1. Наводящее сообщение. 2. Правило. Процентом называют одну сотую часть. 3. Проценты. Определяем понятия. Для краткости слово «процент» после числа заменяют знаком %. 4. Обращение десятичной дроби в проценты. Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100. Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100. 5. Чтение слов «проценты» в разных падежах. Процент и проценты читаются в том же падеже, как и числительные. 6. Решение примеров с процентами – алгоритм. 7. № 1567. На поле, площадь которого 620 га, работали хлопкоуборочные машины. За сутки они убрали 15 % всего поля. Сколько гектаров хлопка убрали за сутки? Используем приемы смыслового чтения для решения задачи. Приём «Составление краткой записи задачи». Составляем краткую запись: 620 га – 100% Х – 15 %. Что делаем дальше? Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Как мы найдем неизвестную величину? Задаем односложные и многосложные вопросы. Находим 1%? Переведем проценты в десятичную дробь? Решим каким-то другим способом? Х= 620х15/100= 93 га. Ответ: 93 га хлопка убрали за сутки. №1568. Бригаде поручили отремонтировать участок дороги длиной 760 м. Сколько метров дороги бригада отремонтирует, когда выполнит 30% задания? Приём «Составление вопросов к задаче». О чем говорится в задаче? Что делала бригада? За чем она ремонтировала дорогу? Что получилось? Приём «Кластер». Давайте структуризируем информацию, запишем свои идеи. 760 м – 100% Х м - 30% Что обозначим за х? Почему 760 м это 100 процентов? Как найти неизвестное? Х = 760х30/100=228 метров. Ответ: 228 метров дороги бригада отремонтирует. №8. Задача № 1594. Марина сварила варенье, истратив 5/8 имевшегося у нее сахара. Сколько сахара осталось у Марины, если на варенье она израсходовала 0,8 кг сахара? Приём «Составление вопросов к задаче». Что сделала Марина? Сколько сахара она истратила? Зачем она брала сахар? Сколько у нее осталось? Что мы сделаем вначале? Приём «Составление краткой записи задачи». 5/8 части сахара – 0,8 кг. 3/ 8 части сахара - х кг Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Как решить задачу? Как найти искомую величину? Кто знает другие способы ее решения? Х=3/8х8/10 = 48/100= 0,48 кг Ответ: 0,48 кг сахара осталось. 8. Решаем задачи на нахождение процентов от числа. №1646. Найдите 5% от 7 тонн. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума». Что значит найти 5%? Что такое процент? Как найти процент от числа? Сколько кг в 7 тоннах? Как мы это найдем? Приём «Составление краткой записи задачи» 100% - 7000 кг 5% - х кг Х= 7000х5/100= 350 кг Ответ: 350 кг. 9. Решение задачи №1644. В библиотеке было 8000 книг. Через год их число увеличилось на 2000 книг. На сколько процентов увеличилось число книг в библиотеке? Приём «Вопросы к тексту учебника». Сколько книг было в библиотеке? Что произошло потом? Какое число мы примем за 100% ? Почему? Приём «Составление краткой записи задачи». 8000 книг – 100% 2000 книг – х% Как найти искомую величину? Х= 2000х100/8000= 25% Ответ: увеличилось на 25%. № 9. Справочный материал. Повторение. Закрепление материала. Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому очень распространены. Широко использовать проценты стали в Древнем Риме. | - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (п. 6); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей ( п.2); - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания ( п.6); - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать связи ( п.6); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей ( п.2); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата ( п. 3); - смысловое чтение ( п.8); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (п. 7); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (п.4); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (п. 7); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (п.4); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата ( п. 3); - смысловое чтение ( п.8); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (п.4); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (п. 7); - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение (п.9); - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ( п. 10). | 1. Слово «процент» является: А) существительное Б) прилагательное В) наречие 2. Процент - это А) одна сотая часть Б) одна тысячная часть В) дробь 3. Обозначение процента: А) № Б) % В) * 4. Как обратить десятичную дробь в проценты: А) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100 Б) Надо разделить дробь на 100 В) Надо вычесть из дроби 100 5. Как прочитать слово «проценты» в разных падежах: А) как и числительные Б) как прилагательные В) как существительные 6. Найдите 40% от числа 80: А) 32 Б) 44 В) 35 7. Сколько процентов составляет дробь 4/5: А) 40 Б) 80 В) 60 8. Найдите 65 % от числа 120: А) 78 Б) 85 В) 94 9. Число 36 является 1/6 искомого числа. Найдите это число: А) 156 Б) 216 В) 180 10. Найдите 20% от числа 360: А) 72 Б) 35 В) 120 11. Найдите ¼ от числа 200 А) 50 Б) 100 В) 150 12. Найдите 2/3 от 36 А) 24 Б) 20 В) 18 13. Когда впервые стали использовать проценты: А) в Древней Греции Б) в Древнем Риме В) в Киевской Руси |