PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) — международное исследование математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся, которое проводится с 2000 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в первом цикле в исследовании участвовали 32 страны, то в 2018 году — уже 79, то есть в два раза больше. PISA проходит раз в три года и позволяет оценить не только грамотность учащихся, но и динамику показателей национальных систем общего образования. Исследование PISA сосредоточено на оценке практических навыков учащихся и их умении применять академические знания в жизни. Считается, что результаты PISA коррелируют с экономическим и социальным развитием страны. Поэтому в образовательной политике многих стран результатам этого исследования придается ключевое значение. Разработчики программы PISA считают ценным итогом образования умение школьников критически оценивать предложенную им информацию, пользоваться информационными ресурсами, и применять знания в новых ситуациях. Тестирование проводится в компьютерном формате на родном языке участников и продолжается 120 минут.
Специфика тестовых заданий PISA
Тестовые задания PISA имеют характерные отличия от традиций стандартизованного тестирования:
— формат заданий PISA постоянно меняется, что исключает стратегию «натаскивания» не тест,
— проверяются не только умение работать с предъявленной информацией, но и способность использовать общий кругозор, анализ, синтез и логику.
— учащимся предлагаются множественные источники информации в форме текста, графики и видеофрагментов,
— кандидаты оценивают и игнорируют избыточные сведения, а также учитывают ограничения и запреты по условиям задачи,
— школьники сами разрабатывают алгоритм поиска решения и план своего ответа,
— для правильного ответа, бывает необходимо увидеть в информации глубокие смыслы и далёкие связи, построив умозаключение на подтексте,
— способ ответа варьируется от множественного выбора до развёрнутого комментария и построения компьютерной модели (графика и др.).
Для выполнения тестовых заданий PISA (а также аналогичных программ), требуются интеллектуальные умения: 1) критически оценивать и применять предложенные сведения, дополненные ресурсами памяти, 2) экстренно замыкать смысловые связи «здесь и теперь» без предварительного планирования, 3) продуктивно мыслить и обеспечить эффективную коммуникацию идей.
Слайд.
Затруднения школьников могут быть обусловлены тем, что они нередко предпочитают полагаться на выученные знания, ориентируясь на заранее известные им форматы тестирования. В результате, учащиеся уверенно выполняют стандартные бланковые задания или строят развёрнутые письменные высказывания по заданной схеме. Как следствие, интеллектуальные умения теряют свойственную им природную гибкость, а продуктивное мышление остаётся невостребованным, пребывая вне тренировки.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для определения образовательной политики страны.
Результаты исследования PISA позволяют определить, изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, а также в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ.
Комиссия по оцениванию результатов определила Россию в список лучших по итогам исследования. Мы заняли 18-е место из 79-ти. Нас отметили как страну, в которой появилась положительная динамика — как минимум в двух образовательных направлениях.
Чтобы выполнить задачу по входу в топ-10 образовательных систем мира нужен глубокий анализ и изменения в практике образования. Некоторые исследования для глубокого анализа можно провести быстро, другие займут больше времени. Но можно предложить уже сейчас конкретные шаги, которые, возможно, позволят к 2021 году повысить результаты PISA.
1. Проанализировать результаты PISA в разрезе конкретных типов заданий, социально-экономического статуса школ и детей. Необходимо сравнить и задания, и результаты PISA с результатами и заданиями ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, учебниками. На основе этого анализа следует выделить «западающие» навыки, группы риска, возможности быстрой коррекции.
2. Внедрить механизмы профилактики и коррекции учебной неуспешности. Особенно в 7‒9 классах. В ряде российских школ накоплен такой опыт, но он не систематизирован, слабо обоснован научно. Уточнение методик и организационных механизмов, распространенных затем через массовое повышение квалификации, поможет снизить долю учащихся, не преодолевающих порогового уровня грамотности.
3. Подготовить и распространить, в том числе в цифровой форме в открытом доступе, практико-ориентированные задания типа PISA
4. Модернизировать ОГЭ и ВПР, включая туда задания типа PISA. При этом сократить нагрузку стандартизированными оценками в 8 и 9 клас
Слайд.
Слайд.