СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестирование доступоно, но имеются сложные задания.

Просмотр содержимого документа
«Тест по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Тест по  повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс

Вариант 3


  1.  Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

    а) автора;

    б) повествователя;

    в)  Маши Мироновой;

    г)  Петра Гринёва;

    д) Пугачёва

2.  Авторская позиция проявляется в произведении с помощью

 а) композиции

 б) эпиграфов

в) вставных элементов

 г) прямой авторской оценки

 д) выбора героя

3.  Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих второй

 б)  граф Миних

в)  Григорий Орлов

г)  Екатерина первая

 д) Елизавета первая

 е) Екатерина вторая

4.  Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.

а)  прямая авторская оценка

 б)  портрет

 в)  эпиграфы

 г)  речевая характеристика

 д)  отношение других персонажей

 е)  вставные элементы

5.  В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

  а) единственный женский персонаж повести

  б)  стоит в центре сюжета

  в)  носительница высокой нравственности и чести

  г)  дочь погибшего русского офицера


6.  Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

  а)  экспозиция       1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

  б) завязка                2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

  в) кульминация      3) детство Петруши в родовом имении

 г)  развязка              4) знакомство Гринёва с главной героиней повести


7.   С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

  а)  характеризует Гринёва

  б)  предвещает развитие отношений двух персонажей

  в) характеризует Пугачёва

  г)  подчёркивает кровожадность Пугачёва


8.  Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

  а)  автору

  б)  Екатерине второй

  в) Петруше Гринёву

  г)  Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров

  д) Савельичу


9.  Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

  а) Пугачёв                                     1) оренбургские генералы

  б) Швабрин                                   2) Екатерина вторая

  в) «генералы» Пугачёва               3) Гринёв


10.  Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины                                           г) песни

 б) загадки                                           д)  пословицы, поговорки

 в) сказки                                             е) мифы


11.  Какую главу предваряет собой эпиграф:

                «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

                «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково». (А. Сумароков)

а) «Суд»                                     в)  «Приступ»   д) «Мятежная слобода»

б) «Арест»                      г) «Незваный гость»

12.  Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви

б) проблема чести, долга и милосердия

в) проблема роли народа в развитии общества

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства


13.  Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным

б) послушным, рабски преданным своим господам

в) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком


14.  Отметить верное суждение. Литературный характер – это…

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени

б) художественное изображение человека

в) персональные черты, присущие герою


15.  Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога                             д) кинжал

б) могила                                      е) виселица

в) буря, буран

г) орёл, ворон


16.  Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

а) ум, сметливость

б) лень, бездеятельность

в) удальство, широта натуры

г) склонность к пьянству

д) память на добро, благодарность


17.  Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а) Марии Мироновой

б) Василисы Егоровны

в) Екатерины второй

г) Авдотьи Васильевны

   Ответы:

1-г; 2-б, в, д; 3-а, б, е; 4-а; 5-б, в, г; 6: а-3, б-4,в-1, г-2; 7-б, в; 8-г; 9: а-2, б-3, в-1; 10-в, г, д; 11-д; 12-б; 13-г; 14-а; 15-а, в, г, е; 16-а, в, д; 17-в.















Литература 8 класс

Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



Содержание, структура теста и принцип составления вопросов

Данный тест состоит из 47 вопросов, на которые нужно дать по 1 или несколько ответов. На выполнение теста отводится 45 минут (1 урок).

Все вопросы по своему назначению можно разделить на 2 блока.

Блок №1 (вопросы 2 - 34) – проверяет знание текста (сюжет: события, герои и их поступки).

Блок №2 (вопросы 35 - 47) – проверяет понимание авторского замысла и скрытой авторской позиции (отношение автора к героям, событиям, крестьянскому бунту); умения оценивать поступки героев, выделять проблему произведения из названных, указывать некоторые композиционные приемы, с помощью которых воплощается авторский замысел в художественном произведении.

Блок №1 – 45 баллов.

Блок №2 – 17(18) баллов.

Каждый блок ответов оценивается отдельно.

Перевод баллов в оценку

Менее 50 % - «2»

От 50 – 64 % - «3»

От 65 – 94 % - «4»

От 95 – 100 % - «5»

PS: Возможно, кому-то из учителей этот тест покажется «нудным» (такой подробный «допрос» ученика!), но этот тест я составляла первоначально для ребенка с ДЦП, которому трудно было пересказывать и много говорить, потому что процесс мышления у него замедленный, зато он с увлечением выполнял эту работу, выбирая правильный ответ (при индивидуальном обучении текст нами был прочитан и прокомментирован). Мальчик был рад, когда получил законную пятерку.

Большинство наших учеников тоже испытывает трудности при пересказе, поэтому такой «допрос» даст им возможность показать знание текста. Думаю, что те, кто не читал, а только слышал кое-что на уроке, хотя бы в таком варианте познакомятся с содержанием текста.

Ключ к тесту по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



Блок № 1

Блок № 2

  1. Б

  2. Г

  3. В

  4. Б

  5. А

  6. А Д

  7. Б

  8. В

  9. В

  10. В

  11. Б

  12. В

  13. Г

  14. В

  15. Б

  16. Б

  17. Б

  18. В

  19. 1 – А В Д, 2 – Б Г

  20. А В

  21. В

  22. Б Г

  23. Б

  24. Г

  25. Б

  26. В

  27. В

  28. Г

  29. Б В Г

  30. Г

  31. Б

  32. Б

  33. Б Г

  34. В

  1. А

  2. В

  3. В

  4. Б

  5. В Е

  6. А В

  7. В

  8. Б

  9. Г

  10. Б

  11. (Б) В Г

  12. А Б

  13. В

45 баллов

17 (18) баллов

Перевод баллов в оценку

До 22 б. – «2»

23 – 30 б. – «3»

31 – 44 б. – «4»

45 – 47 б. – «5»

Перевод баллов в оценку

До 8 б. – «2»

9 – 10 б. – «3»

11 – 15 б. – «4»

16 – 17 б. – «5»





Литература 8 класс

Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»



Рекомендации к выполнению теста



Данный тест состоит из 47 вопросов, на которые нужно дать по 1 или несколько ответов. На выполнение теста отводится 45 минут (1 урок).

Внимательно читайте каждый вопрос. Все вопросы по своему назначению можно разделить на 2 блока.

Блок №1 (вопросы 2 - 34) – проверяет знание текста (сюжет: события, герои и их поступки).

Блок №2 (вопросы 35 - 47) – проверяет понимание авторского замысла и скрытой авторской позиции (отношение автора к героям, крестьянскому бунту); умения оценивать поступки героев, выделять проблему произведения из названных, указывать некоторые композиционные приемы, с помощью которых воплощается авторский замысел в художественном произведении.

Блок №1 – 45 баллов. Блок №2 – 17(18) баллов. Каждый блок ответов оценивается отдельно.

Желаем успеха!

Блок №1



1. Укажи автора повести «Капитанская дочка»:

А) М.Ю.Лермонтов

Б) А.С.Пушкин

В) Петр Гринев



2. Какие исторические события положены в основу повести:

А) русско-турецкая война

Б) Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

В) Отечественная война 1812 г.

Г) крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева 1773-1775 г.г.



3. Повествование в повести ведется от 1 лица. Укажи его имя:

А) Савельич

Б) Емельян Пугачев

В) Гринев

Г) Маша Миронова

Д) Швабрин



4. Как звали Гринева:

А) Алексей

Б) Петр

В) Емельян

Г) Василий



5. Кем были родители Гринева:

А) помещиками, имели 300 душ крестьян

Б) крепостными крестьянами

В) городскими чиновниками



6. Кто положительно повлиял на воспитание Гринева, воспитывая в нем честность, искренность, доброту к людям:

А) дворовый дядька Савельич

Б) учителя

В) гувернер француз Бопре

Г) девка Палашка

Д) отец и мать

7. Кого называли недорослем:

А) юношу 19 лет

Б) подростка, не достигшего 16 лет

В) низкорослого человека



8. Сколько лет исполнилось Петру, когда он поехал на службу:

А) 25 лет

Б) 18 лет

В) 16 лет



9. Какой наказ давал Петру отец, отправляя его на службу:

А) Спи подольше, береги свое здоровье.

Б) Побольше гуляй на свежем воздухе.

В) Служи верно, кому присягнешь. На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся.

Г) Будь хорошим мальчикам.



10. Куда поехал служить Петр Гринев:

А) в Петербург

Б) в Оренбург

В) в Белогорскую крепость

Г) в Москву



11. Петр старался следовать наказу отца – поступать в жизни честно.

Укажи первый случай, когда он проявил требовательность к слуге и сохранил свою честь:

А) когда подарил бродяге, спасшему его во время бурана, свой заячий тулуп

Б) когда отдал деньги, проигранные им в бильярд

В) когда отругал Савельича за то, что тот не хотел дать денег



12. Кем оказался впоследствии вожатый, который во время бурана вывел Гринева к постоялому двору:

А) комендантом крепости

Б) Швабриным

В) Пугачевым

Г) попом Гаврилой



13. Что подарил Петр Гринев вожатому в благодарность за оказанную помощь:

А) 100 рублей

Б) лисью шапку

В) медвежью шубу

Г) заячий тулупчик и полтину денег

Д) валенки



14.Как звали коменданта крепости, куда Гринев приехал на службу:

А) Иван Петрович

Б) Павел Иваныч

В) Иван Кузьмич

Г) Кузьма Иваныч





15. Кто такой Алексей Иваныч Швабрин:

А) слуга в доме коменданта

Б) офицер, который служит в крепости

В) комендант крепости

Г) местный поп

Д) брат Гринева



16. Почему Швабрин оказался в Белогорской крепости:

А) приехал в гости к Гриневу

Б) сослан за участие в дуэли и убийство человека

В) пробрался шпионить по приказу Пугачева

Г) приехал по приказу императрицы Екатерины проверить состояние дел в крепости



17. Что явилось причиною ссоры Гринева и Швабрина:

А) не поделили табак

Б) Швабрин оскорбил грязным намеком достоинство Маши Мироновой

В) Гринев взял у Швабрина его шпагу

Г) Швабрин посмеялся над стихами Гринева



18. Как в дуэли проявились характеры героев:

А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету

Б) Гринев попросил прощения у Швабрина

В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик

Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его



19. Кто из героев повести поступил так во время штурма крепости пугачевцами:

(1) вышел за ворота крепости, чтобы сражаться со злодеями - …..

(2) нарушил воинский долг и перешел на сторону Пугачева - ….



А) комендант Иван Кузьмич

Б) Швабрин

В) Петр Гринев

Г) солдаты

Д) Иван Игнатьич



20. Почему Пугачев не помиловал коменданта и Ивана Игнатьича, а Гриневу сохранил жизнь:

А) комендант Иван Кузьмич и Иван Игнатьич отказались присягать на верность Пугачеву

Б) Гринев упал в ноги Пугачеву и просил прошения

В) Гринев отказался присягать Пугачеву, но тот помнил его подарок и простил его

Г) за Гринева заступился Швабрин



21. Захватив Белогорскую крепость и казнив офицеров, Пугачев вечером вызвал к себе Гринева. На вечеринке они разговаривают о прошедшем штурме крепости. Пугачев предлагает Гриневу перейти в его войско или дать обещание не воевать против него. Что ответил на это Гринев:

А) с радостью согласился примкнуть к войску Пугачева

Б) умолял отпустить его

В) отвечает искренне, что не может нарушить воинского долга и даже не обещает не воевать против него

Г) просить заступиться за Машу, и тогда он будет ему служить

22. Как реагирует на эти слова Пугачев:

А) осерчал и приказал казнить Гринева

Б) тронут искренностью Гринева и отпускает его на все 4 стороны со словами: «Казнить – так казнить, миловать – так миловать»…

В) приказал хорошенько высечь Гринева

Г) дарит ему лошадь, шубу и деньги



23. Что ответили генералы в Оренбурге на предложение Гринева освободить Белогорскую крепость от злодеев:

А) дали согласие выступить против Пугачева

Б) решили сидеть в Оренбурге и обороняться от его войск



24. Как Гринев узнал о том, что Швабрин держит Марью Ивановну взаперти и склоняет ее к свадьбе:

А) от проезжих солдат

Б) от девки Палашки

В) из телеграммы Маши

Г) из письма Маши



25. Каким хитрым способом Гриневу удалось освободить Машу из плена Швабрина:

А) он вызвал Швабрина на дуэль и расстрелял его из пистолета

Б) он обратился к Пугачеву с просьбой помочь освободить сироту, которую держит в неволе Швабрин

В) Гринев переоделся в разбойника и выкрал Машу



26.Какую сказку рассказал Пугачев Гриневу при очередной встрече, когда они ехали в крепость освобождать Машу:

а) о курице и петухе

б) об овце и баране

в) о вороне, который живет 300 лет (он ест падаль) и об орле, который живет 30 лет (питается живой кровью)



27. Что имел в виду Пугачев, рассказывая эту сказку:

А) надо питаться мертвечиной, чтобы жить долго

Б) надо пить живую кровь, чтобы прожить 30 лет

В) лучше прожить недолго, но быть свободным, чем жить долго, не в неволе





28. Почему Гринев не понял смысла этой сказки:

А) он плохо его слушал и спал в кибитке, пока они ехали

Б) он думал в это время о своем

В) Пугачев говорил на английском языке

Г) Гринев сам вырос в богатой помещичьей семье и не испытал никакого горя в детстве



29. Как ведет себя Швабрин при вопросе Пугачева о сироте:

А) он обрадовался Пугачеву и пригласил его на свадьбу

Б) он испугался и солгал, что эта девушка – его жена

В) он тянет время и говорит, что потерял ключ от чулана

Г) он упал в ноги Пугачеву и признался, что Маша - капитанская дочка

В) он увез Машу из крепости



30. Как поступил Пугачев, узнав, что Петр скрыл происхождение Маши:

А) разгневался и приказал высечь Гринева

Б) рассердился и приказал казнить Машу

В) приказал Маше выйти замуж за Швабрина

Г) нахмурился, но сказал Гриневу: «Казнить – так казнить, миловать – так миловать. Бери свою красавицу и вези ее куда хочешь»



31. Куда отвез Гринев свою невесту:

А) в Оренбург

Б) к родителям в имение

В) отдыхать в Петербург



32. Что делает Гринев после последней встречи с Пугачевым:

А) остался дома с родителями и Машей

Б) вернулся в армию

В) в благодарность Пугачеву перешел в его армию



33. Почему после разгрома пугачевского бунта Гринев был арестован:

А) он служил на стороне Пугачева

Б) на допросе Швабрин сказал, что Гринев служил Пугачеву

В) Гринев сам сказал, что он дружил с Пугачевым

Г) офицер Зурин сказал, что Гринев ездил к Пугачеву



34. Кто помог освободить Гринева из-под ареста:

А) отец поехал к императрице просить помилования для сына

Б) Швабрин заступился за Гринева

В) Маша поехала к императрице с письмом, чтобы она разобралась в деле Гринева

Г) императрица Екатерина-2 выслушала Марью Ивановну и приказала отпустить Гринева



Блок №2

35. Кто оказал больше помощи и милости Гриневу и Маше:

А) Пугачев

Б) императрица Екатерина 2

В) генералы в Оренбурге



36. Каким изобразил А.С.Пушкин Емельяна Пугачева, руководителя крестьянской войны:

А) только злодеем, жестоким разбойником

Б) только добрым, милосердным человеком

В) жестоким злодеем, который проливал кровь людей, и добрым человеком



37. Как А.С.Пушкин относится к Пугачеву:

А) с презрением (Пугачев – человек из народа)

Б) с ненавистью (Пугачев – жестокий убийца)

В) с симпатией (Пугачев проявил милосердие к Маше и Петру и даже сделал для них больше, чем императрица)

38. Как в повести подготовлено такое отношение Пугачева к Петру:

А) автор сказал сам об этом в начале повести

Б) он включил пророческий сон Гринева о мужике с черной бородой, который назвался посаженным отцом Петра

39. Кто является главными героями повести:

А) Иван Кузьмич

Б) Василиса Егоровна

В) Петр Гринев

Г) Швабрин

Д) Маша Миронова

Е) Пугачев



40. Почему автор назвал свою повесть «Капитанская дочка», хотя Маша не является центральной фигурой:

А) он не мог открыто заявить о своей симпатии к Пугачеву и внести в название тему пугачевского бунта

Б) он хотел выделить роль Маши в повести

В) с ее образом связана проблема милосердия



41. Несмотря на симпатию к Пугачеву, Пушкин подробно описывает жестокость его самого и его товарищей (например, сцена казни в Белогорской крепости). Что он хотел этим сказать:

А) надо сдаться на милость того, за кем сила, тогда не будет крови

Б) чтобы хорошо жить, народ всегда должен бунтовать против правительства

В) народный бунт жесток и бессмыслен



42. Пройдя много испытаний, возмужал ли и сохранил ли Петр Гринев верность долгу и свое честное имя:

А) нет, так как он общался с Пугачевым

Б) да, так как во всех ситуациях и встречах с Пугачевым он открыто говорил о своем воинском долге и не уронил своей чести

В) не всегда, иногда он поступал против совести



43. Кто в повести противопоставлен Гриневу и почему:

А) Пугачев, так как он жесток, а Петр добр

Б) комендант, так как он пожилой, а Петр молодой

В) Маша, так как она женщина, а Петр – мужчина

Г) Швабрин, так как он, как и Гринев, молод, но, не выдержав испытаний, нарушил воинский долг, а Гринев не уронил своего достоинства, сохранил свою честь



44. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении фактов, событий, героев:

А) метафора

Б) контраст

В) гипербола

Г) олицетворение



45. Что нужно человеку, чтобы прожить жизнь честно:

А) много денег и богатых родителей

Б) чтобы с детства его окружали и воспитывали добрые люди

В) иметь твердую волю и самому оценивать свои поступки

Г) быть милосердным к людям, искренним и честным



46. Какие общечеловеческие вечные вопросы (проблемы) волновали автора повести больше всего:

А) милосердие

Б) долг и честь человека

В) любовь

Г) сохранение окружающей среды



47. Эпиграф к произведению или к отдельной его части – это один из способов передачи авторского замысла. Какие слова в качестве эпиграфа ко всей повести включил А.С.Пушкин:

А) не зная броду, не суйся в воду

Б) слово - серебро, а молчание – золото

В) береги платье снову, а честь – смолоду

Г) за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь





Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Уважаемые ученики! Будьте внимательны! На вопросы может быть один или несколько правильных ответов!

Глава №1 "Сержант гвардии"

1.     Назовите отца главного героя.

А) Петр Андреевич Гринёв   Б) Андрей Петрович Гринёв  В) Алексей Андреевич Гринёв

2. Назовите воинское звание отца.

А) генерал-майор   Б) подполковник    В) премьер-майор

3. Назовите главного героя романа.

А) Пётр Андреевич Гринёв  Б) Григорий Петрович Гринёв   В) Пётр Алексеевич Гринёв

4. Сколько детей было в семье Гринёвых?

А)12   Б) 14   В) 9

5. В какой полк был записан главный герой?

А) Преображенский       Б) Семёновский

6. Чему научил главного героя Савельич?

А) математике    Б) рассказал о борзом кабеле    В) русской грамоте

7. Кто стал следующим учителем главного героя?

А) немец Пауль     Б) француз Бопре     В) англичанин Пьер

8. Кем он был у себя на родине?

А) продавцом    Б) дворником    В) парикмахером

9. Какие склонности были у учителя?

А) любил петь     Б) любил выпить   В) волочился за женщинами

10. Чему научил новый учитель мальчика?

А) говорить по-французски    Б) ничему    В) говорить по-немецки

11. Чему научил мальчик учителя?

А) танцевать русские танцы    Б) скакать на лошади    В) болтать по-русски

12. За что был изгнан учитель?

А) за воровство  

Б) за пьянство  

В) за соблазнение прачки Палашки и коровницы Акульки

13. Кого в те времена называли недорослем?

А) молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия

Б) людей не способных к обучению  

В) людей маленького роста

14. Сколько лет было главному герою?

А) 15    Б) 16   В) 17

15. Какое важное решение принял отец после неудачного обучения своего сына?

А) отправить его в городскую гимназию

Б) отправить его в Москву к родственникам

В) отправить его на военную службу

16. Как сын отреагировал на решение отца?

А) разревелся   Б) обрадовался  В) замкнулся в себе

17. В какой город отправили героя?

А) в Москву    Б) в Петербург   В) в Оренбург

18. Какой пословицей проводил отец сына из родительского дома?

А) жить – Родине служить  Б) береги платье снову, а честь смолоду

В) без труда не вынешь и рыбку из пруда

19. С кем он познакомился в трактире города Симбирска?

А) Василием Петровичем Зверевым   

Б) Николаем Ивановичем Зориным

В) Иваном Ивановичем Зуриным

20. Сколько денег он проиграл ротмистру?

А) 50 рублей    Б) 75 рублей    В) 100 рублей

21. Какие плохие поступки еще совершил герой?

А) напился   Б) подрался В) оскорбил участников игры?

22. Какие поучительные слова сказал ему Савельич?

А) пить – себе вредить  

Б) пьянство до добра не доведет

В) человек пьющий, ни на что не годится

Ответы к тесту по главе №1

1.     Б,  2.     В,  3.     А,  4.     В,  5.     Б, 6.     Б, 7.     Б, 8.     В, 9.     Б, В. 10.Б, 11.В,

12.Б, В, 13.А, 14.В, 15.В, 16.Б, 17.В, 18.В, 19.В, 20.В, 21.А, 22.В

Критерий оценивания

«5» 20-22 балла

«4» - 17 - 19

«3»  - 12- 16

«2» - 11 и менее

Тест по главе №7 «Приступ»

1. Какие чувства одолевали П. А. Гринёва?

А) страх перед будущим;  

Б) нетерпеливое ожидание опасностей;

В) сладостные надежды на отношения с Машей;

 Г) чувство благодарного честолюбия.

2. Чем была окружена крепость?

А) валом – возвышением, образованным природой;

Б) частоколом;   

В) глубоким, залитым водой рвом.

3. С каким донесением прибыл капрал к П. А. Гринёву?

А) что около крепости разъезжают неведомые люди;

Б) о том, что Пугачёв вошёл в крепость;

В) о том, что войско Пугачёва начало приступ соседней крепости.

4. Кто были эти люди?

А) казаки;  

Б) татары;   

В) русские;

 Г) башкиры, которых легко можно было распознать по рысьим шапкам и по колчанам; 

5. Каким было войско Пугачёва?

А) небольшая шайка вооружённых людей;

Б) конные толпы и вся степь, усеянная множеством людей;

В) сотня людей, вооружённая луками и стрелами.

6. Как произошёл захват крепости?

А) гарнизон во главе с Иваном Кузьмичом дрались отчаянно, бой шёл долгий и кровопролитный;

Б) войско Пугачёва без единого выстрела захватило крепость;

В) гарнизон солдат не тронулся с места, за крепостным валом оказались только комендант Иван Игнатьич и Гринёв, мятежники ворвались в крепость, гарнизон бросил ружья.

7. Как вели себя жители крепости?

А) встречали мятежников хлебом и солью;

Б) попрятались по домам, на улицах не было ни души;

В) оборонялись, кто, чем мог;

8. Как погиб комендант крепости?

А) просил о пощаде, но был расстрелян;

Б) сначала был ранен в голову, назван Пугачёвым вором и самозванцем, затем был повешен;                    В) был убит в бою.

9. Кто спас Петра Андреевича Гринёва?

А) Савельич просил помиловать барского дитя;

Б) Пугачёву стало жалко молодого офицера;

В) Швабрин назвал Гринёва своим другом и просил его помиловать.

10. Как поступил Алексей Иванович Швабрин?

А) до последнего был со своим гарнизоном, не присягнул на верность Пугачёву;

Б) где-то спрятался, никто не знал где он;

В) перешёл на сторону мятежников, был острижен в кружок, одет в казацкий кафтан.

11. Как мятежники расправились с Василисой Егоровной?

А) вытащили на крыльцо растрёпанную и раздетую донага, молодой казак зарубил её саблей;  

Б) была повешена;    

В) была расстреляна.

Ответы по 7-ой главе

1.     Б, В, Г, 2.     А, Б, 3.     А, 4.     Г, 5.     Б, 6.     В, 7.     А, 8.     Б, 9.     А, 10.В, 11.А, 12.А

Критерий оценивания

«5» -11 -12

«4» -9-10

«3» - 7 - 8

«2» - 6 и менее



Тест по главе №14 "СУД"

1. Как решил вести себя П. А. Гринев перед судом?

А) ничего не объяснять, так как все равно не поверят;  Б) объявить сущую правду;

В) отрицать свое знакомство с Пугачевым.

2. В какой город привезли П. А. Гринева?

А) Казань    Б) Оренбург    В) Петербург

3. Кто оказался «главным доносителем»?

А) А. И. Швабрин;    Б) И. И. Зурин;   В) Архип Савельич.

4. Какие изменения произошли во внешности «доносителя»?

А) был чисто выбрит, одет в новый мундир;  Б) был ужасно худ и бледен; 

В) побрит наголо, одет в лохмотья, на лице огромные кровоподтеки;

Г) волосы, недавно черные, как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

5. В чем обвинил А. И. Швабрин Гринева?

А) в том, что П. А. Гринев был шпионом,  засланным в Оренбург;

Б) в том, что он разрушил его жизнь, разлучив его с Машей;

В) в том, что помогал Е. Пугачеву губить своих товарищей;

Г) в том, что П. А. Гринев выдал Пугачеву Машу Миронову – капитанскую дочку;

Д) в том, что П. А. Гринев передавал письменные известия Е. Пугачеву о всех событиях происходивших в осажденном Оренбурге.

6. Как родители П. А. Гринева приняли Машу?

А) радушно, искренно привязались, полюбили ее;   Б) сдержанно, молчаливо;

В) грубо, всячески показывая ей, что она здесь лишняя.

7. Какой приговор был вынесен П. А. Гриневу государыней?

А) казнить;   Б) оправдать;  В) сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

8. Что решает делать Маша?

А) ехать в Петербург, попытаться спасти Петра Андреевича;

Б) уехать в Белогорскую крепость, чтобы не быть обузой для родителей Петра Андреевича;

В) уехать в Москву к дальним родственникам, надеясь там найти приют и успокоение.

9. Как выглядела женщина, которую Маша встретила в саду утром?

А) молодая, в ярко-красном наряде, роскошной розовой шляпе;

Б) дама лет сорока, в белом платье, ночном чепце, душегрейке; лицо полное и румяное, а голубые  глаза и легкая улыбка имели прелесть необыкновенную;

В) пожилая женщина, с дряблым морщинистым лицом, колкими, злыми глазами; неопрятно одетая.

10. Почему императрица решила остаться неузнанной?

А) чтобы узнать всю правду от Маши о П. А. Гриневе;

Б) стеснялась своего утреннего наряда;

В) не сочла нужным представляться простой девушке.

11. Какое решение приняла императрица?

А) не менять своего решения, привести приговор в исполнение; 

Б) признать невиновность жениха Маши;    

В) решила оставить Гринева при царском дворе.

12. Как была решена судьба Маши?

А) императрица пообещала побеспокоиться о ее состоянии, за заслуги ее отца – капитана Миронова;   

Б) императрица предложила ей остаться при царском дворе;

В) императрица предложила уехать в Белогорскую крепость и забыть о Гриневе.

13. Чем закончилась повесть «Капитанская дочка»?

А) П. А. Гринев женился на Марье Ивановне; потомство их благоденствует в Симбирской губернии; 

Б) П. А. Гринев уехал в неизвестном направлении, никому ничего не сказав;   

В) П. А. Гринев и Маша решили расстаться, так как все пережитое будет мешать им стать счастливыми.

14. Как решилась судьба Е. Пугачева?

А) был убит в бою; 

Б) был казнен, голова мертвая и окровавленная была показана народу; 

В) странным образом бежал из-под стражи, больше  никто, никогда его не видел.

Ответы по 14-ой главе.

1.     Б, 2.     А, 3.     А, 4.     Г, Б, 5.     А, Д, 6.     А, 7.     А, 8.     А, 9.     Б, 10.А, 11.Б, 12.А,

13.А, 14.Б

Критерий оценивания

«5» - 14- 13

«4» - 11-12

«3» - 8 - 10

Тест по главе №12 "СИРОТА"

1. Как вел себя Швабрин при встрече с Пугачевым и Гриневым?

А) помог Пугачеву вылезти из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие;

Б) услышав колокольчик приближающейся кибитки, спрятался, боясь показаться Пугачеву на глаза;

В) увидев Гринева, смутился, но вскоре оправился, протянул ему руку;  Г) упал на колени и стал просить у Пугачева, пощадить его.

2. Какой увидел Машу Гринев?

А) избитая она лежала в чулане, одежда была изодрана в клочья;

Б) на полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами;

В) Маша сидела на кровати в своей комнате, в красивом ярком платье, но с очень грустными глазами.

3. Из-за чего омрачился Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева и Маши?

А) Швабрин сообщил ему, что П. А. Гринев его обманывает в том, что Маша не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова;

Б) потому что Маша при виде его упала без чувств;

В) оттого что в Белогорской крепости царил беспорядок, пьянство.

4. Какое решение принял Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева  и Маши?

А) приказал Швабрину держать их под караулом до его возвращения;  Б)приказал ехать с ним служить ему верой и правдой; В) отпустил их и пожелал им совета да любви.

5. У П. А. Гринева появилось огромное желание: А) уехать с Пугачевым в его войско в знак благодарности за его сочувствие к нему и Маше;

Б) пламенно желал вырвать Пугачева из среды злодеев, которыми он руководил и спасти его грешную душу;

В) расстаться с этим ужасным человеком и больше никогда не встречать его на своем жизненном пути.

Ответы по 12-ой главе

1.     А, В, 2.     Б, 3.     А, 4.     В, 5.     Б

Критерий оценивания

«5» - 6

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3 и менее

ТЕСТ по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс

Вариант 1.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман

Б. Историческая хроника

В. Историческая повесть


2. В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке В. В 16 веке

Б. В 18 веке Г. В начале 19 века


3. Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

В. Казань Е. Симбирск


4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV


5. Произведение « Капитанская дочка » написано в форме:

А. Рассказа Петра Гринёва автору

Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны


6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

Произведения (7 персонажей): 

Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Иван Ивановна

Алексей Игнатьевич

Пётр Иванович


7. Назвать узловые моменты повести. 

А. Детство Гринёва

Б. Буран

В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича

Д. Встреча Маши и императрицы


8. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринёв


9. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы

Б. Сопоставления

В. Взаимодополнения


10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина


11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

 А. «Суд» Б. «Арест»  В. «Приступ»   Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»


12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. 

А. Эпиграф предваряет появление героя

Б. Эпиграф раскрывает содержание главы

В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы


Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». 

А. Проблема любви 

Б. Проблема чести, долга, милосердия

В. Проблема роли народа в развитии общества

Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства.


2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе


3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова

Б. Швабрин – Гринёв

В. Пугачёв – Гринёв


4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет: 

А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике

Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)

В. Сцена на военном совете


5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это:

А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира


6. Каким показан в произведении Савельич? 

А. Забитым, безгласным крепостным

Б. Послушным, рабски преданным своим господам

В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 


7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. 

А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б. Они предопределяют участь героев

В. Они придают занимательность сюжету

Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века


8. А. С. Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачёва. 

Объяснить, почему в повести нет таких описаний.


ТЕСТ по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс

Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Отметить верное суждение.

А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

Б. « Капитанская дочка » - мемуары

В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары


2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

А. В начале 18 века В. В середине 19 века

Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века


3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»

Б. «Береги честь смолоду»

В. «Незваный гость хуже татарина»


4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург

Б. Бердская слобода

В Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния


5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

А. Автора В. Андрея Петровича Гринёва

Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей


6. Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

А. Пугачёв В. князь Голицын Д. Екатерина I

Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II


7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

А. Корнет В. Прапорщик

Б. Поручик Г. Сержант


8. В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей:

А. Семья Петра Гринёва

Б. Семья капитана Миронова

В. Швабрин


9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. 

А) «Сержант гвардии»

В) «Пугачёвщина»

Б) «Незваный гость»

Г) «Вожатый»


10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»? 

А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II  Г) Петру Гринёву


11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

А. Маши Мироновой    Б. Василисы Егоровны     В. Екатерины II    Г. Анны Власьевны


12. « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина


Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это

А. Единственный женский персонаж произведения 

Б. Идейный и художественный центр произведения

В. Возлюбленная Петра Гринёва 

Г. Дочь погибшего русского офицера


2. Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2) страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7) честь


3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич


4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.


5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа


6. Какие черты русского национального характера показаны  А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? 

А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры

Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность


7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? 

А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.


8. Указать, какие жанры устного народного творчества использует в романе А. С. Пушкин и почему.







Правильные ответы на тест по «Капитанской дочке»

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл


Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

6. Д

7. В

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 

4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 

5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 

6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 

7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 

8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. 

Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов








Вариант 2.

Уровень 1. 

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 

2. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 

4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 

6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 

7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл


Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 

2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 

4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 

5.Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

2. Г

3. А

4. Б 

6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 

8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. 

Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов


Итоговая оценка работы


Менее 15 баллов

Тема не усвоена («2»)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно («3»)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо («4»)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью («5»)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично («5»)

ТЕСТ по «Капитанской дочке»

1. Укажите годы жизни А. С. Пушкина:

1) 1801-1825 2) 1799-1838 3) 1799-1837 4) 1789-1837

2. Укажите жанр произведения«Капитанская дочка»:

1) роман 2) историческая хроника 3) повесть

3. Главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка» - проблема 

1) любви 2) дружбы 3) чести 4) взаимопонимания

4. Повествование в произведении ведётся от лица:

1) автора 2) Гринёва 3) нескольких персонажей

5. Укажите, какая пословица служит эпиграфом к «Капитанской дочке»:

1) «Назвался груздем, полезай в кузов»

2) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива

3) «Береги честь смолоду»

4) «Береги честь смолоду, а платье снову»

6. Какие реальные исторические лица действуют в произведении «Капитанская дочка»?

1) Николай I и Емельян Пугачёв 2) Степан Разин и Александр I

3) Екатерина II и Степан Разин 4) Екатерина II и Емельян Пугачёв

7. В какой губернии находилось имение Гринёва?

1) Саратовской 2) Симбирской 3) Казанской 4) Орловской

8. Петр Гринёв был записан на военную службу:

1) по достижении совершеннолетия 2) сразу после рождения 3) до рождения

9. Савельича, «дядьку» Гринёва, звали:

1) Осип 2) Архип 3) Тарас 4) Иван

10. Петра Гринёва решили отправить на военную службу по достижении им:

1) 16 лет 2) 18 лет 3) 20 лет 4) 22 лет

11. Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения русского выражения:

1) «Береги честь смолоду»

2) «Держать в ежовых рукавицах»

3) «Работать спустя рукава»

4) «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»

12. Швабрин был переведён из гвардии в Белгородскую крепость за:

1) дуэль 2) мошенничество 3) воровство 4) пьянство

13. Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина:

1) карточный долг 2) оскорбление, нанесённое Маше Мироновой

3) нечестная игра в бильярд 4) стихи, написанные Петром Гринёвым

14. Сообщение об участии Гринёва в дуэли его родители получили от:

1) Савельича 2) Швабрина 3) Маши Мироновой 4) капитана Миронова

15. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

1) оборонительно 2) наступательно 3) путём подкупа

16. Куда уехала Маша Миронова перед штурмом Белгородской крепости?

1) осталась в крепости 2) в Москву 3) в Петербург 4) в Оренбург

17. От пугачёвцев Машу Миронову прятала:

1) её мать 2) попадья 3) служанка

18. Укажите, какую пословицу на страницах повести употребляет Пугачёв?

1) «Господь не выдаст – свинья не съест»

2) «Долг платежом красен»

3) «Конь и о четырёх ногах, да спотыкается»

4) «С лихой собаки хоть шерсти клок»

19. Укажите название любимой песни Пугачёва:

1) «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»

2) «Дубинушка»

3) «Вниз по матушке по Волге…»

4) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь…»

20. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

1) противопоставления 2) сопоставления 3) взаимодополнения



ОТВЕТЫ:

1. 3

2. 3

3. 3

4. 1

5. 3

6. 4

7.

8. 

9. 1

10.

11. 2

12. 1

13. 4

14. 2

15. 1

16. 1

17. 2

18. 2

19. 1

20. 1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс