СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовая часть ОГЭ по русскому языку. Задание 7.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический материал для отработки задания №7 ОГЭ по русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Тестовая часть ОГЭ по русскому языку. Задание 7.»

Задание 7. Анализ средств выразительности.

МЕТАФОРА

1. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…

2)  «Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков.

3)  Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…

4)  Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.

5)  Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.


2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе.

2)  Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!

3)  Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать...

4)  И мальчишка решил победить её одиночество…

5)  — Она… волшебная актриса!


3. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.

2)  Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.

3)  И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.

4)  Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.

5)  Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.


4. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых!  — поясняла Оленька.  — Или Болконских».

2)  Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3)  — А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4)  — Не нашла места в зале?  — задумчиво произнесла я.  — Если бы ты нашла его у себя в сердце...

5)  Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.


5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

2)  На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

3)  Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.

4)  Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

5)  Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.












ЭПИТЕТ


6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

2)  Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?

3)  Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта.

4)  Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет.

5)  Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.


7. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания.

2)  Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке.

3)  Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами.

4)  Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

5)  Шофёр усмехнулся и пожал плечами.


8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  «Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»

2)  Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением?

3)  Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.

4)  Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты  — для мира.

5)  Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла.


9. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

2)  Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

3)  Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

4)  Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

5)  На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.


10. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.

2)  А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

3)  Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.

4)  Комнатная теплота не спасла берёзу!

5)  — Это закон,  — сказал нам лесничий.  — Закон природы.










СРАВНЕНИЕ


11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина.

2)  Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня.

3)  Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку.

4)  Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха.

5)  Море возвращало силу, отнятую страхом.


12. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.

2)  Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

3)  В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

4)  Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.

5)  Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его, как у хитрой лисы, сощурились.


13. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

2)  Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

3)  Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

4)  И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

5)  И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.


14. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  Вода в Истье была ласковой и смешливой.

2)  Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.

3)  Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

4)  Холод клокотал уже в груди.

5)  Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.


15. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1)  В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

2)  И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

3)  А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

4)  А вот совсем другое дело  — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.

5)  От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана  — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».









ФРАЗЕОЛОГИЗМ


16. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Лестница блестела, а посередине был ковёр.

2)  Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?

3)  Это всё приходило мне в голову.

4)  Смеялись во весь голос и разговаривали.

5)  Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.


17. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1)  Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день.

2)  А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй.

3)  Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.

4)  Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру.

5)  Но Митя не только внешне походил на девочку  — слабодушный, чувствительный, слезливый, хотя и способный к истерическим вспышкам ярости, и на него рука не поднималась.


18. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

2)  Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3)  Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4)  Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

5)  А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция.


19. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Раздражение моё против гостя росло.

2)  Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

3)  Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

4)  Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

5)  И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу...


20.Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

 1)  И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

2)  Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

3)  Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

4)  Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

5)  Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»













ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


21. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

2)  Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

3)  Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

4)  Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

5)  Цветок этот  — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…


22. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2)  В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3)  Смычок  — вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4)  «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?»  — рассуждала бабушка.

5)  Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега.


23. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

2)  А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

3)  Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4)  Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

5)  Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.


24. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Мальчик искал скрипку.

2)  Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

3)  Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

4)  Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

5)  И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.


25. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  Один, только один раз земля не уберегла меня...

2)  Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

3)  Я сгорал от жажды.

4)  И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти,  — мама.

5)  Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды,  — земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.













24

34

35

45

34

35

14

34

13

23

12

25

35

25

34

34

25

14

45

45

35

15

13

25

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!