СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты по теме «Предложения с обособленными членами»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический тест составлен на материале произведений известного башкирского прозаика Я.Х.Хамматова для учащихся 8 класса в 4 вариантах, каждый из которых состоит из 10 заданий. Они помогут учащимся закрепить знания, полученные на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по теме «Предложения с обособленными членами»»

Предложения с обособленными членами


Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сколь­ко раз на сво­ем ве­ку бы­вал Хай­рет­дин в ле­су но вся­кий раз буд­то всту­пал под его зе­леный те­нис­тый на­вес впер­вые и ди­вил­ся все­му как ма­лый ре­бенок.

2) Она су­дорож­но глот­ну­ла воз­дух и об­ве­ла взгля­дом чу­дом пре­об­ра­зив­ший­ся дом.

3) Стер­тые до крас­но­ты опух­шие от дол­гой стир­ки ру­ки дро­жали и го­рели ог­нем.

4) Ог­ля­нув­шись по сто­ронам Хай­рет­дин вы­нул тя­желый ка­мень по­катал на ла­дони.

2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?

1) В это мгно­вение и приш­ла к не­му счас­тли­вая, бро­сив­шая его в ра­дос­тный оз­ноб мысль — а что, ес­ли это са­моро­док?

2) Убе­жав от Хуп­пи­нисы, ре­бятиш­ки сно­ва соб­ра­лись вмес­те.

3) На­кышев пос­мотрел на Са­бито­ва, на жал­кое его крас­ное, ис­пу­ган­ное ли­цо.

4) Он нат­кнул­ся на гус­тые кус­ты смо­роди­ны, усы­пан­ные еще не соз­ревши­ми яго­дами, на­бил ими пол­ный рот и дол­го же­вал, мор­щась и да­же весь пе­редер­ги­ва­ясь от тер­пко­го ос­тро­го со­ка.

3. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Маль­чик опус­тил го­лову уже по­нимая что от­ца ему не уго­ворить.

2) Гос­ти не вста­вая вы­мыли ру­ки по­дог­ре­той во­дой вы­тер­ли по­лотен­цем и рас­се­лись по­удоб­нее.

3) На­по­ив те­лят Гай­зул­ла выг­нал их на тра­вянис­тый при­горок пос­тре­ливая как зап­рав­ский пас­тух кну­том сби­вая ста­до в ку­чу.

4) Он и не по­думал со­бирать те­лят а бро­сил­ся нап­ря­мик че­рез ча­щобу спо­тыка­ясь и па­дая не чувс­твуя как хле­щут по ли­цу вет­ви как сби­ва­ют­ся в кровь бо­сые но­ги.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гай­зул­ла от по­ляны свер­нул по тро­пин­ке к ов­ра­гу(1)кинул­ся в его прох­ла­ду (2)и(3)прис­лу­шива­ясь к про­бива­юще­муся сквозь ше­лест лис­твы плес­ку во­ды(4) ско­ро выб­рел к реч­ке.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Пе­рего­рожен­ная дос­ка­ми ре­чон­ка бро­силась к от­ва­лам, под­мы­вая их сни­зу и уно­ся с со­бой гли­ну.
2) Смол­кли пти­цы, лес на­супил­ся, ис­пу­ган­ны­ми те­нями за­мета­лись сре­ди де­ревь­ев ле­тучие мы­ши, тон­ко и нуд­но за­ныли ко­мары.

3) С да­лекой по­ляны сквозь ус­то­яв­шу­юся ве­чер­нюю ти­шину до­носи­лись не­раз­борчи­вые кри­ки.

4) Ста­рате­ли рас­сме­ялись соб­равши­еся кру­гом

6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.

Весь сжи­га­емый зло­бой, он во­шел во двор, хо­дил из од­но­го кон­ца в дру­гой и все ни­как не мог ус­по­ко­ить­ся, прий­ти в се­бя.

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Без не­вес­ты, од­на­ко, дол­го не уси­дел на свадь­бе и же­них — Ха­жисул­тан-бай.

8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.

Но по­чему ка­мень та­кой тя­желый, как кос­тя­ная баб­ка, на­литая свин­цом?

9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Ту­ман рас­се­ивал­ся дол­го,(1)под­ни­ма­ясь от зем­ли по­луп­розрач­ны­ми клочь­ями и мед­ленно всплы­вая вверх,(2) к вер­ши­нам со­сен. Вни­зу,(3) в ло­щине он рас­те­кал­ся го­лубо­ватым мо­локом,(4) из не­го тор­ча­ли лишь вет­ки кус­тарни­ка,(5) а тра­вы вов­се не бы­ло вид­но.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Силь­ный по­рыв вет­ра от­бра­сывал дым кос­тра то в од­ну,(1) то в дру­гую сто­рону,(2)и,(3)не ус­пев вов­ре­мя от­сту­пить,(4)Ап­тра­хим вдруг по­чувс­тво­вал,(5) как что-то боль­но коль­ну­ло его в глаз.

Вариант 2

1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Обес­по­ко­ен­ный ка­ким-то шу­мом Ниг­ма­тул­ла под­нялся, дол­го и нап­ря­жен­но вслу­шивал­ся.

2) Об­леплен­ные до­рож­ной грязью хлю­пали по гли­не ко­леса скри­пели втул­ки ло­шади сту­пали в жел­то-се­рые лу­жи под­ни­мая квер­ху ош­метья гря­зи.

3) Сдер­жи­вав­ший­ся на лю­дях он при­жал те­перь ру­ки к ли­цу и зап­ла­кал гром­ко со всхли­пами и за­выва­ни­ями при­читая и сжи­мая в ла­донях го­лову.

4) Вы­валив эр­кет в боль­шие ча­ны жен­щи­ны на­чали по­меши­вать гус­тую бе­лую мас­су.

2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прос­то труд­но по­верить что во­да пе­река­тывая и про­мывая его дол­гие го­ды вы­лепи­ла поч­ти жи­вого коз­ленка.

2) Он шел от­во­дя од­ной ру­кой ко­лючие вет­ки а в дру­гой сжи­мая до бо­ли в паль­цах шер­ша­вый узе­лок.

3) Он чуть не нас­ту­пил на ужа пе­репол­завше­го тро­пин­ку от­ско­чил в ис­пу­ге и дол­го сто­ял слу­шая как бь­ет­ся в клю­чицы сер­дце.

4) Хис­ма­тул­ла пок­раснел по­мол­чал с ми­нуту ра­ду­ясь что в тем­но­те мать не уви­дит его ли­ца.

3. Укажите все предложения, в которых имеются распространенные приложения.

1) Хис­ма­тул­ла под­сел к ним, уз­нав ста­рого зна­комо­го, уса­того ста­рате­ля, ко­торый ког­да-то за­щитил его.

2) К ре­ке по­тяну­лись не толь­ко муж­чи­ны-ста­рате­ли, но и жен­щи­ны, и да­же де­ти.

3) Зо­лото­нос­ны­ми жи­лами на бе­регах Юр­гашты, Кы­рака и Езе­ма в не­запа­мят­ные вре­мена еще ов­ла­дел пра­дед Га­ли­ах­ме­та-бая, все­силь­ный и всев­лас­тный Габ­ду­рах­ман-бай.

4) Его фи­гур­ка, ко­выля­ющая по до­роге, стран­ным об­ра­зом бы­ла по­хожа на то­нень­кий, ис­крив­ленный ствол бе­резы, ря­дом с ко­торой он толь­ко что сто­ял…

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Плыл меж ство­лов приз­рачный дым(1)как кру­жево(2)прос­ве­чива­ли вет­ки над го­ловой(3)зас­ве­тилась в лес­ных су­мер­ках бе­реза(4)слу­чай­но ока­зав­ша­яся ря­дом с чер­ны­ми елями.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Не до­ходя де­сяти ша­гов до бая, ста­рате­ли стя­нули с го­лов шап­ки и ос­та­нови­лись.
2) На небе, наполовину очистившемся от туч, горели звезды.

3) Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.

4) На­фиса за­дум­чи­во си­дела у ок­на, сло­жив ру­ки на ко­ленях.

6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение. Напишите определяемое слово.

Это бы­ла ста­рин­ная баш­кир­ская пес­ня, пол­ная свет­лой тос­ки и со­жале­ния о нес­бывшем­ся счастье, она всег­да сжи­мала сер­дце Хис­ма­тул­лы, и он го­тов был пла­кать, ког­да слы­шал ее.

7. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

Уз­кая гли­нис­тая тро­пин­ка сбе­гала вниз, пет­ляя и из­ви­ва­ясь, но­ги сколь­зи­ли, крыш­ка пус­то­го пу­зато­го чай­ни­ка под­ска­кива­ла и зве­нела в ру­ках у За­гита, шед­ше­го за от­цом.

8. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Они счи­та­ют, что, ес­ли мы убе­рем с до­роги Ла­пен­ко­ва, хо­зя­ина Кэ­жэн­ско­го за­вода, и на­шего уп­равля­юще­го На­кыше­ва, жить ста­нет луч­ше.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

Лишь время от времени мальчик дергал легонько вожжи,(1) посвистывал для порядка,(2) погоняя коня и не обращая внимания на девчат,(3) покачивающихся в арбе,(4) задумчиво пел.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

Ха­ким ос­та­новил­ся на са­мом краю стой­би­ща,(1)при­над­ле­жав­ше­го ро­ду Кы­зыр,(2) у не­боль­ших,(3) нас­пех сло­жен­ных из не­ров­ных суч­ко­ватых бре­вен стро­ений,(4)уже гус­то за­рос­ших ле­бедой и кра­пивой.


Вариант 3

1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Про­низан­ный вне­зап­ной дрожью маль­чик вско­чил на но­ги и хо­тел бы­ло зак­ри­чать от ис­пу­га, но вни­зу толь­ко по-преж­не­му би­лись о бе­рег тем­ные вол­ны.

2) Соб­равши­еся в по­меще­нии од­но­сель­ча­не за­шуме­ли.

3) Хис­ма­тул­ла от­крыл гла­за и уви­дел си­дяще­го ря­дом на по­лу Са­фу­ана.

4) От­став­шие от те­леги Сул­танга­ли и За­гит еле во­лочи­ли но­ги, ког­да впе­реди за пе­рева­лом по­казал­ся лес.

2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Реч­ка бе­жала че­рез лес по­иг­ры­вая на пе­река­тах жел­тым пес­ком ве­село бол­тая о чем- то но на этот раз Гай­зул­ла не стал ее дол­го слу­шать.

2) Ос­тавшись с че­тырь­мя ре­бятиш­ка­ми мал ма­ла мень­ше Сай­де­ямал поз­на­ла всю горь­кую тя­жесть нуж­ды.

3)  Душ­ный гус­той от пы­ли воз­дух об­те­кал крас­ные ус­та­лые ли­ца бо­ка ло­шадей по­тем­не­ли от по­та.

4) Уди­вив­шись Фат­хия по­шари­ла ру­кой на шес­тке наш­ла лу­чину и зас­ве­тила ее.

3. В каком предложении распространенное приложение относится к местоимению?

1) И я, их отец, очень хочу, чтобы сыновья наши были храбрыми и честно служили своей Родине…

2) А Хабибулла стоял и смотрел, как вдоль берега, покачиваясь под тяжелым коромыслом, идет Малика, дочь старого Загидуллы…

3) Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали.

4) Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ин­же­нер док­ла­дывал не­тороп­ли­во(1)спо­кой­но(2) иног­да вы­нимая из кар­ма­на блок­нот и при­водя циф­ры(3)или(4)встав и по­дой­дя к кар­те(5)ле­жав­шей на сто­ле уп­равля­юще­го(6)во­дил по ней паль­цем

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Он пе­релез че­рез пле­тень и, кра­дучись, про­шел че­рез двор к ок­ну.

2) Кор­шун кам­нем упал воз­ле из­го­роди и тот­час взмыл, дер­жав в клю­ве цып­ленка.

3) В ки­сете, вы­шитом би­сером и цвет­ным сук­ном, ле­жала де­сяти­руб­левка и тща­тель­но свер­ну­тый кло­чок бу­маги.

4) В ле­су ста­нови­лось свет­лее от лу­ны, под­ни­мав­шей­ся над вер­хушка­ми со­сен, по­ляны буд­то за­тянул го­лубо­ватый ту­ман.

6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.

На ста­ром пне, об­леплен­ном блед­ны­ми гри­бами, не­жилась на сол­нце зе­леная яще­рица.

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение(-я). Напишите это(-и) приложение(-я).

И Гайзулла не стал бы, потому что все они видят лучше и дальше, чем он, Загит, еще не нашедший свой путь в жизни.

8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

При­сажи­ва­ясь на кор­точки, ре­бята под­со­выва­ли ру­ки под плос­кие кам­ни и ко­ряги ос­то­рож­но, ста­ра­ясь не спуг­нуть ры­бу.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

Об­ша­ривая оче­ред­ную ко­рягу,(1)маль­чик вдруг ощу­тил ка­кое-то дви­жение у паль­цев,(2)и в сле­ду­ющую ми­нуту ру­ки его уже дер­жа­ли сколь­зкую,(3)вы­рыва­ющу­юся ры­бу.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Ус­лы­шав сло­во ба­ба,(1)маль­чи­ки,(2)сто­яв­шие у из­го­роди,(3)по­пяти­лись и,(4) отой­дя по­тихонь­ку,(5)что­бы не по­терять дос­то­инс­тво,(6)при­пус­ти­ли к сво­им юр­там.


Вариант 4

1. Укажите предложение, в котором распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, имеет дополнительное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Оду­рев­ший от сна он еще нем­но­го ле­жал на зем­ле по­том вска­кивал и быс­тро шел к стой­би­щу.

2) Свер­ху в ча­нах глы­бами всплы­вала губ­ча­тая лег­кая пе­на и ре­бятиш­ки на­бежав­шие с лож­ка­ми про­бова­ли ее.

3) По­махи­вая хвос­ти­ками ни хва­тали ку­сочек по­ боль­ше и быс­тро уле­тали прочь.

4) На­конец впе­реди в прос­ве­тах меж­ду де­ревь­ями заб­лесте­ла зо­лотая на сол­нце во­да Юр­гашты.

2. Укажите предложение, в котором имеется обособленное обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом.

1) Сай­де­ямал не пла­кала, а толь­ко смот­ре­ла, не от­ры­ва­ясь, на сы­на.

2) Ло­шаден­ка, нес­мотря на свой за­мух­ры­шеч­ный вид, бы­ла как буд­то с но­ровом: маль­чик то хлес­тал ее кну­том, то по­нукал вож­жа­ми, но та в от­вет толь­ко би­ла зад­ни­ми ко­пыта­ми по ог­лобле и пе­ред­кам са­ней.

3) Хис­ма­тул­ла дол­го бро­дил вдоль Кэ­жэн, опус­тив го­лову и под­да­вая но­гой мел­кие ка­меш­ки.

4) Лю­дей, ок­ру­жав­ших его, и вся­ких там не­доволь­ных он не бо­ял­ся.

3. Укажите предложение, в котором имеется приложение.

1) Еле-еле от­ра­ботав свои шес­тнад­цать ча­сов, Хис­ма­тул­ла поп­лелся к се­бе в ба­рак, го­лод­ный, прок­ли­ная все на све­те.

2) Сайдеямал думала о Хисматулле, единственном близком человеке, и не могла позволить ему совершить необдуманный шаг.

3) Он вдруг вы­пус­тил пар­ня и встал пе­ред ним, улы­ба­ясь, с ви­дом и удив­ленным и од­новре­мен­но оби­жен­ным.

4) Пол­ные гу­бы улы­бались, чуть вздра­гивая и об­на­жая свер­ка­ющую по­лос­ку зу­бов.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но вот са­моро­док(1) вы­битый уда­ром но­ги(2) от­ско­чил в сто­рону(3) упал пря­мо воз­ле маль­чи­ка(4) и Хай­рет­дин схва­тил его.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1)  За­гит раз­ве­сил на про­воло­ке, опо­ясы­ва­ющей чу­вал, ока­менев­шие от хо­лода лап­ти и мок­рые, сколь­зкие от гли­ны пор­тянки и, ук­рывшись ту­лупом, под­сел к Га­миле и Сул­танга­ли.

2) Иног­да она ос­во­бож­да­ла од­ну ру­ку и, взяв но­вую горсть зе­рен, ссы­пала их в от­вер­стие жер­но­ва.

3) Спус­ка­ясь, маль­чик пос­коль­знул­ся и шлеп­нулся в жел­тое ме­сиво гли­ны, раз­брыз­ги­вая ско­пив­шу­юся в ям­ках та­лую во­ду.

4) Маль­чик ос­то­рож­но при­сел у чу­вала, про­тягивая но­ги к ог­ню, и стал наб­лю­дать, как иг­ра­ют ря­дом на по­лу де­ти.

6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.

Хай­рет­дин шел в глу­бину ле­са, не ис­пы­тывая стра­ха, рав­но­душ­ный к то­му, что мо­жет слу­чить­ся с ним, ду­мал о маль­чи­ке, и ду­ша его бо­лела и бо­лела, не ути­хая…

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Че­тыре го­да на­зад он не по­жалел род­но­го от­ца, Хажигали-агай, и увел из его до­ма единс­твен­ную ко­рову, про­дал ее на ба­заре и по­том как в во­ду ка­нул.

8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

Ско­ро Хис­ма­тул­ле на­до­ело слу­шать раз­го­воры о жен­щи­нах и во­ров­ском ис­кусс­тве, и, от­вернув­шись к сте­не, он стал ду­мать о ма­тери.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием.

Пе­реп­ры­гивая че­рез ма­лень­кие ру­чей­ки,(1)весь мок­рый,(2)За­гит доб­рался до ша­лаша и,(3)вле­тев,(4)стал от­жи­мать ру­баху и шта­ны.

10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Ша­хар­ба­ну,(1)ле­жав­шая ря­дом с Хуп­пи­нисой,(2)за­воро­чалась,(3)при­под­ня­лась на лок­те и,(4) не­доволь­но пос­мотрев в сто­рону Не­вес­тки,(5) про­бур­ча­ла.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!