СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по былине "Садко"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тест содержит вопросы по содержанию былины. Представлен в 2-х вариантах.

Просмотр содержимого документа
«Тест по былине "Садко"»


Тест по былине «Садко» ВАРИАНТ 1

1. Чем Садко хвалился перед новгородскими купцами по совету морского царя?

А. Тем, что знает, как выстроить белокаменные палаты за одну ночь

Б. Тем, что знает, как поймать золотую рыбу

В. Тем, что его жена – прекрасная русалка

Г. Тем, что готов показать, где растут молодильные яблоки

2. Что получил Садко, выиграв спор с новгородскими купцами?

А. Мешок золота Б. Мешок серебра

В. Прекрасную пленницу Г. Три лавки с товаром.

3. Какая дань была нужна морскому царю?

А. «Бочка серебра» Б. «Бочка золота»

В. «Бочка крупного жемчуга» Г. «Живая голова».

4.Что случилось с морем, когда Садко стал играть на гуслях для морского народа?

А. Море успокоилось, заслушавшись, как Садко играет на гуслях Б. Море разбушевалось от плясок морских жителей, и потонуло много кораблей.

В. Из моря пропала вся рыба и морские обитатели, потому что они собрались во дворце Морского царя, чтобы послушать игру Садко.

5. Кто помог Садко выбраться из подводного царства?

А. Микола Можайски Б. Сергий Радонежский

В. Серафим Саровский Г. Богородица

Тест по былине «Садко» ВАРИАНТ 1

1. Чем Садко хвалился перед новгородскими купцами по совету морского царя?

А. Тем, что знает, как выстроить белокаменные палаты за одну ночь

Б. Тем, что знает, как поймать золотую рыбу

В. Тем, что его жена – прекрасная русалка

Г. Тем, что готов показать, где растут молодильные яблоки

2. Что получил Садко, выиграв спор с новгородскими купцами?

А. Мешок золота Б. Мешок серебра

В. Прекрасную пленницу Г. Три лавки с товаром.

3. Какая дань была нужна морскому царю?

А. «Бочка серебра» Б. «Бочка золота»

В. «Бочка крупного жемчуга» Г. «Живая голова».

4.Что случилось с морем, когда Садко стал играть на гуслях для морского народа?

А. Море успокоилось, заслушавшись, как Садко играет на гуслях Б. Море разбушевалось от плясок морских жителей, и потонуло много кораблей.

В. Из моря пропала вся рыба и морские обитатели, потому что они собрались во дворце Морского царя, чтобы послушать игру Садко.

5. Кто помог Садко выбраться из подводного царства?

А. Микола Можайски Б. Сергий Радонежский

В. Серафим Саровский Г. Богородица

Тест по былине «Садко» ВАРИАНТ 2

1. Где впервые Садко встретился с морским царем? 1. В Новгороде 2. У Волги-реки

3. У Ильмень-озера 4. На дне морском

2. Чем хвалился купец Садко на собственном пире? 1. Тем, что его казны хватит на то, чтобы выкупить все товары в Новгороде

2. Тем, что его богатства хватит, чтобы отстроить город больше и богаче Новгорода

3. Тем, что у него самая красивая и умная жена

4. Тем, что его морской царь его хороший приятель

3. Что случилось с кораблями Садко по дороге из Золотой Орды к Новгороду?

1. Корабли начали по очереди тонуть без каких-либо видимых причин

2. Корабли попали в сильный шторм, остановившись на одном месте

3. На корабли напали морские разбойники

4. Половина кораблей навсегда исчезла в море, заплутав в тумане.

4. Как Садко смог успокоить море?

1. Он оборвал струны на гуслях и сказал Морскому Царю, что больше не сможет играть

2. Он стал играть тихую, усыпляющую музыку

3. Он попросил одного из морских обитателей выбросить его гусли на берег

5. Что построил Садко по приезду в Новгород?

1. Крепость вокруг Великого Новгорода

2. Церковь Миколе Можайскому

3. Большой новый дом для своей семьи

4. Город Малый Новгород

Тест по былине «Садко» ВАРИАНТ 2

1. Где впервые Садко встретился с морским царем? 1. В Новгороде 2. У Волги-реки

3. У Ильмень-озера 4. На дне морском

2. Чем хвалился купец Садко на собственном пире? 1. Тем, что его казны хватит на то, чтобы выкупить все товары в Новгороде

2. Тем, что его богатства хватит, чтобы отстроить город больше и богаче Новгорода

3. Тем, что у него самая красивая и умная жена

4. Тем, что его морской царь его хороший приятель

3. Что случилось с кораблями Садко по дороге из Золотой Орды к Новгороду?

1. Корабли начали по очереди тонуть без каких-либо видимых причин

2. Корабли попали в сильный шторм, остановившись на одном месте

3. На корабли напали морские разбойники

4. Половина кораблей навсегда исчезла в море, заплутав в тумане.

4. Как Садко смог успокоить море?

1. Он оборвал струны на гуслях и сказал Морскому Царю, что больше не сможет играть

2. Он стал играть тихую, усыпляющую музыку

3. Он попросил одного из морских обитателей выбросить его гусли на берег

5. Что построил Садко по приезду в Новгород?

1. Крепость вокруг Великого Новгорода

2. Церковь Миколе Можайскому

3. Большой новый дом для своей семьи

4. Город Малый Новгород





























































1. К какому циклу былин относится былина «Садко»?

1. К Новгородскому циклу;

2. К Киевскому циклу;

3. К Московскому циклу;

4. К Владимирскому циклу.

5. Что будет с тем, кто съест уху из рыбы-золотое перо?

1. Из старого молодым станет

2. Тому, жена родит троих сыновей-богатырей

3. Тот сможет плавать, как рыба, под водой

15. У какой реки оказался Садко, выбравшись из подводного царства?

1. Ладога;

2. Нева;

3. Чернава;

4. Волхов.

4. Что морской царь приказал Садко, когда тот очутился в подводном мире?

1. Убирать во дворце;

2. Танцевать народные танцы;

3. Играть на гуслях;

4. Пересчитывать богатства морского царя.

На каком музыкальном инструменте играл Садко?

1. Гармошка;

2. Дудочка;

3. Гусли;

4. Балалайка.

3. Почему Садко решил проиграть в споре с новгородскими купцами?

1. Побоялся, что его жену украдут;

2. Морской царь разгневался на него и разрушил дом Садко;

3. Началась война, и новый город было убыточно строить;

4. Садко понял, что товаров со всего света не выкупить.


17. В чем состоит особенность стиля былины «Садко»?

1. Былину можно отнести к жанру историко-героических песен;

2. Былина является частью славянской мифологии;

3. Стиль былины двойственный – сказочно фантастический и реалистичный;

4. Стиль былины приближен к стилю средневековых документов, которые вели купцы.





Вопросы по былине «Садко»

  1. Назовите город, в котором жил Садко. (Новгород)

  2. Назовите занятие Садко до первой встречи с морским царем. (играл на гуслях на пирах)

  3. Что стало причиной похода Садко к Ильмень-озеру. (не звали на почестен пир)

  4. Чем Садко заслужил расположение морского царя? (игрой на гуслях)

  5. Чем пожаловал морской царь Садко за «великие утехи»? (Морской царь предложил биться об заклад с купцами новгородскими, что в Ильмень-озере водится рыба – золотые перья)

  6. С какой целью Садко пытался скупить все товары в лавках Новгорода. Удалось ли ему это сделать и почему?

  7. Сколько денег проспорил Садко настоятелям новгородским? (тридцать тысяч)

  8. Во что вложил Садко свою «бессчетну золоту казну»? (построил 30 кораблей)

  9. Где продал Садко новгородские товары? (в Золотой Орде)

  10. Почему возник шторм на море? Как это явление объясняет Садко? («мы век по морю ездили, а морскому царю дани не плачивали»)

  11. Как отреагировал морской царь на спуск в сине море бочек с серебром и золотом? (шторм не прекратился «а корабли все нейдут с места на сине море)

  12. Какие действия предпринял Садко? (по жребию отправился на дно морское)

  13. Для чего Саадко стали нужны «перо лебединое и лист бумаги гербовый»? («именьице отписывать»)

  14. Кому отписал свое имущество Садко? (Божьей церкви, нищей братии, молодой жене, дружине хороброй»)

  15. Что взял с собой на дно Садко? (гусельки яровчаты»)

  16. По какой причине народ начал молиться Миколе Можайскому? («Стало разбивать много кораблей на синем море, стало много гибнуть именьицев, стало много тонуть людей праведных» потому, что морской царь несколько дней плясл под гусли Садко)

  17. Кто помог Садко вернуться в Новгород? («старик седатыий» посоветовал Садко сломать гусли и научил правильно выбрать жену, которая поможет ему вернуться на землю)

  18. Полностью ли выполнил Садко наставления старца? (Да, «состроил церкву соборную Миколе Можайскому»
























































Урок  БЫЛИНЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА», «САДКО»

Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.

Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.

Ход урока II. Проверка домашнего задания.

– Что такое предание? (Пересказ  статьи.)

– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Еще один жанр русского фольклора – былины –эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.

Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.

Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.

2. Работа по учебнику (статья «Былины»).

Составление плана.

Чтение статьи по абзацам, беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.

– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)

Задания.

1) Озаглавить первый абзац.

1. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

2) Выделить основную мысль второго абзаца.

2. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

3) Дать определение былины.

3. Былины – произведения  устной  поэзии  о  богатырях  и  народных героях.

– Где происходит действие былин?

4. Место действия былины – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…

– Откуда сказители знали о далеких землях?

5. Русь вела оживленную торговлю.

Задание: озаглавить пятый пункт.

– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?

6. Документальная ценность былин.

– Отношение жителей Руси к коню.

7. Конь – верный помощник воина и землепашца.

– Кто главные герои былин? Какова их главная задача?

8. Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.

9. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Задание: перечислить темы создаваемых былин.

– Какой труд в былинах поставлен выше воинского?

10. Главное в жизни – будничный труд крестьянина.

Задание: назвать особенности былин.

11. Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

Задание: прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.

12. Повторы слов и выражений.

– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.

13. Сходство композиции былин и сказок.

Задание: рассмотреть иллюстрацию учебника (с. 14 «Гусляры»).

14. Сказители – гусляры.

– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)

IV. Подведение итогов урока.

Вывод. Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

Домашнее задание: с. 11–17, прочитать материал учебника; задания: собиратели былин, основные циклы былин; крестьяне – хранители былин; самостоятельно  читать  былину  «Илья  Муромец  и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).


Урок БЫЛИНА «САДКО»

Цели: продолжить знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.

Ход урока II. Проверка домашнего задания.

1. Рассматривание рисунков учащихся(индивидуальное задание).

2. Беседа по вопросам.

– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?

– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?

Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».

(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)

– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).

Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.

Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.

– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам  былин?  (Обычно  в  былинах  рассказывается  о  воинских  подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского  князя – три  городка,  едет  получить  с  них  оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной  силой.  Вольга  приглашает  Микулу  «в  товарищи»,  и  они  продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы. Определение, к какому циклу относится былина, какова ее тема.

– К какому циклу относится былина «Садко»?(Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества.)

2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.

Можно читать на фоне музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Садко».

3. Выполнение заданий по тексту былины.

Задание 1. Рассказать о главном герое былины, истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Живет в Нове-городе богатый купец, который раньше не имел имущества, были у него только гусли. На честный пир Садко купцы не позвали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался… и уходил прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад

И поди свяжи шелковый невод.

………………………………….

Дам три рыбы – золоты перья.

Тогда ты счастлив будешь!

Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.

Всех  угощал  он:  и  жителей  новгородских,  и  настоятелей новгородских (церковнослужителей).)

Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил корабли, «тридцать черленых» кораблей и

Поехал Садко по Волхову (река в Новгороде)

Со Волхова во Ладожско,

А со Ладожска во Неву-реку,

А со Невы-реки во сине море.

Как поехал он по синю морю,

Воротил он в Золоту Орду,

Продавал товары новгородские…

Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.

Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;

Поиграй же мне в гусельки яровчаты.

Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.

Во синем море вода всколыбалася,

Со желтым песком вода смутилася,

Стало разбивать много кораблей на синем море,

Стало много гибнуть именьицев,

Стало много тонуть людей праведных.

Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.

Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».

Садко сделал все так, как советовал старик, и – очутился на берегу моря раньше своих дружинников.

А дружина поминает одного Садка:

– Остался Садко во синем море!

А Садко стоит на крутом кряжу,

Встречает свою дружинушку со Волхова.

Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена взрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».

Стал Садко выгружать бессчетну золоту казну.

Как повыгрузил со черленыих кораблей,

Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

Не стал больше ездить Садко на сине море,

Стал поживать Садко во Нове-городе.

Задание 2. Зачитать зачин, назвать гиперболы, постоянные эпитеты («хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море); повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы..,) торжественные приемы повествования, троекратные повторения.

IV. Подведение итогов урока.

– В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника.

Индивидуальное задание:

1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся»  (2  ученика  рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И. Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.); подготовить выставку, стенд-раскладушку;

2) подготовить рассказ-сообщение с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, написанных на былинные сюжеты.

 

Урок  «КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС

Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного. Ход урока 1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

2. Работа в тетради.

Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

3. Беседа по вопросам.

– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)

– С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)

4. Работа со статьей учебника (с. 36–41).

Чтение вслух статьи  об  эпосе  «Калевала»  несколькими  учащимися.

5. Аналитическая беседа.

Беседа строится по вопросам 1–9, представленным на с. 41 учебника.

– Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

– Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

– О чем рассказывают древние руны?

– Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

– Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

– Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

– Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

– Что случилось с Сампо впоследствии?

– Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы».  Сравните  с  героями  былин.  Что  в  них  общего  и  что различного?

IV. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.

Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44–45 в учебнике).

 Урок  ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Целидать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы:  выразительное  чтение,  аналитическая беседа.

Ход урока

1. Слово учителя.

Нашу  работу  по  фольклору  продолжат  малые  формы  –  пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику.

– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ –намеками, иносказательно.

3. Беседа по вопросам.

– Что такое пословица?

– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «Без труда…», о проведении времени – «Делу время…», питать на кого-то надежду – «На Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «Не плюй в колодец…», «Не рой яму другому…», о хвастовстве – «Не хвали себя…», об отношении к животным – «Не гони коня кнутом…».)

Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

4. Пушкин о пословицах и поговорках.

5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

IV. Закрепление темы.

1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.

Вариант I                        Вариант II

1. Объяснить, как построена пословица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.

Пословица  представляет  собой  простое  предложение  с  инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей:  у  них  общие  привычки, вкусы и т. п.

Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В  ней  может  содержаться  упрек 
(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала.

Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).

в) До слова крепись, а давши слово, держись.

В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).

г) Лес рубят – щепки летят.

Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.

2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

V. Подведение итогов урока.

– Что такое пословица? поговорка?

Заключительное слово учителя.

Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!