СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тесты 10 класс»

Олимпиадные задания для 10 го класса за 2024-2025 учебный год ФИО________________________________________________________________

Класс _______________________________________________________________

Внимательно прочитайте задания. Выполните последовательно каждое из них в соответствии с предложенными установками.

Прочитайте текст известного русского писателя В.М. Пескова об одном случае из детства.

Я хочу рассказать вам историю, которая во многом опр…делила моё отн...шение к миру. Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я всп…минаю этот случай из детства. Мы жили в д…ревне. Однажды отец взял меня в город. Помню, мы искали обувь и з…шли по дороге в книжный магазин. Там я увид…л книгу. Я взял её в руки, на кажд…й странице книги были большие к…ртинки. Эта книга стала моей голубой мечтой. Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». Книга была д…р…гой.

Дома я целый вечер говорил только о книге. И вот через две недели отец дал мне деньги.

Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? Нет, книга лежала на месте. Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

Когда поезд отошёл от очередной станции я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес на поля и луга которые мелькали за окном. И вдруг о ужас Книга исчезла между двойными окнами вагона. Ещё не понимая серьёзности положения я замер и испуганно смотрел на отца на соседа-лётчика который пытался достать книгу. Через минуту уже весь вагон помогал нам.

А поезд бежал и вот уже скоро наша станция. Я плакал не желая выходить из вагона тогда лётчик обнял меня и сказал Ничего. Поезд ещё долго будет идти. Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. Скажи мне где ты живёшь

Я плакал и не мог говорить. Отец дал лётчику адрес. На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.

– Достал?

– Достал, – засмеялся отец. Это была та самая книга. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».

А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

С того времени прошло почти 30 лет. Книжки в войну потерялись. Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. (По В.М. Пескову)

Задание 1. Подберите из текста синонимы к приведённым ниже словам, запишите их в начальной форме:

1) великодушный – … ________________________________________________

2) со страхом – … ____________________________________________________

3) отправиться – … ___________________________________________________

4) потом – … ________________________________________________________

5) один раз – … _______________________________________________________

7) случай – … _________________________________________________________

Задание 2. Подберите из текста антонимы к приведённым ниже словам/словосочетаниям, запишите их в начальной форме:

1) сомнение – …_____________________________________________________

2) найтись – …_______________________________________________________

3) следующий – … ___________________________________________________

4) огорчиться – … ____________________________________________________

5) обратить внимание – …_____________________________________________

6) дешёвый – … ____________________________________________________

7) загрустить – …_____________________________________________________

Задание 3. Объясните значение слова «великодушный», используя толкование слов «великий» и «душа» в словаре.

1) ВЕЛИКИЙ – 2. Очень большой.

(С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999 г.)

2) ДУША – 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999 г.) _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Соотнесите каждый фразеологизм из левого столбика с толкованием его значения в правом столбике. Соедините обе части ответа стрелкой.

Фразеологизмы

Их толкования

бросить в беде

-человек / событие , на которое все обращают внимание

быть на седьмом небе

- заветная мечта

в центре внимания

-не помочь кому-либо в нужный момент

вкладывать душу

- быть, совершенно счастливым

голубая мечта

- относиться к делу ответственно и с любовью



Задание 5. Запишите, от каких слов образовались приведённые ниже слова, выделите суффикс или приставку, с помощью которых образовалось слово.

1) засмеяться – _____________________________________________________

2) дачный – ________________________________________________________

3) пришёл – ______________________________________________________

4) лётчик –_________________________________________________________

5) книжный– ___________________________________________________

6) открытый – _____________________________________________________

7) принёс – _____________________________________________________

8) покупка – _______________________________________________________

9) уверенность – ____________________________________________________

10) серьёзно – ____________________________________________________

Задание 6. Впишите пропущенные буквы вместо точек в слова 1-ой части текста.

Задание 7. Расставьте знаки препинания 5,6 части текста.

Задание 8.Прочитайте еще раз текст . Найдите в тексте ответы на вопросы и выишите их таблицу ниже .

Вопросы

Ответы


1)Почему автор решил рассказать историю?






2)Почему книга стала его голубой мечтой?





3) Почему отец не сразу купил книгу?






4) О чём волновался мальчик, когда он вновь пошёл в книжный магазин?





5) Почему мальчик стал центром внимания в поезде?






6) Что случилось с книгой , когда поезд отошёл от очередной станции?




7) Как отнеслись пассажиры к беде мальчика?




8) Почему лётчик успокаивал мальчика и взял его адрес?





9) Сколько книг стало у мальчика ? Как вы думаете почему?







10. Чему научил писателя случай с книгой?










Задание 9. Определите стиль речи:

а) научный б) художественный в) разговорный г) публицистический