Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Вадская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
(ФИЗИКА 8 КЛАСС)
Разработала:
Москаленко Н.А, учитель физики 1 категории
с.Вад
2014 г
Пояснительная записка:
- Значение физики в школьном образовании определяется ролью физики как науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Программа по физике для общеобразовательных школ составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требованиям к результатам основного общего образования и в соответствии с базисным учебным планом.
- Тема « Тепловые явления» в курсе физики играет огромную роль, т.к. способствует изучению одной из основных теорий – МКТ.
- В этом разделе происходит начальное ознакомление обучающихся с тепловыми явлениями, при этом продолжается сообщение сведений по молекулярной физике. Параллельно широко применяется энергетический подход к объяснению тепловых явлений, что даёт возможность объяснить довольно сложное понятие внутренней энергии тела как энергии частиц, из которых оно состоит.
Цель раздела «Тепловые явления»:
Познакомить учащихся с тепловыми явлениями, научить применять полученные знания при решении задач и объяснения различных бытовых и природных явлений.
Задачи изучения раздела
Воспитание убежденности в возможности
познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
- В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание и логика предметов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать
- Учение для подростка является главным видом деятельности.
- Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.
- Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности.
В результате изучения раздела обучающиеся должны уметь:
- объяснять процесс изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил;
- измерять температуру,
- определять опытным путём количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества;
- пользоваться разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- контролировать результаты своей деятельности;
- решать стандартные и нестандартные теоретические и практические задачи;
- работать в коллективе, сотрудничать;
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела обучающиеся должны знать:
- определять сущность понятий «внутренняя энергия», «что такое тепловые явления;
- количество теплоты», «теплопередача», «теплопроводность», «конвекция», «излучение», «удельная теплота плавления», «удельная теплота сгорания»;
- понимать смысл закона сохранения энергии.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Технологии обучения
- Информационно – коммуникационные технологии
- Игровые технологии
- Дифференцированное обучение
- Проблемное обучение
- Активизация процесса обучения
- Здоровьесберегающие
Первый опыт .
Второй опыт .
Кроссворд
Заполните схему
Способы изменения
внутренней энергии тела
По горизонтали:
3. Естественный приток воздуха в трубе
7. Процесс изменения внутренней энергии тела
9. Характеризует тепловое состояние тел
11. Вид теплообмена
12. Единица измерения энергии
13. Бытовой прибор с низкой теплопередачей
По вертикали:
1. Материал с высокой теплопроводностью
2. Естественный источник излучения
4. Она бывает механической и внутренней
5. Вид теплопередачи
6. Способ изменения внутренней энергии тела
8. Материал с низкой теплопроводностью
10. Шкала измерения температуры
Заполните схему
Способы изменения
внутренней энергии тела
Кроссворд
По горизонтали:
3. Естественный приток воздуха в трубе
7. Процесс изменения внутренней энергии тела
9. Характеризует тепловое состояние тел
11. Вид теплообмена
12. Единица измерения энергии
13. Бытовой прибор с низкой теплопередачей
По вертикали:
1. Материал с высокой теплопроводностью
2. Естественный источник излучения
4. Она бывает механической и внутренней
5. Вид теплопередачи
6. Способ изменения внутренней энергии тела
8. Материал с низкой теплопроводностью
10. Шкала измерения температуры
Мы работали, трудились
И маленько притомились.
Нужно сделать повороты
В лево, в право развороты.
Вправо смотрим и моргнем
Влево смотрим и моргнем.
Повторим еще разочек
От работы отдохнем.
Вверх посмотрим и моргнем
Вниз посмотрим и моргнем.
Повторим мы упражненье
Смотрим в тех же направленьях .
Формы и методы обучения
Методы обучения :
- объяснительно-иллюстративный метод,
- репродуктивный метод,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый или эвристический метод,
- исследовательский метод.
Формы работы на уроках:
- фронтальные ( при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе )
- групповые (работа в парах, в группах при проверке домашнего задания, выполнении лабораторных и практических работ)
- индивидуальные (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков).
контроля :
Практическая работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Формы организации
Тесты
Устный опрос
Карточки
Система деятельности
- Наблюдение и анализ результатов экспериментов
- Сравнение механического и теплового движения , различных видов теплопередачи
- Самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой конспектирование основных вопросов темы
- Составление схем
- Выдвижение гипотез
- Подготовка докладов по теме
- Индивидуальная работа с использованием дифференцированных тестов
- Построение графика зависимости температуры от времени
- Решение качественных и количественных задач по теме «Тепловые явления», с использованием формул Q=сm(t 2 -t 1 ); Q=qm
- Выполнение лабораторных работ «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»; «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»; «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
- Решение творческих качественных задач по теме
- Отработка навыков составления задач по теме
Календарно-тематическое планирование по разделу «Тепловые явления»
№ урока
№ параг.
1/1
Содержание учебного материала
1.
2/2
3/3
Кол-во часов
Тепловое движение.
2.
3.
1
4/4
Внутренняя энергия.
5/5
4.
1
Способы изменения внутренней энергии.
1
Теплопроводность.
6/6
5.
6.
7/7
Конвекция.
1
1
Излучение.
8 / 8
1
Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
7 .
9/9
1
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»
8.
10 / 10
1
Удельная теплоемкость.
11 / 11
9.
1
Расчет количества теплоты, необходимый для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Л.р.№2 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».
12 / 12
1
Л.р. №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
10.
13 / 13
1
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
11.
14 / 14
1
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
1
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».
1
Разработка урока
Тема: Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Тип урока: комбинированный
Цели по содержанию:
Образовательная :
Выяснить сущность процесса горения с точки зрения молекулярной теории, физическую сущность удельной теплоты сгорания топлива, применения данного явления в народном хозяйстве.
Развивающая:
Содействие развитию мышления учащихся, навыков решения задач по применению формулы ;
развивать способность учащихся логического мышления для решения познавательных задач, развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, аргументировать их, грамотно выражать свои мысли вслух.
Воспитательная:
В целях воспитания бережного отношения к природе, рассмотреть вопросы экологии, связанные с процессом сгорания топлива;
Методы обучения: репродуктивный, наглядно – иллюстративный, частично
поисковый.
Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Оборудование:
Коллекция топлива.
Весы, мензурка
Мультимедийный проектор.
Компьютер
Тестовые задания по теме
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
1.Организационный момент (2 мин.)
Деятельность ученика
Проверяет наличия необходимых для проведения урока учебных принадлежностей, оборудования, знакомит с целью урока, задаёт д/з §10 ,упр.5 (2,3)
2. Актуализация знаний
(фронтальный опрос) (3 мин.)
Готовят рабочее место, записывают д/з
Задаёт вопросы по теме «Внутренняя энергия», «Удельная теплоёмкость»
- Задаёт вопросы по теме «Внутренняя энергия», «Удельная теплоёмкость»
3. Изучение нового материала (эвристическая беседа) (13 мин)
Отвечают на вопросы
Проводит беседу, включая в активную деятельность обучающихся, используя их субъектный опыт. Рисует на доске схему видов топлива, записывает формулу реакции окисления, формулу кол-ва теплоты. Использует компьютер и проектор для наглядности объяснения
Слушают, смотрят на экран, отвечают на вопросы, работают с таблицей №2 учебника, делают записи в тетради
4. Физкультминутка
(1 мин)
5.Закрепление изученного материала
(7 мин.)
Готовит практическую работу
Работа в группах
по 2 человека
(8 мин)
Выполняют зарядку
Даёт дифференцированные задания задание (1 группе задание из учебника; второй группе наиболее подготовленных обучающихся творческие задания)
Выполняют самостоятельную работу (задания дифференцированные)
Даёт практическое задание по группам: определить количество теплоты, выделившееся при сгорании данных тел (уголь, деревянный брусок, спирт)
Первичный
контроль знаний
(тестирование) (5 мин.)
Обсуждают задание, выдвигают гипотезы, что нужно знать для выполнения задания. Приходят к общему решению, выполняют задания
Подведение итогов урока
(2 мин)
Проецирует на экран тест с заданиями по изученной теме
Выполняют тестовые задания
Даёт ключ к тесту, подводит итог урока, выставляет оценки за урок
Взаимопроверка. Выставление оценок.
Результаты тестирования за 3 года по окончании раздела «Тепловые явления»
Результаты анкетирования учащихся за 3 года по окончании раздела «Тепловые явления»
Вопросы анкеты:
1) Нравится ли тебе составлять кроссворды, ребусы:
А. составляю ради оценки Б. не нравится В. Нравится, это интересно
2) Какие опыты (эксперименты) наиболее полезны для понимания темы? А. Те, которые показывает учитель Б. те, которые показывают с помощью техники ( D В D , презентации) В. те, которые ты проделываешь сам ( в классе или дома)
3) Нравится ли тебе готовить доклады, сообщения, писать сочинения (эссе, сказки) : А. не нравится Б. составляю ради оценки
В. Нравится , это интересно
4) Как ты понял изученный раздел «Тепловые явления» : А. совсем не понял Б. понял что-то, но не все В. все понял
5) Когда изучаемая тема тебе становится более понятна?
А. когда все объясняет учитель Б. когда я изучаю тему по учебнику
В. когда я самостоятельно проделываю опыты
Анализ анкетирования учащихся за 3 года по окончании раздела «Тепловые явления» (ответы в %)
Результаты наблюдений учителя
В ходе наблюдения учителя и анализа творческих работ учащихся можно сделать следующий вывод:
1.Качество докладов, сочинений, кроссвордов становятся более содержательными; 2. самостоятельность учащихся при выполнении экспериментальных работ возрастает; 3. число учащихся, выполняющих творческие задания увеличивается.
Все это позволяет сделать вывод о динамике развития у учащихся познавательного интереса к учебе, развитие их мышления и других психических процессов.
Список литературы:
1. Алексеева М.Н., Физика Юным. – М.: Просвещение, 1980. с. 14-16.
2. А.И.Бугаев Методика преподавания физики в средней школе Москва «Просвещение» 1998 г.
3. Перышкин А.В., Физика 8, - М.: Дрофа, 2010г., с. 25-27
4. Поурочные разработки по физике. Универсальное издание. 8 класс. Автор В.А.Волков Москва «ВАКО»2006 г. С 31-33
5. Программы для общеобразовательных учреждений Физика Астрономия 7-11 классы «Дрофа» 2009 г.
6. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам Физика 7-9 классы Естествознание 5 класс Москва «Просвещение» 2010 г.
8. Формы учебной работы в средней школе И.М.Чередов Москва «Просвещение» 1990 г.
9. Ресурсы ИНТЕРНЕТа
- class-fizika.narod.ru
- fisika.3dn.ru›
- festival.1september.ru
school101-nn.narod.ru
Спасибо за внимание