СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и отработка задания 26 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбор задания 26 ЕГЭ по русскому языку. Успех выполнения зависит от знания определений литературоведческих терминов. Примеры помогут запомнить тропы, лексические средства и др.

Просмотр содержимого документа
«Теория и отработка задания 26 ЕГЭ по русскому языку»

Задание 26  ЕГЭ-2021 по русскому языку   Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Михайловска Богданова Олеся Ивановна

Задание 26 ЕГЭ-2021 по русскому языку

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г. Михайловска

Богданова Олеся Ивановна

Тропы: Сравнение — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто) (Глаза, как океаны; Храбрый, как лев)  Эпитет — эмоционально-красочное определение (Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза). Метафора — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной). Олицетворение — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного (небо нахмурилось, солнце улыбнулось). Метонимия — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений (Тарелку съел, лес шумит).

Тропы:

Сравнение — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто) (Глаза, как океаны; Храбрый, как лев)

Эпитет — эмоционально-красочное определение (Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза).

Метафора — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков (лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной).

Олицетворение — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного (небо нахмурилось, солнце улыбнулось).

Метонимия — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений (Тарелку съел, лес шумит).

Тропы:   Оксюморон  — сочетание противоположных по значению слов. Например:  звонкая тишина, горячий снег   Гипербола — преувеличение (Сто лет не виделись). Гротеск — изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо — комическом виде, основано на преувеличении (Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)). Литота — преуменьшение (Небо с овчинку, мозг с орех). Ирония — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания (едва ли кто польстится на такую красавицу). Антитеза-от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Тропы:

  • Оксюморон  — сочетание противоположных по значению слов. Например:  звонкая тишина, горячий снег
  •   Гипербола — преувеличение (Сто лет не виделись).
  • Гротеск — изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо — комическом виде, основано на преувеличении (Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)).
  • Литота — преуменьшение (Небо с овчинку, мозг с орех).
  • Ирония — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания (едва ли кто польстится на такую красавицу).
  • Антитеза-от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Лексические средства: Антонимы — слова, противоположные по значению. (День — ночь, умный — глупый) Контекстные антонимы — слова, противоположные по значению только в пределах контекста. (Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая). Синонимы — слова, различные по написанию, но близкие по значению. (Путь -дорога, говорить — болтать) Контекстные синонимы — слова, близкие по значению только в пределах контекста. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга. Диалектизмы — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности (Петух – кочет, балка — овраг) Жаргонизмы — речь социальной группы, отличная от общего языка (Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)). Профессионализмы — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде (Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)). Термины — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике (Суффикс, метафора, гипотенуза). Книжная лексика — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи (Гипотеза, генезис, адресат).

Лексические средства:

  • Антонимы — слова, противоположные по значению. (День — ночь, умный — глупый) Контекстные антонимы — слова, противоположные по значению только в пределах контекста. (Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая).
  • Синонимы — слова, различные по написанию, но близкие по значению. (Путь -дорога, говорить — болтать)
  • Контекстные синонимы — слова, близкие по значению только в пределах контекста. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща И травяные луга.
  • Диалектизмы — слово или оборот, употребляющийся в определенной местности (Петух – кочет, балка — овраг)
  • Жаргонизмы — речь социальной группы, отличная от общего языка (Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)). Профессионализмы — слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде (Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)).
  • Термины — слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике (Суффикс, метафора, гипотенуза).
  • Книжная лексика — слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи (Гипотеза, генезис, адресат).
Лексические средства: Разговорная лексика — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи (Белобрысый, жвачка). Просторечная лексика — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок (Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании). Эмоционально — экспрессивная лексика — слова, которые носят оценочный характер (Брехня, выскочка). Архаизмы — устаревшее слово или оборот речи (Очи (глаза), чело (лоб)). Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали (Лакей, треуголка). Заимствованные слова — слова, пришедшие в русский язык из других языков (латте, вуаль, такси, ландшафт) Фразеологизмы — лексически неделимое, устойчивое словосочетание (Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу).

Лексические средства:

  • Разговорная лексика — слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи (Белобрысый, жвачка).
  • Просторечная лексика — слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок (Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании).
  • Эмоционально — экспрессивная лексика — слова, которые носят оценочный характер (Брехня, выскочка).
  • Архаизмы — устаревшее слово или оборот речи (Очи (глаза), чело (лоб)).
  • Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали (Лакей, треуголка).
  • Заимствованные слова — слова, пришедшие в русский язык из других языков (латте, вуаль, такси, ландшафт)
  • Фразеологизмы — лексически неделимое, устойчивое словосочетание (Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу).
Синтаксические средства: Риторический вопрос Стилистическая фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность. Предложения отрицательные по форме, предают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный. Изредка пользуются сочетанием того и другого. Богатство хорошо иметь; но должно ль им кому гордиться сметь? Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.  Риторическое восклицание Стилистическая фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание служит для усиления выразительности речи. 1) Увы!  пред властью чужой склонилась страна. (М.Ю.Лермонтов)   2) Ужасный день!

Синтаксические средства:

  • Риторический вопрос
  • Стилистическая фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.
  • Для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность.
  • Предложения отрицательные по форме, предают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение
  • отрицания. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный. Изредка пользуются сочетанием того и другого.
  • Богатство хорошо иметь; но должно ль им кому гордиться сметь?
  • Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.

  • Риторическое восклицание
  • Стилистическая фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.
  • Риторическое восклицание служит для усиления выразительности речи.
  • 1) Увы!  пред властью чужой склонилась страна.
  • (М.Ю.Лермонтов)
  •   2) Ужасный день!

Синтаксические средства:

  • Риторическое о бращение . Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, т.е. адресата. Риторическое обращение - это стилистическая фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям, и т.п. выражается различное отношение автор к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения.
  • Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. В предложении они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения могут быть представлены любой самостоятельной частью речи (существительным, глаголом, прилагательным и т. д.) и указывать на предмет, признак, действие или обстоятельство.
  • Вводное   слово  —  слово  (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку
  • Односоставное предложение— предложение, имеющее только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое). Различают пять типов односоставных предложений.
  • Сравнительный оборот- это синтаксическая конструкция c сравнительными союзами, основанная на образном сопоставлении признаков одного предмета с другим. Сравнительные обороты, начинающиеся союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что в значении «будто», выделяются запятыми. Откуда-то тянуло сыростью, точно из погреба
Приёмы: Лексический повтор -стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции (Весь сад в дожде! Весь дождь в саду! Погибнут дождь и сад друг в друге…) Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. (Волос длинный - ум короткий) Парцелляция -конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков (Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса») Градация -размеренная последовательность при переходе от одного к другому (снежок, метель, пурга, ураган... можно и в обратном порядке уменьшение значения)

Приёмы:

  • Лексический повтор -стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции (Весь сад в дожде! Весь дождь в саду! Погибнут дождь и сад друг в друге…)
  • Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. (Волос длинный - ум короткий)
  • Парцелляция -конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков (Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса»)
  • Градация -размеренная последовательность при переходе от одного к другому (снежок, метель, пурга, ураган... можно и в обратном порядке уменьшение значения)
Приёмы: Анафора-это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций (Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса) Эпифора-это повторение конечных звуковых сочетаний, слов, словосочетаний в конце фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?) Синтаксический параллелизм-это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения (Алмаз шлифуется алмазом,Строка шлифуется строкой) Вопросно-ответная форма изложения-  это способ построения текста, при котором информация излагается в форме риторических вопросов и ответов на эти вопросы ( И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть)   Цитирование - это точное повторение высказывания с указанием автора или дословная выдержка отрывка текста.

Приёмы:

  • Анафора-это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций (Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса)
  • Эпифора-это повторение конечных звуковых сочетаний, слов, словосочетаний в конце фразы (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
  • Синтаксический параллелизм-это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения (Алмаз шлифуется алмазом,Строка шлифуется строкой)
  • Вопросно-ответная форма изложения-  это способ построения текста, при котором информация излагается в форме риторических вопросов и ответов на эти вопросы ( И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть)
  •   Цитирование - это точное повторение высказывания с указанием автора или дословная выдержка отрывка текста.
Формы речи: Диалог Монолог

Формы речи:

  • Диалог
  • Монолог

Практика

  • 1.  «Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и (Б)_____ (предложения 21, 22), а также троп — (В)_____ («деревья... тянули кривые руки», «ужас... впился своей пастью...») — передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играет троп — (Г)_____ («щемящей боли», «взволнованный взгляд»), который помогает понять настроение Кольки». 
  • Список терминов:
  • 1) сравнительные обороты
  • 2) олицетворение
  • 3) однородные члены
  • 4) эпитет
  • 5) диалектизм
  • 6) риторическое обращение
  • 7) литота
  • 8) вопросительные предложения
  • 9) парцелляция
  • (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один?   (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

Практика

  • 2 . Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
  • «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».
  • Список терминов:
  • 1) лексический повтор
  • 2) просторечие
  • 3) диалектизм
  • 4) литота
  • 5) ряды однородных членов
  • 6) эпитет
  • 7) ирония
  • 8) риторическое обращение
  • 9) противопоставление
  •  
  • (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
  • (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.
  • (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (18)Он был прав, удручающе прав...
  • (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.
  •   (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников.

Практика

  • 2 . Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
  • «В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».
  • Список терминов:
  • 1) лексический повтор
  • 2) просторечие
  • 3) диалектизм
  • 4) литота
  • 5) ряды однородных членов
  • 6) эпитет
  • 7) ирония
  • 8) риторическое обращение
  • 9) противопоставление
  •  
  • (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.
  • (8)«Понравились... а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.
  • (9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (18)Он был прав, удручающе прав...
  • (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.
  •   (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников.
Практика 3.  «Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика». Список терминов: 1) вопросительное предложение 2) диалектизм 3) олицетворение 4) термины 5) ряд однородных членов 6) сравнительный оборот 7) эмоционально-оценочные слова 8) синтаксический параллелизм 9) гипербола   (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал... (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон? (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

Практика

  • 3.  «Автор, изображая внутреннее состояние героя, использует синтаксическое средство — (А)_____ (например, предложение 31). Лексическое средство — (Б)_____ («душонка», «горе-змееборец») — позволяет выразить отношение персонажа-рассказчика к поднятым проблемам. В предложении 5 используется синтаксическое средство — (В)_____, с помощью которого выделяются слова, имеющие большое значение в развитии главной мысли. Троп — (Г)_____ в предложении 52 помогает показать конфликт в душе героя-рассказчика».
  • Список терминов:
  • 1) вопросительное предложение
  • 2) диалектизм
  • 3) олицетворение
  • 4) термины
  • 5) ряд однородных членов
  • 6) сравнительный оборот
  • 7) эмоционально-оценочные слова
  • 8) синтаксический параллелизм
  • 9) гипербола
  •  
  • (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал...
  • (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?
  • (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.