СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по русскому языку и математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по русскому языку и математике для  учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку и математике»

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС 1четверть


  1. В каких словах допущена ошибка?

А) начяло б) вершина в) ручька г) чудо



  1. Какую букву нужно написать в словах т.варищ, с.рока ?

А) о б) а



  1. Какое слово правильно разбито на слоги?

А) у – ро – жа – й б) по – пу – гай



  1. При произношении каких звуков воздух во рту встречает препятствие?

А) согласных б) гласных



  1. Выбери, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

А) е Б) о В) и Г) я Д)ы



  1. Какие слово нельзя перенести?

А) юла б) норка в) слон г) вечер



  1. В каких словах нужно написать букву о?

А)м.шина б) с.рока в) м.роз



8. Выбери мягкие согласные звуки в слове приветила ?

А) п Б) р В) в Г) т Д) л


  1. Выбери, в каком случае записано предложение.

А) В лесу весело щебетали птицы.

Б) Снежинки, смотреть, никогда, на лугу.


ТЕСТ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС 1 четверть


  1. В зоопарке 6 оленей. Из них 2 взрослых. Сколько оленят ?

А) 4 Б)8 в) 10


2. Петя присел 8 раз, а Вова 6 раз. На сколько Петя присел больше, чем Вова. Выбери знак действия.

А) + б) –


  1. Когда 5 кур убежали, то во дворе осталось 7 кур. Сколько кур было в начале?

А) 12 Б) 2 В)14


4. Выбери пример с ответом 6.

А) 18 – 9 б) 6+5 в) 13 – 7


  1. Какое число пропустили? 7+…=15, 4+…=12, 9+…=17

А) 7 Б) 8 в) 9


  1. Найди пример, который решен неверно:

А) 14 – 5=9 б) 8+7=15 В)18 – 9=8


  1. Найди ошибку: 16 – это….

А) 8+8 б) 7+9 в) 6+9


  1. Найди значение выражения: 17 – 8 – 7=

А) 3 б) 2 в)10


  1. Какое число на 8 меньше, чем 16?

А) 5 б) 8 в) 9


10. Чему равна разность чисел 13 – 7 ?

а) 5 б) 6 в) 7




ТЕСТ РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС 3 четверть


  1. Выбери имя существительное

А) бегает б) ворона в) красивый


  1. Какие слова обозначают действия предметов?

А) имя существительное

Б) имя прилагательное

В) глагол


  1. В каком слове пропущена буква Е?

А) л(?)дяная Б) гр(?)бы в) з(?)мА


4. В каком слове пропущена буква З ?

а) ГРУ(?) б) ГОЛО(?) в) КРОВОСО(?)


5.Назови подлежащее в предложении: Машина подъехала к дому.

А) подъехала Б) к дому в) машина


6. Как пишутся предлоги со словами?

А) слитно б) раздельно в) через тире


  1. Выбери слово с ошибкой:

А) подороге б) под машиной в) подлетел


  1. Какое слово отвечает на вопрос КАКИЕ?

А) белый б) медведи в) быстрые


  1. Выбери лишнее слово ( не однокоренное)

А) машет Б) машина в) машинист


  1. Выбери слова с ошибкой:

А) карова б) класс в) дорога г) учитильница






ТЕСТ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС 3 ЧЕТВЕРТЬ


  1. Какое число пропущено? … - 7=40

А) 57 б) 47 в) 52



2. У рыбака в ведре несколько рыб. После того, как он взял из ведра 8 рыб, там осталось еще 5 рыб. Сколько рыб было в ведре?


А) 12 б) 3 в) 13



3.Сумма чисел 23 и 32 равна 55?

А) да б) нет



4. В каком примере получилось 19 ?

а) 45 – 18 б) 24+15 в) 73 – 54



5.Реши задачу: « В одной коробке 26кг яблок, а в другой на 13кг больше. Сколько яблок в двух коробках?»

а) 39кг б) 65кг в)67кг










Входная контрольная работа,   2 КЛАСС

Фамилия имя ________________________________  Класс_______

Дата ___________________

Вариант 1.

1.Запиши по порядку числа от 8 до 18.

___________________________________________________________________________________________________________________

2.Реши задачу.        

На прилавке 10 арбузов. Купили 4 арбуза. Сколько арбузов осталось?































































3. Запиши результаты действий.

3 + 7=                 9 + 6=                          14 – 5=

12 – 3=                   6 + 5=                    4 + 8=        

11 – 6=                9 – 5=                     2 + 7=

4. Заполни пропуски.

  1 дм 8 см = ___ см                                                  

  16 см = __ дм __ см

5.Сравни:   ,  

6+2…6       2+7. ..10       8+0...0         12-1...13      4+5...9

6. Начерти два отрезка: один длиной 7 см, а другой длиннее на 2 см.









Входная контрольная работа,   2 КЛАСС

Фамилия имя ________________________________  Класс_______

Дата ___________________

Вариант 2.

1.Запиши по порядку числа от 9 до 19.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Реши задачу.

У Ирины 7 открыток. 5 она уже подписала подругам. Сколько открыток осталось подписать Ирине?

























































































3. Запиши результаты действий.

15 – 7=                          7 + 2=                                11 – 3=

6 + 5=                             5 + 8=                             10 – 6=        

9 + 8=                           16 – 8=                            17 – 8=

4. Заполни пропуски.

15 см = ___ дм ___ см

1 дм 7 см = ___см

5. Сравни:  ,  

3+5…5       2+7. ..9       7-0...0         14-1...15      6+3...10

6.  Начерти два отрезка: один длиной 5 см, а другой короче на 2 см.



Входная контрольная работа,   2 КЛАСС

Фамилия имя ________________________________  Класс_______

Дата ___________________

Вариант 2.

1.Запиши по порядку числа от 9 до 19.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Реши задачу.

У Ирины 7 открыток. 5 она уже подписала подругам. Сколько открыток осталось подписать Ирине?

























































































3. Запиши результаты действий.

15 – 7=                          7 + 2=                                11 – 3=

6 + 5=                             5 + 8=                             10 – 6=        

9 + 8=                           16 – 8=                            17 – 8=

4. Заполни пропуски.

15 см = ___ дм ___ см

1 дм 7 см = ___см

5. Сравни:  ,  

3+5…5       2+7. ..9       7-0...0         14-1...15      6+3...10

6.  Начерти два отрезка: один длиной 5 см, а другой короче на 2 см.












































































































































































































Дата проведения _____________________________________________

Ф. И. учащегося______________________________________________

Класс 3

Вариант 2


1.Продолжи ряд чисел:

48, 45, 42,_____, _______.



2. Вычисли:

                            48 + (35 – 3*6)= ________________________________



3. Вычисли в столбик:

56+31                         100-65

























































4.Запиши значение выражения

7* 8 =___   42:6 =____   54:9 =____   3*7=____    24:4=____  5*3=___


5. Реши задачу.

В обувном магазине было продано 36 пар туфель, а сапог в 4 раза меньше. Сколько пар сапог продано?



























































































































































Дата проведения _____________________________________________

Ф. И. учащегося______________________________________________

Класс 3

Вариант 1

1.Продолжи ряд чисел:

 67, 65, 63 _____, _______.



2. Вычисли:

                            7* (56 : 8) - 25= ________________________________



3. Вычисли в столбик:

64+25                         100-73
























































4.Запиши значение выражения


6* 9 =___   45 : 9 =____   36 : 9 =____   3*8 =____    24:3=____  4*3=___



5. Реши задачу.

Зефир и печенье разложили в пакеты. Зефира в пакете 8 штук, печенья в пакете в 4 раза больше. Сколько печенья в пакете?





































































































































































































































































































































На голубом платочке вышивальщица вышила 3 розочки, а на белом 6 розочек. Во сколько раз больше оказалось розочек на белом платочке?






















































































































































Часть Б

1.Реши задачу.

На одной чашке весов лежит арбуз и стоит гиря в 3 кг, а на другой – две гири по 5кг. Весы в равновесии. Чему равна масса арбуза?






















































































































































Кусок проволоки длиной 12 см согнули так, что получилась рамка квадратной формы. Найдите длину каждой стороны рамки.





















































Дата проведения _____________________________________________

Ф. И. учащегося______________________________________________

Класс 3

Вариант 1.


  1. Подчеркни высказывания, являющиеся предложениями.

На выставке много.

В саду цветут яблони.

В растут ягоды лесу.


2.Исправь ошибки в словах.


девочка,рибята, корова, медведь, варабей, титрадь, пенал.


3.Вставь пропущенные буквы.


Кон..ки, пруж..нка, ч..деса, зайч..та, камыш.., встреч.., щ..пать, лист..я.


4.Подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы.


кот пушок, корова бурёнка, река дон, город москва, бабушка маша, учительница петрова ольга ивановна


5.Определи количество букв и звуков. Выбери и подчеркни правильный ответ.

             Юра                            Дождь                     колье

         3б.. 3 зв.                        4б., 5 зв.                  5б., 6 зв.

         3б., 4 зв.                        5б., 5зв.                   4б., 5 зв.

         4б., 4 зв.                        5б., 4зв.                   5б., 5зв.

 

6.Подчеркни гласные буквы.

         Этаж, лень, клюв, осёл, Ульяна.


7. В каком слове 1 слог? Подчеркни.

         Петя       Николай         Влад       Юля

     

8.Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Аня, улица, стульчик, молоко, моряк, страх, сок, хвоя.


9.В конце предложений поставь нужные знаки. Подчеркни слова, которые необходимо писать с большой буквы.


В парк пришла золотая осень деревья оделись в яркий наряд долго падают на землю кленовые листья как хороши они а вы любите осень.


Дата проведения _____________________________________________

Ф. И. учащегося______________________________________________

Класс 3

Вариант 2.

1.Подчеркни высказывания, являющиеся предложениями.

На парте лежит.

Белка на сидит дереве.

Наступила золотая осень.


2.Исправь ошибки в словах.

язык, собака, москва, учитель, мороз, карова, Руский


3.Вставь пропущенные буквы.


Маш..на, сем..я, пруж..на, мал..чик, ч..йник, щ..ка, пищ..т, ворч..н


4.Подчеркни слова, которые нужно писать с большой буквы.


коза зойка, котёнок васька, чёрное море, улица пушкина, дядя петя, библиотекарь сидорова оксана валентиновна


5. Определи количество букв и звуков. Выбери и подчеркни правильный ответ.

           Ёлка                        степь

       4б., 4 зв.                     5б., 4 зв.

       5б., 5 зв.                     5б., 6 зв.

       4б., 5зв.                      5б., 5 зв.  

   

6. Подчеркни согласные буквы.

         

Платье, чайка, поэт, подъём, рыбак.


7. В каком слове 1 слог? Подчеркни.

        Ира, Стас, Тамара, Лена.


8.Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Олег, ягода, пальцы, воробей, взгляд, лук, кошка, стая.


9.В конце предложений поставь нужные знаки. Подчеркни слова, которые необходимо писать с большой буквы.


Хорош лес осенью ветерок весело играет с листьями деревья ловят лучи солнца приятно шуршит под ногами сухая листва а ты бывал в осеннем лесу?  


















Итоговая проверочная работа  по русскому языку

2 класс

Фамилия, имя, класс      _____________________________________________________

1. Фонетический разбор

Колосья - _______________________                     Тетрадь - ________________________            

К         ____________________________                    Т         __________________________            

О         ____________________________                    Е         __________________________            

Л         ____________________________                    Т         ___________________________          

О         ____________________________                    Р         ___________________________            

С         ____________________________                    А         ___________________________            

Ь         ____________________________                    Д         ___________________________            

Я         ____________________________                    Ь         ___________________________

___________                                                                  __________

2. Вставь пропущенные буквы, допиши в каждую группу по три своих слова.

Душ__стый, ш__рина, жужж__т, кувш__н, _______________________________________

Прощ__ние, пощ__да, внуч__та, ч__совой, _______________________________________

Ч__жой, щ__пальце, отпущ__, ч__вствую, ________________________________________

3. Вставь пропущенные буквы и распредели слова на две группы.

Тюл__пан, под__ём, в__юга, с__едобный, крыл__цо, об__явление, с__ёмка, мурав__и, от__езд, обув__,  ш__ёт,  раз__ярённый

1 группа:  ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________  

2 группа:  ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.  Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.

В__черний - _________, прох__дить-_________, г__ристый-________, гр__зовая-________, пок__рмить-________, кр__кунья-________, зм__иный-________, к__лосья-________, кр__вавый-________, гл__застый-________, к__рневой-________, р__чной-________, с__рняк-________,  с__рдечный-________, ск__листый-________.

5.  Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.

Зага__ка-____________, бере__ка-____________, гла__кий-____________, жира__-__________, выста__ка-____________, медве__ь-__________, подъез__-___________, ука__ка-__________, кру__ка-___________, сла__кий-___________, ро__кий-__________, кро__ь-__________, похо__ка-__________, лё__кий-__________, ни__кий-__________.

6.  Вставь пропущенные буквы, подчеркни те, которые не являются словарными.

Д__ректор,   пч__линый,    п__н__дельник,    п__нал,    в__с__л__,    сл__вечко,  м__л__к__,    зм__я,    сне__ки,    д__журный,    ф__мил__я,     д__ревня,    М__сква,  площа__ка,     х__р__шо,     ястре__,    зд__ров__е,    л__пата,    к__нава,    м__лина, сч__ст__е,     под__ёмный,     к__р__ндаш,    с__лёный.

7.  Приставки выдели, предлоги подчеркни.

(До) шёл   (до) дома, (по) бежал (по) полянке, (из) влёк (из) избушки, (от) тянул (от) пропасти, (на) гвоздь (на) ехал, (про) читал (про) лётчиков, (за) собой (за) крывай, (с) тянул (с) верёвки, (в) ходил (в) метро, (по) сторонам (по) смотрел, (за) гадал (за) гадку, (по) тушил (по) жар, (над) строить (над) домом, (по) дарил (по) дарок.

8.  Подчеркни имена собственные.

СТРАНА РОССИЯ, ГОРОД МОСКВА, РЕКА ВОЛГА, ОЗЕРО БАЙКАЛ, УЛИЦА ПОПОВА, ПРОСПЕКТ МИРА, АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ, КОТЁНОК ПУШОК, КОЗА РОЗКА, ДЕВОЧКИ ПОДРУЖКИ, СОБАКА ЖУЧКА, ЛЮБИМЫЙ ДЕДУШКА, АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН, МАТЕРИК АФРИКА, ПЛАНЕТА ЮПИТЕР, УЧЕНИК ВАСЯ ТРАВКИН, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

9.  Определи предложения по цели высказывания и интонации.

Наступила долгожданная весна! ___________________________________________

А в лесу уже цветут ландыши? ____________________________________________

Все выходите на улицу дышать свежим воздухом! ___________________________

После зимней спячки проснулся медведь. ___________________________________

Алиса, помой посуду. ____________________________________________________

Витя не пошёл в школу?! _________________________________________________

































4 класс

Дата _______________________________________

Ф.И. учащегося__________________________________________



ВАРИАНТ 1

1. В каком числе 2 десятка 4 сотни 7 единиц?

247          472          427           742          274



2. Укажи число, состоящее только из сотен и единиц:

 230           504           900          359



3. Укажи  ряд чисел, расположенных в порядке убывания:

 705,  589,  627,  300,  487,  912,  275

 428,  354,  574,  628,  693,  802,  877

 741,  702.  694,  597,  505,  432,  261



4. В выражении 200 + 100 : (20 - 2 ∙ 5) последним выполняется:

 сложение                      умножение

 вычитание                    деление



5. Отметь запись, которая соответствует выражению: “сумму чисел 12 и 18 увеличить в 3 раза”

 12 + 18  3                      (12 + 18)  3

 12  3 +18                       12 + 18 + 3



6.   2 часа это

 200 минут                    240 минут

 400 минут                    120 минут



7.    3 м 4 см это:

 34 см          304 см           340 см



8.    Периметр квадрата 24 см. Его сторона равна:

 12 см                  6 см

 4 см                    48 см



9.  Площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 7 см равна:

 20 см                           21 см

 20 см²                          21 см²



10.   В бочке 45 литров воды, а в ведре 15 литров. Во сколько раз больше воды в бочке, чем в ведре?

 в 30 раз           в 5 раз

 в 3 раза           в 15 раз



4 класс



Дата _______________________________________

Ф.И. учащегося__________________________________________



ВАРИАНТ 2

1. В каком числе 3 десятка 2 сотни 8 единиц?

328          238         283         832         382



2. Укажи число, состоящее только из сотен и единиц:

 480        207         500         621



3. Укажи  ряд чисел, расположенных в порядке возрастания:

 300,  589,  705,  627,  487,  912,  275

 257,  574,  628,  693,  802,  857,  904

 741,  702.  694,  505,  597,  432,  261



4. В выражении 300 - 20 ∙ (40 + 30: 5) последним выполняется:

 сложение                       умножение

 вычитание                     деление



5. Отметь запись, которая соответствует выражению: “разность чисел 35 и 15  уменьшить в 5 раз”

 35+ 15 : 5                         (35  - 15) : 5

 35 : 5 +15                         (35 + 15)  5



6.   1 час 30 это:

 130 минут                80 минут

 90 минут                  120 минут

7.    2 м 6 см это:

 26 см               206 см               260 см



8.    Сумма длин сторон квадрата 32 см. Его сторона равна:

 64 см                  16 см

 4 см                    8 см



9.  Площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 8 см равна:

 24 см                 32 см

 24 см²                32  см²



10.   В ящике 35 кг яблок, а в корзине 5 кг. Во сколько раз меньше яблок в корзине, чем в ящике?

 в 30 раз           в 7 раз

 в 3 раза           в 8 раз


4 класс



Дата _______________________________________

Ф.И. учащегося__________________________________________


Вариант№1 

1. Раздели текст на предложения. Укажи количество  предложений: 

Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет пролив ной дождь мы пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет все вокруг мы покидаем; убежище и .выходим из леса.

1) 3          2) 4         3) 5         4) 6          5) 7 

2. Предложения бывают (по цели высказывания): 

1) простые и сложные 

2)повествовательные, вопросительные и побудительные 

3)распространенные и нераспространенные 

3. Укажи слова, в которых букв больше, чем звуков: 

1) лошадь              4) тетрадь               7) беседа 

2) елка                   5) ястреб                 8) песня 

3) просьба             6) книга                  9) банька 

4. Укажи родственные слова к слову «вода»: 

1) подводный            4) сводка                7) завод 

2) водитель               5) водяной              8) перевод 

3) водит                     6) заводь                9) водичка 


5.Укажи верное утверждение: 
1) Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых слов. 
2) Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 
3) Окончание – это неизменяемая часть слова. 



6. Найди слова к схеме: корень, суффикс, окончание 

1) выдумка                4) кофточка                    7) парта 

2) ковер                     5) поездка                       8) конёк 

3) книжка                  6) часики                        9) игрушка 


7. Укажите неодушевленные существительные множественного числа: 

1) колосья                    4) мир                         7) птицы 

2) задумчивый            5) учитель                  8) города 

3) говорить                 6) ковры                      9) календари 

8. Укажи слова, в которых пропущена буква «е»: 

1) отв...чал 4) р...сунок 7) п...ровать 

2) прокр...чал 5) л...нивый 8) пос...лился 

3) выл...зает 6) б...лет 9) см...шной 


9. Укажи слова с Ь на конце: 

1) камыш... 4) рож... 7) луч… 

2) грач... 5) молодеж... 8) ноч… 

3) врач... 6) шалаш... 9) ёрш…











4 класс



Дата _______________________________________

Ф.И. учащегося__________________________________________

Вариант2 

1. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений: 

Косой дождь становился все мельче тучи начали разделяться на волнистые облака через минуту заблестел робкий луч солнца осиновая роща роняет с ветвей капли дождя с веселой песней вьются жаворонки 

1) 4               2) 5            3) 6              4) 7

2. Предложение служит для того, чтобы... 

1) Выразить мысль, сообщение, просьбу. 

2)Связать слова. 

3) Чтобы общаться. 


3. Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв: 
1) елка                   4) люстра                7) весло 

2) майка                5) мелочь                8) ягода 

3) ясли                  6) юбка                    9) степь 



4. Укажи родственные слова к слову «купить»: 

1) искупать               4) покупатель                 7) купейный 

2) покупка                5) купля                           8) закупить 

3) купальник            6) купол                           9) купленный 


5. Укажи верное утверждение: 

1) Суффикс – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении. 

2) Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов. 

3) Суффикс – это общая часть родственных слов.




6. Найди слова к схеме: приставка, корень, нулевое окончание:

1) пробег                  4) известие                  7) занесу 

2) прическа                5) перенос                  8) свалка 

3) заколка                   6) вход                        9) округ


7. Укажи одушевленные существительные единственного числа: 

1) собака                        4) листья                       7) птица 

2) лестница                   5) сестра                        8) страна 

3) бабушка                    6) одеяло                       9) пакет


8. Укажи слова в которых пропущена буква «а»: 

1) с...поги                          4) поб...лил                   7) кр...сивый 

2) ...дежда                         5) зак...тал                     8) л...пата 

3) т...релка                        6) засм...трелся             9) б...льной 


9. Укажи слова без Ь на конце: 

1) борщ...                      4) плющ…                    7) лещ... 

2) печ…                        5) брош...                      8) стриж... 

3) матч...                      6) клещ...                       9) пустош... 














Работа классного руководителя по профилактике правонарушений

Карпинская Т.Н.,

классный руководитель 2-3 классов


Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.

со стороны взрослых.

.Воспитательная работа в школе, работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Классным руководителем используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися.

– посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

– индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

– вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность  школы;

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

Классными руководителями проводится работа:

– по ознакомлению с классными коллективами: изучаются индивидуальные особенностей детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей;

– по адаптации учащихся в классных коллективах
Борьба с пропусками занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 

С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:

-ведётся ежемесячный мониторинг пропусков учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины.

- сведения о пропусках уроков регистрируются заместителем директора по УВР в специальном журнале, выявляется причина пропусков;

– классным руководителем регулярно заполняется страница пропусков уроков в классном журнале;

– классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков   (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому);

– учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле педагогов школы, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгий контроль за их посещаемостью;

Все учащиеся 2-3 класса охвачены внеклассной деятельностью. Все

учащиеся, без исключения, принимали участие в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятий «День знаний», « День учителя», « День Матери», « Новый год», « День защитника Отечества», « 8марта».

Занятость учащихся в свободное время является одним из важных факторов профилактики, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции. Так учащиеся 2-3 классов заняты внеурочной деятельностью на 100%.

Работа с родителями по профилактике правонарушений строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классный руководитель знакомится с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Важными направлениями в этой работе являются: установление доверительных отношений между родителями и педагогом; разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка; формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

Классным руководителем ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений».

Проводилась профилактическая информационно-разъяснительная работа с родителями. На классных собраниях проводились беседы: «Права и обязанности подростков», «Заботьтесь о безопасности своих детей».

«Права и обязанности ребёнка в школе и семье» Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

















































Анализ анкетирования «Оценка учителей по проблемам выявления факторов снижения здоровья учащихся в учебном процессе»


Вначале мы изучали отношение учащихся к различным аспектам школьной жизни, их самочувствие в процессе учебной деятельности. В данном этапе исследования участвовали 28 учащихся 5 – 9 классов.

Преобладающее эмоциональное состояние учащихся во время пребывания в школе: радостное - у 24,61 %, сосредоточенное - у 4,91 %, безразличное - 5,05 %, 9,09 ± 3,06 %, угнетенное - 1,12 %. Состояние радости в школе переживают: часто, почти каждый день - 2,21 %; только на переменах 4,29 %; на уроках - 1,93 %; редко - 4,29 %; не испытывают совсем - 1,58 % школьников.

Ежедневно тратят время на выполнение домашнего задания: несколько часов ежедневно - 4,38 %, по 2-3 часа каждый день - 17,04 ± 4,00 %, около часа ежедневно - 43,18 ± 5,28 %, каждый день по-разному - 9,09 ± 3,06 %. Время на отдых после уроков и выполнения домашнего задания остается у 39,77 ± 5,21 % школьников, остается мало - у 32,95 ± 5,01 %, почти не остается у 20,45 ± 4,29 %, совсем не остается - у 6,81 ± 2,68 %.

Многие ученики отказались бы от изучения ряда предметов по следующим причинам: эти предметы слишком трудные - 18,18 ± 4,11 %, они не пригодятся в дальнейшем - 38,63 ± 5,19 %, неинтересные - 
34,09 ± 5,05 %, не нравится, как их преподают - 28,50 ± 4,81 %, по иным основаниям - 1,13 ± 1,12 %.

Причины, по которым учащиеся любят отдельные предметы: нравится учитель - 56,81 ± 5,28 %, учитель требовательный - 28,41 ± 4,80 %, урок легкий - 95,45 ± 2,22 %, учитель справедливый - 67,04 ± 5,01 %, учитель добрый - 76,14 ± 4,54 %. Для 65,91 ± 5,05 % старшеклассников любимыми предметами являются те, с которым они справляются, а для 77,27 ± 4,46 % - интересные.

Преобладающим эмоциональным состоянием на любимом уроке является: у 61,36 ± 5,19 % учащихся - радость, у 80,68 ± 4,20 % - интерес, у 56,81 ± 5,28 % - спокойствие, у 67,04 ± 5,01 % - уверенность, у 14,77 ± 3,77 % - удивление, у 37,50 ± 5,16 % - счастье.

Из причин, по которым те или иные предметы являются нелюбимыми, называют: неприязнь к учителю - 95,45 ± 2,21 %, чрезмерную требовательность со стороны педагога - 27,27 ± 4,74 %, сложность предмета - 32,95 ± 5,01 %, несправедливое отношение педагога - 76,13 ± 4,54 %. Для 65,91 ± 5,05 % старшеклассников нелюбимыми предметами являются те, с которым они не справляются, а для 71,59 ± 4,80 % - неинтересные.

Из преобладающих эмоциональных состояний на нелюбимых уроках школьники называют: страх - у 43,18 ± 5,28 %, беспокойство - 32,95 ± 5,01 %, скука - 56,81 ± 5,28 %, грусть - 23,86 ± 4,54 %, неуверенность - 37,50 ± 5,16 %, злость - 42,04 ± 5,26 %.

Опрос старшеклассников о том, что они думают о своих учителях, показал, что 28,40 ± 4,80 % считают их объективными, 20,45 ± 4,29 % - дружелюбными, 18,18 ± 4,11 % - относящимися заинтересовано к ученикам, 21,59 ± 4,38 % - уважающими достоинство детей, 22,72 ± 4,46 % - понятно объясняющими свой предмет. Определенная часть школьников считают, что педагоги к ним необъективны - 26,13 ± 4,68 %, грубы - 4,45 ± 2,19 %, относятся безразлично - 6,81 ± 2,68 %.

Анализ мнений учащихся о том, с чем могут быть связаны их трудности с учебой, показал, что у 43,18 ± 5,28 % - это низкий интерес к некоторым предметам, у 32,95 ± 5,01 % - большая загруженность учебой в целом, у 13,63 ± 3,65 % - неумение организовать свой режим дня и рационально распределить время. Часть старшеклассников (26,13 ± 4,68 %) объясняет имеющиеся трудности сложными взаимоотношениями с учителями, 10,23 ± 3,23 % - проблемами в семье. Считают, что проблемы с учебой в значительной степени связаны с тем, что некоторые учителя непонятно объясняют свой предмет - 17,04 ± 4,00 % школьников.

Возвращаясь домой, чувствуют себя обычно уставшими: всегда - 13,63 ± 3,65 % старшеклассников, часто - 46,59 ± 5,31 %, редко - 30,68 ± 4,91 %, никогда - 9,09 ± 3,06 %. Почти всегда испытывают чувство усталости на уроках 15,90 ± 3,57 % школьников, часто - 37,50 ± 5,16 %, редко - 43,18 ± 5,28 %, совсем не устают - 2,27 ± 1,58 %. Устают к концу недели: всегда - 17,04 ± 4,00 %, часто - 40,90 ± 5,24 % респондентов. Стрессовые состояния на уроках часто возникают у 6,81 ± 2,68 % учащихся, периодически - у 34,09 ± 5,05 % школьников.

После окончания высшего учебного заведения остались бы работать в школе: учителем - ни один из учеников, директором - 7,96 ± 2,88 %, еще не решили - 22,72 ± 4,46 %. Точно знают, что не хотят работать в школе - 69,31 ± 4,91 % старшеклассников.

Далее исследовалось отношение старшеклассников к тому, как школа влияет на их здоровье, участвует в воспитании положительного отношения к здоровому образу жизни. Считают, что школа хорошо влияет на здоровье учащихся всего лишь 6,81 ± 2,68 % детей, почти не влияет - 45,45 ± 5,30 %, плохо влияет - 38,63 ± 5,19 % и 9,09 ± 3,06 % - затрудняются определить. Утверждают, что школа активно учит здоровому образу жизни всего 7,95 ± 2,88 % старшеклассников; полагают, что ее участие в этом незначительное - 46,59 ± 5,31 %; считают, что школа совсем не участвует в этом процессе - 32,95 ± 5,01 % и затрудняются точно определить - 12,51 ± 3,52 %. Оценивают состояние здоровья большинства своих учителей, как хорошее - 20,45 ± 4,29 %, как удовлетворительное - 55,68 ± 5,29 %, как плохое - 17,04 ± 4,00 %, не знают - 6,83 ± 2,68 %.

Считают, что занятия в школе повлияли на организацию дома здорового образа жизни - 15,90 ± 3,89 % учащихся, а 54,54 ± 5,30 % так не думают. Из любимых увлечений школьники называют: туризм - 7,95 ± 2,88 %, путешествия - 11,36 ± 3,38 %, прослушивание музыки - 67,04 ± 5,01 %, вышивание - 3,41 ± 1,93 %, танцы - 5,68 ± 2,46 %. Считают, что у них нет хобби - 6,81 ± 2,68 % учеников. Проводят свободное время: за просмотром телевизора - 43,18 ± 5,28 % старшеклассников, занимаются спортом - 15,91 ± 3,89 %, за компьютером - 26,14 ± 4,68 %, гуляют и общаются с друзьями - 14,77 ± 3,78 %.

Полученные данные обусловили необходимость ранжирования ценностных приоритетов старшеклассников, для чего им был предложен перечень из шести ценностей, каждую из которых нужно было оценить по 6-балльной шкале. Самой значимой ценности присваивалось первое место, менее значимой второе и т.д. Исследование выявило, что в системе индивидуальных ценностей здоровье у подавляющего большинства школьников занимает второе место (3,31 ± 0,21 балла). Первое по значимости место отводится семье (2,70 ± 0,19 балла), третье - образованию (3,71 ± 0,21 балла), четвертое - работе, карьере (4,56 ± 0,21 балла), пятое - взаимоотношениям с друзьями (4,89 ± 0,26 балла), шестое - материальному благополучию (5,93 ± 0,23 балла) (Н = 59,882, υ = 5, р

Оценка учащимися разных школ значимости здоровья не одинакова, что может быть связано как с различной результативностью работы учебных заведений по привитию ценностей здоровья, так и с культурой здоровья семей, участвующих в исследовании детей. В одной из школ здоровье как ценность у школьников занимает лидирующее первое место (2,52 ± 0,27 балла), а в двух других второе (3,41 ± 0,42 балла) и третье (4,2 ± 0,30 балла) (Н = 11,419, υ = 2, р = 0,003). Исследование восприятия учащимися различных школьных ситуаций по Кондашу также выявило отличия: в двух школах низкий уровень тревожности (20,59 ± 1,07 и 20,64 ± 0,96 баллов); в двух других - средний (22,19 ± 1,15) и средний, близкий к высокому (27,36 ± 0,89): Н = 15,579, υ = 1, р

Исследование поведенческих факторов риска ухудшения здоровья (анкета №2) показало, что нередко читают при плохом освещении или в неправильной позе - 26,14 ± 4,68 % респондентов, часто сидят сгорбившись или лежат с искривленной спиной - 32,95 ± 5,01 %. Носят сумки вместо рюкзаков 84,09 ± 3,89 % учащихся, привычка сутулиться наблюдается у 27,27 ± 4,74 %, чувствуют, что недостаточно двигаются - 51,70 ± 5,32 %. Не занимаются различными видами оздоровительной физической культуры (вне школы) - 62,50 ± 5,16 % школьников. Питаются нерегулярно, часто наспех - 70,90 ± 4,84 % учащихся. Считают, что беспечно относятся к своему здоровью - 36,36 ± 5,12 % респондентов. Периодически пропускают уроки физкультуры - 34,09 ± 5,05 % учащихся.

Даная методика (№ 2) позволила разделить учащихся на три группы: с незначительными факторами риска в образе жизни (45,45 %), у которых средний балл составил 3,61 ± 0,89, т.е. в пределах нормы; промежуточная группа (31,82 %) - 8,62 ± 1,65 балла и группа риска (22,72 %) 13,71 ± 0,81 балла. У старшеклассников с незначительными поведенческими факторами риска здоровье в системе ценностей в 2,3 раза чаще занимает лидирующее место, чем в группе риска: χ2 = 4,428, d. f. 1, р = 0,035.

Результаты исследования выявили достаточно неблагополучное эмоциональное состояние у многих старшеклассников в школе. Основной причиной своих неудач с учебой дети считают отсутствие интереса к тем предметам, в которых они неуспешны и проблемные взаимоотношения с педагогами. Тот факт, что на уроках состояние радости возникает у ничтожно малого количества учащихся, также свидетельствует о серьезных проблемах современной образовательной среды. Большое количество жалоб на «несправедливое отношение учителя» и проявление стрессовых состояний на занятиях позволяет предположить, что уровень психологической грамотности педагогов настолько невысок, что не позволяет свести к минимуму дидактогенные воздействия и работать в школе без разрушения своего и детского здоровья. Очевидно, в профессиональной подготовке педагогов по-прежнему недостаточно представлены дисциплины психологического профиля. Весьма показательным индикатором комфортности школьной атмосферы и престижности педагогического труда является отсутствие у всех опрошенных старшеклассников желания работать учителем.

Обращает на себя внимание то, что значительное количество школьников в процессе учебной деятельности испытывают чувство усталости, переживают стрессовые состояния, имеют мало времени на отдых после учебных занятий. Полученные данные свидетельствуют о чрезмерных перегрузках учащихся, возможно превышающих гигиенические нормы. На эти факторы накладываются дополнительные риски в виде пассивного отдыха у большинства старшеклассников, так как большинство из них значительную часть свободного времени проводят за компьютером, телевизором и прослушиванием музыки. Совершенно очевидно, что свободное время наших респондентов не организовано так, чтобы это было более полезно для здоровья. Это подтверждает и собственная оценка подростками роли школы в привитии им принципов здорового образа жизни (всего 7,95 % считают эту деятельность результативной), хотя данная ответственность лежит не только на школе и родителях, но и на всем обществе в целом. Отсутствие организованного разнообразия бесплатной досуговой деятельности детей оборачивается гораздо более дорогостоящими последствиями для всего государства.

Ранжирование ценностей выявило в группах старшеклассников, отличающихся по поведенческим факторам риска, неодинаковую значимость здоровья. Эти результаты дают возможность еще раз обратить внимание на эффективность усилий, направленных на повышение ценностей здоровья и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Полученные данные позволяют подтвердить приоритетность таких направлений в формировании устойчивых стереотипов здорового образа жизни детей и подростков, как снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности и повышение двигательной активности учащихся. Некоторые особенности психологического климата в образовательных учреждениях и система организации труда учащихся могут в значительной степени способствовать ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения, поэтому очевидна необходимость повышения психологической грамотности педагогов.

Проведенное исследование позволило выделить проблемные зоны школьной среды и определить наиболее актуальные направления деятельности учебных учреждений по сохранению здоровья школьников, а также формирования культуры здоровья будущих учителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!