СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест. 5 класс. Итоговая комплексная работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая комплексная работа.

Просмотр содержимого документа
«Тест. 5 класс. Итоговая комплексная работа.»

Практическая работа № 4

«Итоговая оценка. Комплексная работа».



Комплексное задание № 1 Конструкция, декор предметов народного быта

Внимательно рассмотри представленные предметы быта и выполните предлагаемые задания.



  1. Н айдите название каждого предмета народного быта, соединив линиями изображение с названием предмета.

  2. С формулируйте с помощью толкового словаря понятие «бытовая культура»,

  3. И з каких конструкционных материалов изготовлены представленные на рисунке предметы?

  4. К акие вы можете предложить новые нетрадиционные материалы для их изготовления? Приведите 2-3 примера и обоснуйте свой выбор.

  5. Рассчитайте себестоимость изготовления разделочной доски для кухни (или прихватки), самостоятельно выбрав размер, материал и технологию изготовления.

  6. Разработайте макет рекламы (в любой технике) выполненного изделия.



Ответ:

  1. «Бытовая культура». Рассмотрим значение слов «культура» и «быт».

«Культура».

Большой энциклопедический словарь. Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. ........Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Толковый словарь Ожегова. Культура -1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков...

«Быт».

Толковый словарь Ожегова. Быт, -а, о быте, в быту, м. Жизненный уклад, повседневная жизнь. Домашний б. Вошло в б. что-н. (стало повседневным). ...Бытовые условия. Бытовое явление (обычное в быту). ..

Большой Энциклопедический словарь. Быт - уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт)...

Можно сделать вывод, что бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура - это дом, предметы обихода, одежда, кухня, то есть всё то, с чем связана жизнь человека.



  1. В русских семьях большинство предметов домашнего обихода изготавливалось из дерева. Из дерева сделаны: солоница, ковш-черпак, ендова, ковш-конюх, ковш-скопкарь, рубель. Из бересты делали бурак.



  1. Современные материалы:

Ковш-скопарь. В нем подавали квас. Изготовлен из дерева, украшен росписью. Удобно держать в руках за две ручки. В современном исполнении может быть сделан из пластика, так как этот материал не боится воды, легкий.

Солоница изготовлена из дерева. Чаще всего её делали с крышкой, так как соль была очень дорогой. Можно изготовить солоницу из стекла, фарфора, металла, пластика, камня, т.к. эти материалы не пропускают влагу.



  1. Себестоимость изготовления прихватки.

№ п/п

Наименование используемых материалов

Цена за единицу

Расход изделия

Затраты

1.

Хлопчатобумажная ткань.

90

0,3

30 руб.

2.

Косая бейка.

50

1

50 руб.

3.

Нитки

25

1

25 руб.

 

Итого

 

 

105 руб.

В виде прокладки в прихватку будем использовать драп (лоскутки от старого пальто).

Прихватка выполняется в виде квадрата со стороной 25 см.













Технологическая карта.



Наименование и описание действий.


Схема.

Определи лицевую и изнаночную стороны ткани, направление долевой нити.

Сложи ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь.

Приложи шаблон к ткани, ориентируя его по долевой нити, приколи, обведи по контуру.




Выкрои по шаблону из х/б ткани 2 детали без припуска на шов для прихватки.

Выкрои из кусочка драпа 1 деталь.


Сложить детали:

1 деталь изнаночной стороной вверх.

2 деталь из драпа сверху первой детали, совместив края.

3 деталь на вторую деталь лицевой стороной вверх.

Сколоть и сметать на расстоянии 0,5 см от края.


0,5 см

Стачать, удалить нить сметки.


Прочерти мелом линии по прихватке на расстоянии 5 см друг от друга. Проложи строчки вдоль всей прихватки по схеме.

Вложи внутрь тесьмы

(косой бейки) срез детали, сметай аккуратно поворачивая по углам прихватки.


Проложи машинную строчку на расстоянии от края тесьмы 0,2 - 0,3 см.

Проведи влажно-тепловую обработку изделия.


Из оставшейся тесьмы сделай петельку и пришей её к прихватке.





Реклама.



Обыкновенная прихватка, а сколько ласки и тепла,
не раз она мою ладошку от жара сковородки сберегла!




Кухня – это место, где мы проводим очень много времени. Прихватка украсит интерьер нашей кухни, убережет руки от ожогов. Кухонная прихватка станет вашей идеальной помощницей на кухне. Пироги получатся вкуснее, а булочки пышнее. С прихваткой любая кулинарная задумка осуществится. Она может быть полезной не только вам, но и вашим подружкам, мамам и бабушкам, ведь она станет прекрасным подарком к любому празднику.


В кухне я тебе подмога –
Руки спрячу от ожога.
Я красива и толста,

Из ватина и холста.
Хоть и противень горячий,

Руки я надёжно прячу.
Противень со мной за край
из духовки доставай!

Снять с кастрюли можно крышку,

Если разогрелась слишком,

Сковородку отодвинуть.
Из духовки сможешь вынуть.
Пиццы, пирожки, торты,

Сухари со мною ты!




Комплексное задание № 2 по разделу «Материаловедение».

Внимательно прочтите текст и ответьте на предложенные вопросы.

Текст

Текстильная промышленность – важная отрасль народного хозяйства. Ткани и трикотажные полотна, швейные нитки, пряжа – главная текстильная продукция. Каждая ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу и другим параметрам. Ткани созданы руками людей разных профессий. Известные фабрики по производству ткани находятся в городах Иваново (Красная балка), Москва (Трехгорная мануфактура), Санкт-Петербург (им. В. Слуцкой).

Талант и исключительное трудолюбие русских мастеров ткацкого дела способствовали тому, что русские ткани XIX века приобрели широкую популярность во многих странах мира. В одном из обозрений всемирной выставки в Лондоне в 1851 году говорилось: «Кубовые ситцы, покрывала, халаты и шелк московских фабрикантов Прохоровых заслуживают благодарности зрителей и специалистов, и они еще и дешевы». На многих международных выставках они получали высшую награду «Гран-при», золотые медали и дипломы.

Ткани из льна, который называют «русским шелком», не имеют себе равных в мире. Но соткать ткань – это половина дела. Необходимо еще ее обработать. В производстве ткани задействованы специалисты более 50 профессий.

Как нельзя выбросить слов из песни, так нельзя обойти хотя бы один из этапов обработки ткани. Профессии по выработке тканей требуют мастерства, высокой квалификации и практического опыта.

Задание:

  1. Проследите путь ткани от сырца до товарного вида:

Отбеливание - прядение – ткачество – отделка (крашение) - готовая ткань

  1. Объясните, почему слово «ткач» мужского рода.

Ткач – это рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке.

Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Однако с появлением ткацких фабрик появляются мужчины-ткачи, т.к. работа на новом оборудовании требовала большой силы. Поэтому слово «ткач» мужского рода.



  1. Перечислите специалистов, задействованных в производстве тканей, используя дополнительные источники информации. Заполните таблицу.



Специалисты

Описание деятельности

Технолог

Контролирует качество материалов и продукции, а также следить за всем процессом

Ткач

Мастер по производству тканей на ткацком станке. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.

Прядильщик

Обеспечивает непрерывность технологического процесса, высокое качество пряжи, ликвидирует обрывы, следит за правильной намоткой пряжи на катушки, осуществляет уход за машиной.

Мотальщица

 Выполняет одну из подготовительных операций ткацкого производства (продольных и поперечных нитей будущей ткани). Главная рабочая функция - перематывание нитей основы на основомотальных, а утка - на уточно-мотальных машинах и автоматах.  Проверяет качество пряжи, меняет разматываемые и наматываемые бобины, следит за качеством вырабатываемой продукции, за работой механизмов машины, при необходимости ликвидирует обрывы нитей.

Красильщик

красит пряжу, волокно, ткани, различные изделия 



  1. Какие новые профессии появились в ткацком и текстильном производстве в конце XX - начале XXI века?

В связи с тем, что это время развития компьютерных технологий, появились профессии, связанные с компьютерным управлением и программированием станков. Это операторы различных машин и станков. Большое развитие получила химическая промышленность, появились новые технологии изготовления тканей. Проектировщик новых тканей - специалист, проектирующий новые синтетические ткани и материалы с заданными свойствами (например, LED-ткани или ткани с памятью формы).



  1. Раскройте старинные названия ткани:

«русский шелк» -  лён. Его возделывали еще во времена возникновения Руси.

«затрапезнова ткань» -  дешевая грубоватая льняная или пеньковая ткань с полосами, большей частью синими. Ткань названа по фамилии купца Затрапезнова, на мануфактуре которого в Ярославле ее выпускали.

«паволока» - старинное название тканей, материй вообще. Применимо к различным типам старинных драгоценных тканей ручной работы. 

«китайка» -  в допетровское время и первое десятилетие XVIII века так называли шелковую гладкокрашеную ткань полотняного переплетения, ввозившуюся из Китая. В XIX веке под китайкой подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань синего, реже красного цвета без орнаментации. Китайка применялась в крестьянском быту для сарафанов и мужских рубах. До середины XIX века кумач и китайка четко различались по цвету, но во второй половине столетия встречаются упоминания о красной китайке и синем кумаче. Основными центрами производства китайки в прошлом веке были Москва и Казань, и большая часть их продукции шла на иностранные рынки, в том числе и в Китай.







В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.

Комплексная работа является основным инструментом итоговой оценки и представляет собой систему заданий различного уровня сложности. Комплексная работа направлена на выявление у учащихся одного из основных метапредметных результатов - сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы необходимо использовать специальные комплексные задания. Варианты такой комплексной работы должны включать информационные тексты, содержание которых базируется на исторических, обществоведческих и естественнонаучных фактах. Данные содержательные области в целом отхватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемые различными школьными предметами. Комплексная работа будет состоять из одного или нескольких текстов и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов и на их основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов. Тексты-ситуации могут включать рисунки. Диаграммы, схемы, графики, карты, таблицы. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, а в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или полный ответ.

В комплексных работах предполагается оценивать сформированность трех групп умений. Первая группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в тексте. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить:

-определение основной идеи текста, поиск и выделение в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте),

-формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, о чем говорится в тексте, понимание основной идеи).

Вторая группа умений включает в себя следующую работу с текстом: глубокое и детальное понимание содержания и формы текста. Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие:

- анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте,

- формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.

Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

Комплексная (итоговая) работа проводится после изучения основного содержания учебной программы по предмету.

Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.

Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Примерные критерии оценивания заданий

Тип ответа (решения)

Параметры оценивания

выбор правильного ответа из предложенных вариантов

  • 1 балл - правильный ответ;

  • 0 баллов - неправильный ответ

запись краткого ответа

  • 1 балл - правильный ответ;

  • 0 баллов - неправильный ответ

запись развернутого ответа

  • 2 балл - полный правильный ответ;

  • 1 балл - частично правильный или неполный ответ;

  • 0 баллов - неправильный ответ.



Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.

Если ученик получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.


Ниже приведены фрагменты банка заданий с выделением заданий различных типов (моделей заданий), которые направлены на формирование конкретных видов УУД.

Тема «Значение овощей в питании человека. Блюда из сырых овощей».

Репродуктивные задания:

  1. Каково значение овощей в питании человека?

  2. Как называется питательный элемент, входящий в состав капусты, который организмом не усваивается, но способствует улучшению моторной деятельности кишечника? (Ответ: клетчетка)

  3. Какие блюда можно приготовить из овощей?



Применяем новые знания

Модель задания: составление текстовых и внетекстовых компонентов

  1. Установите соответствие между названиями видов капусты и их изображением на представленных рисунках (рисунки прилагаются).

Брокколи

Краснокочанная

Цветная

Белокочанная



Модель задания: сравнение

  1. Что общего и в чем различие между механической обработкой овощей и зелени в условиях пищевой промышленности и в домашних условиях?

Модель задания: установление причинно-следственных связей

  1. Почему так важно перед приготовлением кулинарных блюд осуществлять органолептическую оценку пищевых продуктов, входящих в блюдо, а для салатов из сырых овощей определять содержание нитратов?



Комплексная модель задания:

А) выдвижение гипотезы и ее обоснование;

Б) сравнение по одному признаку

1. Выскажите свои предположения о том, чем кулинарная выставка отличается от продуктового шоу?

Кулинарная выставка - это

Продуктовое шоу - это



Вывод: главное отличие состоит в том, что …………………………

………………………………………………………………………….

Вывод: для меня интереснее было бы посетить ……………………..,

потому что ……………………………………………………………...



Комплексная модель задания:

- устранение ошибки;

- восстановление правильной последовательности действий.

  1. Представьте, что на кулинарном шоу вас попросили провести органолептическую оценку салата из моркови. Вспомните, что такое органолептическая оценка. Для ее проведения вам выдали памятку. Вычеркните предложенное в памятке неправильное действие:

– Оцените вкус моркови.

- Оцените цвет моркови.

- Оцените вкус заправки салата.

- Оцените внешний вид моркови (ровность корнеплода, наличие повреждений)

-Оцените запах моркови.

Затем восстановите правильный порядок действий в ходе органолептической проверки.


Комплексная модель задания:

- проектирование; - оценивание.

  1. Проектируем.

А. Спланируйте проведение кулинарного шоу «А знаете ли вы?» для одноклассников. Примите участие в проведении кулинарного шоу. Оцените, удалось ли вам осуществить задуманное. Благодаря чему удалось или почему не удалось осуществить задуманное?

Б. Спланируйте проведение кулинарного шоу «А умеете ли вы?» для одноклассников. Примите участие в проведении кулинарного шоу. Оцените, удалось ли вам осуществить задуманное. Благодаря чему удалось или почему не удалось осуществить задуманное?



Вопросы и задания:

  1. Что является объектом оценки метапредметных и предметных результатов?

  2. Почему комплексная работа является актуальной формой контроля результатов обучения?

  3. Сформированность каких учебных умений проверяют задания комплексной работы?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!