СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовые задания Pisa.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания Pisa.»

PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) — международное исследование математической, читательской и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся, которое проводится с 2000 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в первом цикле в исследовании участвовали 32 страны, то в 2018 году — уже 79, то есть в два раза больше. PISA проходит раз в три года и позволяет оценить не только грамотность учащихся, но и динамику показателей национальных систем общего образования. Исследование PISA сосредоточено на оценке практических навыков учащихся и их умении применять академические знания в жизни. Считается, что результаты PISA коррелируют с экономическим и социальным развитием страны. Поэтому в образовательной политике многих стран результатам этого исследования придается ключевое значение. Разработчики программы PISA считают ценным итогом образования умение школьников критически оценивать предложенную им информацию, пользоваться информационными ресурсами, и применять знания в новых ситуациях. Тестирование проводится в компьютерном формате на родном языке участников и продолжается 120 минут.

Специфика тестовых заданий PISA

Тестовые задания PISA имеют характерные отличия от традиций стандартизованного тестирования:

— формат заданий PISA постоянно меняется, что исключает стратегию «натаскивания» не тест,

— проверяются не только умение работать с предъявленной информацией, но и способность использовать общий кругозор, анализ, синтез и логику.

— учащимся предлагаются множественные источники информации в форме текста, графики и видеофрагментов,

— кандидаты оценивают и игнорируют избыточные сведения, а также учитывают ограничения и запреты по условиям задачи,

— школьники сами разрабатывают алгоритм поиска решения и план своего ответа,

— для правильного ответа, бывает необходимо увидеть в информации глубокие смыслы и далёкие связи, построив умозаключение на подтексте,

— способ ответа варьируется от множественного выбора до развёрнутого комментария и построения компьютерной модели (графика и др.).

Для выполнения тестовых заданий PISA (а также аналогичных программ), требуются интеллектуальные умения: 1) критически оценивать и применять предложенные сведения, дополненные ресурсами памяти, 2) экстренно замыкать смысловые связи «здесь и теперь» без предварительного планирования, 3) продуктивно мыслить и обеспечить эффективную коммуникацию идей.

Слайд.

Затруднения школьников могут быть обусловлены тем, что они нередко  предпочитают полагаться на выученные знания, ориентируясь на заранее известные им форматы тестирования. В результате, учащиеся уверенно выполняют стандартные бланковые задания или строят развёрнутые письменные высказывания по заданной схеме. Как следствие, интеллектуальные умения теряют свойственную им природную гибкость, а продуктивное мышление остаётся невостребованным, пребывая вне тренировки.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для определения образовательной политики страны.

Результаты исследования PISA позволяют определить, изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, а также в каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ.

Комиссия по оцениванию результатов определила Россию в список лучших по итогам исследования. Мы заняли 18-е место из 79-ти. Нас отметили как страну, в которой появилась положительная динамика — как минимум в двух образовательных направлениях.

Чтобы выполнить задачу по входу в топ-10 образовательных систем мира нужен глубокий анализ и изменения в практике образования.  Некоторые исследования для глубокого анализа можно провести быстро, другие займут больше времени. Но можно предложить уже сейчас конкретные шаги, которые, возможно, позволят к 2021 году повысить результаты PISA.

1. Проанализировать результаты PISA в разрезе конкретных типов заданий, социально-экономического статуса школ и детей. Необходимо сравнить и задания, и результаты PISA с результатами и заданиями ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, учебниками. На основе этого анализа следует выделить «западающие» навыки, группы риска, возможности быстрой коррекции.

2. Внедрить механизмы профилактики и коррекции учебной неуспешности. Особенно в 7‒9 классах. В ряде российских школ накоплен такой опыт, но он не систематизирован, слабо обоснован научно. Уточнение методик и организационных механизмов, распространенных затем через массовое повышение квалификации, поможет снизить долю учащихся, не преодолевающих порогового уровня грамотности.

3. Подготовить и распространить, в том числе в цифровой форме в открытом доступе, практико-ориентированные задания типа PISA

4. Модернизировать ОГЭ и ВПР, включая туда задания типа PISA. При этом сократить нагрузку стандартизированными оценками в 8 и 9 клас

Слайд.

Слайд.