Апрель 4 класс 2018г
Прозрение
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две...
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может...
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра. (Б. Ганаго) (333 слова)
Тестирование по литературному чтению ученика 4 ______класса
МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского»
Ф.И_______________________________________
1. В каком городе учился мальчик?
а) В Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?
а) Запели; б) заговорили одновременно; в) заспорили между собой.
5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
6. Какое решение приняли ребята?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.
а) У мамы на глазах навернулись слезы.__
б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное.__
в) Мама печально ответила… .__
г) По лицу мамы градом катились слезы.__
8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?
а) Да; б) нет.
9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
а) Всемирная известность.__
б) Мальчик перестал ходить в школу.__
в) Решение ребят не бросать друга в беде.__
г) Успешная учеба Левы в школе.__
д) Одноклассники у Левы дома.__
е) Новые друзья в институте.__
13. Составь план из трех пунктов.
1)__________________________________________
2)__________________________________________
3)__________________________________________
14. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель_________________________ ___.04.2019 г.
Апрель 4 класс 2018г
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.
(383 слова) (Н. Сладков)
Тестирование по литературному чтению ученика 4_____класса
МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского»
Ф.И_______________________________________
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.
2. Обоснуй свой ответ словами из текста. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
______________________________________________________________________________________________
4. Определи верное значение слова жнивьё.
а) Поле с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.
5. Определи значение слова околица в данном тексте.
а) Изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.
6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
a) Зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.
8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету; __
б) пала передними лапами и носом на землю__;
в) легла на брюхо, поползла;__
г) рванула;__
д) вскинулась всем передом;__
е) проглотила, даже не разжевав. __
9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
______________________________________________________________________________________________
11. Запиши разгадку пляски лисоньки.
______________________________________________________________________________________________
12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.__
б) Лисья пляска.__
в) Поход за околицу.__
г) Тайна разгадана.__
д) Мышкование лисицы на жнивье.__
е) Желание разгадать тайну поведения лисы.__
13. Составь план текста из трёх пунктов.
1)__________________________________________
2)__________________________________________
3)__________________________________________
14. Что нового из жизни природы ты узнал?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель_________________________ ___.04.2019 г.