СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Территория здорового образа жизни

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы   живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. В «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Территория здорового образа жизни»

Оглавление



Пояснительная записка 3

Условия реализации программы 7

Сроки и этапы реализации программы 9

Направления реализации программы 10

Материально-техническая база. 13

Учебно-тематический план 15

Выводы по организованной психолого-профилактической работе программы «Территория здорового образа жизни» 17

Список литературы ……………………………………………………........18





Пояснительная записка


Согласно ст. № 41,42 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школы.

Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Формированию здорового образа жизни школьников, как один из вариантов, может способствовать реализация школьной программы «Мы здоровыми растём», направленная на укрепление здоровья обучающихся, составленной с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Актуальность проблемы.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. В «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации учащихся.



Идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Участники программы

В реализации Программы принимают участие:

Хандогина А.А-педагог-психолог

Классные руководители;

Активными участниками реализации программы являются учащиеся школы и их родители.



Используемые технологии

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

  • информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

  • социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

  • организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, формирование ЗОЖ

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.



Цели:

  • привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);

  • оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.



Задачи:

  • предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;

  • сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ) ;

  • помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ;

  • способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

  • оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.


Программа реализуется через внеклассную работу (тренинговые занятия, занятия информационного просвещения часы общения, творческие работы учащихся, просмотр социальных роликов из цикла «Общее дело», создание учащимися собственного коллективного социального ролика «Выбери жизнь», презентации творческих проектов учащихся (слайд-шоу, листовки, буклеты). Каждый тип уроков обладает своими специфическими формами воспитательного и психологического воздействия. В итоге совокупного воздействия всего предлагаемого курса у школьников должны сложиться предпосылки для прочных навыков саморегуляции.


Требования к организации занятий:

1. Наполняемость группы 20-27 учащихся

2. Место проведения – классный кабинет

3. Ведущим организатором занятий является психолог. В некоторых случаях

возможно привлечение социального педагога и узких специалистов. Профилактику ПАВ не следует ограничивать только в отношении групп учащихся. Профилактика ориентирована так же на родителей, педагогический коллектив.

База реализации: МБОУ СШ №37 г.Смоленска

Принципы реализации программы

Программа профилактики употребления ПАВ реализуется на основе следующих принципов психолого-профилактической профилактики:

Комплексность – согласованное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, межведомственное взаимодействие, и координация различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.

Добровольность - добровольное участие подростков, их родителей во всех

мероприятиях. Принуждение может привести к совершенно противоположным результатам.

Аксиологичность – формирование у учащихся мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, закон послушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде.

Позитивность и конструктивность – педагогическая профилактика должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер. Важно сформировать у ребенка представление о недопустимости употребления ПАВ, и показать ему, как без помощи ПАВ сделать жизнь прекрасной, интересной и счастливой.

Последовательность (этапность) –для обеспечения последовательности реализации системной профилактики в нее обязательно должен входить соц ально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

Гармонизация общественных, групповых и личных интересов - процесс ведения такой сложной работы предполагает паритет интересов социума и интересов конкретной личности.


Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы минимальные условия, в образовательном учреждении.

1. Создание и функционирование системы управления экспериментальной

деятельностью: разработка, корректировка и внедрение локальных нормативно-правовых актов, регулирующих экспериментальную деятельность на уровне образовательного учреждения.

2. Научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности:

- обеспечение образовательного учреждения учебно-методическими матер алами;

- функционирование на базе образовательного учреждения научно-методической службы.

3. Социально-психологическое сопровождение эксперимента;

- организация межведомственного взаимодействия с субъектами профилактики;

- функционирование социально-психологической службы в образовательном учреждении.

4. Создание системы наблюдения и оценки результативности реализации

программы:

- разработка диагностики и мониторинга экспериментальной работы;

- разработка программы скрининга и определения степени вовлеченности учащихся в проблему ПАВ.


Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками 14 - 16 лет.



Основные направления работы по реализации программы


Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, организация питания учащихся.

Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.

Психолого - педагогическое - предполагает, прежде всего, использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно - оздоровительное - предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.





Сроки и этапы реализации программы


I-IIч 2018 уч. год

Этапы реализации программы:

1. Аналитико-диагностический этап (август – сентябрь 2018 г.):

 изучение научно-методической литературы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде;

 сбор и изучение информации по проблеме употребления и отношения, учащихся к ПАВ;

 анализ ресурсов образовательного учреждения и социального окружения.


2. Прогностический этап (сентябрь 2018 г.):

 уточнение гипотезы, формулировок, целей и задач предстоящей работы.


3. Организационно-подготовительный этап (сентябрь 2018 г.):

 подбор и необходимая коррекция объектов эксперимента;

 подготовка методического обеспечения;

 подготовка исследовательского инструментария, методических материалов.


4. Практический этап (сентябрь 2018 г. – ноябрь 2018 г.):

 комплексное решение задач компонентов программы;

 разработка и внедрение новых форм деятельности;

 расширение социальных связей.


5. Обобщающий этап (ноябрь – декабрь 2018 г.)

 анализ выполнения программы;

 выработка практических рекомендаций;

 поиск новых форм деятельности.



Направления реализации программы


1. Работа с педагогическими кадрами

- проведение обучающих семинаров по программе;

- информирование по проблеме наркозависимости и ее первичной профилактике;

- индивидуальная работа, консультирование

2. Работа с подростками

- тренинг по профилактике ПАВ;

- тематические встречи и встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);

- организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, интервью), с целью формирования тренинговых групп.

- творческая работа учащихся

3. Работа с родителями

- участие в проведении родительских собраний учащихся среднего звена

- информационно-консультативная работа;

- привлечение к участию в тренинговых занятиях.

4.Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими

заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде

- ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;

- проведение рейдов по выявлению каналов распространения и потребления

психоактивных веществ;

- организация занятий для подростков по изучению их прав, обязанностей и

ответственности.


Методы исследования

Теоретические: выявление и анализ проблемы, изучение литературы и документации по проблеме наркопрофилактики, анализ наркоситуации в образовательном учреждении и районе школы, анализ результатов экспериментальной работы.


Практические: диагностические исследования, анкетирование, наблюдение,

тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, тренинги, скрининги и семинары.


Методы психопрофилактики:

· Групповая работа;

· Тренинг поведения;

· Когнитивная модификация и терапия;

· Личностный тренинг;

· Дискуссии;

· Мозговые штурмы;

· Беседы;

· Лекции;

· Ролевые игры;

· Психодиагностика;


Критерии эффективности :

Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

- наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;


Чувствительность к сигналам опасности

- развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации;

Программа предполагает постоянный психодиагностический контроль за

состоянием личности учащихся, её склонностями и интересами в образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты


1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у учащихся.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) активная жизненная позиция учащихся в вопросах ЗОЖ;

б) конструктивное общение учащихся между собой и со взрослыми;

в) отстаивание и защита своей точки зрения;

г) осведомлённость в вопросах гигиены и профилактики болезней;

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
5.Умение пользоваться специальной информацией, желание поделиться ею со своими сверстниками и родными

6. Навыки культуры общения в различных ситуациях

7. Навыки сохранения своего здоровья (во всех его проявлениях в процессе обучения

8. Навыки безопасного поведения в ситуациях риска употребления наркотиков и алкоголя.



Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия употребления ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);


Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.





Материально-техническая база.

Для реализации программы «Территория здорового образа жизни» в МБОУ СШ №37 имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база:
-актовый зал

-классные кабинеты

Система мероприятий по первичной профилактике ПАВ среди учащихся 13-15 лет

Цели первичной профилактики:

 предотвращение употребления подростками ПАВ;

 формирование у подростков здорового образа жизни.

Задачи:

 формирование ответственности за свое поведение;

 представление информации о влиянии вредных привычек на человека;

 формирование умения четко формулировать аргумент против вредных привычек;

 формирование умения противостоять давлению сверстников;

 обсуждение влияния СМИ на приобщение к вредным привычкам;

 формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению.

Профилактические занятия проводятся в виде социально- психологического тренинга,

посвящены в основном причинам приобщения к вредным привычкам и формированию навыков социальной и личностной компетентности в контексте проблемы ПАВ. Тренинги направлены

на формирование навыков, которые определяют поведение в пользу здорового образа жизни:

 умение принимать решение

 критически оценивать информацию

 сопротивляться групповому давлению

 конструктивно решать конфликтные ситуации

 регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.



Учебно-тематический план



п/п

Наименование мероприятий

Субъект взаимодействия

Срок исполнения


Методическая работа

1. Создание картотеки методической литературы по данной теме

2. Рассмотрение вопросов по профилактике вредных привычек на заседаниях МО классных руководителей.

3. Проведение открытых уроков и мероприятий по данной теме.


учителя, обучающиеся

август – сентябрь 2018 г


Внеклассные мероприятия

1. Участие в проведении «дня здоровья»

2. Подготовка памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.

3. Школьный конкурс «Самый здоровый класс»

4.Общешкольный День здоровья

5. Проведение конкурса рисунков «Мы выбираем Жизнь!»


учителя, обучающиеся,родители

сентябрь 2018 г. – ноябрь 2018 г


Работа с родителями

    1. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

2.Проведение родительского собрания



Работа с учащимися

1. Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся»

2. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.

3. Анкетирование уч-ся 8 кл «Твоё свободное время и интересы).

4. Определение уровня воспитанности учащихся

5. Участие в общешкольных, городских мероприятиях и конкурсах.

6. Оформление уголков здоровья в классах




Система работы по профилактике и охране здоровья обучающихся


Занятие с элементами тренинга по профилактике употребления ПАВ «Быть здоровым - это хорошо!»


Кол-во часов

Субъект взаимодействия

Срок исполнения

1

обучающиеся

сентябрь 2018 г.

Классный час

Профилактическая беседа с обучающимися 8 классов «Здоровье человека XXI века».

Проведение цикла бесед и классных часов «Твоё здоровье»


1

обучающиеся

октябрь 2018г.

Занятие с элементами тренинга«Формула успеха и здоровья»

1

обучающиеся

октябрь 2018г.

Классный час

Групповое профилактическое занятие 8 классы «Уверенное поведение или я умею противостоять влиянию»

1

обучающиеся

октябрь 2018г.

Классный час Беседы -"Занятость в свободное время. Досуг детей и подростков".


1

обучающиеся, родители

ноябрь 2018 г

«Вместе против употребления психотропных веществ»


1

обучающиеся

ноябрь 2018 г

Классный час «Я и моя будущая семья» «Люди которые окружают, и я в этом окружении»;

1

обучающиеся

ноябрь 2018 г

Занятие с элементами тренинга «Моя жизнь моя отвественность»

1

обучающиеся

ноябрь 2018 г









Выводы по организованной психолого-профилактической работе программы «Территория здорового образа жизни»

Содержание работы с родителями, педагогами и учащимися представлена на основании выписки из годового плана работы психолога

МБОУ СШ №37 г.Смоленска

В результате организуемых занятий по профилактике ПАВ у учащихся происходит формирование личностных качеств, позволяющих избежать приобщения к наркогенным веществам и обеспечивающих успешную социальную адаптацию.

Повышается уровень социально-психологической компетенции подростков, подготовка к ситуациям риска в подростковой и взрослой среде. Формируются у подростков навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности, навыки позитивного общения, самооценки и понимания других, навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, навыки самостоятельного принятия решений.

Список литературы:

  1. «Правильный выбор»: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни /Составители: С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина. М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.

  2. «Правильный выбор»: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни /Составители: С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина. М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.

  3. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. М.: Издательство «Медиа сфера», 1996.

  4. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. В 2-х частях. СПб.: Институт практической психологии «ИМАТОН», 2000.

  5. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. М.:2003.

  6. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор. Учебно – методическое пособие. М.:2003.

  7. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб .: 2002.

  8. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: Руководство для специалистов социальной практики. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  9. Дедловская В.И. Здоровый образ жизни. Методические рекомендации к комплекту демонстрационных таблиц по ОБЖ для 10-11 классов. М., 2003.

  10. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы /Автор-составитель - С.В. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2005.

  11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Творческий центр «Юрайт», 2001.

  12. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб.,2002.

  13. Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 классов /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2004.

  14. Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 классов /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2004.

  15. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  16. Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений /Под ред. Н.К. Смирнова. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  17. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: Руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов /Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  18. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации. /Авторы: М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, А.В. Волков, Е.Н. Корнеева и др. Ярославль, 2005.

  19. Родительский всеобуч: социальная адаптация, воспитание стрессоустойчивости, профилактика наркомании. В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами. /Составители: Г.Н.Тростанецкая, А.А.Гериш. Изд. «Эфлакс», 2003.

  20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программы формирования здорового жизненного стиля. М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2000. 84 с. (Серия «Работающие программы», выпуск 5).

  21. Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних /Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  22. Харитонова Н.К. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет-сети. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.



















18



© 2020 105 0