе – 10-15 минут, средней -15-20 минут, старшей – 25-30 минут. В структуре занятий выделяют следующие этапы: разминка на суше, гигиенические процедуры в душе, в бассейне - вводная и основная части; в конце занятия дети самостоятельно выполняют различные движения в воде (с приспособлениями для плавания). После бассейна дети принимают душ, одеваются, сушат волосы. В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники.
Отметим, что при условии систематического посещения занятий в бассейне и при грамотном педагогическом руководстве к концу пребывания в учреждении дошкольного образования воспитанники умеют:
при посещении бассейна самостоятельно раздеваться, с помощью взрослого и самостоятельно мыться под душем, пользуясь мылом и губкой, насухо вытираться, одеваться в определённой последовательности;
выполнять правила безопасного поведения в бассейне (без разрешения в воду не входить, спускаться в воду друг за другом самостоятельно и с поддержкой педагога, не толкаться и не торопить впереди идущего, не выходить за пределы установленного места занятия, выполнять все указания педагога);
самостоятельно передвигаться по дну бассейна (шагом, бегом, прыжками, держась за поручень и без поддержки);
погружать лицо и голову в воду, играть в воде, с помощью взрослого и поддерживающих средств удерживать тело на поверхности воды, скользить [12].
Таким образом, основная цель обучения плаванию детей дошкольного возраста заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом.
Вопросы для самоконтроля знаний
Тема 3.6. Методика обучения спортивным видам физических упражнений
Как можно усилить закаливающий эффект спортивных упражнений?
Чем принципиально отличаются двигательные задания по спортивным упражнениям в подготовительный период обучения от двигательных заданий основного периода?
Как вы считаете, нужно ли учитывать двигательную подготовленность детей при обучении их спортивным упражнениям?
Какие специальные знания приобретают дети дошкольного возраста в процессе освоения спортивных упражнений?
Катание на санках
Укажите оздоровительное, воспитательное и образовательное значение катания на санках для детей дошкольного и раннего возраста.
Охарактеризуйте условия обучения катанию на санках.
Укажите элементы техники катания на санках.
Раскройте методику обучения катанию на санках детей.
Назовите профилактические мероприятия при проведении занятий по обучению катанию на санках.
Ходьба на лыжах
Укажите оздоровительное и воспитательное воздействие лыжных занятий на детей.
Охарактеризуйте лыжное оборудование. Требования к подбору лыж и палок. Как осуществляется уход за оборудованием.
Укажите элементы техники выполнения спортивного упражнения (техника торможения, спуска, поворотов, подъемов и т.д.)
Раскройте методику обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного и раннего возраста.
Назовите профилактические мероприятия при проведении занятий по обучению ходьбе на лыжах.
Катание на велосипеде и самокате
Раскройте значение катания на велосипеде и самокате в развитии ребенка.
Назовите и кратко охарактеризуйте основные элементы техники катания на велосипеде и самокате.
Раскройте методику обучения катанию на велосипеде и самокате детей дошкольного возраста.
Назовите субъективные признаки утомления детей во время катания на велосипеде.
Плавание
Укажите оздоровительное и воспитательное воздействие плавания на организм ребенка.
Назовите подготовительные упражнения к обучению плаванию детей дошкольного возраста.
Раскройте методику обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Укажите особенности контроля со стороны педагога за самочувствием детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
Учебная программа дошкольного образования. Минск, издательство: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2022 - 373 с.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. М.: Просвещение 1991.-159 с.
Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. – 3-изд., испр.- Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 287 с.:ил.
Шебеко, В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждниях: Учеб.для учащихся пед. колледжей и училищ/В. Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. - Минск, Унiверсiтэцкае, 1998.- 184с
Шишкина, В. А. Методика физического воспитания : учеб. пособие / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. - Минск:Літаратура і Мастацтва, 2011. - 176 с.
Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». № 2002 «Дошкол.воспитание».-3-изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение,1984. - 208с., ил.
Спортивные упражнения в детском саду. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/12/01/obuchenie-doshkolnikov-khodbe-na-lyzhakh: – Дата доступа: 16.01.2022
Методика обучения детей скольжению по ледяным дорожкам. Режим доступа: https://studref.com/678792/pedagogika/obuchenie_doshkolnikov_skolzheniyu_ledyanym_dorozhkam: - Дата доступа: 26.03.2022
Методика обучения катанию на велосипеде. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/11/03/metodika-obucheniya-kataniyu-na-velosipede: Дата доступа: 26.03.2021
Методика обучения катанию на самокате. Режим доступа: https://studref.com/678795/pedagogika/obuchenie_detey_kataniyu_samokatah_sportrollerah. Дата доступа: 26.03.2021
Организация и методика обучения плаванию Режим доступа: https://sad7molod.schools.by/pages/organizatsija-i-metodika-obuchenija-plavaniju-detej-vtoroj-mladshej-gruppy. Дата доступа: 23 26.03.2022
Дополнительная
Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб.пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. М., Академия, 2002.- 320 с.
Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
«Игры и упражнения с самокатами. Физкультура летом с детьми 4-6 лет. https://www.youtube.com/watch?v=3OJCfuIMX4k: – Дата доступа: 19.01.2022
«Как научить ребенка скользить по ледяным дорожкам?» https://www.youtube.com/watch?v=kAj-nW7rcAw: – Дата доступа: 19.01.2022