СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория вероятности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение в теорию вероятности.

Просмотр содержимого документа
«Теория вероятности»

Министерство общего образования  Свердловской области  Сысертский социально – экономический  техникум «Родник»    Теория вероятности Выполнил работу студент П-303 Давронов Д. К Проверил: Лебедева Л.И.

Министерство общего образования Свердловской области Сысертский социально – экономический техникум «Родник» Теория вероятности

Выполнил работу

студент П-303

Давронов Д. К

Проверил: Лебедева Л.И.

Введение:  1.КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.  2.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.  3.ЗАДАЧИ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ С РЕШЕНИЕМ.  4.КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ВЕРОЯТНОСТИ. 5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введение:

1.КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

2.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ВЕРОЯТНОСТЕЙ.

3.ЗАДАЧИ ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ С РЕШЕНИЕМ.

4.КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исторические справки. Даниил Бернулли Даниил Бернулли - швейцарский математик и механик. В 1725-33 он работал в Петербургской АН сначала на кафедре физиологии, а затем механики. Впоследствии он состоял почётным членом Петербургской АН, опубликовал (с 1728-78) в её изданиях 47 работ. Профессор в Базеле по физиологии (1733) и по механике (1750). В математике Даниилу Бернулли принадлежат: метод численного решения алгебраических уравнений с помощью возвратных рядов, работы по обыкновенным дифференциальным уравнениям, по теории вероятностей с приложением к статистике народонаселения и, отчасти, к астрономии, по теории рядов. В работах, завершенных написанным в Петербурге трудом

Исторические справки.

  • Даниил Бернулли
  • Даниил Бернулли - швейцарский математик и механик. В 1725-33 он работал в Петербургской АН сначала на кафедре физиологии, а затем механики. Впоследствии он состоял почётным членом Петербургской АН, опубликовал (с 1728-78) в её изданиях 47 работ. Профессор в Базеле по физиологии (1733) и по механике (1750). В математике Даниилу Бернулли принадлежат: метод численного решения алгебраических уравнений с помощью возвратных рядов, работы по обыкновенным дифференциальным уравнениям, по теории вероятностей с приложением к статистике народонаселения и, отчасти, к астрономии, по теории рядов. В работах, завершенных написанным в Петербурге трудом "Гидродинамика" (1738), вывел основное уравнение стационарного движения идеальной жидкости, носящее его имя. Даниил Бернулли разрабатывал кинетические представления о газах.
  • "Случай играет в мире столь большую роль, что обыкновенно я стараюсь отвести ему как можно меньше места в уверенности, что и без моей помощи он позаботится о себе."
  • A. Дюма

Наступление случайного события в результате испытания, вообще говоря, нельзя предсказать заранее в принципе. Этот факт – непредсказуемость наступления – можно в некоторых случаях считать главным отличительным свойством случайного события. Тем не менее, имеется возможность некоторые случайные события подвергнуть анализу методами математики.

Pmi при miЕсли pn*p-qРазность граничных значений в этом двойном неравенстве равна 1. Если n*p-p не является целым числом, то двойное неравенство определяет лишь одно наивероятнейшее значение m0. Если же n*p-p - целое число, то имеются два наивероятнейших значения: mI0=n*p-q и mII0=n*p+p. " width="640"
  • Если производится n независимых испытаний, в каждом из которых вероятность появления события A одна и та же и равна p, то вероятность того, что событие A появится в этих n испытаниях m раз, выражается формулой Бернулли .
  • Pm,n=Cn*pm*qn-m
  • где q=1-p. Таким образом, P0(n)=qn, P1(n)=n*p*qn-1, P2(n)=((n*(n-1)/1*2)/p2*qn-2, ..., Pn(n)=pn.
  • Число m0 называется наивероятнейшим числом наступлений события A в n испытаниях, если значение Pm,n при m=0 не меньше остальных значений Pm,n т. е. Pm0,nPmi при mi
  • Если p
  • n*p-q
  • Разность граничных значений в этом двойном неравенстве равна 1.
  • Если n*p-p не является целым числом, то двойное неравенство определяет лишь одно наивероятнейшее значение m0. Если же n*p-p - целое число, то имеются два наивероятнейших значения: mI0=n*p-q и mII0=n*p+p.

Историческая справка.

  • Первоначальным толчком к развитию теории вероятностей послужили задачи, относящиеся к азартным играм ( в переводе с французского »азарт» ( le hazard) означает « случай» ).
  • Мощным стимулом развития теории явились запросы страхового дела, которое зародилось еще в 14 веке, а также, начиная с 17 века демографии.
  • Важную роль для развития математической статистики сыграли работы Э.Галлея по демографии (1693 г.). Хотя по основной специальности этот ученый был астрономом, и его именем названа знаменитая комета.
  • В трактате Я.Бернулли «Искусство предположений» (1730 г.), над которым он работал 20 лет и который был издан уже после смерти автора, впервые введено и широко использовалось классическое определение вероятности.
  • Следующий этап в развитии теории вероятностей связан с именами Муавра, Лапласа, Гаусса, Пуассона (18 век). В 20 веке достижения этой науки связаны с именами российских ученых С.Н.Бернштейна , А.Я.Хинчина , А.Н.Колмогорова. Теория вероятностей и математическая статистика и в настоящее время развиваются и применяются на практике:
  • Организация производства
  • Анализ технологических процессов
  • Контроль качества продукции
  • Страховое дело.
Теория вероятности Когда мы подбрасываем монету, мы не знаем, что именно выпадет -

Теория вероятности

  • Когда мы подбрасываем монету, мы не знаем, что именно выпадет - "герб" или "решка". Однако кое-что мы все же знаем. Мы знаем, что шансы выпадения как "герба", так и - "решки" одинаковы. Точно так же мы знаем, что одинаковы шансы выпадения любой из шести граней игрального кубика. В обоих примерах равенство шансов связано с симметрией. Симметрична монета, симметричен кубик. Будем называть равновозможными - исходы, имеющие одинаковые шансы. Выпадение "герба" и выпадение "решки" - равновозможные исходы. Предположим, что нас интересует определенный результат бросания игрального кубика, например, выпадение грани с числом очков, делящимся без остатка на три. Будем называть благоприятными исходы, при которых получается этот результат. В данном случае имеем два таких исхода - выпадение тройки и выпадение шестерки. Наконец, будем называть исходы несовместимыми, если при появлении одного из них в единичной испытании, исключается появление другого в том же испытании. Выпадения граней при бросании кубика - несовместные исходы.

Генераторы чисел.

  • Положим в ящик десять одинаковых шаров, помеченными цифрами от 0 до 9. Вынем наугад один из шаров и отметим его цифру. Пусть это будет цифра 5. Затем вернем шар в ящик, хорошо перемешаем шары и вновь вынем наугад один шар. Предположим, что выпала цифра 1. Запишем ее, вернем шар в ящик, перемешаем шары, и снова вынем наугад один шар. Предположим, что выпала цифра 2. Повторяя эту операцию много раз, мы получаем неупорядоченный набор цифр, например такой: 5, 1, 2, 7, 2, 3, 0, 2, 1, 3, 9, 2, 4, 4, 1, 3. Неупорядоченность набора связана с тем, что каждая цифра выпадала случайно. Ведь всякий раз шар вынимали наугад из хорошо перемешанной совокупности одинаковых шаров.
  • Имея набор случайных цифр, можно составить набор случайных чисел. Будем рассматривать, например, четырехзначные числа. В этом случае достаточно разбить полученный набор случайных цифр на группы и рассматривать каждую группу как одно из этих чисел: 5127, 2302, 1392, 4413...
  • Устройство для получения наборов случайных чисел называют генератором случайных чисел. Различают три типа таких генераторов: урны, кости, рулетки. Рассмотренный только что ящик с шарами представляет собой одну из разновидностей урн. Другая разновидность - лототрон, используемый в телепередачах спортлото.
  • Наиболее просто устроены генераторы случайных чисел, относящиеся к типу "кости". Примерами таких генераторов являются подбрасываемый кубик, грани которого помечены разными цифрами, подбрасываемая монета (или жетон) и т. д.
Задача №1 Устойчивость относительной частоты была обнаружена и многократно подтверждена экспериментально естествоиспытателями в 17-19 веках. Наиболее впечатляющим является результат К. Пирсона, который бросал монету 12000 раз, затем осуществил еще одну серию бросаний – 24000 раз. В этих сериях он подсчитывал количество выпадений герба и получил значения относительной частоты для него 0,5016 и 0,5005, отличающиеся друг от друга на 0,0011. , Для случайных событий обладающих свойством устойчивости, относительную частоту наступления события естественно считать степенью возможности наступления случайного события. Пример. Баскетболист А из некоторого положения попал в кольцо 4 раза при 11 бросках. Баскетболист В из этого же положения – 6 раз при 18 бросках. Какому из игроков доверить выполнение штрафного удара из этого положения? Решение. Найдем относительные частоты попадания в кольцо этими игроками: . Так как  , то выполнение штрафного лучше доверить игроку А. Если относительная частота больше, то больше и уверенность в успехе.

Задача №1

  • Устойчивость относительной частоты была обнаружена и многократно подтверждена экспериментально естествоиспытателями в 17-19 веках. Наиболее впечатляющим является результат К. Пирсона, который бросал монету 12000 раз, затем осуществил еще одну серию бросаний – 24000 раз. В этих сериях он подсчитывал количество выпадений герба и получил значения относительной частоты для него 0,5016 и 0,5005, отличающиеся друг от друга на 0,0011.

,

Для случайных событий обладающих свойством устойчивости, относительную частоту наступления события естественно считать степенью возможности наступления случайного события.

Пример. Баскетболист А из некоторого положения попал в кольцо 4 раза при 11 бросках. Баскетболист В из этого же положения – 6 раз при 18 бросках. Какому из игроков доверить выполнение штрафного удара из этого положения?

Решение. Найдем относительные частоты попадания в кольцо этими игроками:

. Так как

, то выполнение штрафного лучше доверить игроку А. Если относительная частота больше, то больше и уверенность в успехе.

2 Лифт в пятиэтажном доме отправляется с тремя пассажирами с первого этажа. Найти вероятность того, что на каждом этаже выйдет не более одного пассажира.     Решение. При решении предполагаем, что всевозможные способы распределения пассажиров по этажам равновероятны. Очевидно, каждый пассажир имеет четыре возможности для выхода из лифта 5 3 пассажир 4 (на 2, 3, 4, 5 этажах).

2

  • Лифт в пятиэтажном доме отправляется с тремя пассажирами с первого этажа. Найти вероятность того, что на каждом этаже выйдет не более одного пассажира.
  • Решение. При решении предполагаем, что всевозможные способы распределения пассажиров по этажам равновероятны. Очевидно, каждый пассажир имеет четыре возможности для выхода из лифта

5

3

пассажир

4

(на 2, 3, 4, 5 этажах).

Задача №2 Тогда для двух пассажиров имеется возможностей, то есть различных вариантов выхода из лифта, так как каждая возможность выхода первого пассажира может сочетаться с каждой возможностью второго. Для трех пассажиров 4*4*4=64 вариантов выхода. Итак, , это число всех возможных равновероятных (по допущению) способов выхода пассажиров из лифта, один и только один из которых будет реализован в результате испытания. Число вариантов определяющих интересующее нас событие, то есть m равно 4*3*2 исходов, m=24 . Так как на каждом этаже должно выйти не более одного пассажира, то у первого выходящего имеется 4 варианта выхода (на любом, кроме первого, этаже), у второго – только 3 варианта, так как один вариант использовал первый пассажир, у третьего – только 2 способа. Окончательно: вероятность события А равна  :

Задача №2

  • Тогда для двух пассажиров имеется возможностей, то есть различных вариантов выхода из лифта, так как каждая возможность выхода первого пассажира может сочетаться с каждой возможностью второго. Для трех пассажиров 4*4*4=64 вариантов выхода. Итак, , это число всех возможных равновероятных (по допущению) способов выхода пассажиров из лифта, один и только один из которых будет реализован в результате испытания. Число вариантов определяющих интересующее нас событие, то есть m равно 4*3*2 исходов, m=24 . Так как на каждом этаже должно выйти не более одного пассажира, то у первого выходящего имеется 4 варианта выхода (на любом, кроме первого, этаже), у второго – только 3 варианта, так как один вариант использовал первый пассажир, у третьего – только 2 способа. Окончательно: вероятность события А равна :
Задача №3 Игрок подкидывает одновременно три игральных кости. Какова вероятность того, что одновременно выпадут три шестерки? Решение: Общее число несовместных равновозможных исходов n=6 x 6 x6 = 216 . Имеется только один благоприятный исход (6;6;6). Следовательно, искомая вероятность равна вероятности выпадения шестерки для первого кубика и вероятности выпадения шестерки для второго и третьего кубика: P(6;6)=P(6) x P(6)=(1/6) x (1/6)=1/ 216  Ответ: вероятность равна 1/216

Задача №3

  • Игрок подкидывает одновременно три игральных кости. Какова вероятность того, что одновременно выпадут три шестерки?
  • Решение:
  • Общее число несовместных равновозможных исходов n=6 x 6 x6 = 216 . Имеется только один благоприятный исход (6;6;6). Следовательно, искомая вероятность равна вероятности выпадения шестерки для первого кубика и вероятности выпадения шестерки для второго и третьего кубика: P(6;6)=P(6) x P(6)=(1/6) x (1/6)=1/ 216
  • Ответ: вероятность равна 1/216
Задача №4 Имеются 6 одинаковых урн. В одной из них содержится 2 белых и 1 черный шар, в двух других - по 3 белых и по 2 черных шара, а остальных трех урнах - по 2 черных и по одному белому шару. Наудачу вынимается урна, и из нее наудачу вынимается шар. Чему равна вероятность того, что этот шар окажется белым (обозначим это событие за B)? Введем три дополнительных события: A1 - выбранная урна имеет 2 белых и 1 черный шар; A2 - выбранная урна - имеет 3 белых и 2 черных шара; A3 - выбранная урна содержит 1 белый и 2 черных шара. Теперь ясно, что P(A1)=1/6, P(A2)=1/3, P(A3)=1/2 и P(B/A1)=2/3, P(B/A2)=3/5, P(B/A3)=1/3. Отсюда, P(B)=(1/6)*(2/3)+(1/3)*(3/5)+(1/2)*(1/3)=43/90.

Задача №4

  • Имеются 6 одинаковых урн. В одной из них содержится 2 белых и 1 черный шар, в двух других - по 3 белых и по 2 черных шара, а остальных трех урнах - по 2 черных и по одному белому шару. Наудачу вынимается урна, и из нее наудачу вынимается шар. Чему равна вероятность того, что этот шар окажется белым (обозначим это событие за B)?
  • Введем три дополнительных события: A1 - выбранная урна имеет 2 белых и 1 черный шар; A2 - выбранная урна - имеет 3 белых и 2 черных шара; A3 - выбранная урна содержит 1 белый и 2 черных шара. Теперь ясно, что P(A1)=1/6, P(A2)=1/3, P(A3)=1/2 и P(B/A1)=2/3, P(B/A2)=3/5, P(B/A3)=1/3. Отсюда, P(B)=(1/6)*(2/3)+(1/3)*(3/5)+(1/2)*(1/3)=43/90.
Задача №5 В ящике 10 пронумерованных шаров с номерами от 1 до 10. Вынули один шар. Какова вероятность того, что номер вынутого шара не превышает 10? Так как номер любого шара, наводящегося в ящике, не превышает 10, то число случаев, благоприятствующий событию A, равно числу всех возможный случаев, т.е. m=n=10 и P(A)=1. В этом случае событие A достоверно

Задача №5

  • В ящике 10 пронумерованных шаров с номерами от 1 до 10. Вынули один шар. Какова вероятность того, что номер вынутого шара не превышает 10?
  • Так как номер любого шара, наводящегося в ящике, не превышает 10, то число случаев, благоприятствующий событию A, равно числу всех возможный случаев, т.е. m=n=10 и P(A)=1. В этом случае событие A достоверно
Заключение: Зарождение теории вероятностей и формирование первых понятий этой ветви математики произошло в середине 17 века, когда Паскаль, Ферма, Бернулли попытались осуществить анализ задач связанных с азартными играми новыми методами. Скоро стало ясно, что возникающая теория найдет широкий круг применения для решения многих задач возникающих в различных сферах деятельности человека.

Заключение:

  • Зарождение теории вероятностей и формирование первых понятий этой ветви математики произошло в середине 17 века, когда Паскаль, Ферма, Бернулли попытались осуществить анализ задач связанных с азартными играми новыми методами. Скоро стало ясно, что возникающая теория найдет широкий круг применения для решения многих задач возникающих в различных сферах деятельности человека.
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!