СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу МДК.02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» входит в ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» и является частью основной профессиональной образовательной программы Надымского профессионального колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»
















СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом


по профессии 44.02.01 Дошкольное образование

















Надым, 2018



Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу МДК.02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» входит в ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» и является частью основной профессиональной образовательной программы Надымского профессионального колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составители:

Сайфетдинова Луиза Рамисовна, преподаватель дошкольного образования


РАССМОТРЕН

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 5

от «24» мая 2018 г.

И.о.председателя УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)


ОДОБРЕН

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 7

от «30» мая 2018 г.

Председатель МС:

_____________ (Е.В. Головань)












СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Перечень тем самостоятельной работы 5

Методические рекомендации 6

Содержание самостоятельной работы 8

Перечень учебно-методического и информационного обеспечения 1 2













































Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по МДК.02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» является частью профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» и создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и под-готовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: Работа со справочной литературой. Составление словаря по разделам программы дисциплины Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Оформление практических работ и подготовка к их защите Подготовка рефератов Самостоятельное прослушивание и просмотр музыкальных произведений сложных жанров и их анализ. Разработка презентаций и подготовка публичных выступлений по педагогической тематике. Самостоятельное проведение игр с пением в разных возрастных группах Освоение танцевального репертуара на основе народной хореографии с элементами свободной образно-тематической пластики, пантомимы и гротеска. Элементарная хореографическая импровизация. Самостоятельное сочинение на предлагаемый педагогом музыкальный материал.



Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения МДК проводится контроль знаний. В результате освоения дисциплины МДК Вы должны:

уметь:

-определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, продуктивной деятельностью детей;

-определять педагогические условия организации общения детей; играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей; использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

-общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

-руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;

-организовывать детский досуг;

-осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;

-петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

-анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;

-анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;

-анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;

-анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;

В результате освоения дисциплины МДК Вы должны знать:

-теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;

-сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста; содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;

-психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;

-основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов; -теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;

-виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;

-теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей; -способы диагностики результатов игровой деятельности


Перечень тем самостоятельной работы по разделам

дисциплины Теория и методика музыкального воспитания с практикумом


№ практического

занятия


Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1

Восприятие и анализ музыкальных произведений.


Составить коллекцию музыкальных произведений по теме « Песня, танец, марш».

2

Устный опрос

2

Форма (построение) музыки.


Анализ форм (построения) музыкальных произведений, используя наглядное пособие «Сложи музыку»

2

Устный опрос

3

Музыкально-дидактические игры и пособия


Разработать варианты музыкально-дидактических игр на основе «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной

3

Проведение музыкально-дидактической игры

4

Работа воспитателя на музыкальном занятии.



Работа с учебником «Музыкальное

воспитание дошкольников»


3

Проверка конспекта

5

Сравнительный анализ программ по музыкальному воспитанию.


Представление сравнительного анализа двух программ (по выбору)

2

Защита презентации

6

Составление конспекта беседы о музыкальном произведении.



Восприятие, анализ, подбор иллюстраций и составление беседы по слушанию музыки из программы «Ладушки» для средней группы.

2

Самостоятельная работа


7


Развитие певческих навыков.



Индивидуальное пение песен дошкольного репертуара с аккомпанементом и без музыкального сопровождения.

2

Исполнение музыкального репертуара

8

Исполнение ритмических партитур.


Исполнение в ансамблях музыкальных пьес на детских музыкальных инструментах.

2

Исполнение музыкальных номеров

9

Анализ конспекта тематического музыкального занятия.


10

Составление программы праздника для одной из возрастных групп.



Анализ сценарий музыкальных развлечений, предложенных в журнале «Музыкальный руководитель» (2008 – 2012гг.)

Подбор и составление программы праздника «Мамин день» для одной из возрастных групп.

4

Самостоятельная работа

11

Анализ музыкальных развлечений.



Анализ сценарий музыкальных развлечений, предложенных в современной образовательной программе «Ладушки»

4

Устный опрос

12

Работа воспитателя в развитии музыкальных способностей в повседневной жизни ДОУ.


Составить конспект фрагмента занятия с проведением музыкально – дидактической игры для младших и старших дошкольников.

4

Конспект занятия


Методические рекомендации


1.Сообщение на тему «Музыка как вид искусства». Эссе. Работа с учебником


Радыновой О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.


2.Сообщение на тему «Особенности музыкального языка». Эссе. Работа с учебником


Радыновой О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.


3.Презентация на тему «Жанры и их разновидности». Защита презентации. Особенности первичных музыкальных жанров (Песня, танец, марш). Народная музыка. Хоровая и симфоническая музыка. Опера. Балет. Музыка для детей дошкольного возраста.


4.Составления «Музыкального журнала» из произведений по программы О.П. Радыновой « Музыкальные шедевры». Изготовление наглядного пособия.


5.Изучение нотной грамоты, для выполнения задания « Музыкальные часы». Выполнение творческого задания. Работа с учебником Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Изготовление наглядного пособия


6. Музыкально-дидактическая игра « Сложи музыку». Изготовление наглядного пособия.


7.Изучение темы «Основные музыкальные способности». Работа с учебником Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.


8.Подготовка и проведение музыкально - дидактических игр по теме «Основные музыкальные способности». Отчет по практике. Наблюдение за организацией общения детей вне занятий. Наблюдение за организацией и проведением воспитателем музыкально – дидактических игр во второй половине дня.


9.Подготовка к презентации одной из программ по музыкальному воспитанию в ДОУ. Защита презентации.


10.Подготовка и исполнение вокального репертуара младшего дошкольного возраста. Подобрать игровые задания, приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных


( звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых ( чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.


11.Подготовка и исполнение вокального репертуара старшего дошкольного возраста. Подобрать игровые задания, приемы, упражнения, наглядные пособия, направленные на формирование вокальных ( звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых ( чистота мелодической интонации, ансамбль) навыков у детей дошкольного возраста.


12.Подготовка и исполнение музыкальной композиции для младшего возраста. Исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах для игр с пением, хороводов.


13.Подготовка и исполнение музыкальной композиции для старшего возраста. Исполнение мелодий на детских музыкальных инструментах для игр с пением, хороводов.


14.Составление циклограммы проведения праздников в детском саду. Знакомство с методическим пособием «Рабочая тетрадь музыкального руководителя». Составление перспективного плана праздников для одной из возрастных групп (по выбору) в ДОУ.


15.Составление плана проведения развлечений в одной из возрастных групп. Отчет по практике.


Проверка конспекта.


16.Наблюдение и анализ музыкального развлечения в одной из возрастных групп. Отчет по практике. Дневник наблюдений. Сценарий развлечения. Наблюдение разных видов развлечений с детьми, организуемых воспитателем группы


17.Наблюдение и анализ праздника в одной из возрастных групп. Отчет по практике. Дневник наблюдений. Сценарий развлечения. Анализ процесса и результаты организации и проведения праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста во второй половине дня, анализ работы воспитателя.



Тематика домашних контрольных работ:



I ВАРИАНТ


1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкального воспитания в быту детского сада.

2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития ладового чувства.

3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.


II ВАРИАНТ


1.Роль и место музыки в быту детского сада.

2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений.

3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.


III ВАРИАНТ


1.Музыка в повседневной жизни детского сада.

2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития чувства ритма.

3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.


IV ВАРИАНТ


1.Охарактеризуйте виды развлечений в детском саду и их место в повседневной жизни детского сада.

2. Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкально-сенсорных способностей.

3. Подобрать и оформить музыкальные загадки, ребусы.




Содержание самостоятельной работы



Тема 1. Музыка как вид искусства. Вид искусства, отражающего действительность в звуковых художественных образах. Идейно – художественное содержание музыки. Общая характеристика и взаимосвязь основных средств выразительности.

Тема 2. Элементы музыкальной грамоты. Особенности музыкального языка.

Начальные сведения по теории музыки. Музыкальный звукоряд. Нотный стан.

Такт. Сильные и слабые доли такта. Размер. Лад (мажорный, минорный). Средства музыкальной выразительности.

Тема 3. Структура музыкальной речи. Музыкальная форма. Принципы формообразования в музыке. Интонация, мотив, фраза, предложение, период.

Тема 4. Влияние музыки на развитие личности ребенка. Формирование у детей эстетического отношения к музыкальному искусству и окружающему миру. Возрастные особенности музыкального развития детей.

Тема 5. Цели, задачи и методы музыкального воспитания. Цели и задачи музыкального

воспитания. Характеристика методов музыкального воспитания. Музыкальная культура

дошкольника. Приобщение к народной национальной культуре.

Тема 6. Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание в ДОУ на современном этапе. Программы по музыкальному воспитанию.

Учебно-методические комплексы.

Тема 7. Музыкальная деятельность детей. Виды музыкальной деятельности детей.

Особенности исполнительских видов деятельности.

Тема 8. Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыкальные занятия. Музыка в повседневной жизни детского сада. Музыкальное воспитание в семье.



ГЛОССАРИЙ


 Музыка

От греч.Musikе - искусство муз

Музыка - искусство согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на психику человека.

Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами.

 Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты - инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.

Каждый музыкальный инструмент обладает: 
- особым тембром звучания; 
- определенным диапазоном звуков; 
- музыкально-выразительными динамическими возможностями.

 Музыкальная нотация

Нотное письмо

Музыкальная нотация - система графических знаков, применяемых для записи музыки. Каждая из известных систем нотации имеет собственный комплекс нот, отличающихся формой и названиями.

 Музыкальное произведение

Музыкальное произведение - сочинение: 
- состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста;  
- предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса.

Музыкальная пьеса

Музыкальная пьеса - сольное или ансамблевое музыкальное произведение (небольшого размера).

 Музыкальная форма

Композиция

Музыкальная форма - композиционный план музыкального произведения, включающий: 
- особенности построения музыкального произведения: 
- соотношение и способы развития музыкально-тематического материала; 
Различают: 
- трехчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В-А с повторением в конце начального эпизода; 
- двухчастные музыкальные формы, построенные по схеме А-В; 
- одночастные, построенные по схеме А.

Музыкальный слух

Музыкальный слух - способность человека: 
- воспринимать отдельные качества музыкальных звуков: высоту, громкость, тембр;

- ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и в музыкальных произведениях.

Музыкальный слух способен развиваться в музыкально-практической деятельности. Различают несколько видов музыкального слуха: абсолютный, относительный, внутренний и др.

 Музыкальный темп

Темп

Музыкальный темп - в музыке - скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Основными музыкальными темпами являются: 
- ларго (очень медленно и широко); 
- адажио (медленно, спокойно); 
- анданте (в темпе спокойного шага); 
- модерато (умеренно, сдержанно); 
- аллегретто (довольно оживленно); 
- аллегро (быстро); 

 Музыкант

Музыкант - исполнитель музыки: инструменталист, вокалист или дирижер.

Народная музыка

Народная музыка - музыкальная традиция: 
- возникшая качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала; 
- имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы.

 Народные музыкальные инструменты

Народные музыкальные инструменты - самобытные музыкальные инструменты: 
- принадлежащие культуре одного народа; 
- распространенные у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами.

Программная музыка

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.

Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.

Различают: 
- картинную программность: музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т.п.; 
- сюжетную программность: развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.

 Педагогика

Педагогика - наука о воспитании и обучении.

Педагогика исследует сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.

Инновационная программа

Инновационная программа - комплекс инновационных процессов и мероприятий: 
- согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления; 
- обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции или технологий.

Обучающая программа

Обучающая программа - программа, предназначенная для передачи дошкольнику некоторых знаний и/или развития навыков. Обычно обучающая программа подразделяется на собственно обучающую и на контролирующую части.

Сценарий

Сценарий - сюжетная схема, по которой создаются развлечения и праздников в ДОУ

Сценарий - краткое изложение содержания развлечения и праздника, в котором определены: 
- главные моменты действия; 
- указаны выходы персонажей на сцену; 
- обозначены музыкальные и/или спортивные номера; 
- буффонные сцены, лацци, песни и пр.

 Детская игра

Детская игра - по Дж.Миду - деятельность, в процессе которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли.

 Игра

Игра - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.

Общение

Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп: 
- состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; 
- удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

Способности 

Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения. Музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые преставления, чувство ритма.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основные источники


1. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.В.Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Академия, 2012. – 256с.

2. Гогоберидзе А.Г.Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей. – М.: Детство-Пресс, 2010 . - 656 с.


Дополнительные источники


1.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1999. - 273 с.

2.Музыкальные занятия: разработки и тематическое планирование. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.А.Лунева. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,2010.- 190 с.

3.Музыкальные занятия: разработки и тематическое планирование. Старшая группа/ авт.-сост. Т.А.Лунева. – Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,2010.- 220 с.

4.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. -2-е издание, стереотип. - М.: Академия, 1998.- 240 с.

5.Радынова О.П., Груздова И.В., Комисарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1998.-176 с.

6.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В2ч.-М.: ВЛАДОС,1997.- 606 с.

7. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для муз. руководителей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64 с.

7.Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий/ О.А.Скопинцева; под ред. Г.В.Стюхиной.- Волгоград: Учитель, 2009. - 111 с.

7. Учебно-методические комплекты по музыке для детского сада (по вариативным программам).

8. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Академия, 2006. - 320 с.


Периодические издания:

  1. «Дошкольное воспитание» (2008 – 2012гг.)

  2. « Музыкальный руководитель» (2008 – 2012гг.)

  3. « Ребенок в детском саду» (2008 – 2012гг.)


Интернет – ресурсы:

1.Сайт о развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

http://www.i-gnom.ru/. По состоянию на 01.10.2012г.

2. Сайт для работников детского сада. http://www.blogger.com.ivalex.vistcom.ru/.

По состоянию на 01.10.2013г.

  1. Сайт «Дошкольный возраст». http://doshvozrast.ru/index.htm.





Приложение 1


Музыкальный уголок в группе.

Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из различного материала, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.

         Из технических средств музыкальный уголок должен быть оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.

Виды пособий:

  1. Наглядные пособия: портреты композиторов, картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры

  2. Неозвученные игрушки: макеты балалаек; макеты баянов; макеты дудочек и барабанов; неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой

  3. Озвученные музыкальные игрушки: со звуком, издающие один звук, с фиксированной мелодией, с диатоническим и хроматическим звукорядом.

  4. Самодельные музыкальные инструменты: шумовые инструменты.

Требования к музыкальному уголку:

  • Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.

  • Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

  • Педагогически грамотное руководство СМД детей со стороны воспитателя.

  • Удобное расположение музыкального уголка.


Приложение 2

Организация праздников в ДОУ

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями , присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Задачи праздника:

•        Создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой

•        Обогатить новыми впечатлениями, сформировать разнообразные эмоции и чувства, являющиеся важнейшим условием развития личности.

•        Воспитать праздничную культуру (традиции праздников, гостевой этикет)

Музыка – ведущий компонент праздникасоединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества.

Виды праздников:

•        Календарные: новый год, весенний, осенний, летний.

•         фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

•        государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

•        международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

•        православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

•        бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

•        спортивные:

•        праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.

Формы организации праздника:

  • «Затейничество»

  • «Фольклорный праздник»

  • «Концерт самодеятельности»

  • «Театрализованное представление»

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Этапы работы над сценарием:

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

•        экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

•        завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

•        развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

•        кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

•        развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию: 

  • строгая логичность построения и развития темы;

  • законченность каждого эпизода;

  • органическая связь эпизодов; нарастание действия в его движении к кульминации.

Подготовка праздника:

Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения .

Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

При оформлении помещения к празднику мы следуем основным правилам. Дизайн должен: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

После проведения праздников , развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.



Приложение 3

Развлечения в ДОУ

По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
2. Развлечения, подготовленные силами детей.
3. Смешанные развлечения, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов:

  • зрелищного характера,

  • концерты и тематические вечера,

  • детской самодеятельности,

  • вечера-забавы

  • спортивных развлечений.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
         Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.
          Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.

              На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников. Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.
          В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
          В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.
Разнообразие форм развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.). 


Приложение 4

Этапы работы над спектаклем

Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.

В ходе подготовки к спектаклю рекомендуется соблюдать несколько основных правил:

  • не перегружать детей;

  • не навязывать своего мнения;

  • не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

  • предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Алгоритм подготовки кукольного театра или театральной постановки для показа в детской аудитории (по Е.А.Дубровской, Т.Г.Казаковой):

Подготовительная работа:

1 этап:

- выбор репертуара для постановки спектакля в соответствии с возрастом, созданными в группе условиями;

- создание мотивации для театрализованной деятельности;

- выразительное чтение воспитателем сказки, стихотворения, рассказа;

- обсуждение (пояснение) идеи произведения, ролей, характеров;

- проектирование с детьми элементов костюмов, атрибутов, оформления;

-  работа с родителями по оказанию помощи;

- привлечение музыкального руководителя;

2 этап:

- этюдная работа: обыгрывание персонажей интонацией, мимикой, жестами,  движениями;

- распределение ролей и обязанностей (по желанию, используя считалки);

- разучивание теста (не долго, с показом, с игровыми элементами);

- построение мизансцены (организация сценического пространства);         

- работа над отражением характера сценических событий;

- отработка монологов,  диалогов, эпизодов, песен;

- тренировка элементов артистической техники: пантомимы, интонации, жестов;

- репетиция всего произведения с музыкой (пробная, рабочая);

- репетиция в костюмах, с атрибутами, с декорациями (генеральная);

3 этап:

 - приглашение гостей;

- премьера спектакля;

- анализ результата.


Приложение 5

Правила кукловождения

Обучение приемам кукловождения лучше начинать с театра ложек. Кукла, изготовленная из деревянных ложек, легка в управлении. Ребенок берет ложку за ручку и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана под юбочкой, надетой на ложку.

Работая с ширмой, ребенок должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь и не слишком возвышаясь. Нужно научить передавать походку, образ данного персонажа (легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить кукла должна постепенно — так же, как и входить. Когда куклы «разговаривают», то слегка двигается та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая в этот момент внимательно «слушает», на время прекращает любое движение. Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол произносит свою реплику. Во время беседы куклы должны «смотреть» друг на друга, стоя одна против другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала сдвижением куклы, этюды помогут «оживить» куклу, освоить основы кукловождения.

Общие правила кукловождения (Е.А. Антипина)

  1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на У4 своей высоты.

  2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

  4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

  5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

  6. Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

  7. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

  8. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

  9. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

  10. Характер актера передается кукле.


Приложение 6

Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

Методические рекомендации.

Театральная игра способствует:

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Разновидностями театральных игр являются:

1Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.


28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!