СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания как средство формирования самостоятельности младших школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются тестовые задания по русскому языку, используемые при изучении темы "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания как средство формирования самостоятельности младших школьников»


Тестовые задания как средство формирования самостоятельности младших школьников


Основной целью современного образования выступает становление духовных и интеллектуальных качеств учащегося, а образованность, понимаемая как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важнейшим средством этого становления.

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемого на соответствие требованиям образовательных нормативных документов различного уровня и направленности – одна из актуальных задач настоящего времени.

Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса. Образовательная диагностика – это процесс определения результатов и достижений учащихся с целью выявления, анализа, оценивания и корректирования обучения. В состав диагностики входят различные формы контроля и проверки ЗУН учащихся. Учитель устанавливает, какие знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию и усвоению новых знаний, а также получает информацию о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого.

Контроль помогает и ученику понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Со способности различать: «это я уже знаю и умею», «это я совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» – начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности.

Педагогический диагноз традиционно ставится на основе данных, получаемых путём наблюдений, анализа результатов деятельности, индивидуальных бесед с ребёнком. Достоверность диагностических выводов существенно возрастает, если эти методы сочетать с адекватными тестовыми методиками.

В настоящее время в практике работы учителей наблюдается постоянное увеличение роли тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Это объясняется стремлением преподавателей получить максимально объективную оценку уровня подготовки ученика и использовать адекватные проверяемым объектам формы контроля. Помимо такой функции теста как контроль, имеют место и другие – собственно обучающая, повторительно-закрепляющая, развивающая, познавательная, дисциплинирующая, исследовательская, учебно-информационная.

Педагогическое тестирование – один из наиболее стандартизированных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого. Современное педагогическое тестирование представляет собой набор стандартизированных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися. Оно характеризуется такими параметрами, как надёжность, валидность, объективность, и оказывает оптимизирующее влияние на познавательную деятельность ученика, формирует его инициативную и творческую позицию относительно познания. Систематическое использование тестовых заданий формирует у учащихся дисциплинированность и стремление к самостоятельности в процессе усвоения программного материала.

В методических пособиях по различным предметам представлены стандартные тесты. Многие тесты составляет сам учитель на материале учебных предметов, учитывая такие требования, как:

-краткость;

-определённость по форме, содержанию и параметрам;

-свойства заданий должны соответствовать системе знаний;

-объективность;

-надёжность.

При разработке тестов используются различные виды тестовых заданий. При фронтальном тестировании используются задания закрытого типа (объективные тесты, с набором готовых ответов), при индивидуальном – задания открытого типа (тесты – эссе, ответ предлагается сформулировать учащимся).

«Объективный тест» означает « не предполагающий интерпретации» и может представлять собой серию задач с набором единственно правильных решений, вопросы с несколькими вариантами ответов, подбор пары, выбор верных, неверных предложений, заполнение пропусков и т.д.

Один из распространённых вариантов объективных тестов – тесты с выбором ответа. Подобрать задания и ответы для такого теста сложно. Ответы, следующие за вопросом, называются альтернативами. Неправильные ответы – это отвлекающие моменты, так как их функцией является проверка внимания учеников, владеющих материалом только частично. Выбор единственно правильного ответа – это сложная задача.

Существуют правила, которые облегчают составление тестовых заданий. Высказывание должно быть сформулировано чётко и ясно в форме утвердительного предложения. Если используются слова «не», «кроме», то их выделяют другим шрифтом. Вариантов ответа должно быть 3 – 5. При меньшем числе вариантов возможно случайное угадывание, при большем затрачивается много времени. Ответы не должны быть очевидно неправильными. Ни один ответ не должен давать подсказку грамматическими признаками своего построения. Следует избегать категоричных слов, двух неверных ответов со сходным смыслом, точных формулировок, взятых из учебника. Место и размер правильного ответа должны постоянно меняться.

Рассмотрим тестовые задания по русскому языку, используемые при изучении темы «Местоимение».

1. Задание закрытого типа с выбором ответа.

Пример 1. К личными местоимениям относятся:

1) кто, что, какой, сколько;

2) мой, твой, его, ваш;

3) я, ты, она, они;

4) себя.

Пример 2. Личное местоимение – это часть речи, которая:

  1. называет лицо или предмет;

  2. указывает на лицо или предмет;

  3. называет лицо или предмет и указывает на них.

2. Задания на установление соответствия.

Суть заданий состоит в установлении соответствия между элементами двух списков. Количество элементов одного списка не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого списка. Соответствие устанавливается стрелками.

Пример. она, они

1 лицо ты, вы

2 лицо мы, вы

З лицо мы, я

он, она

3.Задания на установление правильной последовательности.

Ученику предлагается какая-нибудь последовательность действий в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия поставить его порядковый номер в верной, по мнению ученика, последовательности или дополнить цепочку.


Пример 1. Укажи последовательность морфологического разбора местоимения:

_ лицо;

_ начальная форма

_ число;

роль в предложении.

Пример 2..

Он – у него –…-– … – с ним – …

Мы – … – к нам – … – с нами – …

4.Задания свободной формы.

Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т. д.

5.Задания с альтернативным типом ответов.

Такие задания предполагают наличие двух вариантов ответов (да – нет, правильно – неправильно).

Пример. После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква «Н».

Да. Нет.

Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста.

В процессе обучения используются, в основном, тесты успешности (обучающие и обобщающие), которые измеряют количество знаний и умений, полученных учеником при изучении отдельной темы или раздела. Количество правильно выполненных заданий фиксируется в баллах или процентах от общего числа вопросов.

Обучающие тесты проводятся для того, чтобы оценить начальный уровень знаний, выявить недостаточно усвоенные разделы, откорректировать рабочий план учителя. Разновидность обучающего теста – поурочное тестирование.

Обобщающие тесты проводят в конце обучения для определения итогового уровня полученных результатов.

Применение тестов разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения школьников. Результаты выполнения тестов обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым учеником причины ошибок. Учащиеся узнают о своих достижениях и промахах в учении, сравнивают свои результаты с эталоном, тем самым развивается самоконтроль.

Наибольший интерес среди учащихся начальной школы вызывают тестовые задания с элементами самоконтроля.

Используются две карточки одинакового размера, расчерченные на четыре одинаковых прямоугольника. На одной карточке пишутся тестовые задания по одному на каждом прямоугольнике. На другой – ответы: 1, 2, 3, 4.

На обратной стороне карточки с ответами пишется рифмовка. Эта карточка разрезается на 4 части. Получаем таблицу с тестовыми заданиями и отдельные карточки с ответами. Работая с тестовым заданием, ученик находит ответ и кладёт карточку с цифрой на место задания. Когда вся таблица заполнена, каждый ответ переворачивается, и если всё выполнено верно, то получится рисунок или текст.

Карточка 1.

У какого местоимения неверно определены лицо и число:

  1. ты – 2 л., ед. ч.;

  2. они – 3 л., мн. ч.;

  3. мы – 1 л., мн. ч.;

  4. она – 1 л., ед. ч.

Найди предложение, в котором

подлежащее выражено местоимением:

1) По озеру плавают лебеди.

2)Детвора кормит их хлебом.

3) Мы нашли в траве ёжика.

4) У ёжика колкие иголки.

Предлоги перед местоимениями пишутся:

1) раздельно;

2)слитно;

3) вместе;

4) по-разному.

Буква «н» пишется после предлогов у местоимений:

1) 2 лица;

2) 3 лица;

3) 1 лица;

4) у всех.



Карточка 2.

4

3

1

2


На обратной стороне карточки 2 можно написать:

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Тестовые задания такого вида можно использовать на любом уроке. А

на обратной стороне карточки можно помещать рисунок, пословицы, тему урока, вывод и другой материал, с которым можно провести дальнейшую работу.

Перед проведением тестирования учитель может предложить ученикам

аналитический тест уровня усвоения изученной темы, ориентированный на

личностные достижения.

1.Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте местоимение? Всегда. Не всегда.

2. Уверен ли ты в том, что всегда правильно определишь лицо

местоимения? Всегда. Не всегда.

3.Затрудняешься ли ты в определении падежа местоимения? Всегда. Не всегда.

Освоив специфику работы с тестами, учащиеся начальной школы

легче адаптируются к подобным видам деятельности в средней школе.

Литература:

  1. .Скороходова, Н.Ю Психология ведения урока. – СПб.: изд-во «Речь»,2002.

  2. Сергеева, В. П. Каскулова, Ф. В. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: АПК и ППРО, 2005.

  3. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М.: издатель Рассказов А.И., 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!