Тест по творчеству А.Н.Островского
1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
2. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856) года сотрудничал А.Н.Островский:
1. «Москвитянин»
2. «Отечественные записки»
3. «Современник»
4. «Библиотека для чтения»
3.Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:
1.Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа
2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа
3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
4.Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза»:
1.Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий
2.Пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям
3.Пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города Калинова
5.К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):
1.Комедия
2.Драма
3.Трагедия
4.Лирическая комедия
5.Трагикомедия
6. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:
1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв
4.Это конфликт между Тихоном и Катериной
7. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
1.Заинтриговать читателя
2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
3.Создать образ мира, в котором живут герои
4.Замедлить сценическое время
8. Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:
1.Кулигин
2.Шапкин
3.Дикой
4.Борис
5.Варвара
9. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:
1.Борис и Катерина
2.Катерина и Тихон
3.Дикой и Кабаниха
4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина
5.Борис и Тихон
10. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:
1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию
2.Борис лишь внешне отличается от Тихона
3.Борис очень резко отличается от Тихона
11. Островский использовал многие литературные приёмы, введённые в драму его предшественниками. Можно утверждать, что писатель объединил в пьесе «Гроза» реализм и:
1.Романтизм
2.Классицизм
3.Сентиментализм
12. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
2.Кудряш
3.Варвара
4.Борис
5.Катерина
13. Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» ( «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»):
1.Феклуша
2.Кулигин
3.Кудряш
4.Борис
5.Катерина
14. Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
1.Автор не хотел обидеть жителей реального города
2.Автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные
3.Автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни
4.Автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова
15. Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой
2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»
3.Чтобы оживить пьесу
4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества
16. Какой литературный критик наиболее полно (статья «Тёмное царство») охарактеризовал «самодурство» как социальное явление?
1.Н.Г.Чернышевский
2.Д.И.Писарев
3.А.И.Герцен
4.А.И.Гончаров
5.Н.А.Добролюбов
17. С.П.Дикой однажды признался М.И.Кабановой, что «мужику в ноги кланялся… тут на дворе, в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся». Что же заставило Дикого просить у мужика прощения?
1.Дикой почувствовал себя неправым
2.Мужик разжалобил Дикого
3.Угрызения совести – зря человека обидел
4.Страх перед наказанием Божьим
18. Какая сцена в пьесе «Гроза» даёт ключ к пониманию всего произведения (по Добролюбову)?
1.Сцена свидания Катерины и Бориса в саду
2.Сцена с ключом (Катерина и Варвара)
3.Сцена, в которой Тихон оплакивает умершую Катерину
4.Сцена признания Катерины в совершённом грехе
5.Сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом
19. Каково значение образа Феклуши в пьесе «Гроза»?
1.Пародия на «странничество»
2.Углубление характеристики «тёмного царства»
3.Феклуша как антипод М.И.Кабановой
4.Феклуша – протестующая против самодурства личность
20. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано:
1.Различием во взглядах: Писарев был либералом, Добролюбов – демократ
2.Изменением обстановки в России: статья Писарева была написана в 1864 году, после спада революционной ситуации
3.Непониманием Писаревым идеи произведения
21. К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?
1.Дворяне
2.Мещане
3.Крестьяне
4.Купцы
5.Разночинцы
22. Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
4.Желание уехать с Борисом
23. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:
1.Кулигин
2.Марфа Игнатьевна
3.Катерина
4.Тихон
5.Борис
24. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:
1.Расставание Катерины и Тихона
2.Признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу
3.Встреча с Борисом
4.Прощание с Борисом
5.Эпизод с ключом
Ответы
1 - 2 13. – 2
2. – 1 14. – 3
3. – 1 15. – 2
4. – 3 16. – 5
5. – 2 17. – 4
6. – 3 18. – 3
7. – 3 19. – 2
8. – 4 20. – 2
9. – 4 21. – 4
10. –2 22. – 3
11. –2 23. – 3
12. – 5 24. – 2
Использованная литература
1.Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы. Подготовка к экзаменам. Вторая половина XIX века. 10 класс. М.: «Издат-Школа», 1998
2.Тесты. Литература. 9-11 классы. М.: «Дрофа»,1997