Контроль знаний по экологии
В 10 классе
1.1. Тестовые задания предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Экология».
Тестовые задания позволяют проконтролировать и оценить следующие общие компетенции, формируемые при освоении учебной дисциплины:
-
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
-
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
-
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
-
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
-
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
-
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
-
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
-
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
-
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
-
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
1.2. Контроль и оценка формируемых общих компетенций при освоении учебной дисциплины «Экология» проводятся в форме письменного тестирования.
Тесты разработаны в 2-х вариантах, в которые включены по 20 вопросов в каждый. Вопросы пронумерованы цифрами, ответы, предлагаемые для выбора обучающимися, обозначаются прописными буквами. Тестовое задание предполагает один правильный ответ.
2. Уровень подготовки оценивается в баллах (оценках).
Количество правильных ответов | Выставляемая оценка |
20 - 18 | «5» (отлично) |
17 - 15 | «4» (хорошо) |
14 - 11 | «3» (удовлетворительно) |
10 и менее | «2» (неудовлетворительно) |
Вариант 1.
Выберите один вариант ответа
1. Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая:
А) отношение общества с окружающей средой;
Б) взаимодействие организма человека с окружающей средой;
В) развитие общества;
Г) биологические аспекты отношений человека с окружающей средой
2. Природный газ считается экологичным топливом, потому что:
А) При сгорании он выделяет меньше вредных веществ, чем другие виды топлива;
Б) Он состоит из природных компонентов;
В) Природный газ очищают при добыче;
Г) При сгорании нет неприятного запаха.
3. Примером рационального природопользования является:
А) Сооружение высоких труб на предприятиях; Б) Осушение болот;
В) Создание замкнутых циклов на производствах;
Г) Перевод автомобильного транспорта на газ.
4. Антропогенные факторы среды:
А) Паразитизм, симбиоз, конкуренция и т.д.;
Б) Её газовый состав, влажность, плотность атмосферного воздуха, солёность воды;
В) Факторы обеспеченности живых организмов;
Г) Факторы человеческой деятельности в природе.
5. Кто ввел в науку термин «экологическая система»
А) Тенсли; Б) Зюсс; В) Вернадский; Г) Дарвин.
6. Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:
А) Неорганические вещества; Б) Канцерогенные вещества;
В) Фреоны; Г) Тяжелые металлы.
7. Выпадение кислотных дождей связано с:
А) изменением солнечной радиации; Б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере; В) увеличением количества озона в атмосфере;
Г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота.
8. Что означает охрана природы:
А) Комплекс работ направленных на охрану окружающей среды от загрязнений; Б) Сохранение баланса экологических систем;
В) Чистота окружающей среды; Г) Охрана окружающей среды, используя очистительные аппараты.
9. Запасы пресной воды в природе составляют:
А) 21% Б) 30% В) 3% Г) 10%
10. Общегосударственная система мониторинга окружающей среды:
A) Национальная Б) Окружная В) Региональная Г) Локальная
11. В чем заключается основная причина экологического кризиса:
А) В развитии науки
Б) В возрастании темпов материального производства
В) В появлении новых технологий
Г) В увеличении численности населения
12. Где сосредоточены основные запасы пресной воды:
А) В мировом океане Б) В гидросфере В) В литосфере
Г) В ледниках.
13. «Парниковый эффект» вызывает:
А) Похолодание климата Б) Образование озоновых дыр
В) Потепление климата Г) Кислый туман
14. Экологию, вскрывающую общие закономерности организации жизни, по Н.Ф. Рейсмеру называют:
А) Общей Б) Прикладной В) Социальной Г) Теоретической
15. Охрана природы – это:
А) защита от антропогенного воздействия; Б) ограничение использования природных ресурсов; В) охрана отдельных объектов природы;
Г) практическое осуществление мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.
16. Искусственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:
А) Агроэкосистема Б) Биоценоз В) Уробосистема Г) Биогеоценоз
17. Примером нерационального природопользования является:
А) Создание систем замкнутого водооборота Б) Рекультивация земель
В) Озеленение городов Г) Создание терриконов в районах добычи угля
18. Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС:
А) В апреле 1986 г. Б) В августе 1991 г. В) В сентябре 1960 г.
Г) В марте 1975 г.
19. В каком году состоялась Конференция ООН по окружающей среде в Стокгольме (Швеция)?
А) 1972 г.; Б) 1992 г.; В) 1962 г.; Г) 1973 г.
20. Конституционный принцип управления природоохранной деятельностью основан на принципе:
А) приоритета охраны природной и окружающей среды;
Б) платности за негативное воздействие на среду обитания;
В) законности; Г) сочетания центрального управления с местным самоуправлением.
Вариант 2.
1. Факторы неорганической среды, влияющие на жизнь и распространение живых организмов, называют:
А) Абиотическими Б) Живыми В) Антропогенными Г) Биотическим
2. Примером рационального природопользования является:
А) Сооружение высоких труб на предприятиях Б) Осушение болот
В) Создание замкнутых циклов на производствах
Г) Перевод автомобильного транспорта на газ
3. Мероприятия по восстановлению нарушенных территорий:
А) Стагнация Б) Рекультивация В) Мониторинг Г) Стратификация
4. Природный газ считается экологичным топливом, потому что:
А) При сгорании он выделяет меньше вредных веществ, чем другие виды топлива Б) Он состоит из природных компонентов
В) Природный газ очищают при добычи Г) При сгорании нет неприятного запаха
5. Мониторинг отдельного производства:
А) Национальный Б) Прогнозируемый В) Локальный Г) Окружной
6. Инженер, который ввел термин – кислотные дожди:
А) Г. Крутцен Б) Роберт Смит В) В.И Вернадский Г) Ш. Раулапь
7. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А) Космические Б) Флора, фауна, почва В) Солнечная радиация
Г) Атмосферный воздух
8. Впервые истощение озонового слоя было обнаружено:
А) Над Северным полюсом, 1950 г Б) Над Австралией, 1980 г
В) Над Африкой, 1975 г Г) Над Антрактидой, 1985 г
9. Какие виды растений и животных относятся ко второй категории Красной Книги:
А) Исчезающие виды Б) Восстановленные виды
В) Сокращающиеся в численности виды Г) Редкие виды
10. Функции социальной экологии:
А) природоохранная, биологическая; Б) физическая;
В) прогностическая, природоохранная, прагматическая;
Г) социальная.
11. Этапы становления отношений природы и общества. Исключите неверный ответ.
А) аграрной культуры; Б) постиндустриальное общество;
В) индустриальное общество; Г) доцивилизационный
12. Типы экологической культуры:
А) страдательный цивилизационный Б) экологический;
В) преобразовательный, страдательный, гуманистический;
Г) биологический.
13. Термин «ноосфера» впервые предложил:
А) Э. Зюсс; Б) В. Вернадский; В) Э. Геккель; Г) Ч. Дарвин.
14. Какие из приведенных утверждений истинные:
А) для формирования экологического самосознания людей, которое может спасти природу, необходим отказ от потребительского подхода;
Б) Ч. Дарвин создал учение о биогеоценозах;
В) к практически неисчерпаемым природным ресурсам относятся: земельные, биологические и другие отдельные компоненты биосферы (кислород, азот).
15. В каком году состоялась Конференция ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро:
А) 1972 г.; Б) 1992 г.; В) 1996 г.; Г) 1997 г.
16. Принципы социальной экологии. Исключите неверный ответ.
А) устойчивое развитие общества зависит от своевременности перехода к альтернативным ресурсам и технологиям;
Б) освоение природы не должно уменьшать разнообразия биосферы;
В) устойчивое развитие цивилизации не зависит от нравственных качеств людей;
Г) любая преобразующая деятельность общества должна основываться на экологическом прогнозе.
17. Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является:
А) Рациональное использование водных ресурсов Б) Транспортировка айсбергов
В) Сокращение потребления воды населением Г) Опреснение вод Мирового океана
18. Под загрязнением природной среды понимают:
А) изменение ее свойств в результате поступления экологически вредных веществ; Б) исчезновение отдельных видов животных и растений; В) ухудшение здоровья населения; Г) деградацию экосистем.
19. Под качеством природной среды понимают:
А) ее способность постоянно воспроизводить жизнь на Земле с сохранением экосистем, биоразнообразия и генофонда;
Б) сохранение природных экосистем и биоразнообразия;
В) степень ее влияния на здоровье человека;
Г) предел, за которым природа не в состоянии справляться с антропогенной нагрузкой.
20. На какие виды делятся загрязнения:
-
газы, пыли, твердые отходы, жидкие отходы;
Б) физические, химические, физико-химические, биологические;
материальные и энергетические;
-
материальные, радиоактивные, газы, пыли;
Г) газо-пылевые выбросы, сточные воды.
КЛЮЧИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
№ варианта | 1вариант | 2 вариант | |
№ задания |
1. | А | А | |
2. | А | В | |
3. | В | Б | |
4. | Г | А | |
5. | А | В | |
6. | В | Б | |
7. | Г | Б | |
8. | А | Г | |
9. | Б | В | |
10. | А | В | |
11. | Б | Г | |
12. | Г | А | |
13. | В | Б | |
14. | Г | А | |
15. | Г | Б | |
16. | А | В | |
17. | Г | А | |
18. | А | А | |
19. | А | А | |
20. | В | Б | |