Вариант 16
Прочитайте привёденный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.
Действие четвёртое
Явление XII
Хлестаков и Марья Антоновна
Марья Антоновна. Ах!
Хлестаков. Отчего вы так испугались, сударыня?
Марья Антоновна. Нет, я не испугалась.
Хлестаков (рисуется). Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который… Осмелюсь ли спросить вас: куда вы намерены были идти?
Марья Антоновна. Право, я никуда не шла.
Хлестаков. Отчего же, например, вы никуда не шли?
Марья Антоновна. Я думала, не здесь ли маменька…
Хлестаков. Нет, мне хотелось бы знать, отчего вы никуда не шли?
Марья Антоновна. Я вам помешала. Вы занимались важными делами.
Хлестаков (рисуется). А ваши глаза лучше, нежели важные дела… Вы никак не можете мне помешать; никаким образом не можете; напротив того, вы можете принесть удовольствие.
Марья Антоновна. Вы говорите по-столичному.
Хлестаков. Для такой прекрасной особы, как вы. Осмелюсь ли быть так счастлив, чтобы предложить вам стул? Но нет, вам должно не стул,
а трон.
Марья Антоновна. Право, я не знаю… мне так нужно было идти. (Села.)
Хлестаков. Какой у вас прекрасный платочек!
Марья Антоновна. Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинцияльными.
Хлестаков. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.
Марья Антоновна. Я совсем не понимаю, о чём вы говорите: какой-то платочек… сегодня какая странная погода.
Хлестаков. А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.
Марья Антоновна. Вы всё эдакое говорите… Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.
Хлестаков. Для вас, сударыня, всё, что хотите. Требуйте, какие стихи вам?
Марья Антоновна. Какие-нибудь эдакие –– хорошие, новые.
Хлестаков. Да что стихи! Я много их знаю.
Марья Антоновна. Ну скажите же, какие же вы мне напишете?
Хлестаков. Да к чему же говорить, я и без того их знаю.
Марья Антоновна. Я очень люблю их…
Хлестаков. Да у меня много их всяких. Ну, пожалуй, я вам хоть это: «О, ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек…»1 Ну и другие… теперь не могу припомнить, впрочем это всё ничего. Я вам лучше вместо этого представлю мою любовь, которая от вашего взгляда… (Придвигая стул.)
Марья Антоновна. Любовь! Я не понимаю любовь… я никогда
и не знала, что за любовь… (Отдвигает стул.)
Хлестаков (придвигая стул). Отчего ж вы отдвигаете свой стул? Нам лучше будет сидеть близко друг к другу.
Марья Антоновна (отдвигаясь). Для чего ж близко; всё равно
и далеко.
Хлестаков (придвигаясь). Отчего ж далеко; всё равно и близко.
Марья Антоновна (отдвигается). Да к чему ж это?
Хлестаков (придвигаясь). Да ведь это вам кажется только, что близко, а вы вообразите себе, что далеко. –– Как бы я был счастлив, сударыня, если б мог прижать вас в свои объятия.
Марья Антоновна (смотрит в окно). Что это там, как будто бы полетело? Сорока или какая другая птица?
Хлестаков (целует её в плечо и смотрит в окно). Это сорока.
Марья Антоновна (встаёт в негодовании). Нет, это уж слишком… Наглость такая!..
Хлестаков (удерживая её). Простите, сударыня: я это сделал от любви, точно от любви.
Марья Антоновна. Вы почитаете меня за такую провинциалку! (Силится уйти.)
Хлестаков (продолжая удерживать её). Из любви, право из любви. Я так только пошутил, Марья Антоновна, не сердитесь! Я готов на коленках у вас просить прощения. (Падает на колени.) Простите же, простите. Вы видите, я на коленях.
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»)
_________________________________
1 Хлестаков цитирует отрывок из «Оды, выбранной из Иова» М.В. Ломоносова.
№1. К какому роду литературы принадлежит «Ревизор» Н.В. Гоголя?
ОТВЕТ:
№2. Своё почтение Хлестакову выказывают не только Марья Антоновна, но и другие персонажи «Ревизора». Установите соответствие между этими персонажами и их статусом: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| ПЕРСОНАЖИ | | СТАТУС | А) | Бобчинский | Б) | Ляпкин-Тяпкин | В) | Земляника | | | 1) | городской чиновник, судья | 2) | уездный лекарь | 3) | городской чиновник, попечитель богоугодных заведений | 4) | помещик | | |
№3 Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Следуя принципам _________ как литературного направления, Н.В.Гоголь обращает внимание читателя на мельчайшие ___________, связанные
с бытом и внутренним миром героя.
ОТВЕТ:
Выберите ОДНО из заданий (4.1 или 4.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой и связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
№4.1 Какие черты личности Хлестакова раскрываются в данном фрагменте?
№4.2 Почему Марья Антоновна проявляет робость и смущение в разговоре
с Хлестаковым?
Сопоставьте в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА привёденный фрагмент произведения (или его полный текст) с указанным в задании произведением. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений. Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
№5 Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы
(с указанием автора), в котором изображён герой-мечтатель. В чём схожи (или чем различаются) этот герой и Хлестаков?
Прочитайте привёденное ниже произведение и выполните задания 6-8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.
***
НЕ ИСЧЕЗАЙ
Не исчезай
во мне ты навек,
Не исчезай на какие-то полчаса...
Вернёшься ты вновь через тысячу, тысячу лет,
Но всё горит твоя свеча...
Не исчезай из жизни моей,
Не исчезай сгоряча или невзначай.
Исчезнут все, только ты не из их числа,
Будь из всех исключением –– не исчезай!
В нас вовек не исчезнет наш звёздный час:
Самолёт,
где летим мы с тобой вдвоём.
Мы летим, мы летим...
И мы летим,
Пристегнувшись одним ремнём,
Вне времён ––
Дремлешь ты на плече моём,
И, как огонь,
Чуть просвечивает твоя ладонь...
Не исчезай
из жизни моей,
Не исчезай невзначай или сгоряча.
Есть тысячи ламп,
И у каждой есть тысячи свеч,
Но мне нужна твоя свеча!
Не исчезай,
В нас, Чистота,
Не исчезай, даже если подступит край,
Ведь всё равно ––
Даже если исчезну сам,
Я исчезнуть тебе не дам!
Не исчезай...
(А.А. Вознесенский)
6. |
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Стихотворение «Не исчезай» относится к любовной ____________ и отмечено частым использованием ____________, т.е. единоначатия. |
|
ОТВЕТ:
7. Как называется приём, основанный на соотнесении предметов и явлений
(«И, как огонь, // Чуть просвечивает твоя ладонь»)?
ОТВЕТ:
8. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных А.А. Вознесенским в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны. |
1. неологизм 2. ирония 3. звукопись 4. метафора 5. инверсия | |
ОТВЕТ:
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер. Сформулируйте прямой и связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1. Как в стихотворении А.А. Вознесенского «Не исчезай» соотносятся преходящее и вечное?
9.2. Что символизирует в стихотворении образ свечи?
Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5-10 предложений.
1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и
фамилию автора;
2) сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа: выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений. Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая каждый из них на уровне анализа.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте
ответы аккуратно и разборчиво.
10. В каком из произведений отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора) создан идеальный женский образ и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением А.А. Вознесенского «Не исчезай»?
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1– 11.5) и укажите её номер. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретические литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
11.1. Нравственный идеал человека в литературе XX–начала XXI в. (На примере одного произведения отечественной или зарубежной литературы)
11.2. Какие рекомендации Вы бы дали художнику-иллюстратору при создании портретной галереи персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»? (С опорой на текст произведения)
11.3. К каким трём эпизодам Вы бы обратились в первую очередь при иллюстрировании романа Гончарова «Обломов»? (С опорой на текст произведения)
11.4Как проявляется характер Степана Калашникова в драматических обстоятельствах? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
11.5. Тема человеческого подвига в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»)