Комплексная работа с текстом (в форме ГИА)
(1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.
(6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие
(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.
(10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Озаглавьте текст.
Определите стиль и тип речи.
Выполните задания к тексту. Ответы запишите.
B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.
Ответ: ________________________
В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Ответ: ______________________________________
В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.
Ответ ____________________
В4. Составьте схему 4-го предложения.
В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10.
В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. ______________________________________________________
Закрепление
1. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1. Я за ним и в огонь и в воду.
2. Метель становилась все сильнее и сильнее и снег шел сухой и мелкий.
3. Ждем не дождемся солнечных денечков.
4. Слышны смех и говор и плескание купающихся.
2. Найди обобщающее слово:
1. Все было привлекательно: небо, и озеро, и пасмурные дали, и остров.
2. В вещевой мешок уложили все: продукты, мыло, зубную щетку, иголку с нитками.
3. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
4. В сыром туманном воздухе слышны разнообразные звуки: скрип ворот, топот, мычание.
5. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.
6. Ни суровый климат, ни густые леса, ни болота – ничто не пугало натуралистов.
7. И зимой, и летом, и осенью, и весной – во все времена года нужно заниматься спортом.
8. В наших лесах растут ель, сосна, береза, дуб, осина – разные смолистые и лиственные деревья.
3. Расставьте знаки препинания:
1. Там стены воздух все приятно.
2. Дети старики женщины все смешалось в живом потоке.
3. В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
4. Ни голоса ни песни ни лай собак ничто не нарушало ночной тишины.
5. Все звери попрятались в свои жилища медведи волки лисы.
6. Там стены воздух все приятно.
7. Дети старики женщины все смешалось в живом потоке.
8. В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
9. Ни голоса ни песни ни лай собак ничто не нарушало ночной тишины.
10. Все звери попрятались в свои жилища медведи волки лисы.
4. Укажи предложения с пунктуационной ошибкой, исправь ее:
В степи, за рекой, за дорогой: везде было пусто.
Нагнулся старый атаман и стал отыскивать свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга.
Из-под сена виднелись разные предметы – самовар, кадка и еще кое-какие коробочки.
5. Ничто: ни телевидение, ни кино не восполнят вам того, что может дать книга.
6. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика, то разгулье удалое, то сердечная тоска.