СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестирование как средство контроля знаний на уроке английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена тестированию как форме контроля уровня знаний на уроках английского языка. Тесты дают возможность достоверно оценивать качество обучения, а  также осуществлять своевременную коррекцию ошибок в процессе преподования.

Просмотр содержимого документа
«Тестирование как средство контроля знаний на уроке английского языка»

Закирьянова Фадима Хабибнуровна

Учитель английского языка МОАУ СОШ№15

городского округа г.Нефтекамск Республика Башкортостан


Интерес к изучению иностранного языка во всех странах мира в последнее время значительно возрос, т.к. это не дань моде, а процесс,который жизненно необходим. Владение иностранным языком является незаменимой составляющей образования успешных людей. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения иностранному языку. Это всегда было и продолжает оставаться важнейшей проблемой. Каждая историческая эпоха разрабатывает свою собственную модель образования. В данный период времени на одно из первых мест в решении этого вопроса выдвигается тестирование, как один из видов контроля оценки качества обучения иностранному языку.

Тесты являются наиболее экономной формой контроля. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе [1, с. 24].

Основное отличие теста от обыкновенной контрольной работы состоит в том, что оценка, которая выставляется по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от мнения учителя. А оценка за выполнение традиционной контрольной работы, практически всегда основывается на впечатлении учителя, которое бывает не всегда свободно от его личных симпатий или антипатий по отношению к ученику.

Слово тест в английском языке обозначает «испытание, проба, эксперимент, проверка». В современной отечественной методической литературе встречаются разные определения теста.

С. И. Воскерчьян считает, что «тест - это кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого» [2, с. 28].

И. А. Цаттурова: «тест - это централизованный, формализованный письменный контроль, который дает возможность определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся на каждом этапе обучения» [3, с. 8].

Тест — это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов .Чаще всего под тестом понимается подготовленный в соответствие с определенными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительное опробование с целью определения его показателей качества и позволяющий выявить у тестируемых степень их языковой (лингвистической) и речевой (коммуникативной) компетенции, и результаты которого поддаются определенной оценке по ранее установленным критериям [6, с. 25]. Тесты — это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. Сих помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о формировании умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты могут быть использованы на различных этапах урока и выполнять различные функции.

Структурными компонентами теста являются: тестовое задание — задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон — образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.Поскольку тестовое задание — это некоторая задача, которую проходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи. Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности. При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:

-Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.

-Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

-Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

-Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащейся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить:

  • Тесты достижений – позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить понимание ими материала;

  • Критериально-ориентированные тесты – позволяют сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объёмом знаний, умений и навыков;

  • Нормативно-ориентированные тесты – сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;

  • Аттестационные тесты – определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;

  • Тесты прогнозирования в результате обучения – позволяют оценить готовность учащихся к определённому виду работы, усвоению материала.

По типу заданий тесты бывают разные. Рассмотрим некоторые из них.

- задания, предлагающие для анализа два суждения.

Пример.

В 9 классе тема “What is conflict?”

Упр 27стр110

Which of the definitions apply to the words used in the text?

Party:

-a social event to which people are invited to enjoy themselves

-a political organization

State :

-a country

-a part of a country

-the condition in which a person or a thing is

2.Верно только 1 из предложенных;(7класс,Учебник “Spotlight”

  • 2.Верно только 2;

  • 3.Верны оба суждения;

  • 4.Оба суждения неверны.

  • Разновидность задания: задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях.

  • Методические преимущества данных тестов в том, что они не содержат неправильной или неточной информации, могут использоваться на этапе изучения или закрепления нового материала, способствуют развитию умения актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания, то есть делают более эффективным процесс воспроизведения.

Тестирование имеет ряд преимуществ:

  • Они не столь объемны, как традиционные, поскольку не содержат балластного материала;

  • Педагог освобождается от необходимости придумывать многочисленные варианты неверных ответов;

  • Сокращается время тестирования (например, при использовании графического диктанта учащимся для ответа требуется 3-6 минут, педагогу для проверки 30 работ 2—4 минуты);

  • В каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость карточки повышается;

  • Обеспечение стандартизации;

  • Обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;

  • Повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость преподавателя и его эмоциональность или плохое настроение,);

  • Оперативность статистической обработки результатов контроля;

  • Доступность для обучающегося к полной информации о результатах контроля;


А также тестирование имеет ряд недостатков:

  • Исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;

  • Снижение потребности выбора главного в прочитанном. Рафинированное представление задания не способствует развитию личности.

  • Четкость мышления, умение вдумываться в смысл каждого слова, каждой высказанной мысли;

  • Логическое мышление, т.к не всегда учащийся может вспомнить верный ответ можно, а использует метод угадывания

  • Обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам, выполнению заданий,

  • Освобождение преподавателя от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации массового контроля,

  • Обеспечение всесторонней и полной проверки;

  • Обеспечение возможности обучающемуся самопроверки освоения материала в том режиме работы как это ему удобно

  • Доступности и равноправия всех участников процедуры тестирования.

  • Логическое мышление, т.к не всегда учащийся может вспомнить верный ответ можно, а использует метод угадывания


Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой –самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые изменения в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Тестирование имеет следующие преимущества перед другими методами

педагогического контроля:

  • тест является довольно действенным и экономным средством контроля;

  • при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия —они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом;

  • выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии;

  • тест дает возможность включать большой объём материала и контролировать его усвоение, а также наличие отдельных умений пользования этим материалом;

  • тест снижает влияние на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя;

  • высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;

Тестирование в обучении иностранному языку проводится для выявления:

1) уровня достижения в определенном виде деятельности;

2) способностей к определенному виду деятельности;

3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.

В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.

Тесты делятся на тесты предварительного контроля, тесты текущего

контроля, тесты итогового контроля.

  • Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности.

  • Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала, но оно не должно и не может заменить традиционные методы педагогического контроля, оно лишь должно дополнять их. Это позволит осуществить подготовку учащихся к ОГЭ и к ЕГЭ. Тест служит подготовительным этапом к сдаче ГИА. Перед учителем английского языка в современной школе стоит главная задача – не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ЕГЭ и ОГЭ. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения ими тестовых заданий на высокую отметку. Учащимся 9,11 классов даю для выполнения материалы ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет. На следующем уроке детально разбираем каждое задание и делаем работу над ошибками.

Методика работы с тестами включает три этапа:

  1. подготовка выполнения задания;

  2. выполнение задания;

  3. подведение итогов.

И я в своей практике стараюсь использовать тест, как один из наиболее эффективных средств контроля. В тех учебниках, по которым я работаю, есть самооценочные тесты, а также проверочные тесты по окончании каждого раздела. Проверочные тесты имеют цель показать учителю и учащимся недостатки в ходе обучения, возникающие по той или иной причине; выявить учеников, испытывающих серьезные трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу учащихся по повторению всего учебного материала, составляющего определенный раздел учебника. Уже в начальных классах я провожу проверочные тесты охватывающие грамматический материал и лексику пройденного раздела. В тестах есть задания, контролирующие навыки правописания, фонематический слух, произносительные навыки, коммуникативные умения.

Тестовый контроль я провожу по всем видам речевой деятельности. Очень полезны, на мой взгляд, тесты по грамматике. Наиболее эффективными тестами в обучении иностранным языкам, особенно в старших классах, я считаю - это тесты по аудированию, так как очень важно слушать иноязычную речь, чтобы научиться разговаривать на иностранном языке. Поэтому я часто стараюсь проводить подобные тесты.

Тест служит подготовительным этапом к сдаче ГИА. Перед учителем английского языка в современной школе стоит главная задача – не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить их применять знания на практике: сдать ЕГЭ и ОГЭ. Важно сформировать у учащегося уверенность в возможности выполнения ими тестовых заданий на высокую отметку. Учащимся 9,11 классов даю для выполнения материалы ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет. На следующем уроке детально разбираем каждое задание и делаем работу над ошибками.

Задания тестов не должны быть направлены на механическую память, то есть включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него, также не должны содержать подсказок.

Система оценивания тестов:

  • Оценку «5» получают учащиеся, справившиеся с работой на 86-100%;

  • Оценку «4» получают учащиеся, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов

  • Оценку «3» получают учащиеся, если верные ответы составляют 50-70%

В зависимости от класса нижний уровень можно снизить до 40%

Таким образом, тесты действительно являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий: учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, учитель получит объективные правдивые результаты.

Заключение

Подводя итог, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт многих учителей, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Компьютерных программ для тестирования очень много. Я в своей работе чаще использую следующие программы:








1.EnglishCheck

http://softsearch.ru/programs/26-708-englishcheck-download.shtml

Программа для контроля знаний английского языка. Программа выводит предложения на английском языке, а пользователю необходимо из предложенных вариантов выбрать грамматически правильный. Программа позволяет создавать тесты для проверки знания иностранного языка. Тестируемому предлагается вопрос и от 2 до 5 вариантов ответа. Ведется подсчет количества вопросов и результатов ответов.


2.English Irregular Verbs

http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=470395


Цель программы - помочь пользователю выучить английские неправильные глаголы. При запуске программы необходимо нажать на кнопку "Старт", после чего на экране отобразятся все формы пяти случайно выбранных неправильных глаголов. По истечению 20 секунд (время можно менять) некоторые формы глаголов пропадают с экрана, и пользователю необходимо заполнить пробелы правильными формами. Программа имеет небольшой размер, и очень эффективна для заучивания английских неправильных глаголов.


3.MуTest

http://mytest.klyaksa.net

Очень удобная программа, не требует установки, состоит из 3х частей: 

MyTestEditor, позволяющая просто создавать тесты;

MyTestStudent, проводящая само тестирование учащихся;

Особенно большим плюсом данной программы являются, на наш взгляд следующие моменты:

1. Программа работает с 7 типами заданий.

2. Каждый тест имеет оптимальное время тестирования.

3. Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста.

4. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

4.NetTest

http://kpolyakov.narod.ru/prog/nettest.htm


Тестирование с использованием локальной сети.

Программный комплнкс полностью автоматизирует:

процедуру выбора вопросов из базы данных;

тестирование на рабочих станциях с ограничением времени;

обработку результатов теста и их оформление;

анализ результатов (какие вопросы вызвали сложности).

Состоит из двух программ: серверной и клиентской.

Серверная программа позволяет создавать тесты и управлять компьютерным тестированием. Клиентская программа обеспечивает непосредственно контроль знаний.

5.NewТеst 2.0

http://newtest-vb.narod.ru

http://soft.mail.ru/program/newtest/2.0


Программа для создания тестов. Простая и понятная. Функциональная, бесплатная.

Разработанная система позволяет реализовывать разнообразные вопросы и обеспечивает графическую иллюстрацию для увеличения понятности и наглядности. Программный комплекс состоит из трёх подсистем, которые удовлетворяют основным требованиям при разработке и проведении тестирований.

-подсистема создания и редактирования тестирований, ввода исходных данных;

-подсистема проведения тестирований и оценки результатов;

-подсистема контроля результатов тестирований.

6.TestMan

http://rafsoft.narod.ru/load/main_programs/testman/1-1-0-6

Программа для создания учебных тестов и проведения тестирования при индивидуальных или групповых занятиях по любым учебным дисциплинам. Достоинством программы является простота использования, создания и редактирования новых тестов и всплывающие подсказки, ко всем опциям.




























Хочется верить, что грамотный и систематически организованный контроль знаний повысит познавательную активность обучающихся.


Литература:

1.Апанасенко Г.А. Педагогический контроль // Педагогика. — 2008. — № 4. с. 23—25.

2. Воскерчьян С. И. Советская педагогика. - 1963. - №10.- С. 28 - 37. 49.

3. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование. М.: 1989. - с. 7- 37, с.130

4. Английский язык. 9 класс. Spotlight. (Английский в фокусе) Ваулина Ю.Е., Дули Дж.