СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест «Уровень субъективного контроля».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: диагностика экстернальности – интернальности.

С помощью теста УСК осуществляется измерение локус-контроля личности в различных сферах жизнедеятельности (интернальность в области достижений, в области межличностных отношений, в области производственных отношений и т.д.).

Полученные результаты могут быть представлены в виде профиля субъективного контроля.

УСК используется в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и в групповой психотерапии.

Просмотр содержимого документа
«Тест «Уровень субъективного контроля».»

Тест «Уровень субъективного контроля».

Цель: диагностика экстернальности – интернальности.

С помощью теста УСК осуществляется измерение локус-контроля личности в различных сферах жизнедеятельности (интернальность в области достижений, в области межличностных отношений, в области производственных отношений и т.д.).

Полученные результаты могут быть представлены в виде профиля субъективного контроля.

УСК используется в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и в групповой психотерапии.

Ход исследования: испытуемому предлагается бланк методики и инструкция, при необходимости даются некоторые пояснения.

Оборудование: бланк для ответов, текст опросника.



























Описание шкал.


1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своём продвижении и т.д.

Низкий показатель указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению – невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокие показатели по данной шкале – человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.

Низкие показатели – испытуемый не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнёров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели по Из свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за своё здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Человек с низкими показателями по Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действий других людей, прежде всего врачей.


Уровень субъективного контроля.


Инструкция: выразите, пожалуйста, своё согласие или несогласие с каждым из следующих утверждений:

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая, и если уж суждено кому-нибудь заболеть, то с этим уже ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно принимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчинённых, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то, в общем, верю в то, что смогу их осуществить.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить совместную жизнь, у них всё равно ничего не получится.

15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперёд, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своём деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

30. Иногда бывает трудно понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи того, что хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, а не я.

34. Ребёнка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.

43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов.


Полученные данные обрабатываются с помощью ключа.

Ключ.


Название шкал

Ответ «+»

Ответ « – »

1

Ио

2,4,11,12,13,15,16,17,19,20,22,25,27,29,31,32,34,36,37, 39,42,44

1,3,5,6,7,8,9,10,14,18,21,23,24,26,28,30,33,35,38,40,41,43

2

Ид

12,25,27,32,36,37

1,5,6,14,26,43

3

Ин

2,4,20,31,42,44

7,24,33,38,40,41

4

Ис

2,16,20,32,37

7,14,26,28,41

5

Ип

19,22,25,42

1,9,10,30

6

Им

4,27

6,38

7

Из

13,34

3,23


За каждый совпадающий с ключом ответ испытуемому приписывается 1 балл.

Интерпретация:

Тестовые нормы: по шкале Ио: 0 – 11 экстернальный локус контроля,

12 – 32 средний уровень развития субъективного контроля,

33 – 44 интернальный локус контроля.

По шкале Ид: 0 – 3 экстернальный локус контроля,

4 –8 средний уровень развития субъективного контроля,

9 – 12 интернальный локус контроля.

По шкале Ин: 0 – 3 экстернальный локус контроля,

4 –8 средний уровень развития субъективного контроля,

9 – 12 интернальный локус контроля.

По шкале Ис: 0 –2экстернальный локус контроля,

3–6 средний уровень развития субъективного контроля,

7–10 интернальный локус контроля.

По шкале Ип: 0 –2экстернальный локус контроля,

3–5 средний уровень развития субъективного контроля,

6–8 интернальный локус контроля.

По шкале Им: 0 –2 экстернальный локус контроля,

3–4интернальный локус контроля.

По шкале Ин: 0 –2экстернальный локус контроля,

3– 4 интернальный локус контроля.







Интерпретация.


Людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение. Экстернальность кореллирует с тревожностью, депрессией, психическими заболеваниями. Экстерналы никогда не исключают возможность неудачи, поэтому они легче адаптируются к поражениям. Они более самокритичны. Предпочитают руководителей с авторитарным стилем управления. Лучше работают под наблюдением.

Интерналы менее склонны подчиняться давлению других, сильнее реагируют на утрату личной свободы. Активнее ищут информацию, более уверены в себе. Лучше работают в одиночестве, больше довольны руководителем тогда, когда у них есть возможность участвовать в принятии решений. Лучше работают, если у них самостоятельный участок работы, постоянный контроль их фрустрирует. В присутствии посторонних продуктивность снижается, возрастает тревожность.

Более популярны, более благожелательны. Проявляют большую терпимость по отношению к людям. В ситуации, когда успешность деятельности зависит от умений, способностей и мастерства, неудача неприемлема для интерналов. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью реального и идеального образа «Я». Склонны забывать или не воспринимать информацию, угрожающую их самооценке. Более активная позиция по отношению к своему здоровью. Они меньше удовлетворены количеством и качеством информации, предоставляемой им медиками, зато больше знают о своей болезни и способах её лечения. Чаще обращаются за профилактической помощью.

Интерналам больше нравятся интерналы.

И экстерналы, и интерналы считают, что более счастливы и больше нравятся себе люди с интернальным локусом контроля. Интернальность является социальной ценностью.

















Бланк для ответов.



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1



12



23



34



2



13



24



35



3



14



25



36



4



15



26



37



5



16



27



38



6



17



28



39



7



18



29



40



8



19



30



41



9



20



31



42



10



21



32



43



11



22



33



44





Бланк для ответов.



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1



12



23



34



2



13



24



35



3



14



25



36



4



15



26



37



5



16



27



38



6



17



28



39



7



18



29



40



8



19



30



41



9



20



31



42



10



21



32



43



11



22



33



44














Ключи.

Ио



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1


12


23


34


2


13


24


35


3


14


25


36


4


15


26


37


5


16


27


38


6


17


28


39


7


18


29


40


8


19


30


41


9


20


31


42


10


21


32


43


11


22


33


44





Ключи.

Ид



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1


12


23



34



2



13


24



35



3



14



25



36


4



15


26


37


5


16



27


38



6


17



28



39



7



18



29



40



8



19



30



41



9



20



31



42



10



21



32


43


11



22



33



44












Ключи.

Ин



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1



12



23



34



2


13



24


35



3



14



25



36



4


15



26



37



5



16



27



38


6



17



28



39



7


18



29



40


8



19



30



41


9



20


31


42


10



21



32



43



11



22



33


44










Ключи.

Ис



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1



12



23



34



2


13



24



35



3



14


25



36



4



15



26


37


5



16


27



38



6



17



28


39



7


18



29



40



8



19



30



41


9



20


31



42



10



21



32


43



11



22



33



44







Ключи.

Ип



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1


12



23



34



2



13



24



35



3



14



25


36



4



15



26



37



5



16



27



38



6



17



28



39



7



18



29



40



8



19


30


41



9


20



31



42


10


21



32



43



11



22


33



44










Ключи.

Им



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1



12



23



34



2



13



24



35



3



14



25



36



4


15



26



37



5



16



27


38


6


17



28



39



7



18



29



40



8



19



30



41



9



20



31



42



10



21



32



43



11



22



33



44







Ключи.

Из



да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1



12



23


34


2



13


24



35



3


14



25



36



4



15



26



37



5



16



27



38



6



17



28



39



7



18



29



40



8



19



30



41



9



20



31



42



10



21



32



43



11



22



33



44







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!