Тестовый контроль по предмету «Экология»
В 11 классе
1.1. Тестовые задания предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Экология».
Тестовые задания позволяют проконтролировать и оценить следующие общие компетенции, формируемые при освоении учебной дисциплины:
-
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
-
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
-
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и ресурсосбережения;
-
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
-
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
-
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
-
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического правонарушения;
-
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях;
-
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретной территории;
-
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
1.2. Контроль и оценка формируемых общих компетенций при освоении учебной дисциплины «Экология» проводятся в форме письменного тестирования.
Тесты разработаны в 2-х вариантах.
Каждый вариант состоит из 2 частей и содержит 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В часть А включены по 12 вопросов с одним вариантом ответа (по 1 баллу за каждый верный ответ). В часть Б входят задание 13 с тремя верными ответами (3 балла), задание 14 на установление последовательности (4 балла), и 15 на установление соответствия (4 балла).
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Количество заданий | Максимальный балл | Тип задания |
1 | Часть А | 12 | 12 | С выбором 1 ответа |
2 | Часть Б | 1 | 3 | С множественным выбором ответа |
1 | 4 | На установление последовательности |
1 | 4 | С установлением соответствия |
Итого | 15 | 23 | |
2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Уровень подготовки оценивается в баллах (оценках).
Количество правильных ответов | Выставляемая оценка |
20 - 23 | «5» (отлично) |
19 - 15 | «4» (хорошо) |
14 - 11 | «3» (удовлетворительно) |
10 и менее | «2» (неудовлетворительно) |
Вариант 1.
Часть А
Выберите один вариант ответа
1. Какое утверждение о природопользовании верно?
А) Сплав древесины по рекам является самым экологически чистым способом ее транспортировки.
Б) Утилизация отходов относится к природосберегающим технологиям.
В) В заповедниках охраняют только животных.
Г) Строительство водохранилищ на реках не оказывает никакого отрицательного воздействия на природу.
2. Природный газ считается экологичным топливом, потому что:
А) При сгорании он выделяет меньше вредных веществ, чем другие виды топлива;
Б) Он состоит из природных компонентов;
В) Природный газ очищают при добыче;
Г) При сгорании нет неприятного запаха.
3. Примером рационального природопользования является:
А) Сооружение высоких труб на предприятиях; Б) Осушение болот;
В) Создание замкнутых циклов на производствах;
Г) Перевод автомобильного транспорта на газ.
4. На какую из перечисленных отраслей промышленности в России приходится наибольшая доля выбросов в атмосферу загрязняющих веществ:
А) металлургия Б) химическая промышленность В) машиностроение
Г) сельское хозяйство.
5. Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:
А) уменьшается площадь пашни Б) увеличивается площадь лесов
В) увеличивается площадь пашни Г) земельный фонд неизменен.
6. Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:
А) Неорганические вещества; Б) Канцерогенные вещества;
В) Фреоны; Г) Тяжелые металлы.
7. Выпадение кислотных дождей связано с:
А) изменением солнечной радиации; Б) повышением содержания углекислого газа в атмосфере; В) увеличением количества озона в атмосфере;
Г) выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота.
8. Что означает охрана природы:
А) Комплекс работ направленных на охрану окружающей среды от загрязнений; Б) Сохранение баланса экологических систем;
В) Чистота окружающей среды; Г) Охрана окружающей среды, используя очистительные аппараты.
9. Особый тип охраняемых территорий с малоизмененными живописными ландшафтами, с богатой флорой и фауной, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории, называется
А) Заповедником Б) Биосферным заповедником В) Заказником
Г) Национальным природным парком
10. Общегосударственная система мониторинга окружающей среды:
A) Национальная Б) Окружная В) Региональная Г) Локальная
11. В чем заключается основная причина экологического кризиса:
А) В развитии науки
Б) В возрастании темпов материального производства
В) В появлении новых технологий
Г) В увеличении численности населения
12. Тела и силы природы, которые используются как средства труда, источники энергии, сырья, предметов потребления, место отдыха это:
А) водные ресурсы Б) земельные ресурсы В) природные ресурсы
Г) блага цивилизации.
Часть Б
Выбрать три верных ответа
13. Назовите критерии оценки антропогенного воздействия на живую природу:
1. сохранность природных экосистем;
2. химический состав атмосферного воздуха;
3. сохранение здоровья человека;
4. выживание наиболее чувствительных к загрязнению видов;
5. хозяйственное значение;
6. смена экосистем.
14. Расположите в правильной последовательности стадии управления ресурсосбережения:
1) использование ресурсов;
2) формирование ресурсов;
3) утилизация отходов;
4) вторичная переработка отходов;
15. Установите соответствие между глобальной экологической проблемой и антропогенным фактором среды, который её вызывает
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА | АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОР СРЕДЫ | |
А) парниковый эффект Б) озоновые дыры В) кислотные дожди Г) образование классического смога | 1) взаимодействие оксидов серы и азота с осадками 2)поступление в атмосферу фреонов 3)накопление в атмосфере углекислого газа | |
| А | Б | В | Г |
| | | | |
Ответы 1 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | А | В | А | В | В | Г | А | Г | А | Б | В |
Часть Б
Вариант 2.
Часть А
Выберите один вариант ответа
1. Система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой - либо территории или мира в целом, называется:
А) Природопользованием Б) Охраной окружающей природной среды
В) Экологической политикой Г) Экологическим мониторингом
2. Примером рационального природопользования является:
А) Сооружение высоких труб на предприятиях Б) Осушение болот
В) Создание замкнутых циклов на производствах
Г) Перевод автомобильного транспорта на газ
3. Мероприятия по восстановлению нарушенных территорий:
А) Стагнация Б) Рекультивация В) Мониторинг Г) Стратификация
4. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение баланса:
А) между людьми, экономикой и природой
Б) между экономикой и производством
В) между людьми, экономикой и производством;
Г) экономическим прогрессом, социальной ответственностью и экологической безопасностью.
5. Мониторинг отдельного производства:
А) Национальный Б) Прогнозируемый В) Локальный Г) Окружной
6. Экологические обязанности граждан – это:
А) обязанности граждан как природопользователя;
Б) конституционные и специальные экологические обязанности граждан;
В) конституционные, специальные экологические обязанности граждан и обязанности граждан как природопользователя;
Г) только конституционных обязанностей граждан.
7. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
А) Космические Б) Флора, фауна, почва В) Солнечная радиация
Г) Атмосферный воздух
8. Особо охраняемая природная территория на которой полностью исключаются все формы хозяйственной деятельности, называется:
А) заповедник; Б) заказник; В) национальный парк;
Г) памятник природы.
9. Какие виды растений и животных относятся ко второй категории Красной Книги:
А) Исчезающие виды Б) Восстановленные виды
В) Сокращающиеся в численности виды Г) Редкие виды
10. Международный союз охраны природы и природных ресурсов - это
А) МСОП; Б) ЮНЕСКО; В) МАГАТЭ; Г) ВМО.
11. Пути решения проблемы дефицита пресной воды:
А) поиск дополнительных источников воды Б) прекращение использования воды
В) экономия воды на производстве и в быту, создание оборотного водоснабжения Г) нет верного ответа.
12. Какие из приведенных утверждений истинные:
А) для формирования экологического самосознания людей, которое может спасти природу, необходим отказ от потребительского подхода;
Б) Ч. Дарвин создал учение о биогеоценозах;
В) к практически неисчерпаемым природным ресурсам относятся: земельные, биологические и другие отдельные компоненты биосферы (кислород, азот),
Г) уменьшение численности населения улучшит состояние атмосферы.
Часть Б
Выбрать три верных ответа
13. Назовите экологически обоснованные пути решения продовольственной проблемы человечества:
1. внедрение интенсивных технологий;
2. рекультивация почв и территорий;
3. использование новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур;
4. увеличение использования химических средств защиты растений;
5. увеличение использования биологических методов защиты растений;
6. увеличение площади сельскохозяйственных угодий.
14. Установите правильную последовательность стадий ресурсосбережения:
1) ремонт;
2) проектирование;
3) потребление продукции;
4) производство.
15. Установите соответствие между глобальной экологической проблемой и путями её решения
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА | ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ |
А) парниковый эффект Б) озоновые дыры В) опустынивание Г) деградация почв | 1) щадящая обработка почв 2)переход на другие виды топлива 3)прекращение производства фреонов |
| А | Б | В | Г | |
| | | | | |
Ответы 1 вариант
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Б | В | Б | Г | В | В | Б | А | В | А | В | А |
Часть Б