СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы к авторскому проекту

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

тезисы

Просмотр содержимого документа
«Тезисы к авторскому проекту»

Тезисы к педагогическому авторскому проекту

«Формирование положительной мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»,

Оспанова Г.С., учитель русского языка и литературы

школы – интерната общего типа № 10 г.Щучинска


1. Необходимость обновления образования, заключающаяся в переходе от знаний, умений, навыков к другой шкале оценки результатов обучения - веление времени. При этом изучение и формирование мотивов к учению является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Изучение и правильное использование действующих мотивов, направляющих развитие личности и её движение в нужном направлении, - основа педагогического труда.

Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них выделяют как особо значимые следующие:

  • обучение с компьютерной поддержкой;

  • применение мультимедиа-систем;

  • использование интерактивных компьютерных средств

2. Объект исследования: процесс формирования мотивации к учению у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования: применение ИКТ- компонента как средства формирования мотивации у школьников на уроках русского языка и литературы.

Цель исследования: изучить эффективность влияния ИКТ- компонента как средства формирования мотивации к учению у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  1. Определить особенности формирования мотивации к учению у учащихся на уроках русского языка и литературы.

  2. Изучить состояние проблемы использования ИКТ- компонента как средства формирования мотивации на уроках русского языка и литературы в современной педагогической литературе.

  3. Провести диагностику уровня формирования мотивации к учению у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Для решения задач исследования был использован следующий комплекс методов: изучение литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учащихся; анкетирование учителей и учащихся.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителями русского языка и литературы.

3. Проблема мотивации актуальна как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В работах Л.И. Божович и ее сотрудников при анализе направленности личности были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью. Иногда ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление овладеть определенными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

П.М. Якобсон выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

1) мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией П.М. Якобсон подразумевает побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры родителей, учителей и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

2) мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

4. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно- справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет.

ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

5. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростка, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что - то новое, чему - либо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, самореализации, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и поддержания им.
6. Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким- нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов -и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Эта мысль подтверждает большое значение и главенствующую роль наглядности в обучении, а именно таковым является ИКТ – обучение.

Современную казахстанскую школу на современном этапе невозможно представить без ИКТ – технологий: участники образовательного процесса освоили «Кунделік.kz»., активно применяют ресурсы образовательного сайта «Bilimland». Но, несомненно, у каждого педагога найдется своя изюминка, свои находки в области применения информационно – коммуникативных технологий с целью активизации познавательного интереса к изучаемому предмету.

7. Основными направлениями, в которых используются компьютерные технологии на уроках, являются следующие:

1)визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), здесь особенно важен опыт применения мультимедиа на уроках развития речи, где рассуждения учащихся связаны с картинами различных художников. На уроках интересен такой вариант работы, когда ребятам показывается только небольшой фрагмент картины, а они должны домыслить то, что изображено на остальной ее части. Безусловно, таким способом достигается развитие воображения учащихся, их коммуникативных способностей.

С помощью ИКТ – технологий идет систематическое приобщение учащихся к мировой культуре и национальным ценностям. На уроке можно легко организовывать виртуальные экскурсии в таинственный и волшебный мир пенатов писателей, поэтов, художников, музыкантов, посещать музеи с мировым именем. Демонстрация фотоснимков, документов не оставляет никого равнодушными, способствует расширению кругозора школьников. Любимым видом работы является работа по подготовке и проведению сочинений – описаний картины. За созерцанием, анализом картин художников следует кропотливая деятельность по характеристике полотна, как правило, всегда вдумчивая и серьезная. Именно в таком ключе на уроках русского языка и литературы использовались все картины русских, казахстанских художников, предлагаемых методическим аппаратом учебников. Именно заинтересованность учащихся способствовала созданию добротных сочинений по произведениям Г.Исмаиловой «Казахский вальс», И.Левитана «Осень» и других;

2)интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Такой вид работы возможен как дополнительный материал к урокам русского языка и литературы;

3) проецирование на экран правильных ответов для сверки в процессе проведения формативного оценивания. Как правило, это происходит при взаимооценивании учащихся. Здесь же проецируются и дескрипторы, которые часто мы составляем совместно;

4)самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

8. В настоящее время методический аппарат учебников нового поколения для учащихся 7 класса, работающих в режиме внедрения обновленного содержания образования, предлагает большое количество заданий творческого характера, связанных с широким применением ИКТ – технологий. Достойны внимания упражнения на выполнение коллажа, составление годового календаря с внесением в него стихотворений о природе и репродукций с картин известных художников. Примечательно, что ученики с большим желанием выполняют задания по составлению киносценариев к произведению, используя компьютер, интернет, сотовые телефоны.

Мотивации к обучению способствуют и такие упражнения: снять видеоролик с размещением на сайте ютуб на определенную тематику, например, удачными получились работы на тему: «Как учить иностранные языки». Помимо прочих достоинств это помогает развивать монологическую речь учеников, достигать целей по обучению говорению.

9. Методические рекомендации

Чтобы успешно работать с ИКТ на уроке, учителю необходимо соответствовать следующим требованиям:

1. Владеть основами работы на компьютере.

2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

3. Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку учитель должен соблюдать следующие этапы:

1)диагностика

2)прогнозирование

3)планирование

Диагностика включает в себя следующие параметры:

1)характер учебного материала

2)структура урока

3)временные затраты в учебном процессе

4)возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

10. Организация и результаты педагогического эксперимента. Методы и организация исследования

Исследование формирования мотивации учащихся 7 классов с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось на базе школы - интерната общего типа № 10 города Щучинска Бурабайского района. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учащихся 7 класса, анкетирование учителей, преподающих русский язык и литературу в среднем звене и в начальных классах, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения и с применением ИКТ - компонента. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка и литературы.

Учителям были предложены вопросы с предоставлением выбора ответа. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 3- учителя начальных классов и 2- учителя русского языка и литературы. Данный метод был выбран для удобства апробации результатов и точности.

Анкетирование учащихся 7 классов проводилось для выявления роли ИКТ в формировании положительной мотивации, заинтересованности изучением предметов. Учащимся были розданы листочки, на которых им предлагалось ответить на вопросы, выбрав один из вариантов, а во втором задании можно было выбрать несколько вариантов. Наблюдение за деятельностью учащихся 7 классов проводилось для выявления эффективности формирования мотивации с применением ИКТ - компонента на уроках русского языка и литературы. Наблюдали за уроками русского языка и литературы без применения ИКТ- компонента и с применением. На обоих уроках фиксировали проявления активности на каждом этапе.

Таким образом, нами были использованы следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение за деятельностью учащихся.

В ходе данного исследования были получены следующие результаты анкетирования учащихся: на вопрос о том, нравятся ли учащимся уроки и мероприятия с использованием ИКТ 100% ответили утвердительно. Такие же результаты получены на вопрос о том, что использование ИКТ на уроках

11. Таким образом, полученные нами следующие результаты наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирования учащихся и учителей показали, что применение ИКТ- компонента на уроках русского языка и литературы используется, и оно весьма эффективно для формирования у учащихся мотивации. ИКТ- компонент является дидактическим резервом для формирования положительных мотивов к учению.