Теории половой идентичности
Введение
Исторически в различных культурах на основании половых признаков сформировалось разделение людей на мужчин и женщин. Социальные процессы, происходящие в современном обществе, отразились в трансформации индивидуального и общественного сознания, в изменении содержания социальной идентичности личности. На сегодняшний день проблема однополых союзов и браков стала крайне остра, наметилась тенденция увеличения числа однополых союзов. Однако, данных относительно формирования личности детей, воспитываемых в таких союзах, невелико. Необходимо получение большего объема знаний об формирования тех характеристик личности, в которых, как традиционно считается, велика роль родителей обоих полов.
Определение половой идентичности
Под половой идентичностью принято понимать переживание и осознание человеком своей половой принадлежности, физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола. Являясь аспектом личностной идентичности, половая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности. Феномен половой идентичности в первую очередь связан с соматическими признаками, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола. Феномен психологического пола наряду с биологическими основами включает в себя психологические и поведенческие проявления личности как индикаторы мужского и женского, наполняющие содержанием аспект самосознания, связанный с полом. С определением половой идентичности тесно переплетены такие понятия как гендерная роль, полоролевая идентичность и сексуальная ориентация.
В отечественных психолого - педагогических работах первоначально «половая идентичность» рассматривалась как внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола.
В педагогических исследованиях Е.Н. Каменской, И.А. Кириловой данный феномен рассматривается как личностный тип идентичности и стержневой компонент целостного развития личности, который детерминирован физическими процессами роста и развития и культурным наследием общества. И.С. Кон определял данный феномен как базовую структуру социальной идентичности, которая формируется в процессе интериоризации мужских и женских черт в ходе взаимодействия с другими людьми. По его мнению, половая принадлежность это та самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я». Отечественный психиатр В.Г. Каган под половой идентичностью понимал соотнесение личности с телесными, психофизиологическими и социокультурными значениями маскулинности и феминности. Особый подход к определению половой идентичности имела С.Бэм. По её мнению, половая идентичность представляет собой схемы, которые ребенок принимает к своему «Я». Ребенок принимает только те формы поведения, которые подкрепляются взрослыми как принятые в данной культуре в отношении мужчины или женщины.
Из всего сказанного можно вывести общее понятие, согласно которому половая идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. идентификация дети однополый гормональный
Биологические теории половой идентичности.
Гормональная теория пола
Согласно гормональной теории пола, осознание своей принадлежности к тому или иному полу определяется дисбалансом половых гормонов - мужских из группы андрогенов (тестостерон) и женских из группы эстрогенов. Следую логике сторонников данной теории, если в ребенке преобладает тестостерон, он будет ощущать себя представителем мужского пола, независимо от его генетического пола, а также его половых органов (морфологического пола). И наоборот, если в крови ребенка больше эстрогенов, то он будет ощущать и вести себя как представительница женского пола. Тем не менее, существуют данные опровергающие данную теорию. Так многие девочки, отличающиеся «мальчиковым» поведением, обусловленное высоким уровнем тестостерона в крови, полностью ощущают и осознают свою женскую половую идентичность.
Вторым поводом для критики являются случаи нарушенной половой идентичности, в том числе транссексуализм, трансгендеризм, интерсексуализм. К признакам нарушений половой идентичности у детей относятся стремление к принятию облика другого пола, влюбленность в людей своего пола, и т.д. Однако, анализ уровня гормонов в крови таких детей показал соотношение, характерное для нормальной половой идентичности.
.
Теория внутриутробной дифференциации головного мозга
Сторонники теории внутриутробной дифференциации головного мозга полагают, что в головном мозге в гипоталамусе расположено ядро который определяет восприятие человеком себя, как личности определённого пола. Таким образом, эта область образует врождённую половую идентичность. Этот участок формируется в пренатальном периоде, в глубинных структурах центральной нервной системы (ЦНС) на ранних стадиях беременности, в течение гормонально-модулируемого процесса импринтинга ЦНС. Согласно этой теории, если мозг в перинатальном периоде подвергся маскулинизации под влиянием половых гормонов, некоторых лекарств, стресса и др., то ребёнок приобретёт мужскую половую идентичность независимо от того, являются ли его гены или гениталии мужскими. Если же структуры ЦНС не маскулинизировались, то ребёнок будет иметь женскую половую идентичность вне зависимости от генов и гениталий. Исходя из представленной теории, можно объяснить случаи интерсексуальных детей, у которых ощущение пола не совпадает с их гениталиями, генотипом и воспитанием.
Теория идентификации
Такие представители психодинамического подхода как З. Фрейд, А. Адлер, С. Холл, Э. Эриксон особую роль в процессе становления половой идентичности уделяли эмоциям, механизму подражания и бессознательной имитации. Первую теорию пола опубликовал З. Фрейд в 1914 году в своей работе "Групповая психология и анализ эго".
Согласно З. Фрейду пол формируется как результат прохождения ребенком Эдипого комплекса у мальчиков или комплекса Электры у девочек. Так, в возрасте 3-6 лет дети начинают испытывать бессознательные сексуальные влечения к родителю противоположного пола и абвивалентное ревниво - враждебное чувство к родителю своего пола, желая занять его место в обладании объекта, на который направленны эротические чувства. Тем самым Фрейд определяет процесс идентичности как стремление сформировать собственное "Я" по подобию другого, взятого за образец.
Исходя из логики З. Фрейда относительно половой идентификации, дети из неполных семей должны неадекватно её сформировать, так как у них отсутствует либо объект, на который направлены эротические чувства и поэтому соперничество с родителем своего пола не имеет смысла, либо отсутствует родитель своего пола, и тогда ребенку не с кого перенимать половые модели поведения. С точки зрения Фрейда, отсутствие родителя противоположного пола в семье лежит в основе генезиса гомосексуальности, в частности мужской. Так мальчик, воспитываемый одной матерью, начнет идентифицироваться с ней. А в подростковом возрасте начнет искать объект, который сможет заменить его собственно «Я» и которого он сможет любить и лелеять, также как его любила мать. Из выше сказанного следует, что дети из неполных семей имеют либо неадекватную, либо слабодиффернцированную половую идентичность.
Результаты исследований, посвященные проблеме половой идентичности у детей из неполных семей, противоречивы. Существуют данные, что у мальчиков, воспитанных только матерью можно наблюдать либо развитие женских черт характера, например, предпочтение занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие "компенсаторной мужественности", для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведение с зависимым характером.
Теория половой типизации
В противовес биологическому детерминизму формирования пола, появилась точка зрения, согласно которой, особенности женского или мужского поведения возникают исключительно как социальный феномен, и не определяется природными факторами. Таким образом, половая идентичность нейтральна при рождении, и формируется в раннем детстве конструктами социума, а социальный пол, который человек получил прижизненно, имеет большее значение, чем биологический пол.
Источником данной теории является бихевиоризм. Представители этого направления в психологии считали поведение человека результатом позитивного и негативного подкрепления. Эти убеждения составили фундамент теории половой типизации. Согласно этой теории родители и другие люди поощряют мальчиков за поведение, которое принято считать мальчишеским, и осуждают их, когда они ведут себя «женственно», девочки же напротив получают положительное подкрепление за фемининное поведение и отрицательное - за маскулинное.
Теория типизации не объясняет стихийно возникшее отклонение от половых стереотипов вопреки воспитанию.
Теория самокатегоризации
В рамках когнитивного направления психологии исследуется познавательная сфера личности. С точки зрения таких представителей данного подходы как Л. Колберга, Ф. А. Каца, Р. Селмана, С. Бэм, Дж. Тернера формирование половой идентичности у ребенка главные образом зависит от общего интеллектуального уровня развития, т.е. от познавательных процессов ребенка, а не от эмоциональных, что имеет место в психодинамическом подходе. Эти взгляды составили теорию самокатегоризации. Согласно ей ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет и себя в качестве представителя того или иного пола, после чего старается согласовать свое представление согласно имеющимися у него представлениями о своей половой идентичности.
Теория гендерных схем
Теория гендерной схемы, разработанная К. Мартином и Ч. Халверсоном, пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения. Основа этой теории заключается в утверждении, согласно которому человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к неким стереотипизированным стимулам или схемам.
Происходит формирование гендерной схемы, которая представляет собой некий фильтр. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определения Я только те, которые применимы к его полу, образно говоря, ребенок «вбирает» все то, что связано со своим полом и «отбрасывает» то, что с ним противоположно.
Таким образом, исследователи теории гендерной схемы в качестве механизма формирования гендерной идентичности определяют процессы ассимиляции Я - концепции в гендерную схему ребенка. Гендерная идентичность не является чем-то окончательным и неизменным. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социокультурных изменений, а также от собственной активности личности.
Концепция андрогинии
Модели гендерной идентичности андрогинии, разработанная С. Бэм утверждает, что в маскулинной идентичности мужчин могут присутствовать и фемининные характеристики, а фемининная идентичность женщин может включать в себя и маскулинные черты. Андрогинная личность успешно сочетает в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества.
По мнению С. Бэм, мужчины и женщины в равной мере способны быть и честолюбивыми, и преданными, и самостоятельными, и нежными, и решительными, и чуткими. Андрогинную личность можно сформировать только в том случае, если родители в процессе воспитания будут поощрять ребенка в усвоении моделей поведения как мужских, так и женских. Главную мысли, которую хотела донести С. Бэм в своей концепции это то, что в сообществе людей существуют представители не только двух полов.
Биосоциальный подход
Биосоциальный подход к формированию гендерной идентичности является доминирующим среди отечественных психологов и педагогов. Этот подход выражается в теории полоролевой социализации, которой придерживаются такие психологи как Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.С. Мухина, В.С. Агеев, М.Х. Мелтеас, Т.А. Репина.
Согласно обозначенной теории в основе формирования гендерной идентичности лежит биологический пол, который в свою очередь задает программу воспитания, зависящую от возраста и пола детей. Первоначально в процессе идентификации определяющую роль играет представитель своего пола в роли взрослого, затем большое значение приобретают сверстники. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу анатомически предопределенного пола.
С точки зрения биосоциального подхода половая идентичность представляет собой фенотип, сплав врожденного и приобретенного
Заключение
Проанализировав многочисленные теории, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли, учитывая недостатки подходов, игнорирующих биологическое влияние и факторы внешней среды, можно сделать вывод, что «половая идентичность», т.е. осознание принадлежности к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.