СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по биологии по теме: "Клеточная теория"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант 1

1. Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками».

А) Р. Гук Б) А. Левенгук В) К. Бэр Г) Т. Шванн

2. Назовите учёного, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию

А.) Р. Гук Б) Т. Шванн В) Р. Вирхов Г) Р. Броун

3. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» – это одно из положений теории:

А) хромосомной Б) клеточной В) эволюционной Г) происхождения жизни

4. О единстве органического мира свидетельствует:

А) круговорот веществ Б) клеточное строение организмов В) взаимосвязь организмов и среды Г) приспособленность организмов к среде

5. Живое отличается от неживого:

А) составом неорганических соединений Б) наличием катализаторов В) взаимодействием молекул друг с другом Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы

 

 

 

 

 

 

 

 

1) К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:

  • Аммиак
  • Воду
  • Анионы слабых кислот
  • Глюкозу

2) Укажите лишнее химическое соединение

  • Крахмал
  • Воск
  • Гликоген
  • Целлюлоза

3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она

  • Участвует во многих химических реакциях
  • Обеспечивает нормальную кислотность среды
  • Ускоряет химические реакции
  • Входит в состав мембран

4) В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?

  • Бактерий-сапрофитов
  • Одноклеточных
  • Простейших
  • Растений

5) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры

  • Сохраняют воду в организме
  • Выделяют воду при окислении
  • Создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1. Назовите учёного, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты

А) А. Левенгук Б) Р. Броун В) Р. Гук Г) Т. Шванн

2. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:

А) хромосомная теория Б) клеточная теория В) теория эволюции Г) теория гена

3. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:

А) единстве органического мира Б) единстве живой и неживой природы В) взаимосвязи организмов в природе Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания

4. Изучением строения и функций клетки занимается:

А) эмбриология Б) генетика В) селекция Г) цитология

5. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:

А) В состав клетки входит около 70 химических элементов Б)  все белки клеток построены из 20 аминокислот В) в клетках постоянно идут процессы биологического синтеза и распада Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток

 

 

 

1) К органическим веществам, входящим в состав клетки относят:

  • Аммиак
  • Воду
  • Анионы слабых кислот
  • Глюкозу

2) Укажите лишнее химическое соединение

  • Крахмал
  • Воск
  • Гликоген
  • Целлюлоза

3) Вода играет важную роль в жизни клетки. Она

  • Участвует во многих химических реакциях
  • Обеспечивает нормальную кислотность среды
  • Ускоряет химические реакции
  • Входит в состав мембран

4) В клетках каких организмов содержится в десятки раз больше углеводов, чем в клетках животных?

  • Бактерий-сапрофитов
  • Одноклеточных
  • Простейших
  • Растений

5) Способность верблюдов хорошо переносить жару объясняется тем, что жиры

  • Сохраняют воду в организме
  • Выделяют воду при окислении
  • Создают теплоизолирующий слой, уменьшающий испарение

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии по теме: "Клеточная теория"»

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС 

Тема: Клеточный уровень

Урок 7. Строение клетки


Вы уже знаете, что клетка – элементарная структурная единица живого. Мы изучили химический состав клетки и основные органические и неорганические вещества, которые в ней присутствуют. Как же устроена эта структурная единица и из каких частей она состоит? Подробнее остановимся на особенностях строения клетки. Эту тему мы уже поверхностно затрагивали в курсе биологии 6 класса.

Давайте представим себе, что мы бактерия, которая пытается проникнуть в клетку. Первое, с чем нам придется столкнуться на нашем нелегком пути, – это мембрана. В переводе с латинского языка мембрана значит «кожица» или «пленка». На самом деле, это тончайшая пленка, от трех с половиной до десяти нанометров, состоящая в основном из белков и липидов. Такие же мембраны можно встретить на многих внутриклеточных структурах, лизосомах, вакуолях и так далее. Мембрана не только отделяет содержимое клетки от внешней среды, но и регулирует взаимодействие клетки с этой средой и с соседними клетками. Это возможно, потому что мембрана клетки обладает очень важным свойством – полупроницаемостью. Что это значит? Это значит, что через нее свободно поступают питательные вещества и выделаются продукты обмена. А вот нам, как бактериям, вход туда запрещен. Можно разворачиваться и уплывать обратно.

Главные химические компоненты, образующие плазматическую мембрану, – белки, сложные липиды и гликопотеиды – сложные соединения белков и углеводов. Они выполняют роль барьера, обеспечивая избирательное проникновение веществ из внешней среды. У клеток растений, грибов и бактерий плазматическая мембрана снаружи покрыта клеточной стенкой. У клеток животных клеточной стенки нет.

Под мембраной находятся две важные части клетки – цитоплазма и ядро. Чаще всего ядро одно. Но бывают и многоядерные клетки. Ядро – это плотное тельце, часто овальной формы. Оно заполнено густым ядерным веществом – кариоплазмой, от греческого «карион» – «ядро». От цитоплазмы ядро отделено двухслойной ядерной мембраной. Через многочисленные поры в мембране происходит обмен молекулами между ядром и цитоплазмой. В ядре имеется одно или несколько ядрышек.

Кроме того, в ядре располагаются хромосомы, образованные молекулами ДНК и белками. Хромосомы являются носителями генов, определяющих наследственные свойства клетки и организма в целом. Ген – это участок молекулы ДНК, хранящий информацию о синтезе какого-либо белка с определенной последовательностью аминокислот.

Наследственная информация, заключенная в хромосомах ядра в виде ДНК, с помощью РНК и ферментов обеспечивает протекание всех жизненно важных процессов в клетке. Проще говоря, ядро – это центр управления клеткой.

Цитоплазма. Это полувязкая внутренняя среда клетки, в которой располагаются остальные клеточные органоиды. Цитоплазма постоянно движется, перетекает внутри живой клетки, перемещая вместе с собой различные вещества, включения и органоиды. В ней проходят процессы обмена веществ. В состав цитоплазмы входят все виды органических и неорганических веществ. В ней также присутствуют нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества.

Цитоплазма может расти и самовоспроизводиться. Если ее частично удалить, она восстанавливается. Однако нормально функционировать цитоплазма может только в присутствии ядра. Соответственно, ядро без цитоплазмы тоже долго не продержится.

Итак, цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. В этом и заключается ее важнейшая роль.

В цитоплазме находятся органоиды или органеллы и включения. Органоиды – это постоянные структурные компоненты цитоплазмы, а включения – временные. Они могут появляться и исчезать. Все части клетки взаимодействуют между собой и образуют биосистему.

У многих одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов в клетке нет оформленного ядра. Но есть ДНК-содержащая зона, которая называется нуклеоидом, буквальный перевод с греческого – «нечто похожее на ядро». Обычно нуклеоид прикреплен к внутренней части мембраны, но он не отграничен мембранами от цитоплазмы. Это свойственно всем клеткам бактерий.

Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими. А имеющие ядро – эукариотическими. Соответственно все организмы можно поделить на прокариот и на эукариот. Особняком здесь стоят лишь вирусы, представляющие собой неклеточную форму жизни (см. ниже).

Уэукариот молекулы ДНК имеют линейное строение. Упрокариот молекула ДНК всегда одна и образует кольцо. К прокариотам относятся бактерии (включая цианобактерии) и архебактерии. Прокариотические клетки присущи древним одноклеточным организмам. Эукариоты возникли позже, в процессе эволюции. К ним относятся растения, животные и грибы.

Клетки прокариот достаточно просто устроены, они сохраняют особенности первых организмов, появившихся на нашей планете. По сравнению с ними клетки эукариот имеют более сложное строение. Мы говорим сейчас о внутреннем устройстве, потому что внешне клетки прокариот и эукариот могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от выполняемых ими функций.

Вирусы имеют очень простое строение. Каждая вирусная частица содержит молекулу нуклеиновой кислоты – РНК или ДНК, окруженную белковой оболочкой. Отличительная особенность вирусов – способность размножаться только в живых клетках. Поэтому ученые до сих пор спорят о природе вирусов. Не исключено, что это не самостоятельные организмы, а лишь обрывки нуклеиновых кислот в оболочке, оторвавшиеся в процессе жизнедеятельности тех или иных клеток. Почему же эти загадочные существа или вещества так опасны? Проникая в клетку, вирус нарушает ее генетический аппарат таким образом, что клетка начинает производить вирусную нуклеиновую кислоту и вирусные белки. Вирусы являются возбудителями многих болезней растений, грибов, животных и человека. Они вызывают такие заболевания как гепатит, полиомиелит, оспа, грипп, ящур и другие.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!