СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Общество как социальный институт" 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое тестирование по теме "Общество как социальный институт" для теметического контроля в 10-11 классе

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Общество как социальный институт" 10-11 класс»

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВАРИАНТ 1

_______________________________________________________________________


  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Искусство

Отражение мира и человека в художественных образах

...

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

Ответ: _______________________

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Система образования, образовательные учреждения, цели образования, функции образования в обществе, образовательные программы.

Ответ:____________________________________.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются функциями современного образования.

1) Передача ценностей господствующей культуры 2) средство социализации личности

3) средство социального контроля 4) интернационализация

5) формирует определенные ценности информатизация 6) идеологизация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ____________

  1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

Ответ: ___________________

  1. Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ТЕНДЕНЦИЯ

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

1) гуманизация

2) интернационализация

3) информатизация

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


Ответ: _________________

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Систему _______(А) можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд ____ (Б).

____ (В) – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала. ____ (Г) – увеличение учебного времени, отводимого на изучение социальногуманитарных дисциплин; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и ____ (Д); хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и ____ (Е) грамотность человека.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) тенденция

2) признак

3) элитарная

4) юридическая

5) интерес

6) гуманизация

7) специальность

8) образование

9) гуманитаризация

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Ответ: ______________________.

  1. Прочитайте текст и выполните задания 7.1-7.3

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

Н. Смелзер

    1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

    2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которое было призвано решать образование в XIX-XX вв. Назовите их. Используя знания обществоведческого курса, объясните какой смысл вкладывают в понятие «образование».

    3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «образование»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ;

— одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)



ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВАРИАНТ 2

_______________________________________________________________________


  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕНДЕНЦИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Гуманизация образования

Ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала

... образования

Ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками

Ответ: ___________________________

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Непрерывность, гуманизация, интернационализация, образование, компьютеризация, гуманитаризация.

Ответ: ___________________

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

1) гуманитаризация 2) догматизация 3) гуманизация

4) интернационализация 5) информатизация 6) идеологизация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _______________

  1. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов 2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика 4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) особое внимание нравственному воспитанию 6) компьютеризация образовательного процесса

Ответ:____________________

  1. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ: _____________________

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Вторую половину XX в. называют эпохой культурной и образовательной ____________(А), так как образование становится ключевым фактором общественного ____________(Б). Современная система образования –многоступенчатая, дифференцированная (начальное, среднее, высшее) система, плюс возможности непрерывно обновлять и улучшать полученное образование. Образование – основной фактор ____________(В), духовного и интеллектуального развития.

Социальный _____(Г) человека в современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования. Распространение информационных технологий оказывает влияние на школьное и вузовское обучение. В современном мире требуется компьютерно грамотный работник, и образование должно играть решающую роль в выполнении этой задачи.

Западные социологи пишут о _____(Д) рынке высшего образования, имеются в виду, в первую очередь, новые возможности сотрудничества между студентами, а также научными и образовательными учреждениями по всему земному шару. Студенты могут получить доступ к различным библиотекам, научные работники с помощью электронной почты могут обсуждать вопросы, связанные с научной деятельностью. Следует отметить возможности обучения при помощи Интернета и появления «е-университетов». Речь идёт о ______(Е) обучении, что значительно повышает возможности приобрести высшее образование.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) прогресс

2) разделение

3) социализация

4) революция

5) национальный

6) гуманитарный

7) глобальный

8) статус

9) дистанционный

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Ответ: ______________________

  1. Прочитайте текст и выполните задания 7.1-7.3.

Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – "футуршок" – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

(К. К. Колин)

    1. Какую роль в современном образовании отводит автор идее опережающего образования? Какие две составляющие этой идеи называет автор?

    2. Какое новое направление развития культуры называет автор? Какие задачи он ставит перед этим направлением? Назовите две задачи. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите любую тенденцию развития современной культуры, не названную в тексте.

    3. Какие тенденции современного образования, связанные с задачами нового направления культуры, названного автором, указаны в тексте? Назовите две тенденции. С опорой на текст и обществоведческие знания обоснуйте связь каждой из них с задачами этого направления.

  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «образование»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ;

— одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)




Ответы

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1

образование

1

гуманитаризация

2

система образования

2

образование.

3

4,6

3

26

4

456.

4

345.

5

13213

5

11221.

6

8, 1, 6, 9, 7, 4

6

413879.

7.1

В ответе должны быть указаны следующие изменения:

— демократическая революция;

— промышленная революция;

— становление самого института образования


7.1

. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. ответ на вопрос:

— автор считает, что идея опережающего образования является одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации.

2. указаны составляющие:

— обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально — экономических факторов;

— своевременно подготовить людей к будущему.

7.2

1) В ответе должны быть указаны следующие задачи:

— повысить грамотность будущих избирателей;

— обеспечить равенство социальных возможностей;

— подготовить квалифицированных работников.

2) Дано объяснение смысла понятия, например:

— образование — это социальный институт в рамках которого осуществляется усвоение и ретрансляция (передача) знаний, умений, навыков, культурных ценностей, социализация людей.


7.2

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:

1. названо направление:

— информационная культура.

2. указаны задачи:

— информационная культура должна дать человеку информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации;

— информационная культура должна предоставить человеку новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

3. названа тенденция:

— тенденция достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

7.3

1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:

— семья;

— армия;

— церковь.

2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:

— институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;

— институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству

7.3

В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:

1. названы две тенденции:

— гуманизация;

— информатизация.

2. приведены обоснования:

— важность формирования высокой личной информационной культуры напрямую связана с тенденцией гуманизации, так как эта тенденция обеспечивает пристальное внимание к индивидуальным потребностям обучающихся, а также применение новых, нестандартных подходов к образованию, в том числе с помощью информационных технологий;

— формирование информационной культуры обеспечивается в том числе ростом компьютерной грамотности, основы которой закладываются в школе

8

1. Смысл понятия, например: это целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. Одно предложение с информацией об уровнях образования в РФ, опирающейся на знание курса,

например: на данный момент в РФ установлены следующие уровни общего образования — начальное общее, основное общее и среднее общее образование; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ.)

3. Одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования с опорой на знание курса, например: гуманизация образования характеризует направленность образования на становление личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.

8

1. Смысл понятия, например: это целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. Одно предложение с информацией об уровнях образования в РФ, опирающейся на знание курса,

например: на данный момент в РФ установлены следующие уровни общего образования — начальное общее, основное общее и среднее общее образование; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ.)

3. Одно предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций современного образования с опорой на знание курса, например: гуманизация образования характеризует направленность образования на становление личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление внимания в сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!