СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовая контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит текст для сжатого изложения и 12 тестовых заданий

Просмотр содержимого документа
«Тестовая контрольная работа по русскому языку в формате ОГЭ»

Контрольные тестовые задания 4 (в формате ОГЭ)


Вариант 2


Ответами к заданиям 2-12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.


Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться.

(5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.


Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. является отрицание (предложение 1)

  2. нельзя согласиться (предложение 2)

  3. обобщение (предложение 3)

  4. наука (не) смогла бы развиваться (предложение 4)

  5. возможен разгул (предложение 5)


Задание 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.

  2. Предложение 2 сложное бессоюзное.

  3. В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.

  4. Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным причины.

  5. В сложном предложении 5 первая часть содержит составное глагольное сказуемое.


Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

  1. С трусом поведёшься – горя наберёшься.

  1. Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.

  1. Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.

  1. Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

  1. Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения..


Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.


Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. (ветер) ГОРЯЧ – в кратких именах прилагательных после шипящих на конце слова буква Ь не пишется.

  2. НЕКОГО (винить) – в отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка НЕ-

  3. ВЛАДЕЮЩИЙ – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

  4. БЕЗМОЛВСТВОВАТЬ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова молва, в котором согласный звучит отчётливо.

  5. В ГЕРБАРИИ – в имени существительном 1-го склонения в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание -И.


Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.


Зап..(1)лярная природа словно сотв..(2)рила храм для покл..(3)нения собственной силе и крас..(4)те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн..(5)й скалами, р..(6)внины, тундра с чахлой растительн..(7)стью. А здесь – м..(8)гучие ели, заросшие деревьями го́ ры, озёрная гладь так и г..(9)рит под лучами ласкового солнца.


Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.


Задание 9. Замените словосочетание «гудок автомобиля», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

(3)Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... (4)Но мама не удерживала Толю дома, а даже поторапливала. (5)И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!

(6)Мама вынула из шкафа зонтик и белый плащ, который Толя тайком надевал вместо халата, когда они с ребятами играли в докторов.

  • (7)Ты куда? – удивился Толя.

  • (8)Тебя провожу.

  • (9)Меня... провожать? (10)Что ты?

(11)Мама вздохнула и положила приготовленные вещи обратно в шкаф.

(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

(16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

(18)Возле самой школы он обернулся ещё раз, но мамы уже не было. (19)«Вернулась», – с облегчением подумал он.

(20)На торжественной линейке ученики строились по классам. (21)Молодая учительница проворно смахивала с лица мокрые прядки волос и кричала:

– Первый «В»! (22)Внимание! (23)Первый «В»!

(24)Толя знал, что первый «В» – это он. (25)Учительница повела ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой. (27)Но учительница, словно шутя, спросила его:

– Ты, наверное, хочешь сесть с Черновой? (28)Да?

(29)И Толе показалось, будто он и правда всегда мечтал сидеть рядом с Черновой. (30)Учительница раскрыла журнал и начала перекличку. (31)После переклички она сказала:

– Орлов, прикрой, пожалуйста, окно.

(32)Толя сразу вскочил и подошёл к окну. (33)Но дотянуться до ручки ему было нелегко.

(34)Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35)Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверное, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рассердиться. (37)Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть:

– Не волнуйся! (38)Не волнуйся, мамочка... (39)Всё хорошо! (40)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается. (По А.Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924–2017) писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.


Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Толя не любил осень больше всего за то, что в это время года дожди часто не пускали его на улицу.

  2. Мама запрещала Толе бегать в школу под дождём.

  3. Толе не хотелось, чтобы мама его опекала, как маленького.

  4. Толя не смог рассердиться на маму, которая стояла под окнами школы и пыталась понять, в каком классе сидит её сын.

  5. Толя успокоил маму, крикнув ей из окна, чтобы она не волновалась за него.


Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются олицетворение. Запишите номера ответов.

  1. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

  2. А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

  3. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

  4. Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

  5. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.


Задание 12. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.



Текст изложения для прослушивания:


Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым – значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

168 слов

Ответы на тестовую часть:


задания

Правильный ответ

2

24

3

125

4

143

5

2467

6

124

7

12345789

8

ПОЛУТОРА

9

АВТОМОБИЛЬНЫЙГУДОК

10

134

11

13

12

(НЕ)СТАЛА