Алалия – нарушение развития речи у ребёнка. Подразделяют на моторную и сенсорную.
Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи при достаточно сохранном понимании речи;
Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранные слух и способности к развитию активной речи;
Апраксия - нарушение целенаправленных движений и действий. Возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела. Нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности или только мускулатуры лица. В устранении помогает афазиолог.
Амнезия –нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлении и понятий.
Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Артикуляционный аппарат –совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Агнозия –нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Аграмматизм –нарушениепонимания и употребления грамматических средств языка.
Гнозис – комплекс процессов восприятия, позволяющих узнавать, распознавать предметы. Органы чувств создают запас сведений о мире, которые хранятся в системах памяти. При расстройстве гнозиса человек не узнает окружающий мир.
Гидроцефалия – избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипертрофия - увеличение объёма органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.
Гипоксия – пониженное содержание кислорода в тканях.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония - (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.
Деменция – приобретенное слабоумие; сниженность познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков, затруднением или невозможностью приобретения новых.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Парез – ослабление произвольных движений. Причины: поражение двигательных центров спинного и/или головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы, паралич, ослабление какой-либо мышцы, группы мышц. Устранением занимается массажист, афазиолог, логопед.
Праксис – способность адекватно координировать и контролировать действия.
Парафазия –нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Резонерство - нарушение мышления, характеризующееся пустым, бесплодным многословием, когда отсутствуют конкретные идеи и целенаправленность мыслительного процесса.
Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Синдром Шерешевского-Тернера (только у девочек). Маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет отсутствие месячных. Легкое отставание умственного развития. Ведущий признак у взрослых — бесплодие. Кариотип - 45 хромосом. Отсутствует одна Х-хромосома.
Cиндром Клейнфелтера (только у мальчиков) - высокий рост (190 см+), непропорционально росту длинные руки, ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, асоциальное поведение, дебильность. Ведущий симптом - бесплодие. Устанавливается чаще всего в период полового созревания. 47 хромосом — 47, XXY.
Синдром Патау. Симптомы: расщелина верхней губы или мягкого/твердого неба, аномалия глаз.
Синдром Вольфа-Хиршхорна - задержка роста, расщелины губы и нёба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров в области лица.
Синдром Эдвардса (дети, рожденные у пожилых матерей). Причина- наличие дополнительной 18-й хромосомы. Симптомы: низкий рост, маленький вес, аномалии мозгового и лицевого черепа, нижняя челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Мочка и козелок часто отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует.
Стереогноз - способность узнавания предметов наощупь. Страдает при органических поражениях головного мозга. Коррекцией занимается логопед, дефектолог, афазиолог.
Судороги клонические – быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические – продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Фонация – голосообразование. Нарушения фонации – от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.
Фонема – звук речи – звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы, имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.