Предложения с обособленными членами
Вариант 1
1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сколько раз на своем веку бывал Хайретдин в лесу но всякий раз будто вступал под его зеленый тенистый навес впервые и дивился всему как малый ребенок.
2) Она судорожно глотнула воздух и обвела взглядом чудом преобразившийся дом.
3) Стертые до красноты опухшие от долгой стирки руки дрожали и горели огнем.
4) Оглянувшись по сторонам Хайретдин вынул тяжелый камень покатал на ладони.
2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?
1) В это мгновение и пришла к нему счастливая, бросившая его в радостный озноб мысль — а что, если это самородок?
2) Убежав от Хуппинисы, ребятишки снова собрались вместе.
3) Накышев посмотрел на Сабитова, на жалкое его красное, испуганное лицо.
4) Он наткнулся на густые кусты смородины, усыпанные еще не созревшими ягодами, набил ими полный рот и долго жевал, морщась и даже весь передергиваясь от терпкого острого сока.
3. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мальчик опустил голову уже понимая что отца ему не уговорить.
2) Гости не вставая вымыли руки подогретой водой вытерли полотенцем и расселись поудобнее.
3) Напоив телят Гайзулла выгнал их на травянистый пригорок постреливая как заправский пастух кнутом сбивая стадо в кучу.
4) Он и не подумал собирать телят а бросился напрямик через чащобу спотыкаясь и падая не чувствуя как хлещут по лицу ветви как сбиваются в кровь босые ноги.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Гайзулла от поляны свернул по тропинке к оврагу(1)кинулся в его прохладу (2)и(3)прислушиваясь к пробивающемуся сквозь шелест листвы плеску воды(4) скоро выбрел к речке.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Перегороженная досками речонка бросилась к отвалам, подмывая их снизу и унося с собой глину.
2) Смолкли птицы, лес насупился, испуганными тенями заметались среди деревьев летучие мыши, тонко и нудно заныли комары.
3) С далекой поляны сквозь устоявшуюся вечернюю тишину доносились неразборчивые крики.
4) Старатели рассмеялись собравшиеся кругом
6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.
Весь сжигаемый злобой, он вошел во двор, ходил из одного конца в другой и все никак не мог успокоиться, прийти в себя.
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Без невесты, однако, долго не усидел на свадьбе и жених — Хажисултан-бай.
8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.
Но почему камень такой тяжелый, как костяная бабка, налитая свинцом?
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Туман рассеивался долго,(1)поднимаясь от земли полупрозрачными клочьями и медленно всплывая вверх,(2) к вершинам сосен. Внизу,(3) в лощине он растекался голубоватым молоком,(4) из него торчали лишь ветки кустарника,(5) а травы вовсе не было видно.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Сильный порыв ветра отбрасывал дым костра то в одну,(1) то в другую сторону,(2)и,(3)не успев вовремя отступить,(4)Аптрахим вдруг почувствовал,(5) как что-то больно кольнуло его в глаз.
Вариант 2
1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Обеспокоенный каким-то шумом Нигматулла поднялся, долго и напряженно вслушивался.
2) Облепленные дорожной грязью хлюпали по глине колеса скрипели втулки лошади ступали в желто-серые лужи поднимая кверху ошметья грязи.
3) Сдерживавшийся на людях он прижал теперь руки к лицу и заплакал громко со всхлипами и завываниями причитая и сжимая в ладонях голову.
4) Вывалив эркет в большие чаны женщины начали помешивать густую белую массу.
2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Просто трудно поверить что вода перекатывая и промывая его долгие годы вылепила почти живого козленка.
2) Он шел отводя одной рукой колючие ветки а в другой сжимая до боли в пальцах шершавый узелок.
3) Он чуть не наступил на ужа переползавшего тропинку отскочил в испуге и долго стоял слушая как бьется в ключицы сердце.
4) Хисматулла покраснел помолчал с минуту радуясь что в темноте мать не увидит его лица.
3. Укажите все предложения, в которых имеются распространенные приложения.
1) Хисматулла подсел к ним, узнав старого знакомого, усатого старателя, который когда-то защитил его.
2) К реке потянулись не только мужчины-старатели, но и женщины, и даже дети.
3) Золотоносными жилами на берегах Юргашты, Кырака и Езема в незапамятные времена еще овладел прадед Галиахмета-бая, всесильный и всевластный Габдурахман-бай.
4) Его фигурка, ковыляющая по дороге, странным образом была похожа на тоненький, искривленный ствол березы, рядом с которой он только что стоял…
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Плыл меж стволов призрачный дым(1)как кружево(2)просвечивали ветки над головой(3)засветилась в лесных сумерках береза(4)случайно оказавшаяся рядом с черными елями.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Не доходя десяти шагов до бая, старатели стянули с голов шапки и остановились.
2) На небе, наполовину очистившемся от туч, горели звезды.
3) Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.
4) Нафиса задумчиво сидела у окна, сложив руки на коленях.
6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение. Напишите определяемое слово.
Это была старинная башкирская песня, полная светлой тоски и сожаления о несбывшемся счастье, она всегда сжимала сердце Хисматуллы, и он готов был плакать, когда слышал ее.
7. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Узкая глинистая тропинка сбегала вниз, петляя и извиваясь, ноги скользили, крышка пустого пузатого чайника подскакивала и звенела в руках у Загита, шедшего за отцом.
8. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Они считают, что, если мы уберем с дороги Лапенкова, хозяина Кэжэнского завода, и нашего управляющего Накышева, жить станет лучше.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
Лишь время от времени мальчик дергал легонько вожжи,(1) посвистывал для порядка,(2) погоняя коня и не обращая внимания на девчат,(3) покачивающихся в арбе,(4) задумчиво пел.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Хаким остановился на самом краю стойбища,(1)принадлежавшего роду Кызыр,(2) у небольших,(3) наспех сложенных из неровных сучковатых бревен строений,(4)уже густо заросших лебедой и крапивой.
Вариант 3
1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Пронизанный внезапной дрожью мальчик вскочил на ноги и хотел было закричать от испуга, но внизу только по-прежнему бились о берег темные волны.
2) Собравшиеся в помещении односельчане зашумели.
3) Хисматулла открыл глаза и увидел сидящего рядом на полу Сафуана.
4) Отставшие от телеги Султангали и Загит еле волочили ноги, когда впереди за перевалом показался лес.
2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Речка бежала через лес поигрывая на перекатах желтым песком весело болтая о чем- то но на этот раз Гайзулла не стал ее долго слушать.
2) Оставшись с четырьмя ребятишками мал мала меньше Сайдеямал познала всю горькую тяжесть нужды.
3) Душный густой от пыли воздух обтекал красные усталые лица бока лошадей потемнели от пота.
4) Удивившись Фатхия пошарила рукой на шестке нашла лучину и засветила ее.
3. В каком предложении распространенное приложение относится к местоимению?
1) И я, их отец, очень хочу, чтобы сыновья наши были храбрыми и честно служили своей Родине…
2) А Хабибулла стоял и смотрел, как вдоль берега, покачиваясь под тяжелым коромыслом, идет Малика, дочь старого Загидуллы…
3) Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали.
4) Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Инженер докладывал неторопливо(1)спокойно(2) иногда вынимая из кармана блокнот и приводя цифры(3)или(4)встав и подойдя к карте(5)лежавшей на столе управляющего(6)водил по ней пальцем
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Он перелез через плетень и, крадучись, прошел через двор к окну.
2) Коршун камнем упал возле изгороди и тотчас взмыл, держав в клюве цыпленка.
3) В кисете, вышитом бисером и цветным сукном, лежала десятирублевка и тщательно свернутый клочок бумаги.
4) В лесу становилось светлее от луны, поднимавшейся над верхушками сосен, поляны будто затянул голубоватый туман.
6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.
На старом пне, облепленном бледными грибами, нежилась на солнце зеленая ящерица.
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение(-я). Напишите это(-и) приложение(-я).
И Гайзулла не стал бы, потому что все они видят лучше и дальше, чем он, Загит, еще не нашедший свой путь в жизни.
8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Присаживаясь на корточки, ребята подсовывали руки под плоские камни и коряги осторожно, стараясь не спугнуть рыбу.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве
Обшаривая очередную корягу,(1)мальчик вдруг ощутил какое-то движение у пальцев,(2)и в следующую минуту руки его уже держали скользкую,(3)вырывающуюся рыбу.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
Услышав слово баба,(1)мальчики,(2)стоявшие у изгороди,(3)попятились и,(4) отойдя потихоньку,(5)чтобы не потерять достоинство,(6)припустили к своим юртам.
Вариант 4
1. Укажите предложение, в котором распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, имеет дополнительное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Одуревший от сна он еще немного лежал на земле потом вскакивал и быстро шел к стойбищу.
2) Сверху в чанах глыбами всплывала губчатая легкая пена и ребятишки набежавшие с ложками пробовали ее.
3) Помахивая хвостиками ни хватали кусочек по больше и быстро улетали прочь.
4) Наконец впереди в просветах между деревьями заблестела золотая на солнце вода Юргашты.
2. Укажите предложение, в котором имеется обособленное обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом.
1) Сайдеямал не плакала, а только смотрела, не отрываясь, на сына.
2) Лошаденка, несмотря на свой замухрышечный вид, была как будто с норовом: мальчик то хлестал ее кнутом, то понукал вожжами, но та в ответ только била задними копытами по оглобле и передкам саней.
3) Хисматулла долго бродил вдоль Кэжэн, опустив голову и поддавая ногой мелкие камешки.
4) Людей, окружавших его, и всяких там недовольных он не боялся.
3. Укажите предложение, в котором имеется приложение.
1) Еле-еле отработав свои шестнадцать часов, Хисматулла поплелся к себе в барак, голодный, проклиная все на свете.
2) Сайдеямал думала о Хисматулле, единственном близком человеке, и не могла позволить ему совершить необдуманный шаг.
3) Он вдруг выпустил парня и встал перед ним, улыбаясь, с видом и удивленным и одновременно обиженным.
4) Полные губы улыбались, чуть вздрагивая и обнажая сверкающую полоску зубов.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но вот самородок(1) выбитый ударом ноги(2) отскочил в сторону(3) упал прямо возле мальчика(4) и Хайретдин схватил его.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Загит развесил на проволоке, опоясывающей чувал, окаменевшие от холода лапти и мокрые, скользкие от глины портянки и, укрывшись тулупом, подсел к Гамиле и Султангали.
2) Иногда она освобождала одну руку и, взяв новую горсть зерен, ссыпала их в отверстие жернова.
3) Спускаясь, мальчик поскользнулся и шлепнулся в желтое месиво глины, разбрызгивая скопившуюся в ямках талую воду.
4) Мальчик осторожно присел у чувала, протягивая ноги к огню, и стал наблюдать, как играют рядом на полу дети.
6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.
Хайретдин шел в глубину леса, не испытывая страха, равнодушный к тому, что может случиться с ним, думал о мальчике, и душа его болела и болела, не утихая…
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Четыре года назад он не пожалел родного отца, Хажигали-агай, и увел из его дома единственную корову, продал ее на базаре и потом как в воду канул.
8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Скоро Хисматулле надоело слушать разговоры о женщинах и воровском искусстве, и, отвернувшись к стене, он стал думать о матери.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием.
Перепрыгивая через маленькие ручейки,(1)весь мокрый,(2)Загит добрался до шалаша и,(3)влетев,(4)стал отжимать рубаху и штаны.
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Шахарбану,(1)лежавшая рядом с Хуппинисой,(2)заворочалась,(3)приподнялась на локте и,(4) недовольно посмотрев в сторону Невестки,(5) пробурчала.