Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 города Макеевки»
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Подготовила:
Белинская Виктория Анатольевна,
учитель биологии и химии,
специалист первой категории
2020
ВСТУПЛЕНИЕ
Ум заключается не только в знаниях, но и в умении использовать их на практике.
Аристотель
Заданием современного школьного биологического образования является осуществление переориентации его целей на формирование таких жизненно важных компетенций школьников, которые способствовали бы их адаптации к активному участию в жизни общества, целеустремленной выработке практических умений и навыков.
Сегодня качество знаний определяется не столько тем, что знает и может воспроизвести ученик, сколько тем, как он умеет пользоваться своими знаниями. Выпускники школ зачастую чувствуют себя беспомощными во многих жизненных ситуациях, поскольку их не научили или недостаточно закрепили умения применять полученные знания в жизни.
Умение применять приобретенные знания на практике - важный показатель того, что ученики сознательно усвоили материал. Поэтому важно, чтобы в процессе обучения биологии учитель не только акцентировал внимание учеников на теоретических вопросах, но и учил использовать эти знания во время выполнения лабораторных и практических работ, работы с тестовыми заданиями.
Проверка знаний и умений учащихся выполняет обучающую, воспитывающую, развивающую, мотивационную и контролирующую функции. Она должна строиться в соответствии с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся, обозначенными в программе.
Тестовые задания, по сравнению с другими инструментами педагогического оценивания, имеют много преимуществ, среди которых:
- возможность проверить результаты учебных достижений по теме, включающей много уроков;
- объективная оценка уровня усвоения учебного материала;
- равные условия для всех участников тестирования;
- стандартизация процедуры проверки результатов;
- возможность охватить тестированием большое количество учеников.
Чтобы успешно справиться с заданиями Государственной итоговой аттестации, выпускникам необходимо иметь навыки работы с тестовыми заданиями. Такие навыки можно выработать постепенно, если использовать тестовые задания при изучении всего курса биологии, начиная с 6 класса.
Тестовые задания составлены в соответствии с действующей программой по биологии.
Тестовые задания по каждой теме состоят из 2-4 вариантов. Каждый вариант включает 11 разнообразных заданий, широко и полно освещающих материал темы.
Используются стандартизированные тесты, которые подразумевают выбор ответов, предложенных в задании:
- тесты-определители с одним правильным ответом;
- тесты-определители, имеющие несколько правильных ответов, но не указано их количество;
- тесты на приведение в соответствие, причем количество вариантов первого столбика не совпадает с количеством вариантов второго столбика;
- тесты на установление правильной последовательности.
Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости»
Вариант 1
Задания с одним правильным ответом
1. Что является элементарной единицей наследственности?
А. Ген
Б. Генотип
В. Фенотип
Г. Хромосома
2. Сколько альтернативных признаков учитывается при дигибридном скрещивании?
А. Один
Б. Два
В. Три
Г. Четыре
3. У льна при низкой температуре цветки белые, а не голубые. Как называется такая изменчивость?
А. Генотипическая
Б. Мутационная
В. Комбинативная
Г. Модификационная
4. Что влияет на формирование фенотипа организма?
А. Только генотип
Б. Только условия среды
В. Генотип и условия среды
Г. Мутации
5. Какие хромосомы называют гомологичными?
А. Разные по форме и строению
Б. Одинаковые по форме и строению
В. Имеющие разный набор генов
Г. Несущие одинаковые аллели 1 гена
6. Определите особь, гетерозиготную по двум аллелям генов.
А. ААВВ
Б. ААbb
В. АаВb
Г. ааbb
Задания с несколькими правильными ответами
7. Какие виды изменчивости передаются потомкам?
А. Модификационная
Б. Мутационная
В. Комбинативная
Г. Фенотипическая
8. Где происходят мутации?
А. В хромосомах
Б. В молекулах ДНК
В. В одной паре нуклеотидов
Г. В нескольких нуклеотидах
9. Выберите правильные утверждения.
А. Гены расположены в цитоплазме
Б. Аллельные гены расположены в разных парах хромосом
В. Признаки гибрида, проявляющиеся в первом поколении – доминантные
Г. Гаметы образуются при половом размножении
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1) Гибриды А. Совокупность генов организма
2) Фенотип Б. Совокупность признаков организма
3) Чистая линия В. Потомки, полученные в результате скрещивания организмов,
отличающихся по одному или нескольким признакам
Г. Потомки одной особи, сохраняющие однородную совокупность генов
11. Установите соответствие между типом мутации и её характерной особенностью.
1) Геномная А. Потеря участка молекулы ДНК
2) Хромосомная Б. Полиплоидия
3) Генная В. Поворот участка хромосомы на 180°
Г. Удвоение участка хромосомы
Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости»
Вариант 2
Задания с одним правильным ответом
1. Сколько альтернативных признаков учитывается при моногибридном скрещивании?
А. Один
Б. Два
В. Три
Г. Четыре
2. Какой метод использовал в своих исследованиях Г. Мендель?
А. Статистический
Б. Генеалогический
В. Гибридологический
Г. Цитогенетический
3. Что изменяется при возникновении мутаций?
А. Фенотип
Б. Генотип
В. Фенотип и генотип
Г. Фенотип или генотип
4. Что такое генотип?
А. Совокупность внешних признаков
Б. Совокупность внутренних признаков
В. Совокупность хромосом в организме
Г. Совокупность генов в организме
5. Укажите закономерность, известную как второй закон Г. Менделя.
А. Расщепление признаков в соотношении 3:1
Б. Расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1
В. Единообразие гибридов первого поколения
Г. Разнообразие гибридов первого поколения
6. Что такое чистая линия?
А. Сорт растений В. Потомки самоопылившегося растения
Б. Порода животных Г. Группа генетически однородных (гомозиготных) организмов
Задания с несколькими правильными ответами
7. Выберите примеры модификаций.
А. Загар у человека
Б. Болезнь Дауна
В. Авитоминоз
Г. Дальтонизм у человека
8. Назовите источники комбинативной изменчивости.
А. Преобразования структуры хромосом
Б. Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе
В. Случайная встреча гамет при оплодотворении
Г. Рекомбинация генов вследствие перекреста хромосом
9. Выберите правильные утверждения.
А. Полиплоидия – это набор хромосом в клетке
Б. Гены расположены в хромосомах
В. В первом поколении у гибридов проявляются рецессивные признаки
Г. В первом поколении у гибридов проявляются доминантные признаки
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1) Гомозигота А. Неполовые хромосомы
2) Аутосомы Б. Разные состояния гена
3) Кроссинговер В. Клетка, у которой гомологичные хромосомы несут одинаковые
аллели 1 гена
Г. Обмен гомологичными участками хромосом
11. Установите соответствие между типом мутации и её характерной особенностью.
1) Геномная А. Слияние двух негомологичных хромосом в одну
2) Хромосомная Б. Включение неверного нуклеотида во время репликации ДНК
3) Генная В. Удвоение участка ДНК
Г. Наличие 2n хромосом в яйцеклетке
Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости»
Вариант 3
Задания с одним правильным ответом
1. Каково значение мутаций для эволюции?
А. Имеют приспособительное значение В. Источник наследственной изменчивости
Б. Способствуют процветанию вида Г. Организм самосовершенствуется
2. У китайской примулы при высокой температуре цветки белые, а при нормальной - красные. Как называется такая изменчивость?
А. Генотипическая
Б. Мутационная
В. Комбинативная
Г. Модификационная
3. В первом поколении при моногибридном и дигибридном скрещивании чистых линий проявляется:
А. Единообразие признаков
Б. Расщепление признаков в соотношении 3:1
В. Расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1
4. Определите особь, гомозиготную по двум доминантным аллелям генов.
А. ААВВ
Б. ААbb
В. АаВb
Г. ааbb
5. Укажите закономерность, известную как первый закон Г. Менделя.
А. Расщепление признаков в соотношении 3:1
Б. Расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1
В. Единообразие гибридов первого поколения
Г. Разнообразие гибридов первого поколения
6. Как называют мутации, которые приводят к кратному изменению числа хромосом?
А. Генные
Б. Полиплоидия
В. Хромосомные
Г. Нейтральные
Задания с несколькими правильными ответами
7. Выберите правильные утверждения.
А. Все гены существуют в виде двух аллелей
Б. Чистые линии представлены гомозиготными организмами
В. Фенотип – это совокупность внешних признаков организма
Г. При неполном доминировании потомки имеют промежуточный фенотип
8. Родители имеют ІІ и ІІІ группы крови. Какие группы крови могут иметь их дети?
А. І
Б. ІІ
В. ІІІ
Г. ІV
9. От чего зависит фенотип организма?
А. От генотипа
Б. От мутаций
В. От условий среды
Г. Ни от чего не зависит
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между номером поколения и расщеплением по фенотипу.
1) F2 моногибридного скрещивания
2) F2 дигибридного скрещивания
3) F1 неполного доминирования
А. 3:1
Б. 1:2:1
В. 9:3:3:1
Г. Единообразие гибридов
11. Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в развитие генетики.
1) Г. Мендель А. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости
2) Н. И. Вавилов Б. Автор умозрительной теории наследственности
3) Т. Морган В. Сформулировал три закона наследственности
Г. Сформулировал хромосомную теорию наследственности
Тема: «Закономерности наследственности и изменчивости»
Вариант 4
Задания с одним правильным ответом
1. Укажите закон, согласно которому каждая гамета диплоидного организма может иметь только по одному из аллельных генов.
А. Независимого наследования
Б. Чистоты гамет
В. Единообразия гибридов F1
Г. Расщепления
2. Какие изменения могут быть полезными, вредными или нейтральными для организма?
А. Модификационные
Б. Комбинативные
В. Мутационные
Г. Фенотипические
3. Что такое аллельные гены?
А. Гены, кодирующие доминантный признак
Б. Гены, кодирующие рецессивный признак
В. Гены, определяющие альтернативное развитие 1 признака
Г. Гены, определяющие развитие комплекса признаков
4. При помощи какого скрещивания изучают закономерности наследования одного признака?
А. Моногибридного
Б. Дигибридного
В. Полигибридного
Г. Анализирующего
5. Найдите «лишний» термин.
А. Правило чистоты гамет
Б. Законы Г. Менделя
В. Аллельные гены
Г. Геномные мутации
6. Примером какой изменчивости является изменение цвета шерсти зайца-беляка осенью?
А. Наследственной
Б. Комбинативной
В. Мутационной
Г. Модификационной
Задания с несколькими правильными ответами
7. Какие бывают мутации по характеру их влияния на жизнедеятельность организмов?
А. Нейтральные
Б. Генные
В. Геномные
Г. Хромосомные
Д. Полезные
Е. Вредные
8. Назовите наследственные болезни человека.
А. СПИД
Б. Гемофилия
В. Болезнь Паркинсона
Г. Фенилкетонурия
Д. Болезнь Дауна
Е. Холера
9. Родители имеют І и ІV группы крови. Какие группы крови могут иметь их дети?
А. І
Б. ІІ
В. ІІІ
Г. ІV
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между номером поколения и расщеплением по фенотипу.
1) F1 моногибридного скрещивания
2) F1 дигибридного скрещивания
3) F2 неполного доминирования
А. 9:3:3:1
Б. 1:2:1
В. Единообразие гибридов
Г. 1:1
11. Установите соответствие между типом мутации и её характерной особенностью.
1) Геномная А. Изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
2) Хромосомная Б. Наличие лишней хромосомы в кариотипе
3) Генная В. Обмен участками негомологичных хромосом
Г. Потеря участка хромосомы
Ответы на тестовые задания по теме:
«Закономерности наследственности и изменчивости»
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1 – А | 1 – А | 1 – В | 1 – Б |
2 – Б | 2 – В | 2 – Г | 2 – В |
3 – Г | 3 – Б | 3 – А | 3 – В |
4 – В | 4 – Г | 4 – А | 4 – А |
5 – Б | 5 – А | 5 – В | 5 – Г |
6 – В | 6 – Г | 6 – Б | 6 – Г |
7 – Б, В | 7 – А, В | 7 – Б, Г | 7 – А, Д, Е |
8 – А, Б | 8 – Б, В, Г | 8 – А, Б, В, Г | 8 – Б, Г, Д |
9 – В, Г | 9 – Б, Г | 9 – А, В | 9 – Б, В |
10 – 1) В 2) Б 3) Г | 10 – 1) В 2) А 3) Г | 10 – 1) А 2) В 3) Г | 10 – 1) В 2) В 3) Б |
11 – 1) Б 2) В, Г 3) А | 11 – 1) Г 2) А 3) Б, В | 11 – 1) В 2) А 3) Г | 11 – 1) Б 2) В, Г 3) А |
Тема: «Клеточный уровень организации живой природы»
Вариант 1
Задания с одним правильным ответом
1. Что относится к надмембранному комплексу клеток животных?
А. Гиалоплазма
Б. Плазматическая мембрана
В. Гликокаликс
Г. Клеточная стенка
2. Какое царство относится к эукариотам?
А. Вирусы
Б. Грибы
В. Архебактерии
Г. Дробянки
3. Назовите органеллу клетки, в которой синтезируется белок.
А. Рибосома
Б. Аппарат Гольджи
В. Ядро
Г. Лизосома
4. Как называется период между двумя делениями клетки?
А. Клеточный цикл
Б. Митоз
В. Телофаза
Г. Интерфаза
5. Как называется набор хромосом, характерный для клеток определенного вида живых организмов?
А. Гаплоидный набор
Б. Диплоидный набор
В. Полиплоидный набор
Г. Кариотип
Задания с несколькими правильными ответами
6. Определите правильные утверждения о цитоплазме:
А. Обеспечивает связь между компонентами клетки
Б. Обеспечивает передачу наследственной информации
В. Является местом размещения хромосом в клетках прокариот
Г. Является местом размещения хромосом в клетках эукариот
7. Назовите одномембранные органеллы.
А. Митохондрии
Б. Эндоплазматическая сеть
В. Хлоропласты
Г. Рибосомы
Д. Аппарат Гольджи
Е. Лизосомы
8. Назовите органеллы, которые имеют собственную ДНК.
А. Рибосомы
Б. Лизосомы
В. Митохондрии
Г. Хлоропласты
9. Назовите клетки, которые не имеют ядер.
А. Лейкоциты
Б. Эритроциты млекопитающих
В. Тромбоциты млекопитающих
Г. Клетки эпителия
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между царствами живой природы и особенностями строения клеток.
1) Растения
2) Животные
3) Грибы
4) Прокариоты
А. Клеточная стенка содержит хитин
Б. В клетках есть пластиды
В. В клетках нет рибосом
Г. В клетках нет мембранных органелл
Д. Гетеротрофное питание
11. Установите соответствие между фазами митоза и событиями, происходящими во время их.
1) Профаза А. Обмен участками хромосом
2) Метафаза Б. Центромеры делятся
3) Анафаза В. Нити веретена деления прикрепляются к хромосомам
4) Телофаза Г. Деспирализация хромосом
Д. Спирализация хромосом
Тема: «Клеточный уровень организации живой природы»
Вариант 2
Задания с одним правильным ответом
1. Что относится к надмембранному комплексу клеток растений?
А. Гиалоплазма
Б. Плазматическая мембрана
В. Гликокаликс
Г. Клеточная стенка
2. Что является основной структурной единицей комплекса Гольджи?
А. Скопление плоских цистерн
Б. Кристы
В. Пузырьки и канальцы
Г. Тилакоиды
3. Какие органеллы заполнены клеточным соком в клетке растений?
А. Лизосомы
Б. Вакуоли
В. Хромопласты
Г. Цитоскелет
4. Назовите процесс, во время которого хромосомы обмениваются определенными участками.
А. Митоз
Б. Спирализация
В. Кроссинговер
Г. Конъюгация
5. Во время какого деления клетки хромосомный набор сокращается вдвое?
А. Митоз
Б. Амитоз
В. Мейоз
Г. Конъюгация
Задания с несколькими правильными ответами
6. Назовите функции лизосом.
А. Синтез белков
Б. Синтез липидов, сложных углеводов
В. Ферментативное расщепление веществ
Г. Внутриклеточное пищеварение
Д. Выведение лишней жидкости
Е. Уничтожение дефектных органелл
7. Чем клетки животных отличаются от клеток растений?
А. Нет клеточной стенки
Б. Нет клеточного центра
В. Нет митохондрий
Г. Автотрофный способ питания
Д. Гетеротрофный способ питания
Е. Нет хлоропластов
8. Укажите органеллы клетки, способные к самовоспроизведению.
А. Рибосомы
Б. Хлоропласты
В. Лизосомы
Г. Митохондрии
9. Назовите организмы, клетки которых имеют ядро.
А. Пеницилл
Б. Кишечная палочка
В. Цианобактерии
Г. Мухомор
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между царствами живой природы и особенностями строения клеток.
1) Растения А. В клетках не происходит обмена веществ
2) Животные Б. Наследственный материал – кольцевая ДНК
3) Грибы В. Запасные вещества – крахмал, жиры
4) Прокариоты Г. Клетки могут содержать пищеварительные вакуоли
Д. В состав клеточной стенки входит хитин
11. Установите соответствие между фазами мейоза и событиями, происходящими во время их.
1) Профаза І А. Кроссинговер
2) Метафаза ІІ Б. Расхождение хроматид
3) Анафаза І В. Расхождение гомологичных хромосом
4) Телофаза ІІ Г. Прикрепление нитей веретена деления к центромере
Д. Деление цитоплазмы
Тема: «Клеточный уровень организации живой природы»
Вариант 3
Задания с одним правильным ответом
1. Что относится к надмембранному комплексу клеток грибов?
А. Гиалоплазма
Б. Плазматическая мембрана
В. Гликокаликс
Г. Клеточная стенка
2. Назовите функцию ядрышка.
А. Образование рРНК и предшественников рибосом В. Регулирует биосинтез белков
Б. Принимает участие в формировании хромосом Г. Является местом распада ДНК
3. Какое царство относится к прокариотам?
А. Растения
Б. Грибы
В. Эубактерии
Г. Животные
4. Как называется период существования клетки между началами ее двух последовательных делений?
А. Интерфаза
Б. Синтетический период
В. Митоз
Г. Клеточный цикл
5. При каком способе деления происходит обмен наследственной информацией между гомологичными хромосомами?
А. Не происходит вообще
Б. Мейоз
В. Митоз
Г. Амитоз
Задания с несколькими правильными ответами
6. Какие внутриклеточные структуры есть у прокариот?
А. Рибосомы
Б. Митохондрии
В. Эндоплазматическая сеть
Г. Ядро с ядрышком
Д. Кольцевая молекула ДНК
Е. Складчатые впячивания мембраны
7. Назовите безмембранные органеллы.
А. Митохондрии
Б. Реснички и жгутики
В. Хлоропласты
Г. Рибосомы
Д. Аппарат Гольджи
Е. Клеточный центр
8. Назовите периоды, которые не относятся к интерфазе.
А. Послесинтетический
Б. Профаза
В. Телофаза
Г. Предсинтетический
Д. Метафаза
Е. Синтетический
9. Назовите структуры, расположенные внутри ядра.
А. Цистерны, собранные в граны
Б. Кристы
В. Ядрышки
Г. Нити хроматина
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между органеллами и их функциями.
1) Лизосомы
2) Митохондрии
3) Центриоли
4) Рибосомы
А. Внутриклеточное пищеварение
Б. Транспортировка веществ
В. Синтез АТФ
Г. Образование веретена деления
Д. Синтез белка
11. Установите соответствие между фазами мейоза и событиями, происходящими во время их.
1) Профаза І А. Конъюгация хромосом
2) Метафаза ІІ Б. Расхождение хромосом к полюсам клетки
3) Анафаза ІІ В. Расхождение хроматид к полюсам клетки
4) Телофаза ІІ Г. Хромосомы располагаются по экватору
Д. Формирование ядерных оболочек и ядрышек
Тема: «Клеточный уровень организации живой природы»
Вариант 4
Задания с одним правильным ответом
1. Какая наука изучает строение и жизнедеятельность клетки?
А. Гистология
Б. Клеточная инженерия
В. Экология
Г. Цитология
2. Назовите функцию клеточного центра.
А. Руководит обменом веществ В. Удерживает ядро в центре клетки
Б. Участвует в формировании веретена деления Г. Синтез АТФ
3. Кто из ученых сформулировал положения клеточной теории?
А. Роберт Гук
Б. Роберт Броун
В. Теодор Шванн
Г. Вальтер Флеминг
4. Как называются хромосомы, подобные по строению и набору генов?
А. Гомологичные
Б. Негомологичные
В. Гетерохромосомы
Г. Аутохромосомы
5. Найдите «лишний» термин.
А. Профаза
Б. Метафаза
В. Телофаза
Г. Интерфаза
Задания с несколькими правильными ответами
6. Определите правильные утверждения о хромосомах:
А. Хромосома покрыта мембраной
Б. Каждая хромосома состоит из двух хроматид
В. Состоят из молекулы РНК и ядерных белков
Г. Состоят из двойной молекулы ДНК и ядерных белков
7. Назовите двухмембранные органеллы.
А. Митохондрии
Б. Эндоплазматическая сеть
В. Хлоропласты
Г. Рибосомы
Д. Аппарат Гольджи
Е. Лейкопласты
8. Назовите периоды, которые различают в интерфазе.
А. Послесинтетический
Б. Профаза
В. Телофаза
Г. Предсинтетический
Д. Метафаза
Е. Синтетический
9. Назовите организмы, в клетках которых есть вегетативные и генеративные ядра.
А. Дрожжи
Б. Улотрикс
В. Фораминиферы
Г. Инфузории
Задания на определение соответствия
10. Установите соответствие между органеллами и их функциями.
1) Ядро
2) Эндоплазматическая сеть
3) Комплекс Гольджи
4) Хлоропласты
А. Фотосинтез
Б. Транспортировка веществ
В. Внутриклеточное пищеварение
Г. Синтез липидов и углеводов
Д. Передача наследственной информации
11. Установите соответствие между фазами митоза и событиями, происходящими во время их.
1) Профаза А. Конъюгация гомологичных хромосом
2) Метафаза Б. Расхождение хроматид
3) Анафаза В. Расположение хромосом по центру клетки
4) Телофаза Г. Формирование ядерной оболочки
Д. Исчезновение ядерной оболочки
Ответы на тестовые задания по теме:
«Клеточный уровень организации живой природы»
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1 – В | 1 – Г | 1 – Г | 1 – Г |
2 – Б | 2 – А | 2 – А | 2 – Б |
3 – А | 3 – Б | 3 – В | 3 – В |
4 – Г | 4 – В | 4 – Г | 4 – А |
5 – Г | 5 – В | 5 – Б | 5 – Г |
6 – А, В | 6 – В, Г, Е | 6 – А, Д, Е | 6 – Б, Г |
7 – Б, Д, Е | 7 – А, Д, Е | 7 – Б, Г, Е | 7 – А, В, Е |
8 – В, Г | 8 – Б, Г | 8 – Б, В, Д | 8 – А, Г, Е |
9 – Б, В | 9 – А, Г | 9 – В, Г | 9 – В, Г |
10 – 1) Б 2) Д 3) Г 4) А | 10 – 1) В 2) Г 3) Д 4) Б | 10 – 1) А 2) В 3) Г 4) Д | 10 – 1) Д 2) Б 3) Г 4) А |
11 – 1) Д 2) В 3) Б 4) Г | 11 – 1) А 2) Г 3) В 4) Д | 11 – 1) А 2) Г 3) В 4) Д | 11 – 1) Д 2) В 3) Б 4) Г |
Тема: «Организменный уровень организации живой природы»
Вариант 1
Задания с одним правильным ответом
1. Какие соединения входят в состав простых вирусов?
А. Белок и нуклеиновая кислота
Б. Только нуклеиновая кислота
В. Белок, нуклеиновая кислота, липиды
Г. Белок, нуклеиновая кислота, углеводы
2. Как размножаются вирусы?
А. Партеногенезом
Б. Половым путем
В. Путем самосборки
Г. Почкованием
3. Какая из тканей растений имеет клетки с тонкими стенками и крупные ядра?
А. Основная
Б. Образовательная
В. Покровная
Г. Проводящая
4. Какая ткань образует связки и сухожилия?
А. Нервная
Б. Эпителиальная
В. Соединительная
Г. Мышечная
5. Найдите «лишний» термин.
А. Герпес
Б. Грипп
В. СПИД
Г. Туберкулез
Д. Гепатит
Е. Полиомиелит
6. Как осуществляется половое размножение?
А. Деление клетки
Б. Слияние гамет
В. Почкование
Г. Спорообразование
Задания с несколькими правильными ответами
7. Назовите соединения, которые могут входить в состав оболочки сложных вирусов:
А. ДНК
Б. РНК
В. Белки
Г. Липиды
Д. Углеводы
Е. Ферменты
8. В клетках каких тканей есть хлоропласты?
А. Основная запасающая ткань
Б. Основная ассимиляционная ткань
В. Меристема
Г. Устьица
9. Какие из признаков присущи растениям?
А. Ткани образуются при дифференциации меристемы
Б. Образование клеток происходит из определенных зародышевых листков
В. Рост происходит в начале жизни, а затем прекращается
Г. Рост происходит на протяжении всей жизни
Д. Транспорт веществ обеспечивают ткани внутренней среды
Е. Транспорт веществ обеспечивают проводящие ткани
Задания на установление соответствия
10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1) Нейрон А. Клетка сердечной мышцы
2) Эритроцит Б. Клетка крови, осуществляющая транспорт газов
3) Плазма В. Клетка крови, обеспечивающая иммунные реакции
4) Кардиомиоцит Г. Клетка нервной ткани
Д. Жидкое межклеточное вещество крови
11. Установите соответствие между организмами и способами их размножения.
1) Гидра
2) Гриб
3) Амеба
4) Кошка
А. Деление
Б. Вегетативное
В. Спорообразование
Г. Половое
Д. Почкование
Тема: «Организменный уровень организации живой природы»
Вариант 2
Задания с одним правильным ответом
1. Кто из ученых открыл вирусы?
А. Э. Дженнер
Б. Л. Пастер
В. Д. И. Ивановский
Г. Д. Уотсон
2. Какая ткань в ответ на раздражение сокращается?
А. Соединительная
Б. Эпителиальная
В. Нервная
Г. Мышечная
3. Какие клетки принадлежат к проводящей ткани растений?
А. Клетки устьиц
Б. Ситовидные трубки
В. Каменистые клетки
Г. Клетки пробки
4. Какие органеллы присущи как клеткам прокариот, так и клеткам эукариот?
А. Рибосомы
Б. Ядро
В. Митохондрии
Г. Эндоплазматическая сеть
5. Найдите «лишний» термин:
А. Туберкулез
Б. Ангина
В. Дизентерия
Г. Грипп
Д. Дифтерия
Е. Тиф
6. Назовите процесс, в котором принимают участие соматические клетки.
А. Мейоз
Б. Оплодотворение
В. Партеногенез
Г. Вегетативное размножение
Задания с несколькими правильными ответами
7. Выберите правильные утверждения о вирусах:
А. Это клеточная форма жизни
Б. Не могут синтезировать белки
В. Внутриклеточные паразиты
Г. Размножаются делением пополам
Д. Содержит либо ДНК, либо РНК
Е. Принадлежат к царству Дробянки
8. Назовите ткани, клетки которых способны к делению.
А. Кожица
Б. Пробка
В. Ксилема
Г. Меристема
9. Назовите организмы, которые размножаются почкованием.
А. Морские звезды
Б. Гидры
В. Коралловые полипы
Г. Простейшие
Задания на установление соответствия
10. Установите соответствие между названиями тканей растений и их определениями.
1) Меристема А. Обеспечивает перемещение органических веществ
2) Флоэма Б. Обеспечивает перемещение воды
3) Ксилема В. Образовательная ткань растений
4) Пробка Г. Первичная покровная ткань
Д. Вторичная покровная ткань
11. Установите соответствие между названиями клеток и их особенностями.
1) Яйцеклетка А. Имеет диплоидный набор хромосом
2) Сперматозоид Б. Специализированая клетка с плотной оболочкой
3) Спермий В. Имеет большие размеры и запас питательных веществ
4) Зигота Г. Подвижная клетка; имеет головку, шейку, хвост
Д. Неподвижная мужская гамета растений
Тема: «Организменный уровень организации живой природы»
Вариант 3
Задания с одним правильным ответом
1. Что свидетельствует о принадлежности вирусов к живому?
А. Не способны сами синтезировать белки В. Возможность кристаллизации
Б. Наличие собственного наследственного материала Г. Наличие органелл
2. Чем клетки прокариот отличаются от клеток эукариот?
А. Нет клеточной стенки
Б. Нет плазматической мембраны
В. Нет митохондрий
Г. Нет рибосом
3. В состав какой ткани входят устьица?
А. Кожица листа
Б. Пробка
В. Хлорофиллоносная
Г. Меристема
4. Назовите мышцы, способные к произвольным сокращениям.
А. Неисчерченные в стенках кровеносных сосудов В. Исчерченные скелетные мышцы
Б. Исчерченные сердечные Г. Неисчерченные в стенках кишечника
5. Какая ткань образует внутреннюю жидкую среду организма?
А. Нервная
Б. Мышечная
В. Эпителиальная
Г. Соединительная
6. Назовите ткань, клетки которой способны производить антитела.
А. Эпителий кожи
Б. Нервная ткань
В. Кровь
Г. Мышечная ткань
Задания с несколькими правильными ответами
7. Назовите признаки эпителиальной ткани:
А. Большое количество межклеточного вещества В. Способность к сокращению
Б. Высокая способность к регенерации Г. Наличие ресничек на верхушках клеток
8. Назовите организмы, которые размножаются делением.
А. Простейшие
Б. Грибы
В. Коралловые полипы
Г. Млекопитающие
Д. Бактерии
Е. Сине-зеленые водоросли
9. Какие из признаков присущи животным?
А. Ткани образуются при дифференциации меристемы
Б. Образование клеток происходит из определенных зародышевых листков
В. Рост происходит в начале жизни, а затем прекращается
Г. Рост происходит на протяжении всей жизни
Д. Транспорт веществ обеспечивают ткани внутренней среды
Е. Транспорт веществ обеспечивают проводящие ткани
Задания на установление соответствия
10. Установите соответствие между тканями животных и принадлежащими им клетками.
1) Кровь
2) Мышечная
3) Нервная
А. Неисчерченные
Б. Фибробласты
В. Лейкоциты
Г. Нейроны
11. Установите соответствие между организмами и способами их размножения.
1) Коралловый полип
2) Папоротник
3) Инфузория-туфелька
4) Лошадь
А. Деление
Б. Половое
В. Вегетативное
Г. Спорообразование
Д. Почкование
Тема: «Организменный уровень организации живой природы»
Вариант 4
Задания с одним правильным ответом
1. Что входит в состав вирусных частиц?
А. Только ДНК
Б. Только РНК
В. Одновременно ДНК и РНК
Г. ДНК или РНК
2. Как переводится слово «вирус» с латинского языка?
А. Безъядерный
Б. Яд
В. Мозаика
Г. Неклеточный
3. У этой ткани достаточно большие клетки, содержащие много липидов. Основные ее функции – накопление питательных веществ и теплоизоляция.
А. Жировая
Б. Кровь
В. Нервная
Г. Мышечная
Д. Хрящевая
Е. Эмбриональная
4. Из чего образуются разные ткани растений?
А. Из эктодермы
Б. Из энтодермы
В. Из мезодермы
Г. Из меристемы
5. Назовите проводящую ткань растений.
А. Меристема
Б. Эпидерма
В. Ксилема
Г. Пробка
6. Что такое раздражимость?
А. Способность к фотосинтезу
Б. Способность реагировать на внешние воздействия
В. Способность поддерживать постоянство химического состава
Г. Способность передавать свои признаки потомству
Задания с несколькими правильными ответами
7. Чем ткани животных отличаются от тканей растений?
А. Содержат межклеточное вещество В. Образуются из меристемы
Б. Образуются из межклеточного вещества Г. Образуются из зародышевых листков
8. Укажите органеллы, которые могут встречаться у прокариот.
А. Митохондрии
Б. Аппарат Гольджи
В. Рибосомы
Г. Вакуоли
Д. Фотосинтезирующие мембраны
Е. Хлоропласты
9. Назовите организмы, которые размножаются спорами.
А. Грибы
Б. Простейшие
В. Растения
Г. Водоросли
Д. Мхи
Е. Папоротники
Задания на установление соответствия
10. Установите соответствие между вирусными болезнями и путями их передачи.
1) Краснуха
2) Энцефалит
3) Гепатит А
4) СПИД
А. Через пищеварительную систему
Б. Через слюну больных животных
В. Через дыхательные пути
Г. Через кровь
Д. Через укусы клещей
11. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1) Партеногенез А. Специализированные клетки, покрытые плотными оболочками
2) Клоны Б. Половые клетки с гаплоидным набором хромосом
3) Споры В. Организмы, генетически идентичные с материнским организмом
4) Гаметы Г. Животные, имеющие женские и мужские половые железы
Д. Развитие из неоплодотворенной яйцеклетки
Ответы на тестовые задания по теме:
«Организменный уровень организации живой природы»
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1 – А | 1 – В | 1 – Б | 1 – Г |
2 – В | 2 – Г | 2 – В | 2 – Б |
3 – Б | 3 – Б | 3 – А | 3 – А |
4 – В | 4 – А | 4 – В | 4 – Г |
5 – Г | 5 – В | 5 – Г | 5 – В |
6 – Б | 6 – Г | 6 – В | 6 – Б |
7 – В, Г, Д | 7 – Б, В, Д | 7 – Б, Г | 7 – А, Г |
8 – Б, Г | 8 – А, Г | 8 – А, Д, Е | 8 – В, Г, Д |
9 – А, Г, Е | 9 – Б, В | 9 – Б, В, Д | 9 – А, Г, Д, Е |
10 – 1) Г 2) Б 3) Д 4) А | 10 – 1) В 2) А 3) Б 4) Д | 10 – 1) В 2) А 3) Г | 10 – 1) В 2) Д 3) А 4) Г |
11 – 1) Д 2) В 3) А 4) Г | 11 – 1) В 2) Г 3) Д 4) А | 11 – 1) Д 2) Г 3) А 4) Б | 11 – 1) Д 2) В 3) А 4) Б |